Сказка о художнике

Татьяна Азарова Плесовских
В одном городе жил купец Мирон. И была у него единственная дочь – красавица Настенька, глаза синие, коса золотая.

 Как-то в воскресный день Настя вместе с няней отправилась на ярмарку, на людей посмотреть, подарков накупить.
Батюшке купила шляпу, матушке – брошь, няне – платок, а себе? Заметив небольшое столпотворение, подошла и увидела художника, продающего свои картины.

Зачарованно смотрела она на зелень лугов, синь неба, деревеньки в садах и как облака в реках отражаются, будто купаются.

Подошёл купец дородный, купил натюрморт с арбузом. Потом скромная женщина с грустными глазами: «У меня доченька больна. Хочу ей букет цветов купить, порадовать, только не знаю, сторгуемся ли, у меня денег мало». Художник взял картину и отдал женщине: «Пусть ваша девочка выздоравливает».

И тут он увидел девушку. Глаза синие, как васильки на его картинах, и коса золотая. Век бы её лицом любовался.

- Скажи, красавица, нравятся ли тебе мои картины?
- Очень нравятся, - ответила Настя. - Хочу  купить пейзаж со старой мельницей у реки и пасущимися лошадями.
- Отличный выбор.

Девушка щедро расплатилась, а уходить так не хотелось. И тут художник, звали его Евдоким, спросил: «Не согласишься ли ты мне попозировать? Я хочу написать твой портрет». «Я согласна, - обрадовалась Настя, - лишь бы родители разрешили».

Дома батюшка и матушка долго любовались картиной, остались довольны. Разрешение на написание портрета было дано. На другой день Настенька нарядилась в голубое платье с белым кружевным воротником, накинула на плечи цветастый платок и в сопровождении матушки поехала к художнику. Ах, как ждала она этой встречи. Ещё больше ждал о волновался Евдоким. Отпустят ли её?

Он просто засветился, увидев Настеньку, усадил её на стул, дал в руки букет васильков и принялся за работу, занимая её разговорами. Ведь художнику важно не просто изобразить похоже, а передать образ, внутренний мир человека. Две недели Евдоким писал картину. Две недели они были счастливы.

И вот работа закончена. Приехали батюшка и матушка. Посмотрели и обомлели, увидев на портрете чистую, светлую, нежную Настеньку свою. Именно такая и есть их доченька. Отец спросил о цене, а художник ответил, что это подарок. Сейчас он отправит картину в Москву на выставку, после её доставят в дом купца.

Пользуясь тем, что вся семья в сборе, Евдоким попросил у родителей руки Анастасии. Девушка зарделась. Мирон призадумался и дал ответ: «У меня кроме Настеньки других детей нет. Кому я передам своё купеческое дело? Брось кисти, стань купцом и я дам тебе дочку в жёны. Иначе не обессудь. Присмотрел я ей в женихи купца молодого, удалого. С ним и сговоримся. Напрасно Настя плакала. Напрасно художник объяснял, что к торговле не имеет никакого интереса. Мирон был непреклонен.

С того дня Евдоким загрустил. Как-то писал он на природе пейзаж с васильками и ромашками. Подлетела какая-то синяя птичка. Покружилась и превратилась в женщину в синем платье с синими волосами: «Я волшебница Василиса, давно за тобой наблюдаю. Очень мне нравится всё, что ты пишешь, особенно мои любимые цветы васильки. Но что случилось? Отчего ты так невесел?»

И поведал Евдоким всю историю любви. И что теперь купец закрыл Настеньку в комнате с решёткой, у двери охрану приставил. «Коли так, - сказала Василиса, - я вам помогу». Обернулась она синей птицей и полетела к дому купца. Влетела в окно через решётку в комнату Насти и обернулась синеволосой женщиной.

«Настенька, хочешь ли ты увидеться с Евдокимом?» «Хочу!» – обрадовалась та. Обернулись обе птичками и упорхнули. Художник, увидев любимую, обнял её: «Давай сбежим!» «Давай!» Но Василиса их предупредила: «Если вы хотите быть вместе, вам придётся преодолеть большие трудности, расстаться с чем-то очень дорогим». «Согласны!» «Тогда бегите к реке! Смотрите, за вами уже погоня!»

И впрямь, по полю на лошадях неслись отец со слугами. Евдоким подхватил этюдник с картиной и они побежали к реке. У реки беглецы увидели мужика с лодкой. Евдоким попросил: «Перевези нас на ту сторону». Тот ответил: «Отдашь мне свою правую руку, перевезу». «Возьми», - согласился художник.

Переправились они, глядь, а правая рука у Евдокима повисла неживая. Побежали в лес. Догоняющие тоже перебрались через реку, бегут вслед. Тут беглецам встретилась лесная старушка. Настя сказала: «Бабушка, спрячь нас». «Ладно, - ответила та, - только отдай мне свою косу». «Возьми!» Тут старуха подняла люк, покрытый травой, внизу яма-схрон. Спрятались, старуха прикрыла сверху люком. Над их головами ещё долго были слышны крики и топот.

Наконец всё стихло. Выбрались. Глядь, а косы-то золотой у Настеньки нет! Вместо неё короткая стрижка. Настя наделала на голову платок, что был у неё на плечах и беглецы продолжили путь.

 И вот через какое-то время дошли они до большого синего озера. И такая красота кругом, дух захватывает! «Это же рай для художника!» – воскликнул Евдоким. «И мне здесь нравится!» – обрадовалась Настя.

На берегу озера они нашли ветхую хижину. Вошли. Никого нет. И легли спать на какое-то подобие кровати, потому что очень устали. А хижина принадлежала рыбаку Семёну, он в ней своё рыбацкое снаряжение хранил, иногда непогоду пережидал.

 Вернулся он с уловом, а в его хижине незнакомые люди спят. Что ж, затопил печурку, приготовил уху, чай, а тут и неожиданные гости проснулись. «Ой, простите нас, - испугалась Настя, - мы сейчас уйдём».
- Незачем спешить, садитесь к столу.

Во время трапезы путники поведали свою историю. «Идти вам всё равно некуда. Живите пока в моей хижине, не помешаете, а у меня дом в деревне есть.» - предложил Семён.
А тут перекупщик приехал, он у местных рыбаков улов скупал для перепродажи. Показал ему Евдоким свою последнюю картину, попросил  передать на выставку-продажу, адрес сообщил. Деньги – пополам. Ещё наказал купить краски, кисти и холст. Всё было исполнено.

С помощью Насти Евдоким натянул на подрамник холст, загрунтовал и принялся за работу. Только не идёт дело-то у него, не работает правая рука. Но он упёртый, замажет мазню и снова начинает. В конце концов он и левой рукой стал писать не хуже чем правой когда-то. Картины сам отвозил в Москву или поручал перекупщику.

Перекупщик как-то приехал, привёз деньги от проданных картин и газету подал: «Евдоким, не про тебя ли здесь писано?» Прочёл он и обрадовался, оказалось его портрет Настеньки на выставке получил первую премию. Поехал в Москву, договорился о выставках, вернувшись, купил на премию дом в деревне. Хозяйство завели, огород. Живут, радуются, потому что вместе.

Прошло десять лет. Купец Мирон поехал в Москву по делам. Закончил и решил по городу прогуляться. И тут неожиданно появляется женщина с синими волосами: «Мирон, не проходи мимо, сверни налево за угол».

Он свернул и попал на выставку в художественную галерею. А там среди картин разных художников увидел он работы Евдокима: пейзажи, автопортрет,  портрет его дорогой доченьки Настеньки в платке. «Где, - закричал он, - художник живёт, сообщите адрес!» Ему сказали.

Когда его коляска подъехала к дому художника, Настя и Евдоким очень обрадовались, но дочка сказала: «Если вы приехали нас разлучить, то напрасно. Мы за любовь нашу дорого заплатили. Евдоким отдал свою правую руку, а я – косу.

Заплакал купец и стал прощения просить. И случилось диво дивное. Ожила у Евдокима правая рука. А Настя подошла к зеркалу, сняла платок и увидела опять свою косу золотую.

Пришло время с внуками познакомиться. Старший Илья. Лицом и нравом в деда уродился, математику любит. Хочет купцом стать. Обрадовался Мирон, есть кому своё дело передать. Второй внук Алёша, весь в отца. Рисовать любит, значит художником станет.

Младшенькая Анютка в кроватке сидит. А глазки синие-синие, как у мамы. А как взял её дед на руки, засмеялась и крепко ухватила его за бороду.
Так и помирились. Вот и славно.

                Рисунок Евгения Смирнова.