Остановка мира

Серж Готье
Следует особо остановиться на одном моменте, лежащем в основе системы магического знания. В передаче дона Хуана маг, в отличие от обычного человека, не считает мир повседневной жизни чем-то устойчивым и однозначно реальным. Для мага реальность — не более, чем описание мира, программа восприятия, которую закладывают в наше сознание с самого рождения. В его объяснении каждый человек, который вступает в общение с ребёнком, непрерывно разворачивает перед ним своё описание мира. Таким образом, все, кого ребёнок встречает в своей жизни, становятся для него учителями. Они учат его определённым образом описывать мир и в какое-то мгновение ребёнок начинает воспринимать мир в соответствии со сформированным в его сознании описанием. Этот момент имеет огромное значение, поскольку ни много, ни мало, определяет всю нашу судьбу. Дон Хуан утверждал, что мы не помним об этом моменте попросту потому, что нам не с чем сравнивать. Однако, именно в этот миг человек «входит в мир». Ребёнок становится полноправным членом группы людей, использующих определённое описание мира. Он владеет этим описанием и способен в его рамках соответствующим образом интерпретировать то, что воспринимает. Интерпретации же, в свою очередь, подтверждают описание, которое в результате становится ещё более устойчивым. Таким образом, реальность нашей повседневности состоит из бесконечного потока чувственных интрепретаций. Являясь членами группы лиц, использующих одно и то же описание мира, мы просто научились одинаково интерпретировать явления, воспринимаемые нашими органам чувств. Впечатление цельности картины мира, составленной из чувственных интерпретаций, обусловлено тем, что последние следуют нескончаемым слитным потоком и, за ничтожными исключениями, практически никогда не подвергаются сомнению.
В самом деле, мы давно привыкли к гарантированной однозначности того, что считаем реальностью, и вряд ли способны сколько-нибудь серьёзно отнестись к тому, что эта реальность — всего лишь одна из множества возможных описаний мира. Таким образом, с самой первой нашей встречи дон Хуан внедрял в моё сознание своё описание мира. Он заявлял, что учит меня «видеть», подразумевая под этим способ восприятия, принципиально отличающийся об обычного зрительного восприятия, которое дон Хуан определял словом «смотреть». Первым шагом на пути к «вИдению» была, по его словам, «остановка мира».
Много лет спустя дон Хуан всё же добился своего — я «остановил мир». Подводя итог, я могу сказать, что в начале ученичества у дона Хуана, я столкнулся с иной реальностью, то есть, кроме привычного, знакомого мне описания мира, имело место описание магическое, которым я не владел. Окончание ученичества означало, что я усвоил новое описание. Иными словами, я окончательно вошёл в этот мир, сделавшись полноправным членом группы, использующей магическое его описание. По мнению дона Хуана необходимым условием «остановки мира» является убеждённость. Иначе говоря, нужно прочно усвоить новое описание, чтобы затем, противопоставив его старому, разрушить догматическую уверенность в том, что однозначность и обоснованность нашего восприятия картины мира, которую мы считаем реальностью, не подлежит сомнению.

(К.Кастанеда)