Лилит

Вадим Гарин
Фото из интернета: Адам, Ева и Лилит.



                - Дед, а что ты думаешь о Лилит? – спросила меня внучка – аспирантка.
                - Лилит? А почему она тебя заинтересовала?  Это легенда, миф о строптивой первой жене Адама, превратившейся в демона.
                - Мы с друзьями поспорили о происхождении первых людей по библии, - ответила Маринка, - ведь по книге Бытие бог сначала создал мужчину и женщину. Адама и Лилит…  А потом уж из ребра Адама Он создал Еву.
                - Ну, это не совсем так. Бог сотворил человека «по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Так написано в первой главе библии. В ней нет упоминаний о Лилит.
                Можно говорить только о тексте книги пророка Исайи, однако с древнееврейского языка  «Лилит» переводится как ночное привидение, а не как имя собственное:   «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой». (Исаия 34:14).
                Вот это «ночное привидение» и породило Лилит. Послужило поводом, чтобы говорить об упоминании о ней в библии.
                Кроме того в иврите  словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов. Вероятно, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.

                Возможно, что это имя происходит от шумерского «лиль», что означает воздух, ветер; дух, призрак.
                При переводе Ветхого Завета на древнегреческий язык, о Лилит не оставили ни слова.

            Так, что Лилит - женщина, мифологический демон.  И не надо твоим друзьям, Марина, интерпретировать Ветхий Завет по-своему. И приписывать ему разные легенды. Тут я абсолютно солидарен с апостолом Павлом, который говорил, чтобы верующие христиане не внимали иудейским басням, отвращающим от истины! (Титу 1:13-14). Но история эта любопытная.
               
                О Лилит упоминается, как о первой жене Адама в книге Зоар (первая Ева) – главного источника теории каббалы, которая является еврейским религиозно-философским учением уже более двух тысяч лет.
    Чаще всего при упоминании  Лилит ссылаются на средневековый текст «Алфавита Бен-Сиры», авторство которого приписывают создателю «Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова» Бен-Сире, написанной ориентировочно в тысячном году н.э.
                Кроме того о Лилит упоминается в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон и  в свитках Мёртвого моря. Существуют несколько шумерских и арабских легенд о Лилит.
            
                По наиболее распространённой версии, первая женщина Лилит (так якобы назвал её бог) обладала независимым и склочным характером. Она ни в чём не желала уступать Адаму, считая, что  раз бог создал их обоих из праха земного, они оба являлись равными творениями создателя.

     Непосредственно после создания между ними произошла ссора на почве секса. Они хотели немедленно приступить к выполнению первой заповеди бога «Плодитесь, размножайтесь», но никто из них не желал находится снизу! Лилит наотрез отказалась от предложенной Адамом, так называемой, «миссионерской позы» и, произнеся тайное имя бога Яхве, в гневе улетела. По указанию бога, вдогонку полетели три ангела, Сеной, Сансеной и Семангелоф , которые настигли её у Красного моря,  известного своей дурной славой и большим количеством похотливых демонов, среди которых она  собиралась поселиться. Несмотря на требование ангелов, Лилит наотрез отказалась вернуться к мужу и исполнять свой супружеский долг.
                Бог её наказал за непослушание: Он распорядился, чтобы сотня её собственных младенцев - демонов умирала каждую ночь.

                Лилит стала вести развратную жизнь: переспала со всеми демонами без разбора и рожала больше ста демонов каждый день.
А  свое кредо посланным ангелам она сформулировала следующим образом:

                «Я была создана, чтобы отбирать силы у младенцев: если родится мальчик, то он в моей власти до восьмого дня (то есть до обрезания, после чего мальчика начинает опекать Бог), а если девочка, то до двадцатого дня». Ангелы продолжали стоять на своем, и Лилит, чтобы они отстали от нее, поклялась именем Бога: «Если я увижу вас, или ваши имена, или ваши изображения на амулете, то не причиню вред ребенку». Более того, она согласилась на смерть ста своих собственных детей каждый день — наверное, поэтому так много демонов умирает изо дня в день. Это соглашение между тремя ангелами и Лилит стало причиной для написания имен ангелов на амулетах, которые вешали новорожденным на шеи: стоит Лилит увидеть одно из этих имен, как она вспоминает о своем обещании и оставляет ребенка в покое».
                Чтобы защитить себя, евреи писали на дверях специальные формулы, чтобы Лилит не вошла в дом.                  По другой версии Лилит просто  убивала младенцев и издевалась над мужчинами.

      Вообще легенд о Лилит множество. Вот смотри, Марина, в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/) написано:
«Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами.  Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э».
              - Понятно, дед.  Всё это сказки. Но всё-таки остаётся неясным,  почему в библии бог создал мужчину и женщину, а потом ещё раз создал Еву из ребра Адама?
      - Постараемся разобраться. Но прежде давай остановимся на происхождении имён, чтобы потом не было путаницы, как с Лилит.
                Имя Адам означает "мужчина", "вылепленный из земли". С иврита имя Адам  переводится  как «красная земля, краснозем».  Во второй главе библии, (стих 7) сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою».
                Таким образом, созданный из глины человек стал называться Адамом. А имя первой женщине дал уже Адам: в двадцатом стихе третьей главы библии:  «И нарёк  Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. (Ева переводится как жизнь). А теперь давай ещё раз внимательно прочтём в библии о происхождении человека:
                - «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всякими гадами, пресмыкающимися по земле». – стих двадцать шестой, глава первая.
 
              Это, как говорится, Бог выразил свои намерения. Кому? – ты спросишь. Думаю, что самому Себе, так как кроме Него на белом свете ещё никого не было. Люди часто по этому примеру разговаривают сами с собой за работой или напевают! Фразу «сотворим человека» можно понять, что человек в единственном числе, однако далее Бог указывает, что люди (они) будут владычествовать над всем живым, созданным ранее.
                А в двадцать седьмом стихе той же первой главы читаем: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». И опять здесь  единственное число переходит в множественное. По-видимому, Бог считал мужчину и женщину единым целым. Другого объяснения я не нахожу этим переходам.
                Таким образом, акт творения закончен. На земле появились первые люди. Но в двадцатом стихе второй главы читаем, что Адам, выполняя поручение Господа, дать названия всему живому устал, так как у него не было помощника. Куда же подевалась первая женщина, которую позже стали называть Лилит? Или она к тому времени уже, поссорившись с Адамом, улетела? Но это всё домыслы. А в библии читаем:
                - «И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.  (стих 21) И далее: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку». (стих 22)
      - Возникает вопрос: зачем было создавать ещё одну женщину, если есть первая?
      - Дедушка, совершенно всё ясно: Бог создал сначала одну пару людей, а потом уже вторую. Первую женщину из праха земного, а вторую из ребра!
      - Да нет, как раз всё далеко не ясно. Ты как раз озвучиваешь мнение "лилитистов". Это они говорят, что в библии идёт речь о создании второй пары мужчины и женщины. Фанаты этой гипотезы усматривают упоминание о Лилит и в книге пророка Исаии, мы уже говорили об этом. Желаемое они выдают за действительное.
      - Христианская точка зрения проста: они считают, что во второй главе идёт расшифровка первой главы, то есть подробное описание Божественного акта творения первых двух людей – Адама и Евы.
      Подход, Маринка прост: я не собираюсь трактовать библию и считаю это совершенно пустым делом. Надо читать её и постараться разобрать и понять, что, как, о чём там написано и почему.  Для этого надо знать историю древнего мира евреев и понимать, как писалась эта бессмертная книга. Например, никто всерьёз не принимал сведения, приводимые Гомером о Трое, считая это сочинение литературой. Один Шлиман был уверен, что Гомер описывал исторические события. И, пользуясь текстом Гомера, нашёл Трою!
                Если не хватает знаний  - надо обратиться к другим источникам. Зимой я приобрёл очень интересную книгу профессора еврейского языка и сравнительной литературы в Калифорнийском университете Ричарда Фридмана «Как создавалась библия». Опираясь на многочисленные исследования библеистов, Фридман делает вывод:
                - «Библия – результат сочетания нескольких более ранних источников группой авторов, имела огромное значение, ибо помогла трём крупным учёным последующего столетия осмыслить такой важный факт, как дублет.
              - Дублет – это повтор рассказа. Даже в переводах легко видеть, что иногда в библии один и тот же рассказ появляется дважды с изменениями в деталях. Есть два рассказа о сотворении мира и др.  (Р. Фридман «Как создавалась библия, пер. с анг. М. Эксмо 2011 г, 400 стр, ISBN 978-5-699-48351-8, стр 31.)»
              - Таким образом, главы библии написаны разными людьми. «Редактор, - пишет Фридман на стр 337, -  же включил оба текста целиком, поэтому мы не можем сказать, осознал ли он, сколь интересное сочетание у него получилось. Эта комбинация – нечто большее, чем сумма её частей. Рассказ стал богаче и открыл новые возможности для толкования»

                Таким образом, компиляция текстов различных авторов библии дала почву многочисленным толкованиям в зависимости от желаемого результата. По второй и третьей главе книги Бытие отчётливо видна различная методология и технология создания первых людей. Каждая из них самостоятельна в пределах темы, потому, что принадлежит разным авторам. Соединение двух рассказов воедино породили нестыковки друг с другом и многочисленных толкователей. Вот и появились Лилит и Ева, тем более, что для Лилит была подготовлена богатая почва мифов разных народов.

    
..