Обман в Святой Софии. 17 глава

Игорь Леванов
Глава 17
ОБМАН В СВЯТОЙ СОФИИ
Прогулочный теплоход плыл по Босфору. Великолепные виллы на берегу пролива. Автомобильные пробки на обоих мостах из Европы в Азию. Пробки даже – где вы бы думали? – из пароходов и катеров в Босфоре. Святой князь Игорь и Бастет с восторгом рассматривали пролив, разделяющий Европу и Азию, создавалось впечатление, что это необыкновенная вода. Вода словно чувствовала свою важность.
– Шикарная, элегантная, энергичная, здесь греки своим греческим огнём сожгли ладьи князя Игоря.
– Удивительным образом греческий огонь совпал с явлением иконы Покрова Пресвятой Богородицы. Некоторые православные священники говорят, что икона Покрова Пресвятой Богородицы защитила Константинополь от руссов, конкретно от дружины князя Игоря, – пояснила Бастет.
– Ангельская, ароматная, безупречная, у икон, кроме видимой части изображения на дереве, есть технические составляющие, обеспечивающие достижение цели. Видимым свойством в данном случае стал греческий огонь. Кстати, греческий огонь изобрёл турок, но султан, считал, что он победит греков и без нового оружия. Тогда турок продал своё изобретение грекам, и огонь стал называться греческим. Султан в том сражение потерпел поражение.
– Я знаю о таинственном действии икон, запускающих тайные механизмы, словно спусковой курок стрелкового оружия или кнопка ядерного чемоданчика, – сказала Бастет.
– Бесподобная, божественная, блестящая, а сейчас самое важное, о чём не знают верующие. Не знают, потому что надо связать вместе два события, произошедшие в разных местах и в разное время, в Константинополе и во Владимире. В основу праздника Покрова Богородицы положено предание о явлении Божией Матери в Константинополе в воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения. Храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвёртом часу ночи, подняв глаза к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озарённую небесным светом и окружённую ангелами и сонмом святых. Богородицу сопровождали Иоанн Креститель и Иоанн Богослов.
– Возможно, это знают все, – сказала Бастет.
– Единственная, желанная, забавная, никто не обращает внимания, что святой Андрей, Христа ради юродивый из Константинополя, и Андрей Боголюбский, разгромивший Киев и перенёсший православные святыни из Киева во Владимир, имеют одно и то же имя. Это разные люди, но они продолжение один другого. Кстати, князь Игорь, который из «Слова о полку Игореве», участвовал в этом походе вместе с Андреем Боголюбским. Поэтому музей князя Игоря из книги находится в Ярославле, а не на Украине. Перед походом на Киев Андрей Боголюбский построил первый в России храм, посвящённый Покрову Пресвятой Богородицы. Это храм Покрова на Нерли в Боголюбово.
– Покров Пресвятой Богородицы – праздник, отмечаемый преимущественно Русской Православной Церковью. Имеет фиксированную дату празднования 14 октября, по преданию, в этот день выпадает первый снег. На Руси этот праздник широко отмечался в крестьянском быту, вобрав в себя многие обряды древнеславянских осенних празднеств в ознаменование окончания полевых работ, – сказал Бастет, заглянув в планшет.
– Искренняя, кокетливая, креативная, популярность иконы Покрова Богородицы ещё и в том, что не только покрывает и согревает холодной зимой, но и согревает огнём, подобным греческому огню, печальное воздействие которого на себе испытали воины князя Игоря. Посол короля Италии в Византии замечает о более чем тысячи кораблей у «короля русов Ингере». В морском бою огромный русский флот был частично уничтожен греческим огнём. После набегов на византийские земли и ряда поражений Игорь в сентябре 941 года вернулся домой. Русский летописец передаёт слова уцелевших воинов: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их».
По летописи, в 944 году (историки считают доказанным 943-й) Игорь собрал новое войско из варягов (скандинавских наёмников), руси (соплеменники Игоря), славян (поляне, ильменские словене, кривичи и тиверцы) и печенегов и двинулся на Византию конницей по суше, а большей частью войска по морю. Предупреждённый заранее византийский император Роман I Лакапин выслал послов с богатыми дарами навстречу Игорю, уже достигшему Дуная. После совета с дружиной Игорь, удовлетворённый данью, повернул назад.
– Нужно поехать во Владимир, возможно, что-то будет более понятно в храме Покрова Богородицы на Нерли в Боголюбово, – предложила Бастет.
– Лучшая, магическая, манящая, удивительное чувство быть в Стамбуле и мечтать поехать во Владимир. Возможно, так никто не делает.
– Икона «Покров Пресвятой Богородицы» защищает нас не только от врагов, но и от самих себя, явлена она была во времена походов князя Игоря в Константинополь, – сделала вывод Бастет.
– Непредсказуемая, неописуемая, неповторимая, вот это очень важно, потому что люди сами себе создают проблемы, а потом героически преодолевают, – поддержал её князь Игорь.
Он лучше других, общаясь с Бастет, знал кошачью породу непредсказуемости, живущую в каждой женщине, как в кошке.
Вернувшись на берег, они направились в отель. Хорошее настроение святого князя Игоря переполняло его, оно само собой стремилось поделиться с Бастет. Она чувствовала его страсть, стремилась соответствовать настроению Игоря. Отдохнув и набравшись сил, продолжили паломничество по Стамбулу. Собор Святой Софии, из которого к нам пришло православие, хоть и выглядит величественно, но он без золотого купола. Этот собор был тысячу лет самым большим купольным храмом в мире, пока не построили Собор Святого Петра в Риме. Красота и величие собора поражает. Внутри, среди великолепия, удивляет очередь из туристов: стояли они у одной из колонн, которая называется Колонна исполнения желаний. Гид объяснил, что нужно загадать желание, вставить палец в отверстие колонны и повернуться вокруг себя. Желание исполнится.
– Пойдём крутить палец в Колонне исполнения желаний? – спросила Бастет.
– Непокорная, непревзойдённая, изумительная, давай поступим как все. Но что-то здесь не так. Возникает смятение в душе: если всё так просто, почему нет такой колонны в храме Христа Спасителя в Москве? Может быть, что-то забыли взять их византийского православия?
Они так и сделали: вставили палец в отверстие в колонне, загадали желание, совершили оборот.
– Вот нашла. Собор Святой Софии переделывали в мечеть, но все мечети обращены к Мекке, а православные храмы обращены на Восток. Вращение возле колонны символизировало разворот собора, превращение его в мечеть, – сказала Бастет, но было это уже на выходе из Собора святой Софии.
– Очаровательная, пригожая, привлекательная, печально, что так обманывают туристов и паломников.
Выйдя из собора Святой Софии, они сели на скамейку, рассматривая это удивительное сооружение.
– Сияющая, сказочная, славная, этому собору тысячу лет не было равных, он был самым большим купольным зданием, пока не построили собор Святого Петра в Риме.
– Какой ценой был построен собор Святого Петра? Католическая церковь раскололась, появились протестанты.
– Таинственная, тактичная, темпераментная, турки называют этот собор Айя-София. «Ай» по-китайски «люблю». Создаётся впечатление, что тайна существует в китайском и турецком языках, в обход русского языка. Получается, что слова «святая» и «любимая» одно и то же слово. Выглядит как поэтическое откровение. На самом деле, для других это просто их язык.
– Это не только самое большое здание, красота собора стала определяющей в выборе веры для Руси. Здесь прошло венчание, суперроман, реальность превзошла все фантазии. Были две святые византийские императрицы Феодоры.
– Феноменальная, цветущая, чарующая, на Святом Афоне я видел дары волхвов в монастыре Святого Павла. Иеромонах, хранитель даров волхвов, рассказал: «Во времена гонения на иконы императрица Феодора молилась перед иконой Богородицы. Слуги сообщили императору, что императрица молится перед иконой. Император Феофил был иконоборцем, он спросил императрицу Феодору: «Ты что не императрица, не знаешь, что нельзя поклоняться иконам?» Она ответила: «Слуга ошибся, я целовала своё отражение в зеркале». Эта икона Богородицы получила название «Зерцало».
– Византийская императрица Феодора (греч. Божий дар, 815–867) – византийская императрица, жена императора-иконоборца Феофила, регентша (842–856) при своём сыне императоре Михаиле III. Почитается христианской церковью как святая за восстановление иконопочитания. Память блаженной Феодоры в православной церкви совершается 11 (24) февраля, в католической – 11 февраля. Феодора стала женой императора Феофила, который выбрал её на смотре самых красивых девушек империи. Мать дала Феофилу золотое яблоко со словами: «Отдай той, которая понравится». Была в числе невест одна благородная девица, по имени Икасия, чрезвычайно красивая. Феофил, увидев её и восхитившись её красотой, сказал: «Чрез женщину зло излилось на землю». Икасия со скромностью возразила: «Но и чрез женщину бьют источники лучшего». Оскорблённый возражением, царь отверг Икасию и отдал яблоко Феодоре.
– Улыбчивая, уникальная, фееричная, представляешь, если бы женщина проявила смирение и промолчала, неизвестно, когда бы было восстановлено иконопочитание. Так что всё относительно и смирение не всегда благо.
– Но я хотела рассказать о другой византийской императрице Феодоре (ок. 500, Фамагуста, Кипр – 28 июня 548, Константинополь, Византийская империя) – византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Оказала большое влияние на религиозную и политическую жизнь Византийской империи середины VI века. Почитается христианской церковью как святая. Память императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 14 (27) ноября. Её жизнь – настоящий суперроман. Феодора была из семьи циркачей. Выступала в цирке, зарабатывала деньги как могла, пишут, что своим телом. Но была она необыкновенно изящна и остроумна. Из-за этого все приходили от неё в восторг. Красотой, умом, необычайным обаянием и твёрдой волей она покорила сердце будущего императора Юстиниана. Настоящая любовь, какая только в романах бывает. Для возможности их законного брака в 524 году был даже изменён закон Константина Великого, запрещавший браки знатных лиц с женщинами низкого происхождения, актрисами и дочерями актрис. По новому закону такие браки допускались с личного разрешения императора, если женщина бросала ремесло актёрства. Бракосочетание Юстиниана, бывшего тогда только наследником престола, с Феодорой состоялось в 525 году в Святой Софии. Юстиниан никогда не придавал значения происхождению Феодоры, считал её равной себе. Это объясняется тем, что сам Юстиниан был выходцем из крестьянской семьи, хотя и получил благодаря своему дяде (неграмотному императору Юстину) хорошее образование и власть. Детей у Феодоры и Юстиниана не было. До брака Феодора имела детей, она удачно устроила брак своего внука с дочкой полководца Велизария. Племянница Феодоры Элия София была выдана императрицей Феодорой замуж за будущего императора Юстина II.
– Приятная, романтичная, сверкающая, это обычная сказка о золушке, ставшей императрицей, но это не конец суперромана. Феодора во время восстания спасла Византийскую империю, в отчаянии император собирался бежать из Константинополя. Такое было и в нашей истории: во время войны с Турцией армию и императора Петра Великого спасла императрица Екатерина, после этого её называли колдуньей. Екатерина смогла «околдовать» турецкого визиря, подарив ему дешёвое украшение, и он приказал выпустить из окружения нашу армию. Потом шах приказал отрубить голову этому визирю. Но наша армия и император были спасены. Вот такие они, женщины.
– Суперроман в том, что в реальности императрица Феодора добилась отставки Римского папы Сильверия. По указанию Феодоры провели судебный процесс по обвинению папы в политической измене. Следующим Римским папой стал Вигилий. Такого ни в одном романе нет. Любовь не только управляет миром, но и добивается отставки Римского папы. Действительно убеждаешься: Бог есть любовь. После кончины Феодоры овдовевший Юстиниан остался верен её памяти и не вступал в повторный брак.
– Огненная, окрыляющая, ослепительная, в православной иконописи традиции изображения императрицы Феодоры нет (в отличие от весьма популярного сюжета изображения её тёзки, блаженной императрицы Феодоры, восстановившей в середине IX века иконопочитание). Католическая церковь не может простить Феодоре отставку Римского папы Сильверия. Жаль, что даже иконы такой выдающейся святой в православии нет, она бы позволила женщинам обретать уверенность в достижении своих целей. Действительно, есть с кого брать пример.
– Восстание «Ника» (греч. буквально «побеждай» – лозунг восставших) – крупнейший бунт в истории Константинополя и Византии, произошедший при правлении императора Юстиниана I и его жены императрицы Феодоры в 532 году. Восстание «Ника» началось на императорском ипподроме во время проведения гонки колесниц, когда типичная потасовка среди болельщиков переросла в крупнейший бунт. Болельщики зрелищ (гладиаторских боёв, а затем, с введением христианства, цирковых представлений и скачек) как в старой Римской, так и в Восточных империях делились на несколько группировок по цветам, в частности, колесниц, за которые болели и которые ими содержались: красные, белые, синие, зелёные. На протяжении нескольких веков самыми крупными и влиятельными были две основные категории – голубые (венеты) и зелёные (прасины), причём венеты в правление Юстиниана в основном представляли класс вельмож, патрициев и землевладельцев, а прасины чаще представляли собой городские низы, ремесленников; хотя среди и тех и других были сенаторы.
– Грациозная, деликатная, душевная, в восстании «Ника» в Константинополе в 532 году сражались голубые с зелёными, а в России в 1917 году – красные с белыми. Было всего четыре света, вот так они разделились с промежутком в одну тысячу триста восемьдесят пять лет.
– В Константинополе начались уличные бои, восставшие сжигали налоговые списки, захватили тюрьму и выпустили на свободу заключённых. В пожарах погибли многие дворцы и храмы, причём дворцы грабили восставшие, а православные храмы – арианские наёмники Юстиниана, готы и герулы. В результате город был существенно разрушен. Собор Святой Софии с государственным хранилищем актов империи, церковь Святой Ирины и ещё несколько православных храмов разграбили и сожгли. По словам современников, настал критический момент, и сама империя, казалось, находилась на краю гибели. Во дворце началась паника. Юстиниан уже рассматривал план побега, но его жена, императрица Феодора, заявила, что лучше смерть, чем побег. В результате восстания «Ника» погибло более тридцати пяти тысяч человек. Название не помогло, – рассказала Бастет.
– Неземная ненаглядная, необычайная, даже действия совпадают: Ленин сразу национализировал, проще сказать, захватил все банки, чтобы отдать деньги, взятые у Германии на революцию; жена Троцкого занималась изъятием церковных ценностей: нужно было вернуть кредиты, взятые на революцию в Америке. Перед революцией Троцкий на специальном пароходе и его двести соратников прибыли из Америки, – уточнил Игорь.