Какая Англия без паба?

Юджин Папуша
Вы можете увидеть и услышать атмосферу анлийских пабов тут: https://www.youtube.com/watch?v=Xh_jam5kwRw



В своём рассказе  я хочу  донести свои впечатления от посещения английских пабов маленького городка Феликстоу на побережье Северного моря, отнюдь не претендуя на глобальность и точность наблюдений и выводов об Англии... Пусть истина и на дне стакана, как говаривали древние римляне, но, по моему мнению, это самое последнее место, где её надо искать…

Англичане умеют отрываться и веселиться...  Как я выяснил в Англии около 50 000 пабов, которые регулярно посещают 3/4 взрослого населения страны. Многие из них - завсегдатаи, для которых местный паб почти второй дом, социальная ниша для души и тела. Где-то треть взрослого населения посещают паб, как минимум, раз в неделю, но среди молодежи этот показатель переваливает за 60%. Мне даже подумалось, что английская демократия имеет мощные истоки из пабов!

В английских  пабах существует правило взаимного угощения и соблюдение этого правила не просто признак воспитанности, это — ритуал и священный долг. Не угостив приятелей в свою очередь, вы не просто нарушите этикет — вы совершите большой проступок. Вероятно, этот обычай возник, как эффективное средство снятия напряжения между посетителями и возможность высказать положительные чувства, не теряя мужского достоинства, путем взаимного угощения напитками.

Во взрослой компании, состоящей из пар,  покупает напитки для всей компании только мужчина.

У молодежи обычно ждут, что их спутница соблюдёт ритуал угощения по очереди.

В женских компаниях это не особо наблюдается, возможно ввиду их меньшей агрессивности и необходимости рукопожатий миролюбия...

Кстати, в пабах запрещено курить и все выходят покурить на улицу. Сигареты стоят баснословно дорого и англичане курят самодельные сигареты.  А штраф за бычок – еще дороже – 70 фунтов! Столько пришло моему другу англичанину  в виде штрафа и никакие извинения не помогли ему. Как, впрочем, и дома – с женой!

В основном пьют пиво в больших объемах; крепкие напитки, по моему наблюдению - употребляют мало или разбавляют немного алкоголя кока-колой и цедят не спеша. В основном, крепким напитком полируются перед уходом.  Хотя я читал у Фокс Кейт, что пьют много и крепкие напитки,  как способ борьбы англичан с хронической неизлечимой «социальной неловкостью» — методом «шумного и агрессивного поведения". Возможно мне повезло или это касается больше молодежного состава английский компаний, ведь в Англии существует огромное множество разных пабов... Как рассказал мне мой друг и хозяин паба: в будние дни пьют пиво, а крепкие напитки только по выходным.  Да оно и понятно: чем лучше вечером – тем хуже утром на работе! А уж владельцу паба с 12-летним стажем работы я верю больше, чем Фокс Кейт...

Фокс Кейт в своих исследованиях декларирует, что выбор напитка (по крайней мере, в обществе) обусловлен главным образом половой принадлежностью и принадлежностью к социальному классу... Не буду оспаривать этот тезис и тем более разворачивать его в глубину стакана... Мои наблюдения, слава Богу, ограничились самыми приятными впечатлениями...

В пабах Феликстоу любят петь, караоке и веселятся от души. Много смеха, улыбок и бесед... Но собеседники не лезут в душу и не делятся личным.
 
Причем, я не видел разделения на молодежь и "стариков" - все танцуют и поют вместе. Более того, однажды в окно бара я увидел, как подкатила машина, водитель помог выйти старичку из салона авто. Старичок взял по палочке в каждую руку и бодро заковылял к дверям бара. Я не очень понял, что он тут собрался делать. Водитель (вероятно его сын, лет 50) помог взгромоздиться старику на высокий барный насест и дедушка потребовал себе выпивку! Сынок остался стоять рядом, периодически наполняя свой стакан пивом и завязалась живая беседа за стойкой бара. Жизнь потекла своей пенной струей в бокалы, а потом - в писсуары туалета бара. Кстати, туалеты здесь все чистые, аккуратные, хорошо оборудованные, со всеми необходимыми аксессуарами и бесплатные. Платный и дурно  пахнущий туалет я увидел только в центре Лондона...

А тем временем  в баре началось любимое англичанами караоке.

Вначале публику разогрели несколькими песнями ди-джеи, а потом пошли пачками заказы на хиты поющей публикой бара. Всё, как в известном украинском мультфильме "Жил-был пёс", когда волк нажравшись под столом, заявил очумевшему от страха другану-псу:

- А щас - спою!

Но прошу вас не усмехаться, уровень исполнения посетителями под минусовку был очень приличный! А некоторые исполнители так пели, что хоть бери на сцену тут же!

"Не там проводят "Х-Фактор!" - подумал я, с удовольствием слушая известные хиты, потягивая хорошее английское пиво, как вдруг, вышеописанный дедушка потребовал микрофон! Я был готов ко всему, но не к этому. Из дедушки уже песок сыпался... Но старичок очень прилично спел пару хитов Фрэнка Синатры о любви, адресуя присутствующим женщина свою любовь  жестами, за что получил гром аплодисментов и шумное одобрение словами, восклицаниями, возгласами и аккуратным похлопыванием по плечу, чтобы не сшибить старичка с его насеста...

"Меня уже ничем не удивить и если дед после кому-нибудь захочет дать в тыкву - не сильно удивлюсь" - подумал я со смехом. Но меня тут же удивили опять - старичок спел дуэтом со своим сыном!

- Ну, а все-же, как насчет побочного продукта - местного героизма под градусом, - спросите вы? - В барах Феликстоу я такого не замечал, кроме одного случая. Местный бармен, знающий всю подноготную клиентов, обратил мое внимание на одну парочку:

- Смотри, Юджин!  Эта пара раньше снимала у меня комнату в моем пабе на втором этаже и регулярно по пятницам давала концерт со скандалами,  воплями и рукоприкладством...

Я посмотрел и оценил пару: она явно не блистала интеллектом, а ее спутник, одетый в белые джинсы, живописно испачканные краской, мрачно сосал пиво, доводя себя до кондиции...
 
" Маляр, что ли? Не было времени переодеться - так хотелось погасить пожар в душе и расслабиться после работы? "- улыбнулся  я про себя. И тут же подумал: "Да, представление может состояться..."  - и поинтересовался у собеседника:
- А у вас есть вышибалы?
- Нет, бармены сами справляются, зная всех, как облупленных".
- А  у тебя был вышибала?
- Нет! (и тут я скажу по-секрету, что мой собеседник была женщина-бармен)) -  Я сама справлялась! Хотя за 12 лет работы в баре я наслушалась много... Но всякий раз я выходила победительницей. Показывала пальцем, подзывала к себе шкодника и выгоняла из бара! Через  неделю виновник, лишенный друзей и собутыльников, приползал просить у меня прощения и просился обратно! Особенно дурно вели себя, как ни странно: поляки, литовцы, ну и русские... Пока трезвые - нормальные люди, но как выпьют - вся гадость вылазит! Литовцы полностью разрушили моё клише о них, как о сдержанной нации, - улыбнулась моя собеседница. 
- Может от того, что за рубеж едут не только богачи, туристы и диссиденты, а основная масса из тех, кому нечего терять?
- Возможно, - согласилась Кэти, - во всяком случае, эти были явно не из интеллигентной прослойки, а обычные работяги, "заробитчане", как говорят у вас на Украине.
- А если форс-мажор, как вы поступаете?
- Это редкость. Но решаю эту ситуацию очень просто – вызываю полицию и она разруливает конфликт…
- Но, как разобраться, когда одна сторона обвиняет другую и наоборот?
- Ко всем пабам и такого рода заведениям есть обязательное требование: иметь видеокамеры и видеозапись - без этого лишают лицензии!
- Да, это заранее приучает к культуре посиделок – высказался я.

Кстати, я видел полицию только дважды. Первый раз - на Даунинг стрит в Лондоне. И второй раз, перед тем, как у нас отслоился корд на шине (как знак свыше: «не гоните!»), возле перевернутой машины на обочине – видать, водитель заснул за рулем. На великолепных британских дорогах трудно совершить аварию.

- Но у меня в баре не только пили, - добавила моя собеседница - у нас были сформированы две команды по дартсу - женская и мужская, две мужские - по футболу, и две, тоже мужские, по пулу - английскому бильярду.
- И с кем вы соревновались, с командами других  алкашей? - съехидничал я.
- С командами других пабов города и пригорода! - не поддалась на мой черный юмор Кэти. -  Кстати, все команды делали взносы в лигу чемпионата, которые шли на благотворительность...
- А кто выбирал объект благотворительности?
- Руководство лиги. Кроме того, мы постоянно проводили караоке в пабе. Даже сейчас, когда мы закрыли свой бизнес, нас часто приглашают провести караоке в пабах Феликстоу.
- Да, я я удовольствием услышал, как ты поешь! Кстати, аппаратура у вас профессиональная, дорого обошлась?
- Нет. Память...
- О чем?
- О ком, - поправила Кэти. И поведала грустную историю. - У нас в пабе "Лягушка  и имбирь" один знакомый музыкант регулярно проводил караоке. Звали его Грег. На свою беду, в свои 60 лет, он влюбился без памяти в одну женщину. Не ходил, а летал, весь светился изнутри счастьем ... Но она оказалась простой вертихвосткой и спала с другим... Сердце музыканта не выдержало разбитой любви и он бросился под поезд... Родственники музыканта отдали нам его аппаратуру на память о его любви...
- Да, тут Шекспир плакал бы, - вздохнул я и сделал большой глоток джина, дабы прижечь печаль алкоголем... - У меня такое ощущение, что каждое ваше выступление, это дань его любви...
Кэти вздрогнула:
- Ты знаешь я только что подумала то же самое!
- Значит - правда! - резюмировал я и хлопнул сразу полстакана...

Через часок наш объект наблюдения попытался пару раз выяснить отношения с соседями по стойке, проявляя инстинкт охраны территории куска нейтральной полосы интернациональной столешницы стойки бара... Но каждый раз один из двух барменов пресекал смуту на корню и в зародыше, не ленясь выйти из-за стойки и даже на улицу, если разговор пытался состояться за углом, типа "выйдем - поговорим!" Парень потом пожимал руку оппоненту-собеседнику и жизнь продолжала гореть фейерверком красок, шума, гама, завораживающих мелодий и взрывов смеха на набережной моря, выдыхая пар наружу  и причудливо переплетая вкусные ароматы алкоголя, никотина с йодистым запахом прибоя моря, шепчущего о вечных тайнах мироздания светлячку бара в черном бархате ночи, укутавшей плечи Земли шалью космоса с блестками Млечного Пути...

Когда бар закрылся, ночные улочки Феликстоу дружелюбно раскрыли нам свои объятия, указывая ночными фонарям Изумрудного Города желтую дорожку домой...

По дороге домой моя подруга Кэти поделилась удивительно-трогательным рассказом о том, что сегодня в баре состоялась необычная беседа ее мужа Алекса с их общим знакомым Джоном, бывшим завсегдатаем их бара.  Когда-то Джон был богат, но бездумно растратил свои финансы, был в отчаянии и готовился совершить суицид… Но, как-то, за стаканом пива, рассказал о своих тяготах ее мужу Алексу, ни слова не говоря о своём трагическом решении покинуть жизнь…  В ответ услышал слова поддержки, ободрения и полезные советы, как бороться с тяготами жизни депрессией и безденежьем. Вскоре мои друзья продали  бар, пути Джона и Алана разошлись, пока снова не пересеклись,  волею случая, сегодня вечером. Джон сказал  Алексу, что он был единственным человеком, который проявил внимание и дружеское участие к его судьбе; что он всё превозмог; уезжает  жить на Кипр и приглашает Алекса и Кэти в гости; что он глубоко благодарен за то, что Алекс спас его от смерти и душевно  благодарил за беседы  и поддержку…

Так я еще раз убедился, что мир не без добрых людей, что за свое счастье надо уметь бороться и нет выхода только из гроба…

Ещё один день закатился за горизонт ночи, спрятав жемчуга звёзд, наших поступков и любви  в своих раковинах-жемчужницах в глубинах прошлого...

А дома кровать открыла свои объятия, ласково приняв путешественника и бродягу Юджина, в лоно уюта сна и причудливых миражей подсознания...