Рецензия на повесть Татьяны Матвеевой Где живут ба

Ольга Мрамор
             
Неужели добро слабее зла и так беззащитно? И какую щеку надо еще подставлять злу? И даже такой смертный грех, как самоубийство, приносит облегчение...
Ольга Мрамор.
Спасибо за отзыв, Ольга.
Не у всякого хватает сил противостоять злу.
Если взрослый человек способен держать удар, то у детей силёнок маловато.

    Повесть читается на одном дыхании, «со слезами на глазах».  Написано  и достоверно, и высоко художественно, и психологически убедительно.
     Тема (актуальнее не бывает) – судьба  ребенка.  Затронуты основные этические проблемы: добра, зла. В романе «Детство, отрочество, юность» Л.Н. Толстой пишет, что нельзя рядом с нежными цветами выращивать грубые овощи.  В повести показана настолько  драматическая безысходная ситуация, когда «нежный цветок» не только растет рядом с грубыми сорняками и грубыми растениями, но он постоянно испытывает на себе надругательство.   
     Автор в повести показывает постоянно, как прекрасен мир, природа, и как на этом фоне неправильно живут люди. И их поступки ведут к гибели (тела и души).
    Девочка такая нежная, такая добрая…  Она любит и жалеет  бабочек,  котят, щенят.  Какое счастье, что и 21-м веке человек способен так чувствовать.  В начале 20-го века  так воспитывали детей, что они могли пожалеть погибающих мух на липучей ленте. Потому что детям говорили, что даже мухи испытывают боль. И вот будущий «морской волк» мой отец плакал над этими мухами, сострадал  им. И у героини повести такая чуткая душа, что ее волнует: " Где живут бабочки?". "Должен же быть у них домик, в котором можно было бы переждать дождь, или скрыться от зимней стужи. Что он собой представляет? Полураскрытый бутон, лист клёна, или шляпку подсолнуха? Они такие маленькие, хрупкие, без домика им никак нельзя". Какая добрая прекрасная девочка!
    В 21-м веке не сострадают ребенку. Тема отношения к ребенку, нежному человеческому созданию, глубоко волновала Ф.М. Достоевского, начиная с романа «Униженные и оскорбленные» и кончая романом «Бесы». И, как все, Федор Михайлович, пропускал эту тему через свою Душу, пытаясь понять причины зла.  Более ста лет тому назад Г.В.Плеханов вслед за французскими просветителями прекрасно все объяснил. Он писал (может быть цинично), что природа человека едина. Это получение удовольствия. И личность надо с рождения воспитывать так, чтобы удовольствие ребенок, подросток, юноша и наконец  взрослый человек получал бы от добрых мыслей и поступков.
      А "дядя Витя" в повести хотел приучить ребенка ко злу, мучил и Душу, и тело девочки. Почему он получал удовольствие, когда на глазах девочки лопатой одним движением зарубил голубоглазого котенка? Это было садиское двойное "удовольствие"-преступление и от убийства беззащитного котенка, и от страдания девочки от этой пытки.
    Несмотря на материалистическую простоту совета Г.В.Плеханова, им конечно надо пользоваться  при воспитании детей. В противном случае, измученные, сломанные, испорченные молодые души понесут эстафету зла.
    Как трудно оставаться добрым и великодушным, если «дедовщина» часто начинается со школы? Поэтому для очень «нежных цветов», а такие есть, и многие из них очень талантливы и принесут в будущем много пользы людям и обществу, полезно организовывать экстернат.Воспитывать добру, пока не поздно, надо всех. Каждый на своем месте должен быть Учителем, Воспитателем  человека. Миссия Учителя! Что может быть  важнее? Герман Гесс в романе «Игра в бисер», посвященный этой теме, писал, что чем младше ребенок, тем ответственнее роль учителя. Главный герой романа не пожалел  даже своей жизни, показывая достойный пример подростку.