Ангелы и сфинксы Санкт-Петербурга

Борис Романов
(литературный сценарий документального фильма, формат 52 мин.)

ПАРАДИЗ, СЕВЕРНАЯ ПАЛЬМИРА, НОВЫЕ ФИВЫ
Сам Петр Первый называл основанный им во имя святого апостола Петра город также “Парадизом” и “Северной Пальмирой”. В широком смысле в нашем современном понимании это соответственно “рай на земле” и “прекраснейший город мира”. Больше вряд ли скажет об этом нынешний “средний петербуржец”. Однако, Петр Великий был образованнее многих из нас.
Загляните в энциклопедии, и вы узнаете, что “Парадиз” -- древнеиранское (согласно священной книге Авесте) место блаженства и успокоения духа (“паиридаэза”), а в самом изначальном смысле -- царские охотничьи угодья в квадратной ограде. Такая ограда называлась еще “вара” -- магическая защита от посягательств злых сил. Не случайно, наверное, и первые планы города расчерчивались по линейке: до сих пор у нас в городе почти нет “кривых” улиц!
Через греческое влияние слово “Парадиз” проникло в христианскую Европу сначала как образ архитектурного воплощения рая на земле -- древние греки в IV-V веках до н.э. называли “Парадизами” поражавшие воображение дворцы древнеиранских царей.
Пальмира -- реальное существовавшее небольшое царство и город на границе Римской империи и Персии второго века до н.э. Оно процветало благодаря мудрому правлению царицы Зиновии, покровительнице гермевтических, оккультных наук. Она окружила себя как римскими и греческими, так и персидскими мудрецами, приглашала в свое царство лучших архитекторов. Пальмира славилась в древнем мире своей ни с чем не сравнимой красотой и ученостью своих правителей.
В первой половине XIX века Петербург стали назвать еще и "Новыми Фивами"  –  когда при Николае Первом привезли  в наш город и установили на набережной Невы два гранитных сфинкса из древнеегипетских Фив, начали возводить Исаакиевский собор и Александровскую колонну – так что город напоминал огромную строительную площадку, на которой тысячи каменотесов и сотни тысяч строителей обрабатывали огромные камни и воздвигали все это.
Таким образом, названный во имя святого апостола Петра, наш город с самого начала впитал в себя и дух древнейшей религии монотеизма (единобожия) Авесты, и символ смешения всех культур и религий Европы и Азии и тайных знаний, –  Пальмиры, –  и самого древнего истока “послепотопного” человечества, древнего Египта.

ПРОРОЧЕСТВО И БЛАГОСЛОВЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО СТАРЦА
Петр Первый начал возводить новую столицу по пророчеству и благословению причисленного затем к лику святых архиерея, воронежского старца Митрофания (1623-1703). Это благословение было получено Петром еще в молодые годы, при строительстве в Воронеже адмиралтейства и флота, перед вторым Азовским походом 1696 года:
“Будешь жить в других дворцах, на севере, и воздвигнешь новую столицу -- великий город в честь святого Петра. Бог благославляет тебя на это. Казанская икона будет покровом города и всего народа. До тех пор, пока Казанская икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не вступит вражья нога”.
Таковы были слова благословения епископа Митрофана.
Казанская икона Божией Матери в 1710 году была торжественно перенесена из Москвы в Петербург, а в 1904 выкрадена из Казанского собора. Через 13 лет вражья сила захватила не только Петроград, но вскоре и всю страну. Дальнейшая судьба той иконы загадочна. По некоторым данным, она (или ее чтимый список) попала в конце концов в португальскую Фатиму и только недавно (несколько лет назад) была возвращена по соглашению Папы Римского и Русской Православной Церкви.
Возвращаясь к епископу Митрофанию, в 1696 год, -- в Воронеже старец отказывался войти в построенный Петром дом до тех пор, пока тот не убрал с него все любимые им статуи языческих богов, -- несмотря на все угрозы самолюбивого и своенравного молодого царя. Перед смертью Митрофаний принял схиму с именем Макария. Петр участвовал в выносе его тела и после погребения сказал: “Не осталось у меня другого такого святого старца”. Пророческие слова святителя были восприняты Петром как предначертанное ему свыше дело всей жизни, которое он претворял с непоколебимым упорством (В.Н.Авсеенко. История города С.-Петербурга. 1703-1903., репринт 1993). В 1832 году мощи старца Макария были обнаружены нетленными.
Однако, роковым образом все царственные правители нарушали в столице завет святого Митрофания-Макария не окружать себя и дворцы “языческими” статуями и символами. Да и можно ли себе представить Санкт-Петербург без десятков скульптур и сотен барельефов Посейдонов, Гермесов-Меркуриев, Афродит, наконец --  без гранитных сфинксов? В этом смысле самым точным названием города остается Северная Пальмира.

НИЗВЕРЖЕНИЕ СИМОНА ВОЛХВА
Общепризнано, что наш город с самого начала и всегда, - за исключением периода 1917-1991гг, 74-х лет (“срока Нострадамуса”) - был и остается самым веротерпимым городом России. Но веротерпимость имеет и свою изнанку: Петербург –  это также город взлетов и падений ересей христианства, связанных с масонством (не говоря уже о воинствующем атеизме большевиков). Конечно, победа и власть богоборцев не могла никому в России и в страшном сне присниться еще и в середине 19-го века (кроме провидцев вроде Авеля или Серафима Саровского), но понимали ли Петр и его сподвижники опасности смешения всех культур, опасности такой широкой веротерпимости в то время?
В христианской традиции – которую они (и сам Петр) прекрасно знали – все самые опасные ереси против христианства связаны с именем Симона волхва. Его единственное изображение в нашем городе находится в Петропавловской крепости. Появился этот барельеф в первоначальном виде в 1707 году и был исполнен архитектором Доменико Трезини, -- несомненно по высочайшему одобрению самого императора.
На аттике и фронтоне Петровских ворот при входе в крепость находится рельефное изображение библейского сюжета “Низвержение Симона волхва апостолом Петром”.
В 8-й главе “Деяний святых апостолов” повествуется о самарийском маге (волхве) Симоне, который прославился во времена первоапостолов своими чудесами и глубокими знаниями различных восточных учений, а потом захотел стать учеником и воспреемником апостолов Христа, но при этом просил у них передать ему или за все свои деньги купить дар благодати Святого Духа и способность самому подавать эту благодать, внешне выражавшуюся в огненных светящихся явлениях, говорением на многих языках и в чудесных исцелениях безнадежно больных людей. Этим даром обладали только ученики Иисуса Христа.
После того, как апостол Петр отказал Симону и предложил ему покаяться в грехе помышления о получении дара Божьего за деньги, Симон покинул апостолов и затем (уже по апокрифическим преданиям), через много лет покорил Рим своими способностями творить чудеса, в том числе летать по воздуху “аки птица”. Апостол Петр в конце концов тоже оказался в Риме и там, по преданию, силою молитвы лишил Симона поддержки демонов, которые держали его в воздухе -- Симон с великим шумом, на глазах изумленной толпы (и императора) был низвержен с высоты и рухнул на землю. Таков библейский сюжет.
Симон волхв считается родоначальником ереси гностицизма, -- корня всех ересей, возникших в самом христианстве или рядом с ним; творцы и приверженцы этих учений считали себя носителями великого тайного знания -- Гносиса. Гностицизм объединил элементы, взятые как из раннего христианства, так и от вавилонских, египетских и греческих языческих верований, из герменевтики (древних тайных знаний), а также из иудаизма. В дальнейшем из гностицизма возникло манихейство на Востоке, и катары и альбигойцы — предтечи масонства — на Западе. Ну а в христианстве все эти ереси гностицизма не без оснований считались (и считаются) изначально связанными с «умствованиями и чудесами» Симона мага.  Все это знали и Петр, и его сподвижники.
Таковы, в самом кратком виде, необходимые нам сведения о Симоне волхве. Что же изображено на барельефе?
Вот что рассказал об этом известный петербургский историк В.Никитин.
Цитата:
<<На барельефе Петровских ворот изображена крепость, стоящая на скале, слева и справа от нее -- две толпы. Впереди левой группы несколько выделяется фигура коленопреклоненного человека с бородой, в простой одежде, творящего молитву. Симон волхв изображен как бородатый мужик в армяке, подпоясанном веревкой, летящий с высоты вниз головой в окружении демонов. В правой группе людей можно разглядеть фигуру безбородого древнеримского военачальника, взирающего на происходящее.
Апостол Петр изображен в виде молящегося коленопреклоненного человека впереди группы людей слева. А вот римский безбородый воин в толпе справа, это, скорее всего, символическая фигура стороннего наблюдателя: не иудея и не христианина, и, именно поэтому, она выделена из остальных. Ему, этому прагматичному европейцу, еще предстоит сделать выбор.
Ну а сюжет барельефа в целом, что он означает? Наверное, в него вложен более широкий смысл, чем еще только чаемая в 1707 году победа над Швецией, а именно -- уверенность в том, что небесный покровитель города, апостол Петр низвергнет всех врагов России, в какие бы одежды они ни рядились. Врагов было много и тогда, и внешних, и внутренних. Наверное, чаяние победы над Карлом XII тоже руководило замыслом, но не ограничивалось только этим. Сейчас, в XXI веке, фигура низвергнутого Симона волхва и весь сюжет барельефа вызывают ассоциации скорее с историей России 1917-1991 года, и по настоящее время>>.

Итак, чаемая еще при основании Санкт-Петербурга победа над внешними врагами и внутренними ересями была запечатлена в 1707 году на барельефе Петровских ворот –  главного входа в Петропавловскую крепость. Тот же Доменико Трезини через полотора десятка лет предложил Петру вознести над шпилем строящейся в то время колокольни собора Петра и Павла фигуру ангела – первоначально он замышлялся как образ архангела Михаила, предводителя небесного воинства.

ТРИ АНГЕЛА НАД САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ

Два крестоносных ангела — на шпиле колокольни Петропавловского собора и на вершине Александровской колонны на Дворцовой площади  – широко известны. Менее известен третий ангел, также как бы парящий над городом и видный издалека  – на куполе православного храма Святой великомученицы Екатерины на Васильевском острове (на Кадетской линии, у Тучкова моста).  Менее известен он потому, что в 1935 году воинствующие безбожники выломали из его рук позолоченный медный крест, а в 2004 году этот ангел был снят для реставрации и до сих пор еще не восстановлен.
Именно эти три ангела — условно назовем их золотой, бронзовый и серебряный – как бы парят над городом и наглядно символизируют христианский дух и небесную защиту города Святого апостола Петра.
Лик золотого ангела на шпиле Петропавловки    –  это лик «небожителя», и символизирует именно небесную связь всего города со Спасителем. Лик бронзового ангела удивительно похож на образ Александра Первого, и символизирует связь с небом российских императоров. Фигура и лик серебряного ангела угловаты, простонародны, и, можно сказать, символизируют небесное покровительство, благословение Спасителя простому народу, горожанам. Кстати, сам этот ангел был первоначально вырезан из дерева, покрыт свинцовыми листами и покрашен серебряной краской — поэтому мы и назвали его серебряным условно.
Кроме этих трех парящих крестоносных Ангелов, есть в нашем городе и менее знаменитые, меньшего размера, расположенные на меньших высотах и не видные издалека:
–  Целая ангельская рать (24 бронзовых ангела) выстроились вокруг купола Исаакиевского собора, а еще по четырем угловым  пилястрам ангелы держат светильники – раньше на каждую Пасху в них возжигали огонь.   
–  Коленопреклоненный ангел держит крест над лютеранской церковью Святого Апостола Петра на Невском проспекте. Этому ангелу, как и над православным храмом Святой Екатерины, пришлось долгое время пребывать с пустыми руками –  в советское время в церкви устроили бассейн, и крест из ангельских рук также выломали. Так что и этому ангелу, выполненному из песчаника скульптором Германом в 1838 году, пришлось не так давно пережить реставрацию. Крест ему вернули.
–  Похожая судьба и у двух ангелочков над входом в католическую церкви Святой Екатерины,  опять-таки на Невском. Ангелочки тоже держат крест, и тоже некоторое время им пришлось обходиться без него (церковь во времена СССР отдали под склад).
– На барельефе на фронтоне Сампсониевского собора ангелы прославляют Полтавскую победу.

Конечно, можно сразу спросить: какое же «покровительство» оказали все эти ангелы горожанам, если в Блокаду Ленинграда умерли от голода и холода до миллиона ленинградцев? –  Ну, в том символическом контексте, о котором идет речь, тут как раз и можно  вспомнить надругательство над ангелами (храмов Святой Екатерины) воинствующих безбожников за несколько лет до начала войны и Блокады. Тут можно вспомнить еще и то, что, подобно апостолу Петру, трижды отрекшемуся от Христа в Страстную пятницу, наш город трижды менял имя: Санкт-Петербург (1703) — Петроград (август 1914)  –  Ленинград (январь 1924) — и вновь Санкт-Петербург с сентября 1991 года (по решению городского референдума 12 июня 1991).
Но обо всем по порядку.

АНГЕЛ НА ШПИЛЕ КОЛОКОЛЬНИ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО СОБОРА
 
Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обоими руками за флюгер ), украшал шпиль колокольни  до 1756 году и погиб в том году при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756-1790гг бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода.  Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам теперь, и держал крест в правой руке.   
В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Пётр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казённых кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щёлкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию,  характерный жест приглашающий выпить.
В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра — именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991-1996 и 2000-2003 годах. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий – наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года...  Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами.  С 11 февраля 2003г на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый  латинским (а не православный восьмиконечный) крест? Почему?
На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась, кроме как старообрядцами («раскольниками»). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ):
http://www.stavrographija.ru/chapter1.php
«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».
Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II) — почему же крест четырехконечный? Как видно, этот вопрос мог смущать в те времена только старообрядцев. Ну а Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции — это именно европейская, латинская традиция; в третьих (возможно, это главное),  Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассмаривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла...

АНГЕЛ НА АЛЕКСАНДРОВСКОЙ КОЛОННЕ
 
Работы по Александровской колонне начались в 1832 году, ваятель Огюст Монферран сам выбирал под Выборгом скалу красного гранита. Почти 26-метровый монумент удерживается на гранитном пьедестале лишь собственным весом (650 тонн) и увенчан в высоте фигурой ангела. Интересно, что при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел ничем не скреплен с вершиной колонны и  держится на ней только за счёт своей собственной бронзовой массы! В левой руке ангел держит четырехконечный латинский крест. Правая рука ангела вознесена к небу, голова наклонена, его взгляд устремлён на землю.
Мало того, что сама колонна выше Вандомской в Париже, фигура ангела превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками. По легенде скульптор придал лицу ангела черты императора Александра I. Скульптор – Борис Иванович Орловский (1793-1837, вольноотпущенник из крепостных крестьян, в 1822-1828 годах учился в Риме).
Таким образом, и бронза, и устремленный к земле (на Зимний дворец) взгляд, и название самой колонны, и сходство лика ангела с лицом императора – все это заставляет нас считать этого второго (по известности и высоте над городом) ангела символом небесного покровительства и благословения российским императорам.    
Борис Иванович Орловский (Смирнов) — из крепостных крестьян Орловской губернии, получил вольную благодаря своему рано проявившемуся таланту, шесть лет учился в Риме.

И опять же, иногда можно услышать вопрос: почему ангел держит в руке четырехконечный (а не восьмиконечный) крест? Само собой разумеется, что проект скульптуры был высочайше утвержден императором Николаем I — почему же крест «латинский»? Как мы объяснили выше со ссылкой на книгу святого Иоанна Кронштадтского, этот вопрос в Российской империи мог волновать только старообрядцев, которые не признавали четырехконечного креста и считали его «латинской ересью».

Между прочим, императора Александра I называли “сфинксом, неразгаданным до гроба” –  египетские гранитные сфинксы были установлены на набережной Невы в апреле 1834 года. В том же апреле 1834 года указом Николая I был введен первый официальный гимн империи “Боже! Царя храни!”, называвшийся тогда “Молитва русского народа”.
При освящении Александровской колонны, по окончании работ, 30 августа 1834 года присутствовали император, все царское семейство, стотысячное войско, и, само собой, множество горожан. Напомним, между прочим, что это самая большая колонна мира: Траяна в Риме и Вандомская в Париже уступают ей по высоте, да и сделаны не из цельной гранитной скалы.
Вот как описал описал торжество открытия и освящения Александровской колонны поэт Жуковский:
“По совершении молебствия начался ход вокруг монумента; первосвятитель окропил его святой водой; и вслед за сим, по одному слову всколебались все колонны армии; с невероятной быстротой вся площадь очистилась; на ступенях монумента остались одни немногие ветераны александровской армии, прежде храбрые участники славных битв его времени... Начался церемониальный марш: русское войско пошло мимо  Александровской колонны; два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище; наконец войска прошли; звук оружия и гром барабанный умолкли; народ на ступенях амфитеатра и на кровлях зданий исчез. В вечеру долго по улицам освещенного города бродили шумящие толпы; наконец, освещение угасло, улицы опустели; на безлюдной площади остался величественный колосс, один со своим часовым; и все было спокойно в сумраке ночи; лишь только на темном, звездами усыпанном небе, в блеске луны сиял крестоносный ангел”.

АНГЕЛ НАД ХРАМОМ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
 
Деревянная церковь на том месте полностью сгорела в 1809 году, со всей ризницей и утварью. При пожаре удалось спасти лишь храмовый образ великомученицы Екатерины. Новая каменная православная церковь была заложена 26 сентября 1811 года. Храм был освящен был 23 октября 1823 года. Вертикальной доминантой нового храма стал купол на высоком барабане в виде ротонды с колоннадой ионического ордера и скульптурой ангела на медном шаре на его вершине (скульптор — Иван Прокофьевич Прокофьев, известный представитель старшего поколения русского классицизма в архитектуре). Фигура ангела была вырезана из дерева, обита свинцом и окрашена серебристой краской. В руках "екатерининского" ангела находился медный вызолоченный крест — судя по всему, также четырехконечный. Шар, на котором утверждался крест, тоже был медным, вызолоченным.
В послереволюционные годы храм Святой великомученицы Екатерины был разграблен, а его настоятель протоиерей Михаил Яворский (зять священномученика Философа Николавича Орнатского, расстрелянного в 1918 году вместе с двумя сыновьями, офицерами царской армии) в 1937 году закончил свой земной путь в сталинском концлагере. В декабре 1935 накануне престольного праздника храм был закрыт. Глумясь над ангелом, василеостровские воинствующие атеисты выломали из его рук крест. После этого среди горожан ходила невеселая (для кого-то и «веселая») шутка о храме с пионером на куполе. Она прижилась, поскольку лишенный креста ангел действительно сделался беспомощно схожим с пионером, поднявшим руку в салюте. А в годы Блокады его называли  "ангел - пустые руки"... В июне 1942 года немцы били из орудий по церкви Святой Великомученицы Екатерины. Снаряды попали тогда в часовенку, но церковь и ангел остались невредимы.
Когда в 2000г проводилось первое обследование состояния фигуры ангела на куполе храма, стало ясно, что оно близко к катастрофе. Небесный Вестник, лишённый креста, начал разваливаться и, чтобы предотвратить окончательное его разрушение, пришлось делать скрепы, обвить тросами тело, скрепить растяжками крылья. 14 декабря 2004 года во двор Екатерининской церкви въехал тяжёлый немецкий подъёмный кран "Крупп". 15 декабря, с утра, рабочие укрепили бетонными плитами брусчатку под опорами крана, и только потом подняли стрелу и завели тросы под ангелом. Альпинист Юрий Борзенец со своими помощниками, поднявшись на кровлю купола, закрепил тросы, а потом начал снимать растяжки и скрепы. Потом ангел завис в воздухе, затем начал медленно спускаться, и через несколько минут стоял на помосте, приготовленном в церковном дворике.
На снимке вы видите также гипсовую копию, предварительно сделанную на тот случай, если бы оригинал сорвался и разбился при спуске с купола.   

Этот третий Ангел по состоянию на сей день еще не восстановлен.
Будем надеяться, что это произойдет в ближайшее время и над нашим городом вновь будут парить и благославлять нас, горожан, все три крестоносных Ангела... 
 

МИСТИКА ПЕТЕРБУРГА
СФИНКСЫ

“Россия - загадочный северный сфинкс”, - вряд ли теперь можно установить, кто первый дал такое определение нашей стране. Наверное, это был иностранец, но и каждый русский согласится, что это одни из самых точных мистических слов о России. “Северным сфинксом” называют иногда и Санкт-Петербург, –  в морозный январский полдень, или в июньские белые ночи Северная столица также недвижна и загадочна, как гранитные сфинксы на набережной Невы. Вокруг них бытует множество легенд, в том числе связанных с проклятиями фараонов Египта тем, кто посмеет нарушить покой и целостность их пирамид и стражей этих пирамид, сфинксов. Между прочим, с первого года явления их в нашем городе кто-то (впрочем, известно - это был мастер-каменотес Степан Анисимов) обозвал их “свинцами”, а потом горожане стали звать их просто “свинками”, –  и как тут не вспомнить самые отчаянные слова Александра Блока: “Россия – ты свинья, пожирающая своих детей!”, –  ведь по преданию именно Сфинга (по первоначальному греческому мифу именно “Сфинга”) на площади стовратых греческих Фив задавала каждому прохожему свой знаменитый вопрос и растерзала всех, кроме Эдипа, сумевшего ответить правильно, сказавшего: “Се человек!”

1. ЧТО ВИДЕЛИ СФИНКСЫ НЕВЫ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ?
Каждому петербуржцу знакомы сфинксы, стоящие на набережной Невы, перед Академией художеств. Это единственные “настоящие”, древнеегипетские сфинксы –  из Фив, столицы древнего Египта. Все другие сфинксы (всего их 14, считая двух новых “Шемякинских”, напротив знаменитой петербургской тюрьмы “Кресты”), даже установленные раньше сфинксов у Академии художеств, –  как четыре гранитных сфинкса на Полюстровской набережной (установлены в 1790-е годы, украдены в середине XIX века, вновь воссозданы в 1958 году), или четыре чугунных у Египетского моста через Фонтанку и два точно таких же на набережной Малой Невки на Каменном острове (все отлиты в 1826 году), - все другие сфинксы созданы петербургскими мастерами, известными или безвестными.
Удивительно, но со времен появления этих египетских сфинксов в Санкт-Петербурге им посвящена лишь одна научно-историческая работа – брошюра академика В.В.Струве «Петербургские сфинксы» , изданная, как сказано на ее титульном листе, «по постановленiю Императорскаго Русскаго Археологического Общества 12 августа 1912 года» (находится теперь в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге). С тех пор эта брошюра ни разу не переиздавалась.
История появления в Петербурге египетских сфинксов такова. В 1832 году начались работы по устройству пристани перед Академией художеств. Первоначально на верхних плитах этой набережной планировали установить двух бронзовых коней с возничими, отлитыми Клодтом, но сам автор предложил установить этих коней на Аничковом мосту. Для пристани решили использовать ранее привезенных в Петербург египетских сфинксов. Они были найдены при раскопках близ Фив в толщах песка опытным и удачливым “копателем” греком Атанази в конце 1820-х годов и приобретены с одобрения Академии художеств и по решению самого Николая I русским путешественником и дипломатом Андреем Николаевичем Муравьевым за 64 тысячи рублей (для сравнения - кони Клодта обошлись казне в 450 тысяч рублей). Очень высоко отзывался об этих сфинксах археолог и ученый с мировым именем тех лет, впервые расшифровавший некоторые египетские иероглифы, француз Шампольон. Франция также хотела приобрести их, но помешала июльская революция 1830 года. Из египетского порта Александрия в Петербург их доставили весной 1832 года на греческом корабле “Добрая надежда”. К 1834 году работы по устройству пристани были закончены и в последних числах апреля того года (точная дата в брошюре В.В.Струве не указана) египетские сфинксы навеки встали на набережной Невы. Между прочим, архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утвержден ранее (16 декабря 1831г) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.
По мастерству исполнения, - фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, - обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных. Надписи на них расшифровал в 1912 году тот самый В.В.Струве, - кроме тех, которые расположены со стороны Невы. Их изучили позже, сначала известный советский египтолог Ю.Я.Перепелкин и затем его ученик, ныне профессор СПбГУ А.Л.Вассоевич. Все надписи представляют из себя титулы фараона. В целом полное титулатурное имя фараона Аменхотепа III, воплощенного бога на земле, гласит:
“Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп - властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор- добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье”.
Поясним здесь, что Небмаатра - тронное имя фараона Аменхотепа III (Аменхотеп - родовое имя); Гор (Хор - пер. “высота”, небо”) - сын Исиды и Осириса, борющийся с силами мрака и тьмы, изображался в виде человека с головой сокола, и крылатым солнцем на голове, - покровитель и небесный защитник фараонов; Ра - бог солнца. Могучий телец (или Бык) - один из эпитетов Гора, символ могущества фараонов. “Телец царей, покоритель девяти луков”, - обычный титул фараона. “Девятью луками” в Египте издревле называли окружавшие страну племена.
Этим сфинксам около трех с половиной тысяч лет. С XIV века до н.э. и до начала XVIII века они охраняли гробницу фараона Аменхотепа III, Небмаатры, прославившегося в свое время строительством многих храмовых и культовых сооружений и как покровитель искусств –  поэтому, наверное, они и были установлены именно перед Академией художеств. Сами каменные сфинксы по древней традиции и олицетворяют самого Аменхотепа III, о чем свидетельствует также клинопись на их убранстве.Сам Небмаатра был миролюбивым фараоном и войны при нем почти не велись. В.Струве, автор упомянутой работы 1912 года, перевел фрагмент одной из надписей как “разгромитель троглодитов, завоеватель их земли”, но неясно, что это за “троглодиты”. Зато при нем расцветали искусства, строились великолепные храмы. “Строитель памятников, восходящих до неба, подобно четырем столпам, носящим небесный свод”, - есть на одном из сфинксов и такая надпись.
Академик В.Струве сообщает еще (со ссылкой на скарабей №1937 Берлинского музея), что Небмаатра страстно увлекался охотой на львов и называл себя “львом среди царей”. При нем впервые в истории Древнего Египта началось противоборство между фиванскими жрецами главного культа Амона и фараоном. К тому времени жрецы Амона фактически стали вторым центром власти Египта, уже почти независимым от фараона. Он искал поддержки у жрецов второстепенного в то время культа Атона. При нем впервые диск солнца (Атон) начинает упоминаться как бог.

2. РЕВОЛЮЦИЯ ЭХНАТОНА
Наши сфинксы “родились” в бурные и судьбоносные времена блестящей (по определению историков) Новой династии фараонов Египта. Сын этого “нашего” фараона, Аменхотеп IV, бросил дерзкий вызов всевластию Амона, “царю богов”, сверг его жрецов, разрушил его храмы и храмы всех других древнеегипетских богов (входивших в пантеон Амона), и установил господство единого культа Атона, взяв себе также имя Эхнатон (“Угодный Атону”). Он был женат на легендарной Нефертити (“Красавица грядет”), дочери царя яростных огнепоклонников из месопотамского государства Метанни, поклонявшихся божеству Солнца. Эхнатон впервые в истории человечества попытался ввести единобожие - еще до Моисея. Возможно, отчасти, он начал религиозную реформу под влиянием своей супруги, красавицы Нефертити. В начале культы всех богов были заменены одним культом Солнца-Атона. Затем он ввел абсолютное единобожие, запретив отождествлять единого Бога также и с Солнцем. Можно сказать, что при нем произошла настоящая “революция сверху” - и в религии, и в культуре, и в искусстве. Была перенесена и столица - из Фив в новый город Ахенатон. Но, как это часто бывает с реформаторами, Египет в царствование Эхнатона преследовали неудачи - голодные годы, неудачные войны. Фараон умер в возрасте около 33 лет. Народ, конечно, связал все неудачи и беды с его религиозными реформами. После его смерти жрецы Амона взяли полный реванш: все храмы Атона были разрушены, в Египет вернулось многобожие царя богов Амона, столица была вновь перенесена в Фивы, - где стояли у дворца, построенного Небмаатрой, тогда уже не один десяток лет и наши сфинксы.
По версии Зигмунда Фрейда (изложенной в его последней книге “Человек по имени Моисей”, 1939г.) , поддерживаемой некоторыми историками, легендарный Моисей был по происхождению вовсе не евреем, а во времена Эхнатона был одним из молодых жрецов одного из храмов Атона. Если это было так, то, значит, через некоторое время после краха “революции” Эхнатона, поссорившись с новыми жрецами, - далее уже по Библии, - он сначала ушел в пустыню, где пас овец у своего тестя, священника Иофора, а затем, по провидению Божиему, избрал находившихся в египетском рабстве евреев для новой проповеди единобожия... Если предположение Фрейда о нееврейском происхождении Моисея очень спорно и уж никак не согласуется со второй книгой Ветхого Завета (“Исход”, им же, по преданию, записанной), то время его рождения, судя по всему, можно соотнести с серединой XIV века до н.э. (первые годы правления Аменхотепа IV, Эхнатона), так что в конце правления Эхнатона (он правил примерно в 1353-1335 гг до н.э.) ему было около 18 лет.
Известный советский египтолог Ю.Перепелкин в своей книге «Тайна золотой гробницы» высказал версию о том, что митаннскую принцессу Нефертити сменила на троне Эхнатона ее давняя соперница, местная красавица незнатного происхождения по имени Кийя. Один из наших современных исследователей тех времен, В.Сысоев, пошел еще дальше: он считает, что Моисей был сыном Эхнатона от этой давней соперницы Нефертити, причем Кийя была еврейкой и проживала до встречи с Эхнатоном в низовьях Нила, а Эхнатон познакомился с ней еще будучи принцем, во времена правления своего отца, “нашего” Аменхотепа III, во время одного из своих путешествий по Египту, из Фив в низовья Нила, где евреи жили со времен переселения в Египет Иакова и его домочадцев. По версии В.Сысоева, изложенной им в серии статей «Моисей – сын фараона» , он взял Кийю в наложницы, когда узнал о рождении у нее сына, - который получил имя Сенхкара при дворе Эхнатона, а среди евреев звался Моисей, что по египетски значит просто “ребенок, сын, малыш” (Мосе). По версии В.Сысоева, Моисей-Сменхкара родился в год воцарения Аменхотепа IV (Эхнатона), - значит, примерно в 1353 году. Сменхкара-Моисей даже сменил Эхнатона по его смерти и правил Египтом около года. Дальнейшая судьба того, кто известен под именем фараона Сменхкары, загадочна. Если В.Сысоев прав, то, возможно, Сменхкара инсценировал свою смерть (вроде как наш Александр I), а сам ушел в низовья Нила, к евреям, и затем в пустыню, к своему тестю, жрецу Иофору - далее все известно из книг Ветхого Завета... Брат Моисея, Аарон, был (опять же по версии В.Сысоева) на три года старше и родился у Кийи от еврейского отца - поэтому Моисей и предпочитал общаться с евреями во времена Исхода через брата. В начале Исхода Моисею было, по преданию, около 80 лет. Если все это так, то Исход был около 1273 года до н.э. – через несколько лет после воцарения фараона Рамсеса II. Известный российский ученый-гебраист И.Р.Тантлевский в своей книге «Введение в Пятикнижие» [6] пишет, что Исход наиболее вероятно был во времена правления этого фараона (стр.182).
Вернемся к судьбе Нефертити. Археологи еще примерно в середине ХХ века действительно нашли убедительные доказательства того, что Нефертити оказалась в опале еще при жизни Эхнатона, и что в последний период его жизни рядом с ним царицей была молодая женщина по имени Кийя. В 1957 году французские археологи даже нашли сосуд с ее изображением: юное, широкое, невозмутимое лицо, выразительные ноздри, чувственные губы, густые брови (портрет есть в журнале “Чудеса и приключения” №4, 1995г). Обаяние молодости есть, но нет той загадки красоты и царственной мудрости, что есть в скульптурном портрете Нефетити, найденном в развалинах Ахенатона в 1912 году. Кстати, более тщательные раскопки развалин Ахенатона последующих лет позволили археологам установить, что после смерти Эхнатона и разрушения его столицы не все египтяне отказались от культа Атона: сторонники единобожия посещали разрушенный город и сделали в руинах что-то вроде часовни в бывшей мастерской скульптора - того самого, что вылепил скульптурный портрет Нефертити. На эмали скульптуры археологи даже нашли следы ретуши - значит, солнцепоклонники тайно собирались в развалинах многие десятилетия и, вероятно, знали истиную роль арийской принцессы из Митанни в религиозной и культурной революции Эхнатона. Умерла Нефертити в 37 лет в Фивах, проклинаемая жрецами прежней религии.
Так или иначе, был ли у Кийи сын от Эхнатона, которого евреи называли египетским словом Мосе, или это был не сын Эхнатона, или даже и не ее сын –  для нас в контексте нашего исследования важно то, что Моисей, чей бы сын он ни был, родился примерно в год смерти “нашего” Аменхотепа III и воцарения Аменхотепа IV (Эхнатона), примерно в 1353 году до н.э., и что “наши” невские сфинксы были изваяны примерно в тот год, и видели не только самого удивительного фараона Нового Царства, но и легендарного Моисея.
Большинство историков предполагает, что Моисей увел евреев из Египта в начале или середине XIII веке до н.э., скорее всего во времена фараона Рамсеса II, правившего в 1290-1224 гг до н.э. Подробнее о современных научных исследованиях этой библейской истории можно прочитать в работе известного российского гебраиста, профессора И.Р.Тантлевского . Столица Египта еще при его отце (Рамсесе I) была перенесена из Фив во вновь отстроенный город Пир-Рамсес (Дом Рамсеса), километров на 300 севернее Фив, недалеко от побережья Средиземного моря. Но дворец Аменхотепа III (Небмаатры) с нашими сфинксами при его гробнице в Фивах тогда еще стоял во всей своей красе. По В.Струве, он был разобран на другие постройки при сыне Рамсеса II, фараоне Мернептахе (1224-1204гг до н.э.), но сфинксы тогда не были тронуты. Можно сказать, что со времен Мернептаха они остались “бесхозными”; оккультисты сказали бы, что они “потеряли защиту своего эгрегора”. Так или иначе, но через три с небольшим тысячи лет сфинксы Аменхотепа III обрели новую родину, “Новые Фивы”, новый эгрегор...

3. ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?
Что же получается? Получается, во-первых (повторим еще раз), что наши гранитные сфинксы в Египте были, вероятно, ровесниками самого Моисея, –  были изваяны примерно в год его рождения. Во-вторых, перед их глазами прошли церемонии возведения на трон и погребения семи фараонов (между Небмаатрой и Рамсесом I). В третьих, сам Моисей, будучи в молодости приближенным к фараонам, наверняка бывал в Фивах, прежней и еще не разрушенной при нем столице, даже если и не родился там. Наконец, если наши сфинксы и не были свидетелями Исхода евреев из Египта (Исход начался, согласно последним исследованиям И.Р.Тантлевского, из города Пир-Рамсеса), то наверняка были свидетелями “десяти казней египетских”!
Интересно и то, что 23 марта 1834 года (за месяц до завершения работ над сфинксами на набережной Невы) архимандрит Макарий (в миру М.Я.Глухарев), знаменитый миссионер и переводчик Ветхого Завета, обратился в Святейший Синод с большим развернутым посланием о необходимости полного перевода и издания Ветхого Завета на русском языке! Конечно, это просто совпадение, что он обратился в Святейший Синод именно в то время, когда сфинксы вот-вот должны были предстать пред столицей на набережной Невы, но совпадение знаменательное, и в ритмах истории совсем не случайное.
Видели ли вы глаза сфинксов на набережной? Широко расставленные и устремленные в бесконечность, они то ли широко открыты, то ли, наоборот, прикрыты таинственной поволокой. Очень любил прогуливаться у сфинксов А.С.Пушкин. Он сказал как-то, что “лица этих сфинксов стоят перед ним, как загадка, которую нужно разгадать”. О сфинксах писали многие. Другой, уже не золотого, а серебряного века поэт, Вячеслав Иванов писал:

Волшба ли белой ночи приманила
Вас маревом в полон полярных див,
Два зверя-дива из стовратых Фив?
Вас бледная ль Изида полонила?
Какая тайна вам окаменила
Жестоких уст смеющийся извив?
Полночных волн немолкнувший разлив
Вам радостней ли звезд святого Нила?

Загадка невских сфинксов пленяла и Валерия Брюсова, и Александра Блока. В стихах Блока, посвященных “Снежной Деве” (один из образов “Прекрасной Дамы”), о ее происхождении сказано: “Все снится ей родной Египет\ сквозь тусклый северный туман”, и сфинксов “над исполинскою Невой она встречала легким вскриком\ под бурей ночи снеговой”. А вот строки Брюсова:

Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной, торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон виденье этих мест...

 Что видели эти глаза тысячи лет назад? Вот что писал об этом князь С. Волконский в XIX веке:
«Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги; проснулись и увидели над мерзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом церемония водосвятия, так называемая “Иордань”... Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки...»

4. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА
Перечитайте вторую книгу Библии (“Исход”) и представьте себе воочию, что видели наши, во всей своей раскрашенной тогда красе (наверное, оранжевой охрой, и красным, и черным) сфинксы в Египте –  дух захватывает! Случайно ли то, что в наш город попали именно сфинксы гробницы Аменхотепа III, “ровесники” Моисея? Случайно ли то, что гранитные сфинксы и появились на набережной Невы в 1834 году? В том году (30 августа) была закончена и освящена Александровская колонна на Дворцовой площади, и, 30 апреля (12 мая по н.с.) указом Николая I был введен первый официальный гимн империи “Боже! Царя храни!”, называвшийся тогда “Молитва русского народа”. Россия и Санкт-Петербург в тот год обрели все атрибуты Империи, обрели гимн.
Александровскую колонну можно сравнить по ее каменной сути и высоте с древнеегипетской пирамидой средних размеров. Интересно, что и сфинксы, и обтесанная скала для колонны были привезены в город в одном и том же 1832 году и работы с ними были закончены в одном и том же 1834 году.

Вообще, сама история создания, строительства нашего города чем-то родственна строительству “первого чуда света” - египетским пирамидам. Знаменитый петербургский историк начала ХХ века Н.П.Анциферов в своей знаменитой книге “Душа Петербурга” писал:
“Поистине Петербург - город на костях человеческих. Туманы и болота, из которых возник город, свидетельствуют о той египетской работе, которую нужно было произвести, чтобы создать здесь этот “Парадиз” <...> Здесь воистину была борьба солнечного космократора Мардука с безликой богиней хаоса Тиамат!”
Как мы уже упоминали раньше, в 1830-1840-х годах город более всего напоминал огромную древнеегипетскую строительную площадку: в самом разгаре было строительство Исаакиевского собора и в строительных лесах стояли его величественные колонны и стены; при подъеме этих колонн сотни рабочих управлялись со сложной системой механизмов-кабестанов. Население города составляло тогда около 450 000 человек, из них около 200 000 трудились на стройках. При подъеме Александровской колонны 30 августа 1832 года на Дворцовой площади трудились около 2000 солдат и 400 рабочих. Трудились, между прочим, на всех стройках, от зари до зари, с 5 утра до 9 вечера - воистину как египетские рабы на постройке пирамид. При освящении колонны, по окончании работ, 30 августа 1834 года (по Житиям 30 августа - день святых - Александра, патриарха Константинопольского; перенесения мощей Александра Невского; преподобного Александра Сквирского), присутствовали император, все царское семейство и 100 000 войска. Напомним также, что это самая большая колонна мира: Траяна в Риме и Вандомская в Париже уступают ей по высоте, да и сделаны не из цельной гранитной скалы.
Да, недаром наш город в те времена, в первой половине XIX века, называли “Новыми Фивами”!
Воистину сфинксы на набережной Невы могли с новым смыслом гордиться своей пророческой клинописью: “Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп - властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями”. Во времена блистательного Нового Царства египетских фараонов под “обоими Землями” имелись в виду именно Верхний и Нижний Египет. Теперь “Верхним Египтом” для сфинксов стала Россия...
Если Медный Всадник является genius loci (гений места) города и держит ключи нашей (и российской истории), то сфинксы –  загадка и тайна Санкт-Петербурга, связывающая город с мировой историей, от самых древних времен. Снова обратимся к знаменитой “Душе Петербурга”, которую описал в своей книге Анциферов в начале ХХ века: “Страны юга, запада и востока имеют своих заложников в Северной Пальмире... О каких же границах мечтает он? Не о тех ли, которые набросал нам Федор Тютчев в своей “Русской географии”?

Семь внутренних морей и семь великих рек...
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Ефрат, от Ганга до Дуная...
Вот царство русское... и не пройдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек”.

5. ВСАДНИК И ЗМЕЯ
   
   7 (18 н.с.) августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника Петру Первому на Сенатской площади, знаменитого "Медного всадника", – так называют его с 1833 года, –  так назвал его Александр Пушкин. Это самый знаменитый памятник города, его великий мистический символ. Издавна ясновидящие утверждали, что это благое место на Сенатской площади соединено невидимой (обычному глазу) "пуповиной", или "столбом" с небесным Ангелом-хранителем города. То же говорил и Даниил Андреев в "Розе Мира".
   Дата открытия памятника была приурочена к столетию начала царствования великого самодержца и преобразователя России: "Петру Первому - Екатерина Вторая", выбито на камне, и то же по латыни, для Европы: "Petro primo - Catharina secunda". Как и положено Петру, чье имя по латыни значит "Камень" (от апостола Симона-Кифы-Петра), Всадник вознесся на огромном валуне, –  наверное и сам этот валун, –  "Гром-камень", –  был когда-то связан с древним капищем безвестных волхвов...
Между прочим, в 1812 году, под угрозой нашествия Наполеона, Александр I распорядился вывезти "Всадника" в Вологодскую губернию; уже был выработан план эвакуации и подогнаны в Неву баржи, –  но тут императору доложили, что некоему майору Батурину приснился вещий сон. Всадник будто бы сказал: "Пока я на месте, город будет непобедим". Майор добился свидания с князем Голицыным, тот передал эти слова Александру, и император поверил вещему сну, распорядился отменить все приготовления к вывозу памятника. 
   Но в 1782 году исполнялось и 900 лет от начала княжения в Киеве вещего Олега. Может быть еще и поэтому великий скульптор Этьен Фальконе изваял еще и змею под копытами коня? Может быть кто-то, хорошо сведущий в истории Руси, подсказал ему это? Как видно, никуда нам не деться от пророчества волхва вещему Олегу. А нет ли здесь более глубокой, мистической связи с его пророчеством и с самим волхвом? Еще и не его ли пророчеству удивительным образом оказался посвящен этот памятник? Олег умер, укушенный змеею из черепа его коня, в 912 году. Волхв напророчил ему смерть "от коня своего" за несколько лет до похода на греков, –  так сказано в "Повести временных лет". Этот поход датируется в Повести временных лет под 907 годом. Вероятно, это пророчество можно отнести к 903 году, –  когда молодому Игорю выбрали жену, молодую жрицу из-под Пскова Хельгу-Ольгу, –  возможно, родственницу самого Олега. Не исключено, что в выборе жены также участвовал тот самый волхв. Как описал его А.С.Пушкин, услышавший в 1822 году ритмы истории древней Руси?
   
   Из темного леса навстречу ему
   Идет вдохновенный кудесник,
   Покорный Перуну старик одному,
   Заветов грядущего вестник,
   В мольбах и гаданьях проведший весь век.
   И к мудрому старцу подъехал Олег.
   
  ... "Покорный Перуну старик одному..." Не случайно, наверное, и камень в основании "Медного всадника" называется "Гром-камнем"!

   Но на пути к 1917-му было еще немало роковых лет и роковых событий.


****

КУЛЬТУРНАЯ СТОЛИЦА МИРА
Известное определение “Петербург - культурная столица России”, как видно, на самом деле глубоко содержательно исторически и может быть в историческом смысле расширено до формулы “Санкт-Петербург - культурная столица мира”! Ведь в нашем городе удивительным, порой загадочным и мистическим образом, но всегда в высшей степени гармонично и прекрасно представлена и сплавлена общим архитектурным ансамблем вся мировая история культуры, философии, религии: от древнего Египта, Эллады, Рима – и  до христианства, под благословением и защитой вознесенных над городом крестоносных Ангелов.