Ровно 200 лет тому назад, в 1814 году, был окончательно отменен декрет Наполеона I о Континентальной блокаде Англии (ноябрь 1806 года). Не лишено интереса освежить в памяти историю этой крупнейшей экономической войны XIX века.
Идея сокрушить блокадой экономику Англии, злейшего врага революционной Франции, давно вынашивалась в стране. Готов был участвовать в осуществлении этой идеи и российский император Павел I, но был убит заговорщиками, которые не могли допустить сближения с этим рассадником «революционной заразы».
Однако Англия тоже задумала блокадой нанести удар своему континентальному противнику. Королевским декретом Георга III от 16 мая 1806 года Англия объявляла блокаду всех портов Европы, берегов и рек от Эльбы до Бреста (порт во Франции). Предупреждалось, что в порты Франции не будет допускаться ни одно нейтральное судно, а при попытке зайти туда будет захвачено в качестве законного трофея.
Ссылаясь на то, что Англия нарушает общепризнанное международное право, Наполеон I в том же году издал Берлинский декрет о континентальной блокаде. Документ был подписан в Берлине после разгрома пруссаков армией Наполеона. В Берлинском декрете объявлялось, что устанавливался контроль над всей береговой линией империи Наполеона; воспрещалось вести торговые, почтовые и иные отношения с Британскими островами; блокада распространялась на все подвластные Франции, зависимые от неё или союзные ей страны. Любой англичанин, обнаруженный на территории, подвластной Франции, объявлялся военнопленным, а его товары подлежали конфискации. Ни одно судно, следующее из Англии или её колоний или заходившее в их порты, не допускалось во французские порты под угрозой конфискации.
Великобритания ответила на объявление континентальной блокады расширением контр-блокады, развёртыванием морской торговой войны и контрабандной торговли.
В свою очередь Наполеон рядом декретов ужесточил практику блокады. Дошло до того, что всякий корабль, подчинившийся распоряжениям английского правительства, приравнивался к вражеским судам и подлежал захвату. По декрету от 18 октября 1810 все британские товары, обнаруженные на твёрдой земле, подлежали сожжению.
Континентальная блокада была объявлена в разгар войны послереволюционной Франции против коалиции, в которую входили Пруссия, Россия, Англия и Швеция. Кстати, уже один этот факт напрочь опровергает бредовое утверждение некоторых наших политологов о постоянной многовековой враждебности Англии к России.
В 1807 году по Тильзитскому мирному договору, согласно секретному соглашению Россия обязывалась заключить союз с Францией и присоединиться к континентальной блокаде. Но присоединение к блокаде было в значительной степени вынужденным в результате серьезных поражений русских и австрийских войск от французских, особенно в сражении под Аустерлицем в декабре 1805 года.
Попытка сломить Англию может быть и отвечала глобальным амбициям Наполеона, но явно противоречила экономическим интересам России, наносила стране серьезный ущерб. Внезапный и непонятный запрет экспорта в Англию хлеба, леса, пеньки и сала грозил разорением российским помещикам и купцам. Сама же Франция эти товары не покупала, а российский импорт ограничивался главным образом предметами роскоши. России важны были прочные торговые связи как раз с "мастерской мира", которой была Англия, а не с Францией.К тому же русская правящая элита не могла забыть отрубленные головы короля Людовика ХYI и королевы Марии-Антуанетты. Для петербургского высшего света Франция по-прежнему была "исчадием ада", а Наполеон в годы Французской революции охотно назывался "антихристом".
Именно так, например, называла французского императора Анна Павловна Шерер, фрейлина и приближенная императрицы России Марии Федоровны в романе "Война и мир". "Нашему доброму и чудному государю предстоит величайшая роль в мире,— говорила А.П. Шерер, —...и он исполнит свое призвание задавить гидру революции, которая теперь еще ужаснее в лице этого убийцы и злодея".
А ведь по словам самого Толстого, в разговорах в названном салоне отражены политические настроения "придворного легитимистского петербургского общества", "мода" и "злоба дня".
Вопреки соглашению, Россия продолжала ввозить английские товары преимущественно на нейтральных судах, причем, под флагом США. Требование Наполеона запретить нейтральным судам ввозить английские товары в Россию император Александр просто проигнорировал. А в 1810 году Россия как бы в пику союзнице даже повысила пошлины на французские промышленные изделия.
Срыв континентальной блокады был одной из важнейших причин, что Наполеон принял решение подготовить нападение на Россию.
Континентальная блокада вызывала крайнее несогласие и сопротивление Италии, Испании, других стран Европы. Да и в самой Франции росло недовольство непрерывными войнами и континентальной блокадой. Многие, выражаясь современным языком,бизнесмены, связанные с текстильной промышленностью, страдали от нехватки хлопка, разорялись, не имея возможности сбыть свои товары за морем. Отсутствие английских качественных и дешевых промышленных товаров раздражало богатых собственников, новую военную и чиновную верхушку, которая была отнюдь не в восторге от принудительного аскетизма. Угрожающие размеры приняла контрабанда. Наполеон сам был вынужден разрешить ввоз крупных партий английских сукон и других товаров для нужд армии. И в то же время по его приказу сжигались ввезенные контрабандой английские и колониальные товары!
Даже Талейран, прославившийся умением удержаться "на плаву" при всех режимах — при якобинцах, при Директории, в период Консульства, империи, а после Наполеона и в реставрированном королевстве — посчитал континентальную блокаду безумием, за что и был уволен с поста министра иностранных дел.
Вторжение войск Наполеона в Россию фактически ликвидировало континентальную блокаду. После Отечественной войны 1812 года и разгрома наполеоновской империи войсками коалиции европейских государств континентальная блокада была отменена и официально в связи с отречением Наполеона I от престола в апреле 1814 года.
Как видим, континентальная блокада полностью провалилась. Попытка задушить Великобританию экономически и таким способом установить господство над всем европейским континентом, а в дальнейшем и над всем миром потерпела крах. Логика событий оставляла Наполеону только один способ добиться успеха — предъявить последний довод королей — пушки.
"Для того, чтобы управлять миром, — считал Наполеон,— нет иных секретов, кроме того, чтобы быть сильным; сила не знает ни ошибок, ни иллюзий".
Наполеон был не последним человеком, который свернул себе шею на обожествлении силы.
Естественно, что от автора могут ожидать каких-то ниточек в современность, "уроков истории", мол, нельзя ли провести некие параллели с нынешними событиями. Мне думается, что это было бы лишнее. Совпадения, параллели с современными событиями,в том числе с санкциями против России и контр санкциями России, очевидны. Читатель и сам во всем разберется.
21.08.14