После школы

Наталья Грунина
Вот и все! Школьные годы закончились. Экзамены сданы на четверки и пятерки. Я сидела и с грустью смотрела в окно, а в окне моя школа-мы жили напротив. Собиралась поступать на филологический факультет в Красноярский университет. Я поступила бы обязательно! Я лучше всех писала сочинения, у меня были публикации в местной газете и даже в журнале «Юность» напечатали мою небольшую заметку, когда я училась в восьмом классе! И не только напечатали, сначала мне прислали письмо на красивой бумаге с логотипом журнала, письмо было подписано –«С уважением лит.сотрудник Мускатблит.» Сколько лет прошло, а я до сих пор помню и бумагу и фамилию. Самое приятное было то, что мне прислали гонорар в сумме пяти рублей . Гонорар я отдала матери,у нас ,как всегда финансы пели романсы.

В свою школу я пришла учиться во втором классе, после переезда из моего родного города Заозерска, где я закончила первый класс. Там у матери случились какие-то неприятности по работе, она работала главным бухгалтером. Долго переезжали с места на место и наконец осели в далеком, сибирском поселке, где жила двоюродная сестра матери, с которой она не виделась  лет тридцать и которую,практически, не знала.  В поселке моя мать прожила всю оставшуюся жизнь и похоронена на местном кладбище вот уже,как восемнадцать лет. Для меня же он стал родным, два раза пыталась уехать,и два раза возвращалась обратно.

 В поселке на берегу было сложно найти работу, так как «градообразующим» предприятием была база флота и флот, который осуществлял грузовые и пассажирские перевозки по рекам  Енисей и Ангара. По профессии, бухгалтером устроиться было нереально,в бухгалтерии работали только жены капитанов( далеко не всех, капитанов было много,а мест в бухгалтерии мало) и начальников.Моя мама была направлена на теплоход поваром и ушла в навигацию. Я осталась у тети на попечении. Она взяла на себя труд устроить меня в интернат для детей речников. Младшего брата мама сама успела определить в круглосуточный садик.

А вот с моим устройством дело затягивалось. Мамина сестра и моя тетя Валя оказалась пьющей, в пьяном виде была особой мерзкопакостной. Ей было то некогда::то пила, то с похмелья болела и поэтому в школу, я пошла от нее.

 Моя новая учительница Тамара Ивановна приняла меня за второгодницу и отчаянно невзлюбила. Да и за что было любить неухоженную, плохо одетую, бледную девочку у которой постоянно не было то карандаша, то ручки, то тетрадки. Не было ни потому, что дома забыла, а потому, что ей никто не купил эти столь необходимые каждому ученику предметы.

 Однажды я еще умудрилась в обморок грохнуться в школе, то ли от плохого питания, то ли от низкого давления, не знаю. Очнулась...Идет урок, я лежу на последней парте, под носом ватка с нашатырем. Медицинская помощь на этом и закончилась. Короче, у моей новой учительницы были все основания воспринимать новенькую,как досадную обузу.

Ситуация изменилась в конце сентября. Мы всей школой ходили в поход и на другой день нам было велено описать это грандиозное событие в письменной форме. Я написала. Сочинение мое читали вслух не только в нашем классе , но и в параллельных. Я помню только одну фразу-«Лес гудел ,как взволнованный улей». Учительница меня стала уважать.Сочинения мои с тех пор читали вслух на протяжении всех лет моего школьного обучения.

Мечты о поступлении на филологический моя мама резко пресекла.
-Иди работай и учись! Мне учить тебя не на что.-
Я растерялась, все одноклассники готовятся , куда-то поступают, а я...Где работать ? В поселке работы нет, на флот не хочу.И тут мне на глаза попалось  объявление в газете "Комсомольская правда" о наборе  в училище штукатуров-маляров, в городе Ленинграде, а самое главное- после окончания предоставляли общежитие и работу! Я быстренько прошла медицинскую комиссию, отправила почтой медицинскую справку и аттестат в Ленинград и стала ждать вызова.


 Мама моя не сочла нужным заглянуть в мою медицинскую справку, а я сама ничего не понимала. Дело в том, что врач окулист был в отпуске и зрение проверяла медсестра.Как уж она проверяла я не знаю, но написала она  мне  в справке, что у меня зрение -0,3% оба глаза. Бред какой-то! Зрение у меня всегда было хорошее, до сих пор без очков читаю. Из города на Неве пришел отказ, меня не могли принять в училище из-за низкого зрения .

Потом я долго ждала возвращения моего аттестата. Спрашивается зачем? Поступать все равно не  собиралась, да и опоздала, уже везде закончился набор.

Я осталась одна из всего класса "за бортом". Планировала поработать, заработать денег, помочь матери, брату, а потом обязательно поступить в университет. Мечты, мечты... Нет, я ни в чем не виню мать. Она действительно была придавлена нуждой и  вечным безденежьем. С другой стороны могла бы отправить меня в Енисейский педагогический институт, это совсем рядом, прожили бы как-нибудь, курить бы бросила что ли? Мне бы этих денег и хватило.


От каких случайностей зависит вся наша жизнь!
Из-за бестолковой , непрофессиональной медсестры я не попала в Ленинград и жизнь моя закрутилась совсем по другому.

Я поехала работать в славный город Муром, где жил мой самый старший брат, но это уже другая история.

 Перед самым отъездом ко мне пришла учительница немецкого языка Елена Ивановна .
-Наташенька! Это непедагогично,во время учебы я не могла сказать тебе этого, но сейчас могу. Ты была моей самой способной и любимой ученицей!-

Она подарила мне большой флакон духов «Красная Москва». Это была единственная награда и единственная благодарность за мою десятилетнюю учебу.
 На флаконе была плотная пробочка и  никак не вытаскивалась. После многочисленных, безуспешных попыток пришлось отбить ее молотком, а духи перелить в бутылочку из под валерьянки.