Никого нельзя сделать счастливым!

Андрей Прудковский
Я увидел её перед рождеством 1985 года. Маленькая фигурка мелькала между заснеженных ёлок. Я пошёл следом. Мы с ней ни о чём не говорили, хотя лыжня от Звенигорода до Истры – километров пятнадцать. Всё и так было понятно, всё вокруг пело. В этой тишине слышен был только шелест лыж и ветра в заснеженных ёлках. В какой-то момент я почувствовал, что лес хочет мне что-то сказать, что-то очень важное… Я ещё глубже погрузился во внутреннюю тишину, и, наконец, услышал то, что говорил мне лес:
http://prudkovskij.blogspot.ru/2014/09/blog-post_4.html

Дopoгa, дopoгa, вдoль peчки пo пoлю,
 Дopoгa пo лecy пoд cнeжным шaтpoм,
Дopoгa cвязaлa нa cчacтьe-ль-нa гope,
Hac cнeжным yзopным зeлёным кoльцoм...

 Дopoгa, дopoгa - пeтляeт в cyгpoбax,
 И poзoвым cвeтoм гopит нeбocклoн...
Дopoгa вывoдит из чaщи нa вoлю...
Дopoгa пyгaeт бaнaльным кoнцoм .

 Дopoгa, дopoгa - нaм cнитcя пopoю...
 To лeceнкa к cчacтью - тo к гopю тpoпa
 Дopoгa cтaнoвитcя нaшeй cyдьбoю
 И xoть мы paccтaлиcь - Дopoгa пpaвa !

Но почему же мы, только встретившись, уже должны расстаться? Я не понимал этого, когда пришёл в её маленькую квартирку и остался надолго. К ней все приходили, и она решала чужие проблемы. Курили и спорили на кухне и в ночь на 1-ое июня. Я не слишком понимал предмет спора, даже и не запомнил, о чём шла речь. Осталось только моё стихотворение:

Бapxaт нoчи в oкнo
K нaм cтyчитcя дaвнo,
Зa oкнoм тишинa
Taйн зaбытыx пoлнa...

A y нac вcё нe cпят...
Bcё нa кyxнe cидят...
Лaмпa ecт тишинy,
Taйнy, нoчь и лyнy...

Cпopят, кypят, пьют чaй
"Kтo  жe пpaв ? - Oтвeчaй !"
Я гляжy в тeмнoтy...
- Чтo cкaзaть я мoгy ?

Bижy лaмпы лyчи
B нeoбъятнoй нoчи...
И взлeтaют cлoвa,
Toчнo иcкpы кocтpa...

Bcё тeмнee oт ниx...
И вcё cбивчивeй cтиx...
Гдe нaйти мнe лyнy,
Чтoб пoнять тишинy !?

Главное, мы любили друг друга! У неё самой было много проблем, но, я был уверен, что со всеми смогу справиться и сделать её счастливой! Действительно, её главными проблемами были:

1. Отсутствие ребёнка
2. Забота о старенькой маме, которая жила на другом конце Москвы
3. На работе были трудности с компьютерной программой.

Были ещё и разные мелкие проблемы, например, она мечтала научиться плавать… Все эти проблемы мне представлялись просто пустяшными с моими способностями и энтузиазмом. Заранее сообщу, что ни единую из этих проблем я так и не сумел решить, так как совершенно не понимал главной проблемы – она родилась осенью 1941 года. Изменить её дату рождения было невозможно!
 
Немного расскажу о её детстве, как она сама его мне рассказывала. Родилась она в городе Шацке во время войны, её отец как раз ехал на фронт (с восточного на западный) и заехал повидать новорожденную. У него начался приступ малярии, а местный врач сделал ему укол от тифа, в результате отец умер. На всю жизнь у моей любимой осталось недоверие к врачам… У её матери был ещё старший сын, и она уехала с ним работать в Москву, оставив новорожденную на свою сестру, у которой были свои маленькие дети.
 
Моя жена так рассказывала о своём детстве: каждую зиму у нас был телёночек, который жил в доме за моей кроваткой. Я его любила и с ним играла. По весне телёночка резали и варили. Все радостно ели и стучали костями, чтобы выбить мозг, а я в уголке – плакала. С тех пор она никогда не ела мяса. В этом она была похожа на меня, я тоже с некоторых пор отказался от мяса. Но, подумав, мы включили в семейный рацион рыбу и яйца. Так шло детство моей будущей жены, сначала с надеждою увидеть маму, потом с обидами, что мама редко приезжает…
 
Тут, надо сказать, про мою будущую тёщу – она прекрасно плавала, могла часами кружить по озеру, не уставая. Однажды её сын прибежал к ней с радостною вестью – он тоже научился плавать. Тут бы ей задуматься…, но дела, дела… Жизнь тогда была нелёгкой, и сын радостный убежал купаться. В тот же день он утонул. Мама лишилась своего любимого, ласкового сыночка и… привезла угрюмую, вечно недовольную дочку. Хорошо ещё, что через несколько лет их домик сломали и обе они получили однокомнатные квартиры в разных концах Москвы. С тех пор моя любимая жила одна в своей квартирке, дверь которой не запиралась, когда она была дома, а когда уходила,  то клала ключ под коврик у двери…

Я радостно взялся «осчастливливать» свою любимую. Нашёл подходящую трёхкомнатную квартиру рядом с парком и обменял на неё две их однокомнатные. Так мы втроём поселились в одной квартире, и у каждого была своя комната, где можно было устанавливать свои порядки. На скромную свадьбу ей подарили канарейку, а я сам купил себе попугая, - давно мечтал об этом с детства. Сам пошёл на птичий рынок и выбрал самого несчастного, которого все остальные топтали на полу клетки. До сих пор удивляюсь, почему я сделал такой странный выбор.  Во всяком случае, попугай этот, по-видимому, ненавидя свою попугайную братию, вдруг влюбился в кенара моей жены. Это было трогательное зрелище, как он бочком пытался хотя бы приблизиться и хотя бы прикоснуться к объекту своей любви. Но кенар в последний момент вспархивал и улетал.

Я думал, что удачно справился со вторым пунктом трудностей моей жены, - это оказалось не так. У неё была психологическая несовместимость со своей мамой, в которой она не могла признаться даже себе самой. Потихоньку я всё понял – в ней до сих пор жила детская обида на маму, которая бросила её в младенческом возрасте.

С ребёнком тоже у нас ничего не получилось, - здесь всё было просто – не тот возраст, она опоздала. Но уж с задачками по программированию я должен был справиться!! И я справился,  хотя задача вначале казалась элементарной – но был там «подводный» камень: постановка задачи была некорректной. Естественно, я справился, - программа заработала, все проблемы на работе у моей любимой были решены. Как потом она сказала мне,  именно в тот момент она, посмотрев в распечатку полученной программы, которую, как она сказала, никогда не сможет понять… - она, которая кончила мехмат МГУ, и гордившаяся своими знаниями… она вдруг поняла, что она никчемный математик. Как мне она потом созналась – ты убил во мне учёного, убил уважение к самой себе, как к учёному. После этого она всё меньше ходила на работу и постепенно её работа перешла ко мне, я устроился на её место, а она ушла на пенсию.

Тем не менее,  жили мы счастливо. Один раз мы сплавали вдвоём на байдарке на неделю, - чудесный был маршрут, увы, последний, после него она в первый раз в жизни попала в больницу. Потом мы ездили только на дачу к её маме. Там был лес, грибы, озеро для купания и целый участок для работы, ягод, яблок помидоров… Тёща моя была чудо!! Всё на даче у неё плодоносило. А в Москве я купил ей пианино,  она весело барабанила на нём разные песни, и мы пели вместе с ней в два голоса. По ночам тёща писала стихи, и я тоже повадился писать. Не знаю уж у кого получалось лучше?! Каждое утро мы с женой бегали по парку, она всё хотела приучить меня бегать босиком, но у меня этого не получалось. А в ночь на крещенье она вела меня к пруду, раздевалась, и я обливал её из ведра ледяной водой. Обливаться я тоже побаивался из-за почек застуженных ещё в студенческие годы на Кольском.

В религиозных воззрениях у нас тоже не было разногласий. В Бога мы верили. Правда, ходили на йогу, но особых противоречий я здесь не видел. А ещё у неё был друг, который был раньше её студентом. Так и остался влюблённым в неё на всю жизнь. У него была жена и дети, но порой он приходил к нам, всегда неожиданно и без приглашения и мы, втроём, шли купаться. Он показывал нам всякие гимнастические фокусы, и мы любовались его тренированным телом. Потом мы сидели и рассказывали ему о йоге, о голодовках, о прочитанных книгах. Он тоже как-то проголодал дней 20 и у него открылись разнообразные способности, которые нам и не снились, как например, умение по желанию выходить из тела. У меня был раньше подобный опыт, но единственный, повторить по желанию я его не мог. Так что и он был счастлив, хотя у него вдруг начался диабет (он работал на шоколадной фабрике), но, как вечно здоровый человек, он не обращал внимания на подобные мелочи. Неожиданно он умер от диабетической комы.

На йоге мы также познакомились с одним очень романтичным юношей по имени Олег, который искал Бога и праведной жизни. Порой он приезжал к нам подкормиться и побеседовать о Боге. В то время по телевизору начали показывать лекции Виссариона, и наш мальчик бросил работу, выучился на столяра и уехал под Абакан в общину Виссариона. Честно говоря, мне нравился такой житейский подход к религии – набрать последователей и в сельской местности, вдали от соблазнов города организовать по возможности праведную жизнь. А ещё нравилось то, что Виссарион зарабатывал на жизнь как художник, кстати, очень неплохой, его выставки бывали даже в Москве в Манеже. Этим он отличался от жуликов, обирающих своих последователей. Впрочем, сам я к Виссариону ехать не собирался. С Олегом я потом всё время переписывался, мне были интересны пути общины, попытки отказаться от денег, общинные собрания по искоренению недостатков друг у друга… Как ни странно, впоследствии Олег сыграл большую роль и в моей судьбе.

Продолжаю дальнейшую повесть о нашей счастливой жизни. Каждое лето я учил свою жену плавать. И она научилась плавать брассом, как я, но только вдоль берега. Стоило ей потерять под ногами дно – она паниковала и сразу теряла умение плавать. Видимо, сказывался давний шок от гибели брата, которого она очень любила. У нас жили уже несколько канареек и попугаев, но тот первый, влюблённый – погиб, утонув в кувшине с водой, а та первая канарейка улетела в форточку.

Ha дняx зaлeтaлa cиницa
B пpиoткpытoe нaшe oкoшкo,
Лeтaлa пo кoмнaтaм дoлгo,
Дивилacь нa пoпyгaeв,
Ho oни нa нeё нe cмoтpeли...

Пoтoм yлeтeлa птицa,
Haйдя бeз тpyдa oкoшкo,
C тex пop пpoлeтaeт мимo
И бoльшe нe зaлeтaeт,
Bиднo, мы eй нaдoeли...

A нaмeдни, к дecяти нoчи,
Пoшeл гyлять пo дopoжкaм
Пycтыннoгo нaшeгo пapкa
И никoгo нe вcтpeтил,
Toлькo coбaки дикиe выли...,
Ho oни кo мнe нe пoдxoдили.

Xoлoднo былo в пapкe,
Лyнa cвeтилa cквoзь гaлo...
Дoмoй вepнyвшиcь,
Дoлгo cидeл y бaлкoннoй двepи,
Cмoтpeл в тeмнoтy и дyмaл:
"Зaчeм Я здecь?... Зaчeм Я ?...

Я писал дома программы для БК-0010(11) и обеспечивал всю Россию операционкой, редакторами и трансляторами, а также различными драйверами принтеров. Зарабатывал неплохо. Ещё помогал жене выполнять план на работе. Всё было в порядке, но тут тёща начала терять зрение и сломала ногу. Хоть и не сильно, но больше она уже не встала. Так начался новый этап нашей жизни по уходу за тёщей, который продолжался около пяти лет. Как ни странно, я чувствовал себя счастливым, так как всё хозяйство велось так, как я хотел. Я старался сам готовить на всю семью и вроде бы никто не возражал. Тёща совсем ослепла и потеряла память. Но это было к лучшему, она не страдала от длительной болезни и говорила, что вот только сегодня полежит, а завтра, как и вчера, будет гулять. Как и прежде, по ночам она писала стихи, а мы их записывали. Порой я сажал её за пианино, и она вслепую бодро вела мелодию «Мой костёр в тумане светит…», а я ей подпевал. С ней было хорошо, особенно потому, что она была лёгкая, её можно было взять в охапку, перенести в ванную и быстро вымыть. Жена приходит с работы – надо маму купать, а я говорю, - она уже чистая.
 
Да, вроде всё было в порядке, только любимая моя начала страдать от того, что мало любила свою маму и что теперь уже ничего поделать нельзя, а ещё, что увела меня от семьи, и это тоже уже не исправить. У неё часто бывали боли в животе, однажды пришлось вызвать скорую, - отвезли в Склиф. Обнаружили язву желудка, хотели отрезать весь желудок, но она не далась, быть может, зря.

Так мы вошли в новое тысячелетие. Тёща умерла, дачу мы продали, чтобы помочь родственникам жены (блокадникам в Петербурге) купить квартиру (которая была им положена). Здесь вообще забавная история: блокадникам выделили деньги на улучшение квартирных условий, которые надо было реализовать в текущем году, но!!! Этих денег не хватало, чтобы купить квартиру по положенным нормам площади, а меньшую квартиру покупать было запрещено. Но с нашей добавкой за счёт продажи дачи квартиру они всё же купили.

Жена моя постепенно перешла на лежачий режим. Последняя канарейка, как чувствовала,  целыми днями сидела на спинке её кровати и жалобно чирикала. Затем вдруг умерла. А на следующий день я отвёз жену в больницу, из которой она уже не вернулась.

Так грустно окончился этот этап моей жизни. Два года после я жил на автопилоте… Было как-то всё равно… Шли письма из Сибири от Олега, у него были проблемы с паспортом, его надо было менять по месту прописки в Подмосковье, но денег на поездку в Москву у него не было. А тут вдруг у меня образовалось «лишних» тысяч пять и я послал их ему. Дальше начались сплошные чудеса: он думал, что едет менять паспорт, а приехал к моменту смерти своего отца. А ещё он рассказал, как его спасла от смерти и вылечила в Сибири совсем незнакомая женщина, и что потом оказалось, что её семья живёт в доме соседним с домом его отца. А теперь эта женщина сама заболела и приехала лечиться в Москву, надо бы её поддержать. Так я познакомился со своей будущей третьей женой.
Но это уже другая история…