Последняя стоянка Белого лебедя

Александр Брусенский
Подмечено, что военная техника всегда вызывает у людей повышенный интерес.  Даже у тех, кто далек от армии. Действительно, что-то есть притягательное в боевых машинах, конструкции которых органично соединили  мощность, дивные формы, как бы пришедшие из внеземных цивилизаций, и гениальность человеческой мысли, создавшей совершенное оружие уничтожения. Парадокс, но человека притягивает техника, созданная для его же уничтожения.

Стоят в Полтаве, а числятся за Киевом

Летательные аппараты занимают среди военной техники особенное место: самолеты, вертолеты, ракеты, планеры и т.п. предназначены для «работы» в воздушной стихии. Там, куда человек стремиться все свое бытие. И небезуспешно. Лидируют  в  освоении воздушного пространства всегда военные, для чьих нужд развитые государства выделяют огромные средства. Со временем плоды труда секретных КБ, где обеспечивают лидерство в создании  авиационной техники, можно увидеть  на музейных стоянках. В том числе, и в Украине.  О развитии отечественной авиационной промышленности за последние годы,  можно дискуссировать долго, а вот с авиатехникой, которая досталась Украине в наследство от армии бывшего СССР, все ясно. Часть самолетов все еще надежно служат национальному войску. А те, которые исчерпали ресурс,  идут на металлолом. Единицы из них пополняют экспонаты немногочисленных  музейных площадок, где собирают сегодня уникальные боевые самолеты, в свое время обеспечившие Советскому Союзу приоритет в вооружении.

Полтава, где в советские времена десятки лет дислоцировалась  мощная военная  база в составе двух гвардейских авиационных полков с частями обеспечения,  и штаба авиадивизии, теперь так же в перечне украинских городов, которые имеют свой авиационный музей.  Правда, не «типовой» - в обычном понимании, а «профильный» - Дальней авиации. Устроено его на одной из бетонных стоянок военного аэродрома, к границам которого за прошедшие годы вплотную приблизился город. Правда, у горожан дискомфорта от такого соседства уже не возникает: рева двигателей реактивных легендарных самолетов-ракетоносителей Ту-22 М3, прозванных на Западе «Бекфайерами», они не слышат уже более десятка лет. В 2006 году эти боевые самолеты порезали на металлолом под бдительным надзором тогдашнего посла США в Украине Джона Гербста, который лично приезжал в Полтаву, чтобы проконтролировать их уничтожение.  На сиротливо опустевшем аэродроме  по инициативе ветеранских организаций создали музейную стоянку, куда собрали самолеты не только из Полтавы, но и других военных аэродромов -  Прилук (Черниговская область), Озерного (Житомирская область),  Узина (Киевская область), Одессы.   Сначала это был как бы народный музей, существующий на общественных началах, за которым приглядывал личный состав немногочисленной комендатуры, оставленной для поддержания порядка на аэродроме. Потом, учитывая интерес к его экспонатам, музейную стоянку в 2007 году приняли в областную коммунальную собственность, открыли финансирование, утвердили штат, оградили территорию.  Бессменным директором музея является Валерий Верескул – полковник  запаса, военный летчик-снайпер, налетавший на самолетах Дальней авиации более 2,5 тысяч часов, бывший командир уже бывшего 185 гвардейского тяжелобомбардировочного авиационного полка. Его Боевое знамя последним сдали в архив среди расформированных полтавских частей. Теперь, в результате чиновницких игр, половина музейных экспонатов сегодня принадлежит Государственному музею авиации, который находится в Жулянах под Киевом.  Не сдвинувшись с места, самолеты Ту-95 МС, Ту-22 КП, Су-15, Ту-160, Ту-134, Ту-22М3 по бумагам теперь числятся за киевлянами, и формально переданы полтавскому музею Дальней авиации в бесплатную аренду.  Правда, фактического положения дел это не изменило. Посетителям музея, похоже, нет дела до того, кому принадлежат уникальные самолеты, замершие на стоянке в качестве экспонатов. Беспомощные воздушные гиганты, которые еще недавно были способные нести за тысячи километров арсеналы бомб, ракет и даже ядерного оружия, теперь замерли на своей последней стоянке и стали историей. 

Самолеты-экспонаты необходимо обслуживать так же, как и боевые машины

Знакомиться  с уникальными экспонатами в полтавский музей приходят ежедневно десятки человек.

-Наши гости всегда с интересом и восхищением рассматривают самолеты, которые стоят на стоянке, - делится наблюдениями Валерий Верескул. –  Практически все экспонаты остались нам от ушедшей в небытие советской эпохи, о которой нынешняя молодежь знает немного. Часть той эпохи – армия бывшего СССР с мощной авиацией, на вооружении которой были новейшие по тем временам самолеты. Теперь некоторые из них можно увидеть только в нашем музее…

Один из таких уникальных экспонатов – сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец  Ту-160. Он является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолетом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу. На вооружение в СССР его приняли в 1987 году. Пилоты его прозвали «Белый лебедь» - за оригинальную форму. На музейной стоянке в Полтаве «Белый лебедь» замер, перелетев «своим ходом» из Прилукского военного аэродрома, где тогда базировался 184-й гвардейский авиаполк Дальней авиации, вооруженный девятнадцатью  такими уникальными самолетами. Десять из них позже  постигла участь разрезанных в Полтаве на металлолом Ту-22М3, восемь «Белых лебедей» передали России в счет долгов Украины за газ. Теперь, на российском военном  аэродроме Энгельс  они несут боевое дежурство. А один Ту-160 был передан полтавскому музею.

Хозяйство у директора музея под открытым небом не простое. Здесь экспонаты – это вам не кости, годами мирно лежащие под стеклом витрин в краеведческом музее. Боевая техника, пусть и музейная,  требует периодического обслуживания и поддержания в «рабочем» состоянии. И делается это не только для сохранения уникальных экспонатов, но и для безопасности посетителей музейной стоянки. Поэтому в штате музея предусмотрены должности авиационного инженера и двух техников, которые  следят за хранением  самолетов и поддерживают их в образцовом состоянии:  подкачивают колеса шасси, давление в которых достигает десятков атмосфер, следят за гидравлическими приводами – чтобы не было утечки жидкости, заботятся о своевременной покраске фюзеляжа и т.п.   Кроме этого, музейные специалисты сами  восстанавливают недостающее оборудование в кабинах пилотов, где любят посидеть за штурвалами посетители.

-Недавно мы закончили восстановление «первозданного» вида кабины пилотов Ту-160, - рассказывает Валерий Верескул. – Там отсутствовал телевизионный прицел. Наши специалисты нашли документацию, необходимое оборудование и сами сделали точную его копию…

Еще один небесный гигант – Ту-95 МС, в последнее время вызывал тревогу у специалистов музея. В частности из-за того, что любопытные посетители, особенно дети, норовили не только потрогать двухметровые лопасти его двигателей, но и провернуть их.
- Каждая лопасть весит 200 кг, - отмечает директор музея. – Представляете, если случайно она «резанет» по голове… Нам пришлось из соображений безопасности  закрепить их в неподвижном состоянии. Кстати, одна из боковин каждой лопасти этого самолета имеет серебряное покрытие – нагревательный элемент против обледенения… 

По подсчетам работников музея,  его ежегодно посещают 14-15 тысяч человек. Причем, не только полтавчан, но и гостей из других городов Украины. Часто приезжают целыми экскурсиями. На самом деле, говорит Валерий Верескул, посетителей они принимают значительно больше. Музейную стоянку уже давно избрали местом своих встреч ветераны-авиаторы, сюда приводят школьников на уроки патриотического воспитания, стало традицией показывать экспонаты музея участникам официальных делегаций, которые приезжают в Полтаву. В последнее время сюда зачастили молодожены, которые, похоже, положили начало новой традиции – после ЗАГСА свадебным  кортежем  приехать на музейную стоянку. Этими днями в музее ожидают пополнения. Командующий Воздушными силами Украины пообещал передать музею самолет Ан-26. Такой транспортник уже там стоял, но недавно его забрали на учения МЧС, где и… сожгли, тренируясь гасить пожары в самолетах.

…У украинских  музеев авиационной техники есть будущее,  уверены сотрудники Полтавского музея Дальней авиации. Экспонаты, которые там выставлены, всегда будут предметом внимания,  как взрослых, так и детей. Они – часть нашей общей истории, свидетели и участники великой борьбы человечества за освоение воздушного пространства и достижения перевеса в гонке вооружений. 

На фото: 1. Так резали на металлолом в Полтаве Ту-22М3.
 
 Фото автора.