Рецепт по-турецки

Александр Кипрский
(перевод с турецкого)
                Омер Сейфеттин (1884-1920)

Белкыс лежала, подобно некоторой выпуклости, на широкой кровати, свернувшись калачиком под голубым шёлковым одеялом. Утром она снова уладила ссору со своим толстокожим мужем. Сейчас она плакала, как будто у неё сдали нервы, ныло сердце, и разрывалась голова. Она подумала про себя:
- Я умираю?
Ей хотелось броситься на пол, кричать и раздирать на куски свою ночную рубашку. Однако она ничего не могла поделать с тяжёлым кошмарным оцепенением. Стиснув зубы, Белкыс дрожала крупной дрожью и жалобно стонала. Её стоны были слышны внизу у Элен, которая прибежала на помощь, отвернула одеяло и спросила:
- Моя бедная госпожа, что с вами?
- Я умираю, девочка…
- Ох… Замолчите!
Стоны Белкыс повторились:
- Я умираю. На этот раз я умираю…
- Замолчите и крепитесь…
- Я умираю, Элен…
- Хоть бы мне растереть вашу грудь одеколоном… Нет, нет… Вот бы побрызгать водой на ваше лицо…
- Нет, нет… Беги к телефону! Вызови доктора Шерифа… «Скажи, моя госпожа на последнем дыхании!» Найдёшь коляску, лошадь или машину? Будь птицей, лети, пусть он придёт! Если он опоздает хоть на минуту, то он увидит моё бездыханное тело. Вот так…
- Хорошо, моя бедная госпожа!
- Давай беги, я говорю!
Служанка выпорхнула так стремительно, что задребезжали стёкла  закрытых окон и зеркала гардероба. Белкыс всё ещё лежала, свернувшись колечком. Она начала стонать ещё острее и ещё жалобнее.
Доктор Шериф был её дальним родственником. До этого времени она ему не показывалась. Но она слышала о нём самые лестные отзывы. Он был специалистом по «женским болезням». Он закончил учебное заведение два года назад и уже заработал большое признание. Все говорили: «Он очень благожелательно разговаривает с людьми…». Белкыс ждала недолго. Не прошло и получаса, как в дверь вошёл крупный весёлый молодой человек. Он сел в кресло, стоявшее рядом с кроватью. Белкыс всё ещё стонала. Не стесняясь, он поднял одеяло.
- Что с Вами, госпожа Белкыс?
- Ах, доктор, это Вы?
- Да, я у Вас.
- Посмотрите, я умираю…
- Я вижу, что Вы живы и здоровы, как бутон розы, раскрывающийся вновь, сильны, как зуб тигра, розовы, как весеннее утро!
Белкыс чуточку выпрямилась. Нахмурила брови и сказала:
- Пожалуйста, оставьте стихоплётство, я больна. Дайте мне лекарство.
Доктор рассмеялся:
- Ах… так! Выпрямись немного, я посмотрю.
- У меня ничего не получается!
- Постарайся!
- Ах, ах…
- Давай я помогу тебе.
Вежливый доктор под дьявольскими взглядами Элен старался выпрямить больную, не прикасаясь руками к обнажённым частям её тела. Он втиснул подушки под её спину и бока. Он сделал это довольно хорошо, чтобы она удобно сидела на кровати, как в кресле. Доктор сказал служанке, как хозяин дома:
- Давай, моя девочка, сделай каждому из нас кофе с сахаром!
Потом достал позолоченную сигарету из золотого портсигара, который вытащил из кармана, и протянул Белкыс:
- Возьми вот это, я посмотрю.
- Я не курю, доктор.
- Вы не курите, а только зажгите.
Он сам зажёг сигарету и начал говорить о разных вещах. Пока не принесли кофе, они зажгли две сигареты. Белкыс приободрилась. Доктор болтал точь-в-точь, как женщина. Все сплетни последних дней… Любящие друг друга и влюблённые… Разведённые и живущие в ладу… Пытавшиеся покончить жизнь самоубийством… Мысли о правах женщин… Белкыс говорила: «Мы самые несчастные из женщин Европы. Есть много прибежищ для утешения их большой душевной боли!»
Доктор спросил:
- Где это прибежище?
- Монастырь! Там женщина, которая была несчастной, находит вечное утешение в объятиях церкви.
Доктор рассмеялся:
- Пожалуйста, выкиньте это из головы, такой душевной боли быть не может. Это живьём идти в могилу!.. Наоборот, эти душевные страдания нашим женщинам так приятны!
- Где же место нашим душевным страданиям?
- А Вы не знаете?
- Нет.
- В Швейцарии.
Белкыс расхохоталась, сотрясаясь белыми обнажёнными руками, которые были покрыты густыми каштановыми волосами. Они поговорили об одной из женщин, которая была оторвана от мира и отправлена в Швейцарию, после того, как была несчастной в Турции. Во время болтовни, длившейся целый час, он заставил Белкыс забыть об её страданиях.
Доктор сказал, рассмеявшись: «Вами невозможно насладиться!» и попросил разрешения уйти. Поднялся. Когда он целовал руку больной, она сказала:
-  Однако принесите мне лекарство!
- Слушаюсь!
Сказал он и поклонился. Доктор вырвал листок из сафьяновой тетради, которую вытащил из кармана. И задумался с ручкой в руке.
- Но, доктор, оно не должно быть горьким.
- Хорошо.
- Это не должна быть таблетка, пилюля и так далее, я питаю к ним отвращение.
- Хорошо.
- Это не должен быть порошок, он может попасть в дыхательное горло.
- Хорошо.
Я также не желаю принимать иноземное лекарство. Я не могу переносить его запах.
- Хорошо… Тогда я выпишу такое лекарство, которое не оставит у Вас и следа от страданий. Не оставит ни боли в голове, ни спазмов внутри, ни мучений в сердце!
- Ох…
- Да…
* * *
Не турецкий ли это рецепт?
- Почему нет?
- В таком случае Вы один из фанатов турецкого языка?
- Нет.
- А почему Вы пишете на турецком языке?
- Потому что аптекарь не сможет прочесть рецепт, написанный на французском языке, чтобы приготовить лекарство…
Размышляя, он выписывал рецепт очень медленно. Белкыс смотрела издалека, однако прочитать его не смогла. Её взгляд не зацепился ни за что, похожее на цифру, обозначающую какое-то количество грамм. Строчки были длинные-предлинные.
- Если нет, господин Шериф, значит это знахарское снадобье?
- Нет, наоборот это лекарство молодой женщины…
Доктор, поставив подпись на рецепте, протянул его больной:
«Госпоже Белкыс нездоровится из-за нервного расстройства! Чтобы прошли боль в голове, тошнота в желудке, ломота в теле, непременно исполнять следующее предписание:
* Каждое утро умывать лицо и руки холодной водой!
* Немедленно заказать портному  два женских костюма по последней моде!
* Дорогое манто из нутрии…
* Немедленно купить гарнитур из алмазов и жемчуга, как минимум из семи частей, в последнюю поездку в магазин «Бабаян».
* Каждый день двухчасовая прогулка на арендованном и чистом автомобиле!
От лица науки я возвещаю, если не следовать этой программе от пункта к пункту, то расстройство будет очень серьёзным и будет причиной очень опасных осложнений!
Специалист по женским болезням.
ШЕРИФ ЗЕКИ»
- Каково?
Белкыс рассмеялась, посмотрела в глаза доктора и сказала:
- А что я?
Молодая женщина ещё собиралась сказать: «Чуткий учитель, чувствительный мужчина!..» Она поднесла к своим маленьким алым губам рецепт. Слегка замялась:
- Кое-что ещё от доктора!
- Что?
- Лекарство! Дорогой мой эликсир! Вы - маленькое лекарство! Я порекомендую Вас всем своим нездоровым, как и я сама, друзьям!