Баллада о кувшинах

Дина Иванова 2
Трудно сказать было это, или не было, но тот, кто поведал  нам эту историю,  знает о ней из первых уст.
Его коллега по работе много лет собирал коллекцию керамических кувшинов.
На вопрос - «Почему именно кувшины?».
Отвечал лаконично: «Вазы и кувшины женское начало, что может быть прекраснее?».

В его  коллекции  более 250 изделий мастеров гончарного дела практически со всех частей света. И каждый кувшин имеет свою биографию.

   - Понимаешь, - говорил он, - моя  коллекция это  разновидность присутствия того, что было, того, что сердце греет. Почти за каждым - влюблённость, во всех случаях что-то трепетно-нежное, или просто радостное.

А тут, скрутило  бедолагу.
Оставил он свои поездки-путешествия и занялся составлением каталога своей коллекции.
Начал сортировать  кувшины и кувшинчики, что называется по национальному признаку, создавая такие культурно-национальные автономии и своеобразные  землячества. Так и выстраивал сюжеты каталога: Полесье. Западные районы. Грузинские аулы. Дагестанские сёла.  Узбекские базары. Прибалтика. Карпаты. Молдова. Украина.......
Словом, в греческом зале, в греческом зале...
Год работал. Потеряли мы его, на телефонные звонки не отвечал. Поехал сам к нему. Отшельник бодр, с каким-то таинственным блеском в глазах и загадочной улыбкой открывает дверь.

   - Заходи, друг, заходи, - тепло  встречает, - сам хотел тебя искать, - протягивает  тетрадь с набросками. - Полистай. Я так увлёкся сортировкой своих любимых предметов, что они стали мне сниться по ночам. И тут вдруг один сон ... звуковой. Представляешь, это они между собой стали разговаривать.  И их, видимо, пробило то, что в мире творится... Да не смотри ты на меня так, здоров я. Вот, при первом пробуждении записал  этот сон. Под утро ещё эти посудины немного  «пошептались», кое- что ухватил...

Читай!

***

   - Привет, генацвале! Умный человек нас рядом поставил. Ты из Пицунды? Вай, как хорош.  Черный материал с рисунком. Повернись бочком. Вай, да тут дева!

   - Гамарджоба!! Рад быть рядом. Не мы с тобой войнушки  придумываем.  Я - кувшин новоафонских монахов. Там в скале наши корни, монахов-отшельников. Какая-то кампания, ещё в наше мирное время всё вокруг прошла, и нарвалась на лавку  сувениров. Купили кувшин монахов. Весёлые ребята были. Всё правильно поняли... на лицевой стороне крест, а пили отшельники с той стороны, где дева.  Как бы говоря, хоть мы и монахи, но мужики всё-таки.  А ты, прелесть, натуральный, не сувенир. Вижу из горного аула. Ах, какая гармония формы, какие пропорции. А цвет! Знаю, в тебе вино охлаждают. Как ты-то сюда попал?

   - Видать твои же ребята к нам в аул и забрели. Вай, какие там были девочки!! Ты же знаешь в наших горных районах мало дорог, и те - не дай бог. А магазины? Для храбрецов поиск еды бывает проблемой. Ну, о гостеприимстве местных говорить не следует. Тот не грузин, кто не напоит и не накормит путника. А там с ними такие блондиночки... как они глотали наш копчёный сыр, и пили охлажденное   вино. А как благодарили по-русски. Всё из рюкзаков вывернули, красотки хозяина расцеловали, вот он и подарил им меня. Смотри, смотри, напротив русские кувшины стоят. Как ярко расписаны, а палитра и объёмы говорят - щедрый народ. И зачем нас разрывают... Да, разные мы. И по стилю, и по цветовой гамме. Каждый свои, унаследованные от предков, традиции хранит. Знаешь, очень обидно, что встречи такие в прошлом, рвут наши связи властные чудаки, забывая, как обогащали мы друг друга...

   - Не говори, друг. Ваш поэт - Резо Амушекели настоящий грузин. Тронули  его слова - «...я проклял каждого, кто сжёг мосты между нами».

***

  - Плохо меня поставили, - цедил сквозь зубы красивый свадебный украинский кувшин. Мне сейчас бы поближе  к полякам, а то могут мои сородичи неправильно определиться -  с кем я.
  - Надо же, поближе к Польше, подальше от России захотел. Забыл, да, как мы в Житомире с друзьями  свадьбу твоего сына гуляли? - отвечает ему белорусский свадебный кувшин из-под Борисова. Хозяева мои свою бражку привезли. Вот там мы с тобой и посябровали. Оба ладные, по форме схожие. У тебя картинка на юбке - блеск. Скажу прямо, твой орнаментный узор, коричневая глазурь очаровали нашу хозяйку. Да и я выглядел  неплохо, с народным мотивом в приятных пастельных тонах. А сколько радости было, когда наша бражка была признана лучшей, и мы приз завоевали. С той поры вместе здесь и  поселились. Не бубни понапрасну. У нас с тобой славянские корни. Богатая общая история. Ох, и пригодимся мы, когда вновь наполненные живительной бражкой, вместе порадуемся миру...

***

   - Ну, скажи, чем это не баллада?

Уселись мы с приятелем за стол, много он мне рассказал интересного о своей коллекции. Видать «звуковой сон» хорошие воспоминания навеял.

   - Посмотри на эту сияющую синеву глазури самаркандских мастеров. Там небо всегда завораживает прозрачной синевой. А ночи... такие бездонные, и звёзды на небе горят, очаровывая. Там приобретённая керамика -  авторская, мы специально отбирали бело-голубую гамму изделий. Это отражало наши чувства. Мы были  молоды, чисты в поступках и помыслах. Сияли, как купола известных мечетей, облицованные сине-бирюзовой плиткой. Эх, любовь, любовь, - он нежно погладил некрупный кувшинчик, с красивой сине-голубой глазурью.

Я завидовал ему, его умению любоваться красотой. И понимал, что нынче так важно другу с кем-нибудь разделить эту свою радость, радость встречи со счастливым прошлым, радость завершения большой работы по составлению каталога.

   - Давай по глотку, вспомнился забавный эпизод из той же поездки по Узбекистану.

Глотнули, хозяин встал, достал с верхней полки забавный кувшин. Я на него обратил внимание. Такая характерная для Востока белая глина, без покрытия. Носик грубо вылеплен рукой, незатейливая обработка на ручном гончарном круге.

   - В Бухаре полдня провели на базаре. Восточная сказка! Кто там бывал, поймёт меня. Моя принцесса дёргает меня за рукав: - «Смотри на это чудо! А продаёт-то его Кощей бессметный».

Мой визави замолчал, и такая загадочная улыбка скользнула по лицу, а я, ожидая  чего-то необычного, не торопил его.
 
   - Продавцу действительно было за сто. Тюбетейка, халат  того же возраста. Когда мы подошли и приценились, он поднял на нас глаза. Орлиный взгляд просверлил нас: « Твоя заметил? Наш? Вижу русский. Бери таром». Мы сунули ему какую-то крупную сумму, он не глядя, отправил её куда-то за пазуху. Гордо кивнул. А дальше... просто анекдот.

Он так украсил эпитетами свой рассказ, что я тоже влюбился в это глиняное творение. И попался...

Суть-то вот в чём. Эти влюбленные весь день не выпускали из рук находку. Заходя в кафе, водружали её на стол, и не переставали любоваться. Они ловили улыбки посетителей, загадочный смешок официанта. Всё это подогревало ощущение удачного приобретения.
Не сдали они именно этот кувшин в багаж, им хотелось в самолёте держать его перед собой, фантазировать, вспоминая аксакала и пристальное внимание к изделию местных.

   - И знаешь, какая развязка всей этой истории? - посмотрел на меня победителем, улавливая мой восхищенный взгляд на кувшин. - Зашел ко мне как-то наш художник, он часто что-то из моей коллекции использовал, - увидел это чудо и просто взревел: - «Это-то, что мне надо - кувшин для сортира. Сценка у меня  такая ... дворик в Хиве. Восточный  люд бумажками не пользуется».
Нахохотались мы с приятелем до слёз.

***

Глядел я на этого богатого душой коллекционера, и вспомнил слова, по-моему, Тагора: - «Мы познаём человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется»...