Мысли вслух и... Сила слова...

Ирина Дыгас
                СИЛА СЛОВА.

      Кому не знакомо чувство, изредка накрывающее нас, глупых, что мы бессмертны и неуязвимы? Нет-нет! Знаем и понимаем истину, только тешим себя о бессмертии краткий миг, ослепнув от счастья или злобы. И тогда забываем о том, что бессмертны не мы, земные и грешные, а слово, изречённое нами. Ту силу, что несёт оно в эфир, познаём много позже и при таких обстоятельствах, что не сразу можем связать обрушившиеся на нас несчастья и то самое роковое слово. Пример? Пожалуйста.

      …Я проснулась от громких криков из комнаты молодых. По голосам поняла: ругаются Дарина и Степан, поженившиеся меньше года назад. Вернее, кричит только молодая жена, забыв, что в комнате спит полугодовалый сынишка Сашик.
      – …И не подумаю! Я не собираюсь губить свою жизнь так бездарно! Не желаю!
      – Даря… это же мой отец… – голос Стёпы был тих и потерян. – Не его вина, что случилось такое несчастье. Инсульт не спрашивает…
      – Я всё сказала! – отрезала категоричным тоном молодая жена. – Ноги моей в той квартире не будет! Пусть сгниёт заживо – с места не сдвинусь!
      – Всего три дня в неделю… – муж в последнем порыве любви никак не хотел увидеть и услышать очевидного: у него больше нет жены. – Маме нужен перерыв. Хотя бы через день мы…
      – Ты. И только. Нет для него «мы». Только «ты» – его любимый сын. Вот и отдавай сыновний долг – прямая обязанность. Я к нему не прикоснусь!
      – Даринка! Ты же не такая! – Стёпка ахнул, видимо встав со стула – скрипнул паркет. – Неужели ты оставишь моего отца, беспомощного парализованного инвалида, без ухода и сочувствия? Ведь отец вырастил меня, пока мать делала карьеру актрисы. Именно его воспитание и привлекло тебя во мне, милая… – наверное, взял её за плечи. – Очнись, родная! Это не ты говоришь. Я тебя полюбил другой.
      – Отцепись! Я всё сказала!
      Через минуту громко хлопнула входная дверь. В столичной трёхкомнатной квартире повисла гнетущая тишина.

      Я беззвучно встала, привела себя в порядок. Люблю дневной сон! Вот и сегодня сморил меня, только пробуждение вышло жутким. Вздохнула: «Бедный Стёпка, славный и слабый – Дарька его “съест” и не подавится. Золовка моей сестры – “змеиная головка”. Змея и есть». Помедлив, вышла из комнаты и на углу возле телефона столкнулась с понурым примаком семьи Смирницких.
      – Стёпа, прости, нечаянно подслушала… – от моих слов и сочувствующих зелёных глаз взрослый парень передёрнулся и попытался уйти. – Выслушай! – шагнула за ним, ласково взяла за руку. – Брось её. Знаю, любишь. Только не она твоя судьба. Даря лишь отомстила Валентину – я слышала всё своими ушами и была невольным свидетелем. И то, что она не желает помогать дяде Серёже – лишь повод. Брось её первый.
      Смотрел, не перебивая, потрясённо, словно увидев впервые: внимательно, изучающе, пристально. Долго молчал, не в состоянии отвести синий взгляд от тёплых спокойных глаз. Покраснел, мягко разжал мою руку, освободил свои пальцы из дружеского плена. Некоторое время ещё смотрел в упор, стеснённо дыша, потом беззвучно вышел из квартиры.
      Мне тогда было шестнадцать, но это не помешало трезво оценить ситуацию и понять, что происходит. У отца Степана случился тяжёлый инсульт. Он стал беспомощным инвалидом в пятьдесят лет, лежачим и безнадёжным. Вот и взбунтовалась чистоплюйка и циник Даря, не желая «воротить» из-под свёкра отходы жизнедеятельности. В свои двадцать предпочла более чистую и спокойную жизнь: разведенки и свободной женщины. Пусть и с крошкой-сыном на руках. Так и получилось. Через полгода они развелись. Дядя Серёжа прожил полтора года и умер в одночасье – добил повторный инсульт. Степан осиротел трижды: потерял жену и сына, с которым она даже не разрешала видеться, и отца, так им любимого и ценимого. Справился не скоро. Повторная женитьба и семья так и не залечили этих ран.
      Дарина всё-таки вышла замуж за любимого, за Валю, но судьба не простила ей тех самых бесчеловечных бездушных слов. Не прошло и пяти лет, как с ней произошло несчастье, отбившее разум. Теперь она стала медленно гнить, всеми покинутая и ненавидимая, кидаясь в безумии даже на собственных детей. Валентин поступил с ней также, как она с первым свёкром – бросил в болезни и немощи, уйдя к другой.

      Все мы, люди, говорим в сердцах нехорошие слова, но нельзя забывать, что бог не спит. Что бывает в сутках такая минутка, когда Он смотрит на нас напрямую, без посредников. Смотрит и внимает. И кто знает, что увидит и услышит? И чем наградит и отплатит? Вот и Дарина забыла об этом правиле: помнить и быть настороже. Забыла и поплатилась. Скажете, что это по глупости и по незнанию? Нет. Она знала. Моя мама ей это сказала сразу после свадьбы, предостерегла спесивую и недалёкую новоявленную родственницу, услышав как-то богохульные речи из её уст. Не вняла. Расплата не замедлила. Страшно. Жаль детей…

      Слово – ценный дар Господа, но и мощное орудие против нас же, людей. Цените и остерегайтесь его. Поговорка об обезьяне с гранатой к этому случаю как раз подходит. Желаю и вам не уподобиться тому примату, взорвавшему себя по глупости. Сила слова почище ядерной бомбы. Ещё тысячи лет назад было сказано: «Язык – враг мой». Не станьте же его недругом.

        Август, 2014 г.

           Фото из Интернета. «Сдую слово с ладони…»

                http://www.proza.ru/2014/09/03/1238