Скажи

Борис Сударушкин
Борис  Викторович Сударушкин
[фото: я в 1987 году]








От общественных поручений  принято  убегать,  но когда  на  работе в абсолютном большинстве дамы, то  на кого ложится дополнительная  нагрузка?...Короче, "поймали" меня ловко - на  заседании  кафедры , когда все коллеги  пытались отговориться от участия  в  организации  конкурса для студентов  гуманитарного  цикла по  теме "литературная  критика" . В момент моего  выступления по текущему  вопросу (никак  не  относящемуся  к  конкурсу) , зам.зав кафедрой - доцент  и  кандидат  филологических наук -  как-бы вдруг  неожиданно  вспомнила  о  необходимости этот конкурс организовать ( то  есть попросту  заставить  студентов написать  сочинение  по  прочитанной  книге ) и обратилась ко мне  с весьма двусмысленной речью:

- Борис Викторович, у Вас  есть возможность ещё раз  опровергнуть  расхожее клише, что " мужчина-филолог  — это не  мужчина, а  женщина-филолог  — это  не  филолог"

Ну, шутка  у неё такая...

- Так  я  же востоковед. Не знаю, как  там у вас, у  филологов ...

Но зам.зав  не  растерялась:

- Вот  и  продемонстрируйте  кругозор. Студенты  выберут  произведения, и  если  Вы  не  читали, то  придётся хотя бы  пробежать глазами перед тем как  дать оценку - сейчас  в  Интернете  всё есть...И от  вас  обязателен  анализ их работ и обсуждение - с каждым  индивидуально !

Вот  так....


... ...




Как  Вы  думаете, какие  книги выберут  студентки  группы "искусствоведение и культурология" (студентов парней  по понятным причинам  в этой группе  нет) для  написания по ним  критических эссе ? Ясное  дело, не  Пушкина  и не  Тургенева...


Оля Красовская  сказала, что будет писать по норвежской  классике - Тарьей Весос "Ледяной Замок" ...

Ну  что ж - зАмок  так  зАмок...тем  более и  саму книгу  показала,  и  я  с  удовольствием  увидел,  что повесть  издана в   переводе  Беркова, который хоть  и преподавал на  Филфаке, но у нас  на  Восточном  читал часть курса "Введение в языкознание" - я его  прекрасно помню.


Оля... это  имя так  легко  произносится... Нужно ли для  полноты картины  описывать  героиню?...Стройная, чуть выше среднего роста, волосы русые, прямые...красивая... Но  это  не  трудно - быть красивой в 18 лет.


... ...





Её  эссе было признано не  отвечающим   требованиям,  предъявляемым  к  жанру  критики. Оно  было  абсолютно  не  по  теме  и в несколько раз короче,  чем требовалось... Учитывая,  что  она  сама  вызвалась писать  по "Ледяному  замку" и участвовать  в  конкурсе - это  было странно...Но  я  ведь должен был провести  обсуждение  представленной  работы  и,  к тому же, в индивидуальном  порядке...

Кстати,  знаете  ли  вы  сюжет "Ледяного Замка"?...Две одиннадцатилетние норвежские  девочки подружились по-детски бескомпромиссно и "на  всю жизнь" - как  это бывает в  таком возрасте - но  на  следующий  день после  такого искреннего детского разговора, пообещав новой подруге открыть какую-то свою девчоночью "страшную тайну",  одна из подруг  пропадает, случайно  заблудившись и  замёрзнув  насмерть в ледяном  подобие  зАмка, в который зимой превратился местный водопад.

Тарьей Весос - классик,  и пересказ сюжета - ничто.  Всё дело в том как  мастерски описаны психологические переживания  детей  до  и  после трагедии.


... ...



Перед  вами Олино эссе и  наш  диалог  с  ней  после подведения  итогов...



"Ты  пишешь Книгу...Ты задумал её начало и продолжение ещё до  того, как  сотворил этот  мир. Ты  пишешь одну Большую Книгу. Книгу  с миллионами  персонажей и сюжетов. Эти  сюжеты часто  развиваются по  схожим  сценариям,  но Тебе  никогда  не  надоедают  созданные  Тобой  образы - люди, ангелы, праведники и грешники. Твоей Любви хватает  на  всех -  на сильных и  слабых, на  красивых и не  красивых,  на  больных  и  здоровых, на  счастливых и несчастных... Иногда  Ты  позволяешь  своим  персонажам   писать их  собственные маленькие сочинения - такие  наивные и детские  по  сравнению с Твоей Большой  Книгой,   иногда искренние, а иногда до  смешного претенциозные. Иногда Ты даже помогаешь им  записывать эти   маленькие фантазии ,  и  тогда их сюжеты трогают  наши  сердца и  входят  составной  частью в сюжет  Твоей Большой Книги - а наивные  авторы  думают,  что творят  сами... Ты с Отеческой любовью учишь нас - Твоих персонажей - тому, что  знаешь Сам. Все  сюжеты  Твоей Книги  Ты  доводишь до  конца. В ней  нет  неоконченных  историй... Я хочу  спросить Тебя...  Я хочу говорить с Тобой... Скажи... потом,  когда я переступлю  последнюю черту в  короткой главе,  отведённой  мне , когда этот Блистающий  мир   останется  позади ... Скажи... в тот день,  когда мы  встретимся в Царствии Твоём, возьмёшь ли  меня хотя бы  как зрителя? ... Позволишь ли увидеть продолжение всех историй, чтобы успокоиться и порадоваться, что рядом с Тобою всё у  всех кончается хорошо?... Сейчас мне  кажется, что просто  перечитывать старые  страницы  для  меня  будет  достаточно - лишь бы ушедшие в небытие герои Твоей Книги не  исчезали  навсегда..."


... ...


Оля сидела напротив  меня с  видом  упрямого  подростка. Смотрела в сторону...

... ...


- Мне  понравился  твой  текст, но почему  ты  написала  это  вместо  рецензии?

- Это то, что  я  думаю  по поводу "Ледяного Замка", мне  НУЖНО  было это  написать.

- Нужно?... Зачем?

- Чтобы  избавиться

- Чтобы избавиться  от  чего?

- От  боли ...

- От  какой  боли, Оля ?

- От боли  утраты, - сказала Оля. - Ведь ОНА погибла... Я  прочитала повесть, но  не  могу  смириться ...





-