Писатели-искатели приключений. Ф. Буагобе-где вы?

Николай Бичехвост
      
      Фортюне Дю Буагобе (1821-1891) - это известный французский писатель   экзотических авантюрно-уголовных, а так же жгучих историко-приключенческих романов и увлекательных путевых очерков.

      Однако в наше время имя его мало кому знакомо, не предвещая малоизвестностью своей броских сюрпризов читателю. Почему? Жизнь и творческая карьера самого Ф. Буагобе оказались плотно скрыты от нас завесой темно-серого времени и катаклизмов. Ведь он прожил очень сложные политические времена! Мы так мало знаем о этом мастере увлекательного жанра!
       Однако усилия, принятые нами в течение ряда лет оказались не напрасными. И тайна начала потихоньку раскрываться!

        На самом деле за загадочным именем писателя интригующих романов Буаагобе или Буагобэе скрывался автор Фортюне Кипполин Август Буагобе. Он был широко известен своими многочисленными романами похождений пронырливых жуликов, роковых куртизанок,картежных шулеров, вездесущих сыщиков и жестких полицейских.

        Заслуживает уважения уже то, что Буагобе входил в блестящую плеяду родоначальников, мастеров французского остросюжетного детективного романа, как Монтепен, Закконэ, Габроио... Любопытно, что Буагобе был автором книги "Старость Лекока", где действует знаменитый сыщик, придуманный Эмилем Габорио.

В дореволюционной России увлекательно-таинственные романы Ф.Буагобе массовыми тиражами штамповались день и ночь! Дабы сии свежеиспеченные книги к стылому утру доставить в книжные лавки и магазины, и они могли возбудить к жизни холодеющую кровь и ум заядлых книгочеев! О, эти бестселлеры не залеживались мертвым грузом на книжных полках и лотках.

    Вспомним, кем и чем подросток Максим Горький во время российских "свинцовых мерзостей" спасался в отроческие годы!

     "Снова я читаю книги Дюма-отца, Понсон-де Террайля, Монтепэна, Законннэ, Габорио, Эмара, БУАГОБЭ, - я глотаю эти книги быстро, одну за одной - и мне весело. Я чувствую себя участником жизни необыкновенной, она сладко волнует, возбуждая бодрость. Снова коптит мой самодельный светильник, я читаю ночи напролет, до утра..."
     Горький в свои зрелые годы убежденно говорил:" Книги воспитали во мне чувство личной ответственности за все зло жизни и вызвали у меня религиозное преклонение пред творческой силой разума человеческого."

      Александр Грин словами героя так сказал в одном своем сочинении:
"Я читал Понсон-дю-Террайля, Конан-Дойля, БУАГОБЭ, Уилки Коллинза и многих других. Замечательные похождения сыщиков произвели на меня сильное впечатление. Из них я впервые узнал, что настоящий человек - это сыщик".

   Так, в русском журнале"Собрание иностранных романов" за 1877 год читатели лихо расследовали вместе с Законнэ запутанные "Тайны нового Парижа!" Немало кровавых загадок пришлось размотать нашим книгочеям в замысловатом романе "Каторжник-полковник", выпущенном  ранее в 1874году в Москве.

       А толстый роман "Убийство в маскараде "(1880 г.) буквально поверг в нервный шок, обмороки и слезы и дам из высшего света, и их кухарок, пропахших луком и перцем.
- Ах, милочка, как мы душевно переживаем за героев романов обожаемого писателя Буагобэ!,- взволнованно переговаривались мамзели на званых балах и танцевальных санкт-петербургских вечеринках...

      Ступал по Европе напряженный 1881 год, но слава Буабоге была в самом разгаре!

       В крупных российских журналах, как "Переводы иностранных романов",в которых публиковались мастера детективно-авантюрного жанра, с удовольствием помещали свои сочинения  знаменитый Э.Габорио,  "Преступление в Орсивале" и "Золотая шайка". В "Переводах отдельных романов" размещал свои произведения собрат Буагобэ по перу, земляк Густав Эмар, это романы "Капитан Кильд", "Воладро", Атласная змея".

      Если только прикоснуться к перечню сочинений  Буагобе, то он поистине огромен!

        Только в Санкт-Петербурге типографии едва успевали штамповать его ежегодные романы.
        Возьмем лишь миг, 1881-1885 годы.
Только за это короткое время были выпушены в свет "Дьявольская колесница", "Дикарь", "Миллионер", "Стальное ожерелье", Позорное клеймо. Уголовный роман", Золотая свинья",, "Червоный туз", «Полусвет во времена террора"...
        Поспевала и Москва, всезнающая о новинках европейской литературы, чтобы вовремя насытить (свои издательские сейфы банкнотами), и чувства и восторги-печали своих горожан! Так, например,в 1887 году порадовала их загадочным романом «Узник камеры под № 7", и иными невероятными сюжетами о парижских авантюристах и пройдохах, "разнюханных" талантливыми сыщиками и полицией.

         Плодотворная  жизнь Ф.Буагобе закончилась на пороге новой эры, в 1891году. На смену много пишущему его поколению шли, упористо наступали на  авторитеты и пятки, молодые, полные задора, таланта и  брызжущих сил писатели неоромантики Англии, Германии, Франции, Американских штатов...

...Как известно, у нас, в России, в последнее время переизданы некоторые романы Буагобе, например "Дело Монтопана", оно же "Кровавое ожерелье."
         Это в нем черной ночью ночью в фешенебельном доме парижского толстосума Мотопана, происходят загадочные события. Один из жильцов, воспитанный юноша А. Дутрлез, возвращаясь домой, сталкивается вдруг на темной лестнице с незнакомцем. Вследствие горячей потасовки с бандюгой, юноша становится обладателем крупного опала редкой красоты.
        Принесет ли драгоценный камень ему счастье или же повлечет роковую трагедию?..

         Коли начато переиздание таковых произведений, значит, у нас есть надежда на появление в свет очередных шедевров знаменитого романиста Буагобе!

На портрете: писатель Ф. БУАГОБЕ