Глава 1. Репетиция расставания

Елена Малинина
Эта новелла содержит истории реальных людей, проигрывающих свои жизненные ситуации на импровизированной сцене. Зачем их нужно проигрывать? Читайте новеллу и всё поймёте!

Глава 1 «Репетиция расставания»

– Пожалуйста, не бросай меня, – сказала Женщина, сглатывая отчаяние. – Я даже не подозревала, насколько сильно боюсь одиночества. Не представляю, как буду одна. Никогда не думала, что со мной такое случится… Я не смогу это вынести… Я пропаду без тебя.

Они стояли друг напротив друга. Мужчина смотрел ей в лицо, но был погружён лишь в свои ощущения от происходящего. Он пытался понять, какие чувства испытывает сам, смотря на эти дрожащие губы и наполняющиеся слезами глаза. Жалость? Но ведь с помощью жалости не реанимируешь сексуальное влечение. Чувство вины? Несомненно. Но интересы давно разошлись, и как будто незачем больше находиться рядом. Дочь уже взрослая, должна понять. Да и никто не отказывается от неё: можно будет встречаться и помогать и ей, и жене. А может, это чувство невыполненного долга? Ведь когда-то было обещано быть вместе и в горе, и в радости, пока смерть не разлучит…

– Меняйтесь, – скомандовал Режиссёр.

Мужчина и Женщина вышли из оцепенения, вспомнив, где находятся, и поменялись местами, снова встав лицом друг к другу.

– Теперь вы побудете в роли своего мужа, – Режиссёр обратился к
Женщине и затем развернулся к Мужчине. – А вы повторите последнюю фразу из роли нашей героини.

Мужчина попытался представить себя своей партнёршей по сцене, судорожно вспоминая её слова:

– Я боюсь одиночества, не бросай меня.

Женщина совершенно изменилась в лице, как будто и вправду стала на какое-то время своим мужем.

– Я принял решение, я ухожу, – голос её был твёрдым и низким. – Любовь прошла, понимаешь? Жить вместе по инерции – это неправильно. Мы уже и досуг порознь проводим. Раздражаемся из-за всякой ерунды, ссоримся часто. Мне надоело приспосабливаться и притворяться. Лучше будет разойтись.

В этот раз Мужчина старался внимательно слушать, что именно говорила ему Женщина словами своего мужа. Ему было немного не по себе находиться в необычной роли, но при этом – очень любопытно. Ему всегда казалось, что он хорошо знает, что происходит с женщиной, которую оставляют: просмотрено немало фильмов на эту тему, друзья недавно развелись…

Но то, что он испытывал сейчас, стало неожиданным откровением. Он как будто действительно находился в теле Женщины, которая стояла на этом месте пять минут назад. Голову словно распирало изнутри облаком плотного тумана. Начисто пропала способность воспринимать информацию. Сердце щемило, хотелось положить ладони на грудь. Но настоящая боль была даже не в груди, а внизу живота. И комок к горлу как-то по-другому подступал, не как у мужчин.

– Меняемся, – сказал Режиссёр.

Они снова поменялись местами. Мужчина был в полной растерянности, но Режиссёр напомнил ему последнюю фразу, которую тот должен произнести.

– Мне надоело приспосабливаться, лучше будет разойтись.

Произнеся это, Мужчина как будто выдохнул напряжение и потом уже внимательно следил за реакцией своей партнёрши. Женщина смотрела на него отстранённо, больше исследуя своё внутреннее состояние, чем происходящую драму. И тут снова вмешался Режиссёр. Он подошёл к ней сбоку и мягко спросил:

– Что вы чувствуете, слыша эти слова от мужа?

Она ещё немного побыла сама с собой, а потом, повернув голову к Режиссёру, спокойно сказала:

– Я чувствую смирение. А на словах «лучше будет разойтись» даже какую-то надежду на счастливое будущее… Как будто нам друг без друга действительно будет лучше.

– И вы понимаете, что сами произнесли эти слова, играя роль своего мужа? Это ваши слова.

– Да, понимаю, – Женщина снова посмотрела на Мужчину, а потом опять обратилась к Режиссёру. – Сейчас мне кажется, что я даже благодарна своему мужу за то, что он нашёл в себе смелость и первым решил поднять вопрос о разводе.

– Скажите ему об этом, – Режиссёр показал рукой в сторону Мужчины.
      

Женщина собралась, в очередной раз представив на месте Мужчины своего мужа, и спокойным голосом произнесла:

– Ты прав, так действительно будет лучше для нас обоих. Спасибо, что 
сказал об этом. Я же трусиха, ты знаешь. Мне всегда очень страшно менять что-то в жизни. Но сейчас пришло время, и бежать от этого глупо. Теперь я готова. Давай только поддержим друг друга в расставании и обсудим, как сделать его не таким болезненным.

Она замолчала.

– На этом мы можем закончить? – спросил Режиссёр Женщину.

– Да, в этом месте мне уже лучше.

– Хорошо! – он ударил в ладоши. – Снимайте роли, разбираем сцену.

Женщина подошла к Мужчине и слегка похлопала его по плечам:

– Спасибо, но вы уже не мой муж, вы теперь…
 
Она с усталой улыбкой вопросительно посмотрела в глаза недавнему партнёру. Он не сразу сообразил, что должен назвать своё имя, всё ещё пребывая в каком-то новом и поэтому странном для себя состоянии.

– А, Роман.

– Вы Роман! – она ещё раз похлопала его по плечам.

После этого Женщина подошла к Режиссёру, который уже расположился в мягком кресле, приглашая широкими жестами присесть рядом с ним участников драмы.

Мужчина окинул взглядом помещение, тем самым возвращая себя в то состояние, в котором пришёл сюда. Он переступил порог этого зала в качестве наблюдателя, не подозревая, что станет участником событий. О психодраме он ничего не слышал до вчерашнего дня. Но накануне коллега так увлечённо рассказывала о том, какие чудеса творит некий Режиссёр на воображаемой сцене, помогая людям решать свои жизненные проблемы, что захотелось на это посмотреть.

– Как вы себя чувствуете? – поинтересовался Режиссёр, обращаясь к Мужчине, не оставляя без внимания его растерянный вид.

– Всё нормально, – сказал тот, присаживаясь на стул. – Я просто не думал, что мне придётся играть. Я зашёл только познакомиться… можно сказать, случайно.

Режиссёр понимающе кивнул головой и вопросительно посмотрел на Женщину:

– Нам ещё важно что-то обсудить?

– Наверное, нет. Теперь я готова разговаривать со своим реальным мужем. Огромное вам спасибо!

И тут Роман впервые посмотрел на Женщину своими глазами, глазами обычного мужчины средних лет, имеющего семью – жену и дочку – и бумажную работу в офисе, которая пять дней в неделю имела его самого. Он не знал, как зовут эту женщину, и это по-прежнему не было важно. Она не была красива и интересна внешне, и почти не смотрела на него, продолжая выражать благодарность Режиссёру. Но она стала какой-то… родной. Да, родной.

– Тогда я прощаюсь, – Режиссёр встал проводить Женщину до двери.

Она проследовала за ним, ни разу не обернувшись на бывшего партнёра по сцене, и скрылась в дверном проёме.

– Так вы говорите, что зашли познакомиться? – Режиссёр снова уселся в  кресло. – И, по-вашему, это произошло случайно?

Это был не такой уж зрелый по возрасту, но довольно опытный и вполне уверенный в своём профессионализме психолог. Сейчас он казался достаточно расслабленным. Создавалось впечатление, что этот человек находится вовсе не на работе, а пребывает на отдыхе в уютных апартаментах. Но несмотря на внешнюю раскрепощённость, хорошо чувствовался его внутренний стержень, который обнаруживал себя в чётких движениях тела и подаче слов.

Роман ухмыльнулся, разрешая себе тем самым тоже немного расслабиться:

– Теперь я вижу, что не случайно… Неожиданно было, что вы сразу предложили мне поучаствовать в драме вашей клиентки и она к тому же, не раздумывая, согласилась. Дело в том, что я, как и эта женщина, переживаю кризис в семейных отношениях. И уже давно хочу предложить супруге разойтись, но не решаюсь сказать ей об этом.

– Так часто бывает, – отозвался Режиссёр. – На вспомогательные роли, как правило, выбираются те, чьи проблемы тесно соприкасаются с проблемами главного героя. Так работает наше подсознание. А техника, которую я сейчас использовал, называется «обмен ролями».

– Понятно. Думаю, мне полезно было побывать в роли Женщины. Теперь я хорошо понимаю, что будет испытывать моя жена, когда я начну с ней разговор. Это позволит мне правильно подобрать слова.

– О! Мы не можем знать наверняка, что будет испытывать ваша жена. – Режиссёр театрально развёл руками. – На психодраматической сцене разворачивается сюжет лишь внутреннего мира человека. И изображая других людей, этот человек играет своё восприятие мира и только своё. То, что вы почувствовали в роли женщины, поставив себя на место своей жены, говорит только о вашем представлении об этом. Понимаете?

– Понимаю. А зачем разыгрывать на сцене свой внутренний мир?

– Чтобы вскрыть его, посмотреть на него со стороны и что-то изменить. Изменить опять же своё восприятие, свою внутреннюю картину мира. Ведь чтобы мир начал меняться снаружи, сначала он должен поменяться внутри. 

Роман опустил взгляд, опять почувствовав растерянность:

– И какого результата ждать от сегодяшней психодрамы? Как она сработает?
 
– Увидите сами. Только сегодня, пожалуйста, не начинайте разговор с женой. Пусть пройдёт хотя бы дня два, а там посмотрите.

– Хорошо. В любом случае, я рад нашему знакомству.

Они встали со своих мест. Режиссёр засунул ладони в задние карманы джинсов и, покачиваясь на ногах с мыска на пятку, добавил:

– Приходите к нам на групповые занятия! Там вы сможете разыгрывать свою драму с большим количеством участников. К тому же от группы можно получить колоссальную поддержку. Ведь нам всем так не хватает обычного человеческого тепла.

– Да, спасибо…

Роман шагнул на тротуар. Холодный дождь лил стеной, забыв, что он всего лишь сентябрьский. Пришлось поднять воротник куртки и вжаться в него плечами и шеей, сгорбив при этом спину. Не так хотелось выйти из проигранной драмы. Ну что ж? Видимо, не время расправлять плечи и нести на них высоко поднятую голову. Ноги передвигали тело в сторону дома, подчиняясь непонятно чьей команде.

Жена была на кухне. Оттуда доносились звуки нарезаемой капусты и жалующегося на погоду телевизора. Роман повесил мокрую куртку на ручку двери и прошёл в ванную. Достаточно долго намыливая руки и смывая с них пену, он смотрел в зеркало, оценивая выражение своего лица. Внутри себя он уже всё сказал жене и теперь хотел увидеть, как при этом стал выглядеть внешне. Вроде, ничего не изменилось, лишь взгляд стал как будто старше.

– Привет!

– А, ты уже пришёл? А я не слышала, – она отложила в сторону нож и вытерла руки о полотенце. – Нам нужно поговорить.

Роман удивился предложению жены и даже незаметно облегчённо выдохнул: «Ну это, наверное, к лучшему. Первая фраза уже произнесена, и мне даже не пришлось открывать для этого рот. Сейчас в очередной раз выслушаю претензии, и это для меня привычное дело, а потом скажу о разводе».

Он подумал о том, что Режиссёр просил ничего не предпринимать в ближайшие два дня, но раз уж ситуация сама идёт в руки, ни к чему оттягивать неприятный разговор. Он также вспомнил о том, какие чувства и ощущения в теле переживал в роли Женщины, поэтому приготовился оказать жене помощь, придвинув ближе стул, если вдруг она почувствует себя плохо и не сможет стоять.

– Я слушаю, говори, – и Роман непроизвольно принял ту позу, в которой стоял двумя часами ранее на психодраматической сцене.

– Я ухожу от тебя, – сказала женщина.

И он почувствовал, как подкосились ноги.


Продолжение следует...

Рисунок Анны Мартыненко.

Если вы хотите проиграть свою проблемную ситуацию, обращайтесь: Елена Малинина, психолог-драматист, http://elenamalinina.ru