Не факт, а на самом деле

Тамара Бакина
ВРЕМЯ.


1.СПИЧКИ.

Спички. Пролог.

     Вы знаете, что такое клаустрофобия? Нет, я спокойно пользуюсь лифтом. С трудом, но выношу нахождение в толпе... В чём проблема? - Вы будете смеяться - я не могу свободно поехать в Барселону или Рим, например. Такие запреты создают у меня впечатление, что я в тюрьме. Пусть в большой, но в тюрьме.
      Что мешает мне поехать в Барселону? Разные вещи. Раньше просто не выпускали, потом грудные дети, потом на это не было денег. Теперь выезд обставлен так, что напоминает временный отпуск заключённого. Приходится общаться с большим количеством неприятных людей. Денег по-прежнему немного. Поэтому много временнЫх и иных  границ. Я живу на Земле, и моя естественная жизнь постепенно идёт к закату, а я почти не видела Землю! Иногда это становится совершенно невыносимо! Несвобода... клаустрофобия... Замкнутый круг доступного... Тюрьма....
       Конечно, у меня есть свои приёмы, чтобы снять психологическое напряжение. Но бывают моменты, когда ничего не помогает. Как-то в такой момент я закричала. Была ночь. Я лежала в постели и не могла заснуть, ощущая себя узницей. И заорала со всей дури, но не вслух, а внутренним криком. Наверно, он был ужасен, потому, что я услышала далёкое эхо. Потом наступила мёртвая тишина, и насмешливый внутренний голос произнёс:
 - Что орёшь? Приспичило?
 - Да вот! Приспичило!
 - Ладно... Бери спички.
 - Какие спички?!
 - Для тех, кому приспичило.:)) Там, в стенном шкафу, за немецким баулом. Да не забудь: огарки складывай в коробок. А спички клади в карманннннн...нннннн....- Это прозвучал будильник. Пора за работу. Приснится же такое!
    Целый день я старалась на думать о спичках. Но вечером не выдержала. В глубине стенного шкафа за старым кожаным баулом в самом углу я нашла коробок. Он не был пыльным. И был очень старым, фанерным, а не картонным. Этикетка стёрлась, сверху химическим карандашом что-то накорябано... Странные слова: "Когда приспичит".- Коробок был непочатым, спички плотно его заполняли. Мелькнула мысль:" Не как сейчас..., - купишь коробку, а она наполовину пустая". - Захотелось зажечь спичку, но что-то остановило. Возможно, синяя надпись. Машинально опустила коробок в карман свитера.
----------------------
(Продолжение следует)

Спички 1. Рынок.

      Утром, как обычно, побежала в мастерскую. Спички остались дома в кармане старого свитера. Я - художник - керамист. Не знаменитый, но заказов достаточно. Доделала окарины, договорилась с напарником, что завтра обжиг. Только села за гончарный круг, с телефона моей старенькой тётки приходит смс: "Срочно приезжай!".- Что там случилось? Дозвониться не могу. Быстро отмыла руки и вызвала такси до рынка. Через рынок в проулок по узенькой лесенке - самый короткий путь к её дому.
       Бегу и посредине рынка замечаю, что возникает давка. Кричат:"Дак, ярмарка сегодня!... Мёд! Дешевый!...Сюда!" -  Раздвигая толпу, выезжает грузовик с овощами. Меня прижимают лицом к ограде. Сквозь крики слышу, как где-то рядом заплакал ребёнок. Сердце больно застучало в груди. А рука в кармане куртки нащупала... спички?... Достаю коробок и, просунув руки между прутьями, с той стороны ограды зажигаю спичку. Пламя вспыхивает и застывает, как нарисованное. Обрушивается мёртвая тишина. Перестают давить. Оглядываюсь. Всё замерло, как в стоп-кадре. Похоже на игру "Фигура замри". Поднимаю руку со спичкой вверх и как-то слишком легко протискиваюсь сквозь толпу. По пути поднимаю с земли девочку лет семи. Она встаёт, озирается и растерянно вытирает слёзы...
       Вот и лесенка. Ступаю на первые ступеньки, оглядываюсь на замершую площадь. Тупо гляжу на неподвижное пламя: горит, но не сгорает... Задуваю огонь,- и возвращается шум толпы. Надо же, у спички только головка обгорела. Аккуратно кладу огарок в коробок, а коробок - в карман и взбегаю по лесенке...
       У подъезда на лавочке сидит моя тётка с мусорным ведром.
- Когда мусор выносила, ключ оставила дома, а дверь захлопнула. Вот сижу... Все на работе...
- Ну да, кроме меня:)- Открываю дверь запасным ключом от её квартиры (он всегда на моей связке).
- Говорят, на рынке мёд хороший дешевый?
- Да... Там страшная давка...
-------------------
(Продолжение следует)

Спички 2. Троллейбус.

 Должна вам сказать, что все последующие дни я предвкушала и обдумывала поездку в Барселону:). Ловила себя на том, что улыбаюсь как идиотка, разглядывая фотографии работ Гауди. А жизнь шла своим чередом. И совсем другая поездка (на ярмарку произведений народного творчества) оказалась интересной и прибыльной.
     Обратный путь прошел в полудреме. За окном троллейбуса лил проливной дождь. Пассажиры дремали, и я задремала. Проснулась от рывка. На спуске к Алуште у троллейбуса слетели штанги, и он пошел юзом по слою воды, развернулся и направился в обрыв у Димерджи.... Под страшный крик людей в салоне, я успела зажечь спичку. Всё застыло в полной тишине. Я сидела впереди слева у самой кабины водителя, и теперь видела, что за окном застыли в воздухе капли дождя, и половина троллейбуса тоже зависла в воздухе над склоном. А вторая половина - ещё на дороге.
     Я встала, стараясь не глядеть на искаженные ужасом и застывшие лица людей, вручную открыла заднюю дверь. Прикасаясь к пассажирам, по-одному за руку выводила их из троллейбуса. Они тупо шли, некоторые испуганно озирались и опускались прямо на мокрую обочину. Последним был водитель. Огромный мужик, еле вылез из кабины через салон. Никто не произнёс ни слова. Потом ушла вперед, там за какой-то будкой села в мокрую траву и задула спичку. Позади раздался скрежет, грохот и крик. Кажется, я отключилась...
      Очнулась заледеневшая и промокшая до нитки. Уже смеркалось. Вышла на трассу и стала голосовать на попутки. Нет, не везёт: никто не останавливается. Сунув руку в карман, обнаружила там коробок и отдельно от него лежащий огарок спички. Машинально всё достала, и положила огарок в коробок. Почти тотчас же подъехал и остановился "рафик", открылась дверь: "Вам куда?"- Так я заподозрила, что положить огарок в коробок - очень важная часть ритуала. Очевидно, это смягчает для меня ситуацию и развивает её в благоприятнейшем направлении.
       На следующий день люди говорили о том, что под Алуштой потерял управление и разбился троллейбус. Хорошо, что водитель не растерялся и в последний момент всех вывел через заднюю дверь.
(Продолжение следует).

Спички 3. Окарина.

  Эти дни помнятся смутно. Я перестала носить в сумке документы, а положила во внутренний кармашек немного  валюты. Ещё приобрела привычку каждый вечер ходить в порт и смотреть на теплоходы. В душе бушевала смесь радости и страха с приправой авантюризма. Похоже, для начала, меня манила ближняя заграница. Или я сошла с ума:))
         В тот день я повесила на шею мой амулет: декоративную окарину в форме грецкого ореха. У неё был мягкий звук и очень чистый тон. Моя первая окарина...- ведьмино счастье... Рядом с круизным лайнером стоял на причале маленький катамаран. А над ухом послышался разговор: "Что тебе привезти?...  Да, на халяву я плыву!... Начальство разрешило членам экипажа иногда брать кого-то из семьи.... Конечно, это негласно..."- В тот же миг рука сама скользнула в карман за спичками. И вот я уже сижу в полупустом салоне катамарана.   
         Люди входят или выходят, рассаживаются. На меня никто не обращает внимания. Будто, я - воробей или кошка.
.............................
        Стамбул. Бреду в противоположную сторону от общего потока приезжих. Улочки и переулки, дома и лавочки... В уме вертятся слова: "another time, another face ", а на душе так легко, как давно уже не было. Останавливаюсь возле крана, умываюсь и иду дальше. Усталости нет.... Вот и вечер. Что теперь? Разум подсказывает, что надо возвращаться в порт. А сердце шепчет:"Ну, ещё немножко..."- и я всё иду. Наверно, это окраина: сухая трава на обочине, деревца, виноградник, вдали белые домики. Схожу с дороги и сажусь в траву, прислонившись к дереву... Просыпаюсь под светом ярких звёзд. Прохладно. Кладу сумочку под щёку и сладко досыпаю до рассвета.
...............................
        Это городок или пригород... Всюду магазинчики, и в каждом продаётся керамика: подвески, расписные чашки с блюдцами, изразцы... Невольно трогаю свою окарину... Нет, окарин здесь нет.
        Пожилой продавец что-то говорит по-турецки, зазывает в лавочку. Захожу и оглядываюсь. Улыбаюсь, бормочу:"Если б я могла тебя понять, мил-человек..." - Неожиданно получаю ответ на русском: "Что хотите, уважаемая? Заходите, смотрите. Я сварю вам кофе."- "Кофе? Спасибо. Я просто смотрю. Керамика - это так красиво. "
         Боже, какой кофе! Невероятно вкусно... Оказывается, я нахожусь в Изнике.- "Нет, мадам, кофе бесплатно. Вы гостья"- Снимаю с шеи окарину, наигрываю незамысловатую мелодию. "Это окарина, я сама её сделала. Возьмите на память... Далеко ли до стамбульского порта?"- Оказывается, далековато, но племянник отвезёт мадам.- "Ему всё равно туда нужно".
         (Продолжение следует)      

Спички 4. Коломбо.

  Катамарана у причала не было. Без единой мысли в голове я побрела в проулок и на каком-то лотке купила кисть муската. Присела на каменный столбик у стены, флегматично отщипнула ягоду. Как вкусно!... Или это я проголодалась? Закончив свой нехитрый завтрак, поискала глазами урну. Во-о-он...   
          Только выбросила ветку и достала из сумочки влажную салфетку, вытереть руки, возник незнакомец. Он именно возник, потому что я не слышала, как он подошел. Представьте себе Коломбо в его старом плаще, только глаза совершенно чёрные и без блеска. Наверно, поэтому они кажутся пустыми... (или усталыми?)... Он сразу нарушил принятую у нас дистанцию между собеседниками: подошел слишком близко. - Спички есть? - Извините,... я не курю.(Но моя рука сама предательски скользнула в карман.) - А если найду?:) - (Я машинально вывернула карманы. Спичек, действительно, не было (?!)) Этот, в плаще, тихо весело рассмеялся и свернул в проулок.... О-пач-ки...
          И что теперь? Самое неприятное в мечтах - то, что они сбываются ?:)) Весь мир открыт передо мной... Или - нет?... Вы удивитесь, наверно, но на душе у меня  стало хорошо. Жизнь сама приняла решение: иду дальше.
         Сегодня мне бродилось не так легко. Много позже, увидев карту Турции, поняла - почему. Вчера я прошла, да что там, пробежала, нереально большое расстояние. Так что, буду отдыхать. Немного английского, денег, и вот - автобус, Каппадокия... Брожу, разинув рот. Опять автобус... Опять немею от восхищения....
.......................
         Я устала. Хочу помыться, поесть и уснуть в нормальной постели. Автобус останавливается в Гёрме. Вот он - маленький отель-пансион.... Но у меня нет документов!.... Сбывается очередная мечта идиота:)). Чё делать-то?:)... А в кармане - спички(!?)
...................................
        Сытая и отмытая засыпаю в чистой постели... Завтра буду смотреть Гёрме....
(Продолжение следует)         

Спички 5. Барселона!

  Вот странно... Ещё вчера я предвкушала, как буду осматривать Гёрме... Но проснулась до рассвета, вскочила, как на пружинах: хочу в Барселону! Я очень давно хочу в Барселону. Привела себя и всю комнату в порядок, зажгла спичку и в прекрасной тишине проскользнула к выходу, по пути оставив ключ на полу рецепшн. Как легко начать нарушать законы!...
        Только выйдя к торговому центру, я задула спичку и окончила весь ритуал. Взошло солнце, закипела жизнь. Я машинально выпила горячий чай, сжевала какую-то лепёшку с мёдом. Наверно, это было вкусно. Купила путеводитель по Турции, немного необходимых вещей, зачем-то - солнечные очки и платок (играю в резидента?:)). Переоделась в туалете и выбросила пакет со старой одеждой. В душе всё время жужжала пчёлка нетерпения. Нет, я не буду искать автобус, ждать его. На попутных - в аэропорт. Я не боюсь, не боюсь,... ведь можно зажечь спичку... Мама всегда называла меня авантюристкой:).
......................
          Объявляется посадка на Барселону. Рано!... Заканчивается посадка.- Пора! Зажигаю спичку и в застывшем мире бегу через все преграды. Зачем я бегу? Ведь можно идти спокойно. Немного замедляю шаг, но нетерпение подгоняет. Вперёд, мимо застывшей стюардессы, пассажиров. А-а-а..., вон там свободное место. Задуваю спичку и кладу огарок в коробок. На меня никто не обращает внимания... А нетерпение всё жужжит...
.........................
          Посадка. Спускаюсь по трапу и зажигаю спичку. Мимо всех застывших преград выхожу из здания аэропорта. Оглядываюсь. Какие приятные лица! Или мне это кажется? Как хорошо... Задуваю спичку... Только успеваю положить коробок в карман, как слышу за плечом глуховатый насмешливый голос:" Не устала? Может, угостишь мужчину спичкой?:) Что ты застыла, будто она уже горит?" - Коломбо... Молча выворачиваю карманы. Спичек в них нет. Усталые или пустые глаза совсем близко. -"Не надоел фокус?:)" - И вот старый плащ исчезает в толпе. Испортил-таки настроение! Ничего, немного отдохну и взбодрюсь. Я, действительно, устала от этого напряжения. Спокуха!:) Барселона!:))
          Меня уже не пугает пропажа спичек?.... И не пугает Коломбо....
(Продолжение следует)

Спички 6. Сюрпрайз...

              День похож на прекрасную, но смазанную картину. Он полон ощущения радости жизни, как в детстве, но помнится урывками. Вокруг звучит испанская речь. (Я немного читаю по-испански, но это совсем не то!) Улыбаюсь людям и они мне улыбаются - как непривычно!.... Помню, что вначале я отправилась в Парк Гуэль и ходила, разинув рот от восхищения. Сидела на скамье работы Гауди и гладила рукой керамику. Сделаю такую скамью. Конечно, поменьше...:)
                Потом валялась на песчаном пляже у самой воды и ела мороженое. Оно почему-то горчило. Очень жарко! Разделась и пошла купаться прямо в белье. Вода показалась ледяной. Выходя, увидела, как парень быстро уходит с моей сумкой. Зажгла спичку, догнала его, осторожненько вынула сумку из рук и пришла обратно. Потушила спичку. Паренёк озирался, у него был глупый вид. Зачем-то помахала ему сумочкой.... Страшно замёрзла...
                Потом стояла перед зданием школы для детей строителей... Потом - перед собором Святого Семейства. Зажгла спичку и долго-долго поднималась вверх по винтовой каменной лестнице... Будто, внутри раковины... Я сидела высоко над землёй в каком-то каменном проёме и смотрела на звёзды. Наконец, задула спичку и положила огарок в коробок. На это ушли мои последние силы. Очень жарко... Тупо сижу, держа коробок в руке. Рядом садится Коломбо. Вынимает спички из моих бессильных пальцев.- "Сюрпрайз:))... О-о-о-о... Да ты совсем плоха, путешественница-ца-ца..."- Звёзды затуманились... Откуда-то снизу со свистом прилетел темный предмет и завис перед лицом. У-тю-г???
            Разжав острые железные губы, утюг пробасил голосом Коломбо: " Утюг, утюг!... Ну и чё с ней делать теперь?"
(Окончание следует).

Спички 7. Эпилог.

- Так! Держи её крепче!
         - Да держу, держу! Спичку зажги, умник.
         - Обалдел? Я - Утюг! Сам зажги!
         - Ну, держи уже....
...............................
         Где я? Место кажется знакомым. Обшарпанные стены грязно-синего цвета. Ободранный коричневый линолеум. Железная кровать и резкий запах хлорки... Застиранное рваное бельё.... Ой! Руку щиплет! Утюг, паразитище!..... Никакого Утюга нет. Это капельница. На край постели садится дочь в белом халате. Родное нежное лицо встревожено.
         - Как ты себя чувствуешь, ма?
         - А где Коломбо?
         - Александр Александрович? Это он тебя привёз в инфекционку. Нашел на скамейке в сквере. Ты была в бреду. Всё какой-то утюг поминала. Ну, с такой-то температурой... А он, правда, похож на Коломбо:) Это из-за его дурацкого плаща.:) Как ты?
         - Нормально....
         - Надо носить с собой документы. Хорошо, что Коломбо тебя узнал и нашел меня... И откуда в наших краях малярия?...
         - Я хочу домой.
......................................
          Ещё нетвёрдой походкой выхожу на балкон. Солнышко... Из комнаты кричит дочь:
         - Какой красивый платок! И очки классные! Где купила?- Выходит в платке и очках, которые я купила в Гёрме.-
         - Я похожа на Одри?:)) Дай поносить!      
         - Носи... А где моя любимая окарина?
         - Не знаю... Ты её надевала. Может, потеряла. Андрей звонил из студии. Я ему сказала, что ты пока не выйдешь на работу. Правильно? Наберись сил. Ой, у меня же бульон варится! Сейчас будешь есть!-
         Опускаю руки в карманы в какой-то смутной надежде.... Нет! Спичек нет... Но на душе спокойно. Клаустрофобия отступила.
..................................
          Я так и не была в Риме, в Ватикане... Там есть одно место, которое я часто видела во сне и только потом увидела по телевизору... Интересно, а что в стенном шкафу за немецким баулом? - Размечталась...- Вот наберусь сил и тогда загляну, чтобы не заплакать от разочарования....

2. СТРАННЫЙ САД.

Странный сад. Пролог.

Они жили с отцом вдвоём в маленькой деревушке. Матери своей она почти не помнила. Иногда всплывало в памяти очень спокойное белое лицо. Отец был старым и добрым молчуном, а она - его единственным поздним ребёнком. Те немногие люди, которых она знала: няня, отец, старик фельдшер (отцов приятель)- любили её беззаветно.
         Когда ей исполнилось тринадцать, мир изменился: стал тесен. Она уходила из дому и пропадала в лесу, в горах, на реке по нескольку дней. Возвращалась, и никто её не упрекал. Няня кормила, топила баньку, расчёсывала ей волосы, вздыхала. Отец брал её за руки и долго-долго не отпускал, бормотал:"Вся в мать...".- Фельдшер взялся писать её портрет акварелью. На бумаге проступило очень спокойное и бледное лицо невероятной красавицы. Все решили, что это больше похоже на портрет её матери.- "Но какое-то сходство во взгляде есть."- А взгляд на портрете был памятный: слишком сильный и упорный.
         Сравнивая портрет и своё отражение в зеркале, она и вовсе не нашла сходства. Нет, не дурнушка, просто, невзрачна. А взгляд... Она не смотрела людям в глаза за редкими исключениями. Интуитивно понимала, что нельзя. В ней росло ощущение особенности, особой силы.
        Когда её исполнилось пятнадцать, отец умер. Он не болел, просто, уснул и не проснулся. Это было горькое горе.... Издалека приехала тётка. Да она не была тёткой, а просто, дальней роднёй по матери. Всем распорядилась, продала за бесценок их бедный дом. Молча оглядела Глашу (так звали нашу героиню):"Ну-ка, поворотись."- Не увидела ничего примечательного. Тоненькая маленькая девочка. Рыжие прямые волосы, ускользающий взгляд рыжих глаз.  И платье нелепо: коричневое в мелкий желтый цветочек. Ещё и дикарка, голоса не подаст. Образования и воспитания чуть-чуть. Итог: "Невзрачна... Куда пристроить такую?..."-
         Глашу никто не спрашивал. Просто взяли и увезли как кошку. Няня крестила её на дорожку и безутешно плакала. Старый фельдшер впервые в жизни напился в хлам.
  (Продолжение следует).      

Странный сад 1. Ловушка.

  В этом городе нет настоящей зимы. Декабрь бесснежный, промозглый и слякотный. Дома и деревья черны, а небо серое и полное холодной мороси. Тёткин одноэтажный дом стоит в кривом и узком переулке. У него есть какой-то адрес, но все называют это место "Странный Сад". Хотя и сада никакого нет. Вдоль дороги - несколько старых голых акаций, а вокруг - высокие заборы и каменные дома. Говорят, один из них графский.
        Для Глаши в этом доме многолюдно. Вот её отмыли с дороги, накормили и устроили в мансарде.
 - Это ненадолго. Завтра придёт портниха, подгонит на тебя барежевое платье и - скоренько замуж.         
 - Тётя.... Я не хочу замуж...
 - Да ты с ума спрыгнула! Тебе жить не-че-м! На тёткиной шее не усидишь, шея у меня не крепкая. Человек посватался хоть немолодой, но приличный и с достатком. (И на что только позарился? Разве что - молодость...) По документам тебе шестнадцать. И не докучай мне! Дел невпроворот...
 - А где он меня видел?
 - Так ведь и ты его видела! Он нас встречал. Ну, иди уже к себе. Прочь!-
        Глаша понимала, что тётка по-своему к ней добра. Но тяжелое чувство тесноты, несвободы, ловушки, нарастало. Это оно когда-то прогоняло её из отцовского дома в лес. А сейчас и вовсе стало невыносимым. Ведь податься ей, и впрямь, некуда. Когда-нибудь, в другое время, бледный отпечаток этой муки назовут "клаустрофобия".
       Глаша разделась, легла в холодную постель, но не смогла улежать и пяти минут. Рывком открыла незаклеенное на зиму окно. Холод... Так лучше. Разделась донага: "Уношу только себя." - И шагнула в пустоту. Ветер....
(Продолжение следует).      

Странный сад 2. Сад.

    Утром Глашу не нашли в мансарде. Не осталось и следа. Хоть и нехотя, но тётка вызвала полицию. Обсмотрели всё вокруг. Сбежала, ясное дело. Но как? Окно открыто, а под окном - ни следа. Посылали запрос на родину. Старая нянька всё твердила:" Вернётся... Она такая. Вернётся." Старик фельдшер молчал да ухмылялся в усы. Что возьмёшь со старого пьянчужки?....
         Допросили всех домочадцев, ничего не узнали, но сошлись на том, что девушка сбежала с каким-нибудь обожателем. А в доме есть сообщник, да он помалкивает. Тётка была мрачна, бурчала: "Вся в мать...  А на вид -невзрачненькая тихоня.... Вернётся?... Кто её здесь будет ждать, неблагодарную?... По-зор-ни-ца-а...Кто помог?... Никто ей не помог, сама управилась, окаянная.... Откуда я знаю, как?!..."-
         А было так. Это ветер! Не один, конечно, а вместе с её молодой проснувшейся силой. Он унёс её через свинцовые тучи к звёздам. Там мокрое тело и волосы прихватились-было ледяной корочкой, но она сразу испарилась от внутреннего жара. Летела горемычная вверх до тех пор, пока  стало нечем дышать. Потом спустилась ниже туч и белой форелью скользила в чёрном небе над городом. Пора назад, через окно - в мансарду. А куда ей деваться на этом свете? На душе уже полегчало. Авось, как-нибудь... Светает... Вон, за высокими домами - кривой переулочек с акациями и тёткиным домиком: Странный Сад:)
         Так во-о-о-т, как построен этот дом.... Он стоит кольцом, снаружи огорожен высоким каменным забором. А внутри кольца строений - сад. Да какой! Пышные кусты зелены и покрыты невиданными цветами: розовыми, лиловыми, белыми. И каждый цветок с глашину ладошку величиной. А над садом стоит медовый аромат... Посредине - зелёная поляна. Действительно, странный сад. Но Глаше некогда его рассматривать. Пора домой.
         На самом вылете из сада Глаша будто наткнулась на невидимую воздушную преграду. Её отбросило назад к середине сада. Откуда-то из кустов вылетела метла и стала деревянной ручкой больно колотить Глашу по голове и голому телу. Как скотину. Так и била пока ни загнала вниз, а там - в какую-то клетушку в углу сада. Глаша упала на соломенную подстилку и забылась мёртвым сном.
(Продолжение следует).

Странный сад 3. Утюг.

 Проснулась Глаша в полдень. Высоко стояло на небе зимнее солнце. Она легко открыла запертый загон и выбежала на поляну. В ней клокотала то-ли ярость, то-ли радость. Вдали из-за цветущих кустов вышли две старухи, одетые по-старинному и в чёрное. Одна из них слабо взмахнула синим платком. Тут же вылетела, откуда ни возьмись, метла, и - прямо Глаше в руки. Мол, мети давай! Но сейчас Глашу трудно было узнать. Она стала похожа на портрет, нарисованный старым фельдшером. Красивое лицо спокойно. Щёки горят, и горят синеватые отметины от побоев на узком белом теле. Глаза кажутся чёрными от расширенных зрачков, обведённых золотой радужкой. Золотые волосы всклокочены. А в глазах такое... Кажется, тигр бы отступил.
                Лёгкой ручкой она взяла метлу и переломила через колено, как прутик. Чёрные фигуры дрогнули. Над садом в небе загорелась невидимая простому взгляду огненная сеть. Только Глаша взвилась ввысь, разорвав эту сеть как паутинку. Прочь отсюда, как можно дальше. Дорога в тёткин дом теперь заказана.         
                Она остановилась высоко в небе над морским берегом. Справа - море, слева - тополя и белые крыши. Здесь уже не найдут... Только снизу со свистом летит топор. Извернувшись рыбкой, хватает она его за рукоятку и запускает обратно:"Лети к тому, кто послал!"- Это её ли голос? Вроде - её, но объёмен, звучит в трёх мирах.
                Не прошло и пяти минут, топор опять летит, но без топорища. Извернулась, схватила его за обух.
- Чего тебе надо? Отвяжись! Был топором, будешь утюгом! Лети, погладь своих хозяек!:)- И оборотился топор чугунным утюгом. Взяла она его за ручку, зашвырнула обратно..... А он опять прилетает через несколько минут. Да горячий! Изловила она его за ручку. кричит: "Ты когда отвяжешься?! Отвечай! Что молчишь?! Рта нет, так пусть будет!" - и замахнулась бросить его. Утюг треснул на гладильной поверхности и открыл рот с острыми чугунными губами: "Я тебя слушаюсь, хозяйка. Приказывай!" - Лети к старухам и не ворочайся!- Улетел, но через пять минут опять вернулся, да куснул её за руку до крови. Глаша так и взвилась.- Неслух бестолковый! Ты что не повинуешься? - а он:"Я повинуюсь; и тебе, и графиням - всякому, кто прикажет. Во мне нет живой души! Я - утюг."-
          Тут Глаша мазнула его своей кровью с руки. - Вот тебе частичка моей души! Никого у меня нет. Будешь мне товарищем верным?- Он и говорит:"Буду! Это уж навсегда! Спасибо тебе."- И полетел в небе с ней рядом. Летит - канючит: "Руки бы мне ещё, а то, что за слуга безрукий" - Рассмеялась Глаша: "Будут тебе руки!"- Разделилась ручка утюга на две чугунные руки с пальцами.- Вот это слуга!
               Кому одиноко в мире, тому и утюг - друг.
(Продолжение следует).

Странный сад 4. Флигель.

  Когда-то, будучи ещё маленькой, Глаша поняла положение своей любимой нянюшки. Никого у няни не было на белом свете. Смолоду в услужении. Не крепостная, а податься некуда. Вот, поняв всё это, Глаша загрустила.  И стала с этим горем приставать к отцу и жаловаться фельдшеру Тимофею Ивановичу. Так она печалилась, что отец её отдал нянюшке гостевой флигелёк для проживания. Маленький: горенка да кухонька с русской печью. Сенцы - войти да повернуться, а внутри лесенка на чердак - кладовку. Сколько было детской радости! Няня там обустроилась по-простому, думала:"Всё - забава, девочку утешить." - Вышло не так. Когда умер хозяин, и стала тётка распродавать усадебку и дом, то обнаружила, что флигель подарен няне, а дарственную хранит Тимофей Иванович. - Ну и ладно! Осталась няня во флигеле, а Тимофей Иваныч пристроил её помогать в больнице.  Выделил за это малую плату от своих щедрот.
             Вот в этот флигель и постучалась Глаша зимним утром. А куда ещё? Отцовский дом продан и заколочен. Новые хозяева ещё не приехали. Открыла нянюшка двери, а у порога стоит на снегу её девочка любимая в чужом платье, башмачках на босу ногу да в сером шерстяном платке. Исхудала. Рыжая коса спутана. Утюг служил, как умел. Что раздобыл на чердаках в старых сундуках, - то и наше. Где стащил калач или яблоко,- Глаша не знала. На том ему и спасибо.
             Няня не расспрашивала и не задумывалась. Знала, что Глашенька "не такая". Ахнула, да и принялась по-прежнему согревать, отмывать, кормить. А потом чесать рыжие волосы да вздыхать: "Детонька вернулась..." - После оставила Глашу в горенке отдыхать, а сама побежала с вестью к Тимофею Ивановичу.
             Фельдшер бросил все дела, побежал во флигель. Там Глаша спит крепким сном. Щёчки разрумянились. Во сне бормочет:" Смотри, утюг..."- Тут на чердаке что-то зашуршало. - Может мыши? - Да, сквозняк... У вас чердачное окошко приоткрыто....-
             Посидел старик во флигеле, выпил с няней чаю, потолковали. Что теперь делать? Дедок неглупый, грамотный, - дьячков сын. Пришел домой и написал тётке письмо. Мол, приехала Глафира Андревна к нам погостить и хочет остаться в родных местах. Я, конечно, вам не ровня (из духовных), но хотел бы взять над Глафирой Андревной опекунство до её замужества, как старый друг отца. Если вы согласны, то пришлите мне её бумаги, и объявим об этом по-закону. Мол, барышня не пропала, а тайком уехала на родину. Затосковала.- Если бы Глаша знала об этом письме! Она-то опасалась кривого переулка и Странного Сада с его хозяйками....  Но так судьба устроила, что она всё это дело проспала:) А с Утюга что взять? Он валялся на чердаке за печной трубой и ловил каждый глашин вздох.
(Продолжение следует).

Странный сад 5. Платок.

Глаша проснулась только на следующее утро. У постели лежит её старая одежда, стоят башмачки. Няня собрала у себя все брошенные глашины вещи, которые тётке не понравились. Спрятала в сундук, на память. А на стене повесила глашин портрет работы Тимофея Ивановича. Любимое коричневое платье в мелкие желтые цветочки висит на стуле чистое, выглаженное. Как тётка его ругала!:) А вот оно пригодилось опять.
            - Нянюшка! Где же ты спала?
            - В кухне на лежанке. Да я всю зиму на ней сплю, старые косточки грею.... Иди, попей молока, родненькая.
А я побегу в больницу управиться.
            - И я с тобой!-....... Так и потянулся день за днём....
            Ответ от тётушки пришел скоро. Она согласилась передать опекунство Тимофею Ивановичу. Также сообщила, что старая графиня - соседка, которой она продала усадьбу, внезапно умерла. "В тот день, когда Глаша сбежала, старшую графиню будто переломило, всю скрючило, и в один день скончалась. Усадьба перешла к её племяннику. Он приедет скоро и привезёт бумаги. Только Глаше денег, врученных за усадьбу, надолго не хватит. Ну, что хотела, то и получила. Да и вы - тоже. Намучаетесь ещё с капризницей.... Племянника того встретьте по-учтивее. У него всё "не": небогат, некрасив, неженат, не юн уже. Но - граф! И вдруг, на его несчастье, ему Глафира приглянется... На безлюдье всё может быть. Ведь у него кроме этой усадьбы другого дома нет. Будет тогда графиней. Нищей графиней."-
            Скоро приехал описанный тётей "Не". Звали его Александр Александрович. Он был невысок некрасив и черноглаз, лет тридцати отроду. Учтиво поздоровался, передал бумаги фельдшеру. С Глашей был вежлив, предупредителен
 и сух. "Коричневое платье не понравилось" - хихикнула она про-себя. Но когда визитёр снял пальто, побелела. Из нагрудного кармана его чёрного траурного сюртука выглядывал синий платок. Платок этот был приметен тем, что не был ни батистовым, ни шелковым, ни даже полотняным. Это был кусок плотного синего сукна. Гость заметил глашино внимание к платку. Усмехнулся: "Тётя подарила, будучи при смерти. Это память о моём отце. Просила обещать, что всегда буду носить его при себе. С умирающими не спорят... Вот, ношу это "украшение":)."-
            Вечером Глаша сидела в своей горенке и жаловалась Утюгу на синий платок:
- Я узнала его, это им старуха махнула, насылая на меня метёлку.
- И меня она синим платком посылала. Только мало ли синих платков, хозяйка? Да и видела ты его издали, сама говорила.
- Нет Утюг. Простому глазу не видно, а я вижу. Он не синий, а весь огненный.
- Ничего, хозяюшка, управимся...-
            Няня на кухне пожимала плечами: "Что за девочка! Вроде подросла, а в игрушки играет: с утюгом на два голоса разговаривает."....... - Приближалась весна....
(Продолжение следует).

Странный сад 6. Попробуйте.

            Новый сосед оказался весь на винтах. Ещё по снегу завёз всё для ремонта дома и приказал аккуратно сложить в нижней зале до времени. Самолично этим занимался. Бегал по усадьбе в рабочей одежде на немецкий манер, а на шее синий платок завязан. У Глаши церемонно попросил прощения за то, что будет переделывать весь её родной дом: "Вам должно быть это неприятно, Глафира Андревна. Извините."- Ну, Глаша плечиками передёрнула: "Ничего, такая наша жизнь."-
            С фельдшером Тимофеем Ивановичем быстро подружился, подарив ему для больницы новый набор хирургических инструментов. Дружба их была странная. Спорили до хрипоты и ссор при каждой встрече. Александр Александрович оказался книжник и педант.
            Глаша - рядышком. Слушает молча, иногда словечко вставит. Заспорили как-то о летательных аппаратах.
           -.... Летательный аппарат и из металла может быть сделан. Не в том суть.
           - Так вы скажете скоро, что и утюг может летать.- А Глаша тихонько:"Мой - может.:)" -
           - Ну, если его зашвырнуть, умеючи, так полетит. - При этих словах Александра Александровича, Глаша вздрогнула, вскочила и выскользнула из комнаты.-
           - Что это с Глафирой Андреевной?
           - Не заботьтесь. У барышень свои резоны. А Глашенька... - особенная девушка.
           - Да, я слыхал, что у неё утюг - любимая игрушка:)
           - Вы, сударь, не увиливайте от сути нашего спора!......-
           Вот тронулся на реке лёд, по залитому солнцем небу быстро побежали плотные перламутровые облака. И Глаша опять пропала. Александр Александрович волнуется:" Куда уехала Глафира Андреевна по такой-то распутице и слякоти?"-
Няня и фельдшер глаза отводят: "Придёт. Вернётся. Не беспокойтесь."- И вернулась дня через три. Щёки горят, рыжая коса растрёпана. Да она - красавица...   
           - Где же вы пропадали по такой погоде, Глафира Андревна?
           - По облакам гуляла.
           - Смеётесь! Разве такое возможно?
           - А вы попробуйте.:)
           - Я понял, вы хотите сказать, что я нескромен, что это не моё дело.
           - Сказано и сказано.:))
           Няня стала примечать, что черноглазый сосед часто смотрит на Глашу долго и задумчиво. Может, и правду писала глашина тётя?.... А человек неплохой, уважительный. И Тимофею Ивановичу он по-душе. Но Глаше не нравится. Всё из-за синего платка!.... Правда, кроме Утюга об этом никто не знает.
           Как подсохло, в усадьбе начался ремонт. И Александр Александрович сильно зашиб бревном ногу. Позвали фельдшера. Он ссадину обработал, наложил шину и пришел обратно озабоченный. Говорит:" Надо положить его в больницу,  понаблюдать. Кажется мне, что кость раздроблена."- Принесли Александра Александровича на руках в больничную палату. И к вечеру у него начался сильный жар. Глаша говорит Утюгу: "Что ж он не махнёт своим синим платком? Всё бы и прошло. Пойду, взгляну."- Пришла в палату, на стул села и глядит в упор своими глазищами. От этого взгляда у Александра Александровича так нога разболелась, что впору кричать. Но стыдно перед барышней, терпит. Потом забылся, заснул. А утром ему стало много легче. Быстро пошел на поправку. Решил Тимофей Иванович, что ошибся с диагнозом.
           После того случая начал Александр Александрович оказывать Глаше знаки внимания: конфеты..., букеты..., безделушки. Но Глаша всё это то оставит у фельдшера, то няне отдаст. Стал подходить к концу ремонт, и зацвела по всей усадьбе сирень. Подстерёг воздыхатель Глашу на тропинке у реки и говорит: "Что, если я попрошу у опекуна вашей руки, Глафира Андревна?"- А Глаша - своё привычное слово: "Попробуйте... Только сначала... подарите мне ваш синий платок...".
 (Продолжение следует).

Странный сад 7. Эпилог.

....Так и сказала. Потом повернулась и быстренько ушла. Александр Александрович оторопел. Как можно требовать от человека чести, чтобы он нарушил слово, данное умирающей? Весь вечер и следующий день он никуда не выходил и ругал Глашу, чуть не вслух.- Что в ней? Дерзка, престранная, одета плохо, причёсана небрежно. Ну, ладно, что бесприданница. Так и репутация её сомнительна: пропадает невесть где по нескольку дней. Глуповата, детство в ней играет. Посмотрите: утюг - любимая игрушка. Красавица? Да это ему привиделось! Незнатна, образования не видно. И странная, странная, странная!...-
            Вот совсем было себя уговорил. А вышел в сад и вспомнил золотые глаза. Увидел у флигеля знакомую фигурку,  подошел, чуть не подбежал: "Возьмите платок, Глафира Андреевна, если он вам нравится! Что платок, когда... душа моя вам отдана."- Глаша удивилась. Осторожно двумя пальчиками приняла подарок. Будто ветерок её обвеял, обдул ей платье и волосы. Даже прижмурилась. Потом рассмеялась, обмахнулась синим платком, как от жары. И молча вернула его хозяину. Ушла к себе во флигель. Александр Александрович так ничего и не понял. Побрёл домой с пустой головой да смущенным сердцем. Утро вечера мудренее. Положил платок в карман, и будто что-то изменилось. Что? Уже дома понял, что на нём надет синий суконный плащ. Откуда такой? Скинул его, бросил на стул. Только отвернулся - на стуле синий платок лежит. Бред... Ну её - эту любовь!
           Потом случилась настоящая беда. Глашенька пропала. Вначале не беспокоились. Но она не вернулась ни через три дня, ни через месяц, ни после. Александр Александрович убедил опекуна обратиться в полицию. Там ответили:" Искать вашу девицу больно хлопотно. Она не в первый раз уходит. Живёт где-то без вас. Припомните, и мать её так же ушла когда-то. Может, она к матери уехала."- Искать не стали.
           Тимофей Иванович снова запил. Няня плакала беспрестанно. Александр Александрович взял старушку на попечение и выпросил себе глашину любимую игрушку: старый поломанный утюг. Сам он стал мрачен. А еще проявилась в нем одна странность. Всюду он теперь ходил в синем суконном плаще.

3. СКОРОСТЬ ВРЕМЕНИ.

Скорость времени 1. Пролог.

             Коломбовы, все как на подбор, считались красавцами да красавицами. Так говорят...:) Но...- недолговечны. Евдокия Коломбова была красива, но солдафониста, груба. Язык как бритва. "Вроде, неглупа,.... а дура-дурой",- такая шла о ней молва. Ещё в юности графиня Евдокия Коломбова осталась круглой сиротой с маленьким братом на попечении. Замуж не пошла. Называла себя Дусей, а брата Шурой. Жила закрытым домом и брата держала в строгости. 
                Говорят, была учёна и непроста. Мальчику нанимала лучших учителей. И, должно быть, это она вложила в молодую голову Шуры Коломбова мысль о том, что надо изучать время. Почему для красавцев Коломбовых время скоротечно? Блистают, а потом вмиг блекнут и умирают, не дожив до пятидесяти, а то и до сорока. И не от болезней, а от старости!
                Шура Коломбов друзей не имел, на красоту свою не обращал внимания. Девятнадцати лет уехал в Германию совершенствоваться в естественных науках. По окончании курса ненадолго вернулся, как-то скоро и странно женился на девушке некрасивой и незнатной, но с капиталом. Оставил её беременную и уехал в Англию. Там, говорят, устроил себе лабораторию и занимался науками. От сестры получал постоянно деньги и писал ей длинные письма.
                Почему получал деньги от сестры? - Загадки в этом нет. Дуся быстро прибрала к рукам капиталец жены Коломбова. А сама молодая женщина перебралась с маленьким сыном на руках к своей матери. И в дом графини Дуси - ни ногой!
                Шура Коломбов прожил недолго. Умер, едва перешагнув рубеж сорокалетия. Все свои работы и результаты научных трудов переправил сестре. Вот тут появилась загадка. Дуся Коломбова обустроила себе огромный дом в южном городе и обзавелась компаньонкой, которая была так на неё похожа, что на новом месте жительства их называли графинями Коломбовыми и мало различали. Одна из них выглядела чуть постарше. Но которая - Дуся, никто бы не сказал. Так, дорогой читатель, мы возвращаемся в Странный Сад у кривого переулочка.
                Графини Коломбовы жили долго. Их племянник - сын Шуры Коломбова - вырос от них вдали. Дело в том, что вдова Шуры Коломбова боялась сестёр до дрожи в коленках и полного онемения. И, даже нуждаясь в деньгах, к ним не обращалась. Сын её - Александр Александрович - рос лицом и характером в мать. Да, он - наш с вами старый знакомец!
(Продолжение следует).

Скорость времени 2. Ют.

 Шура Коломбов отучился в Гёттингенском университете сразу на двух факультетах: медицинском и математическом. Там он познакомился с двумя соотечественниками. Один изучал философию, а другой медицину. Медик был талантлив, но беден и окончить курс не мог. Друзья звали его Тимохой. А философ казался ленивым тугодумом...,только казался. Всех троих объединяло то, что они живо интересовались проблемами старения и продолжительности жизни.
           Однажды, философ получил письмо из Аахена и предложил приятелям посетить частную лабораторию друга их семьи. - Он занимается естественными науками, вам будет интересно. - Это, и вправду, оказалось интересно. Для Шуры новостью была алхимическая лаборатория. Может потому, что хозяин избегал мистики и, по сути, занимался опытами на стыке химии и физики. Для философа интерес был совсем другой....
            Юную дочь гостеприимного хозяина звали Ют. Её белое лицо всегда было безмятежно-спокойно. Казалось, перед вами кроткое существо, созданное для семейной жизни. В Аахене в то время ещё не было университета, и немецкий учёный весь свой преподавательский талант применил к единственной дочери. Ют знала несколько языков, в том числе - русский. Свободно читала и писала на латинском. Лаборатория была для неё родным домом, а реактивы - лучшими игрушками детства. Отец её обожал, и позволял всё.
             Ют обладала одним из прекрасных женских качеств: была молчалива. Это свойство, в сочетании с красотой и юностью, маскировали её дерзкий ум и авантюризм. Философ влюбился-а-а... Надо сказать, что и медик Тимоха попал под её немецкое очарование. Один только Шура не замечал, что в лаборатории присутствует при проведении опытов и читает латинские трактаты не просто лаборант, а юная и прекрасная девушка. О чём думала Ют, - не знал никто...
            Прожив какое-то время в Аахене, Шура задумал создать собственную лабораторию. Но - в Англии. Говорят, англичане прекрасно ладят с техникой. Загвоздка была в одном: деньги!.... Шура решил эту проблему самым циничным и классическим способом: уехал на родину и женился на деньгах. Ну, эту часть его истории вы знаете.
            Философ сделал предложение Ют и получил мягкий отказ. Погоревав, он вернулся домой, забрав к себе в имение Тимоху.
            Через небольшое время из Германии дошли скорбные вести. В лаборатории профессора при проведении опыта произошла какая-то катастрофа. Отец погиб, а девушка - без сознания.
            Оба друга немедленно отправились в Аахен и застали там Шуру. Ют выходили. О профессоре узнали странность: его тело в лаборатории не обнаружено, только пустая одежда. Власти города не докучали Ют расспросами, традиционно считая, что девушка не может разбираться в научных проблемах. Дело отнесли к странным несчастным случаям.
            Немного оправившись, Ют рассказала друзьям, что отец изучал воздействие различных источников энергии на вещества растительного или животного происхождения. Во время опыта  Ют в лаборатории не было. Но увидев очень яркий свет, она вбежала и наблюдала, как в сильном золотом свечении исчезает тело её отца.
            Через месяц Ют и философ обвенчались, Тимоха был свидетелем. Все кроме Шуры вернулись в Россию. Шура, с разрешения Ют, забрал из лаборатории всё, что хотел, и уехал в Англию. А Ют взяла на память об отце лоскуток одежды, в которой он погиб. Немецкая сентиментальность?....
(Продолжение следует)

Скорость времени 3. Вуаля.

Историю, рассказанную выше, Александр Александрович постепенно выспросил у безутешного фельдшера. Вы, конечно, уже поняли, что Тимофей Иванович и есть тот самый Тимоха молодых лет. Обдумав всё, Александр Александрович приободрился: "Вы, Тимофей Иванович, бросайте-ка горе заливать! Лучше помогайте! Может, Глашенька не по своей воле ушла, и её возможно найти."- Ну вот. И этот рехнулся! - констатировал медик. - Что мы можем сделать, дорогой мой?! У вас есть хоть одна здравая мысль? Если - нет, а только ахи, то не мешайте старику напиться!
                - Вы лучше на мой плащ посмотрите повнимательнее. А я вам фокус покажу: вуаля!...- Александр Александрович снял с себя плащ и подал Тимохе. В неуловимое глазом мгновение всё изменилось и вместо плаща у него в руке был синий платок. Фельдшер покрутил головой, пытаясь понять.
                - Ну что, уважаемый? Второе действие без антракт-а-а. Кладу платок в карман и....- В следующее мгновение на Александре Александровиче опять надет синий суконный плащ. И он проделал фокус с трансформацией синего платка в плащ и обратно несколько раз. - Каково это вам?!-
                Фельдшер потерял дар речи. Потом просил показать ещё и ещё...
- И что бы это могло означать? - недоумевал старик.
- А какие у вас версии?
- Я думаю, что оба мы свихнулись. А что ещё? Я - медик и мистики не признаю. Хотя-а-а....
- Это - старая версия, я уже её пережил. А вот у меня появилась мысль: "Не напоминает ли это сукно лоскуток отцовской одежды, который хранила госпожа Ют?..."
- Я плохо помню за давностью лет... Но тот был тоже синий... И что?...
- Не зна-а-а-ю... Но пора мне съездить к тётушке в Странный Сад и хорошенько с ней поговорить! Или сначала выспросить у матушки.... За что она так не любила тёткин дом? -
                Друзья разошлись каждый к себе, крепко призадумавшись. Александру Александровичу не давали покоя мысли о Глаше. Плащ-то появился после того, как синий платок побывал в глашиных ручках. - И зачем она просила синий платок? Почему им интересовалась? Почему пропала после того, как обмахнулась платком? - Ответов не было... Они-то были у старого чугунного утюга, молча стоявшего на письменном столе нашего героя.....
(Продолжение следует.)               

Скорость времени 4. Тёзка.

                От матери своей Александр Александрович ничего не добился кроме слёз да причитаний:"Она -ведьма..., ведьма.... И не ходи туда, Бога ради...."- А поскольку запугать его было трудно, то успокоив и утешив матушку, он прямиком направился в Странный Сад.
                Уже на входе в дом ему сообщили, что графиня Евдокия Дмитриевна в отъезде. Но пригласили войти.  Александра Александровича провели в небольшую гостиную с окнами, распахнутыми в тенистый сад. У окна стоял импозантный мужчина лет сорока. - А-а-а-а! Александр Александрович! Наслышан. Я ваш тёзка. Позвольте представиться, - Александр Дмитриевич. - Приятно познакомиться. Вы родственник графини? - Родственник? Ну да, ну да....   Не хотите ли чаю с дорожки? Я тут присматриваю за домом пока Дуси нет. - Ду-си? Вы так зовёте графиню?! - Что поделать?:) Такой она завела порядок в доме.:) Так что насчёт чая? - Я бы умылся с дороги. Жара, пылища... И от чая не откажусь.-
            Распорядительный красавчик всё устроил.  Александра Александровича отвели в уютную комнатку наверху с видом на акации и кривой переулочек. Он умылся, переоделся и спустился в гостиную.
                Попивая прекрасный чай с булочками и мёдом, он узнал, что Дуся сейчас за границей. - Первоначально поехала в Англию. А потом - не знаю, она не любит докладываться о своих намерениях.... Вы будете её ждать? Добро пожаловать!.... Этот платок у вас в кармане.... в тон плащу?...-
                Александр Александрович прямо сообщил, что платок получил в подарок от тёти (не стал уточнять, что от умирающей, поскольку сам в этом деле ничего не понимал). А приехал он разузнать о Глафире Андревне. -
                - Что?:) От вас она тоже сбежала? Мы с вами не только тёзки, но и товарищи по несчастью. Я собирался жениться на Глафире Андреевне.... И в самый канун свадьбы она сбежала... на родину. Не-при-ят-но....
                - Да. Представьте, вот этот платок у меня попросила,.... и потом пропала.               
                - Графинины подарки надо беречь. В другие руки их передавать не след.
                - Вы что-то знаете об этом платке,....плаще? -
                Александра Дмитрича вопрос не удивил. Он засмеялся, вальяжно раскинулся на стуле.
                - Ну, жа-ра-а-а. И чаёк хорош.- Достал из кармана свой белоснежный батистовый платок и стал им обмахиваться, лукаво поглядывая на Александра Александровича. - Вы меня спрашиваете о своём платке? Вы - уникум! Да, обмахнитесь им, наконец! Жара страшная...- Александр Александрович машинально достал из кармана синий платок, развернул его и обмахнулся. В тот же миг новый знакомец и гостиная пропали. Собственно говоря, пропало всё. Наш герой обнаружил себя висящим в туманной желтоватой пустоте......
                Над ухом прозвучал голос. Насмешливый, похожий на его собственный: "Платок положи в карман. И сообщи пункт назначения." - События последнего времени так повлияли на Александра Александровича, что он потерял способность пугаться или удивляться. Поэтому положил платок в карман, мгновенно облачившись в свой синий плащ, и хладнокровно скомандовал: "К  графине."
 (Продолжение следует).               
               

Скорость времени 5. Дуся.

      ...Итак, он скомандовал: "К графине." - А в ответ:"Назови временные координаты пункта назначения." - "Как это?" - "Число, месяц, полное название года". - Александр Александрович назвал сегодняшнюю дату. В следующий миг он очутился в огромной комнате, напоминающей кабинет или библиотеку. За письменным столом склонилась над какой-то рукописью Евдокия Дмитриевна.
                - Явился, наконец, голубчик! Да ты - тугодум. Видно,- в мать. Чего ещё надо, когда тебе - дураку - платок отдали? Какого рожна желаешь?:)
                - Здравствуйте, тётя. Простите, что побеспокоил. В первую очередь, я Глафиру Андреевну ищу...
                - Ну так ищи! У тебя платок есть! Или всё мало? Что же во вторую очередь?:)
                - Я - человек обыкновенный и к чудесам не привык. Хотелось бы понять...
                - То, что ты зауряден, с пол-взгляда видать. Никаких чудес здесь нет. Чистая наука. По-латински читаешь? Хотя куда-а-а тебе. Шурина золотая голова одна на белом свете.... Да ещё тот немец-профессор...
                - Читаю.... А что прочесть? - Графиня порылась в стопке рукописей на столе, достала пухлую потрёпанную тетрадь. - Вот, на. Там часть на латыни, часть на немецком и кой-чего по-русски. По-русски-то умеешь?:)))  Сядь подальше: вон в то кресло.
                - Кто это написал?
                - Что-то - профессор, остальное - твой отец. И не мешай! Явился на мою голову. -
                Александр Александрович отучился в университете на факультете естественных наук.  Считал себя неглупым человеком. Но только на то, чтобы разобрать первые страницы, у него ушло больше часа. Автор писал, явно, для себя, не рассчитывая на неискушенного читателя. Это была невероятная смесь выкладок по химии, физике, биологии, фонетике, лингвистике, перемежающаяся чертежами странных фигур, химическими рецептами и схемами фонетического разбора слов, написанных на санскрите, старославянском, древнееврейском. В голове у нашего героя образовался кавардак, глаза слипались. -
                - Гляжу, совсем приморился. Хоть что-нибудь понял, голова садовая? Пойдём-ка поедим чего. Время обеденное. Я проголодалась.
                - Спасибо. А потом я ещё почитаю. Можно?
                - Ишь, каков! Может, и не совсем дурак. Коломбов, как ни как.:) Пойдём-пойдём.... Потом вернёмся. Мне и самой ещё поработать надо. - Из кабинета вели две двери. Графиня открыла одну из них, и там оказалась крошечная столовая. Туда им подали очень вкусный и сытный обед. Герой наш обнаружил, что сильно проголодался.... Проснулся он на маленьком диванчике в этой же столовой. Тётка трясла его за плечо. - Хватит дрыхнуть, тут тебе не спальня. Читать-то будешь или уже начитался? - Александр Александрович читал ещё какое-то время и дошел до раздела, озаглавленного: "Человеки и их терафимы; активизация терафима". Тут он и вовсе-было перестал соображать, но увидел в реестре пары: "Глафира - Утюг", "Дуся - Метла", "Евдокия - Платок". Последняя пара была зачёркнута и сверху дописано: "Александр - Платок".... А вот: "Юта - Сеть"- и ещё пары, пары, уже незнакомые. -
                - Тетушка, позвольте спросить, кто такие "человеки"? Почему не написано "люди"?
                - Ну, человеками он назвал людей с искаженным по сравнению со средними людьми течением времени. Например, у Коломбовых внутреннее время сильно ускорено. У твоей любезной Глаши и у меня - ещё другая особенность... Слушай, друг ситный, мне с тобой скучать некогда! Отправляйся к Александру Дмитричу и ему докучай! Кыш отсюда со своим платком! Убирайся! Надоел совсем!
(Продолжение следует).

Скорость времени 6. Гиблое место.

       А что там Глашенька? Вот взяла она в руки синий платок, и на сердце потеплело. Любит... И бояться  больше нечего! Рассмеялась, теперь ей синий платок не страшен! А вот так! - И обмахнулась им. Потом вернула Александру Александровичу. Зачем ей платок? Нужно было лишь доверие. Как хорошо-то... Смутилась и убежала в свою горенку.
              Только всё вдруг изменилось... И Глаша обнаружила себя в туманной желтой пустоте. Сердце так и оборвалось:" Зря доверилась."- Она не боялась пустоты, но в этой сколько ни лети, ничего не меняется. Где земля, где хоть что-нибудь? Где кто-нибудь?! У-тю-у-г!- Не прилетает... Что за гиблое место!.... - И она отчаянно закричала во весь голос. В пустоте отозвалось далёкое эхо.
              Из тумана появился человек. Он был в полосатой арестантской робе, измождён и стар.-
              - Што крычыш? Ты як тут апынулася? - Понятно говорит, но не по-русски.-
              - Я не знаю... Синим платком на себя махнула... Заберите меня отсюда!
              - Кажа нешта бесталковае. Куды з цябе забяру? Я ў турме сяджу.-
              - В тюрьме? А где я?
              - А хто ж яго ведае? Гіблае месца.
              - Я хочу отсюда выбраться поскорее! Хочу домой!
              - Мне прыяцель прынясе запалкі, тады выйдзем. Вады прынясу. А хлеба пачакай, пакуль няма. Мне трэба сыходзіць. Не плач, я вярнуся.-
              Какие-то "запалки"?... Ушел... Но пообещал принести воды. Почему он сказал, что сидит в тюрьме?...
.............................................
              Глаша задремала, проснулась от того, что старик дёргает её за рукав. Он принёс воды в жестяной кружке и кусок чёрного хлеба. - Спасибо! Я так пить хочу!... и есть.
              - Еш на добрае здароўе, і ня крычы больш. Я яшчэ потым прыйду.- Дед приходил несколько раз, всегда приносил воды или хлеба, однажды принёс какую-то несъедобную баланду в гнутой плошке. Глаша чуть попробовали, есть не стала. Он выхлебал всё сам.
              Познакомились. Его звали Барыс (Борис, наверно). В тюрьме сидел по обвинению в убийстве.
              - Но не бойся. Я не убивал. Прибежал на крик. Я всегда на сильный крик бегу.- Так Глаша поняла его слова. А говорил он по-белорусски. Ещё она уразумела, что "запалки" - это спички. И почему-то их надо ждать, чтобы уйти отсюда. Борис толковал, что уйти они могут только через его место. А он в тюрьме покуда. Но идти будет трудно: через болота. Глашенька никаких болот не боялась, только бы выбраться отсюда!
(Продолжение следует).

Скорость времени 7. Терафим.

             Вот выгнала графиня нашего Александра Александровича. Вы думаете, он отправился обратно в её дом расспрашивать управляющего о рукописи? Нет! Нет-нет. Он начал сразу же искать Глашу с помощью платка. Там, в желтой пустоте, назвал её имя и сегодняшнюю дату. Но... ничего не произошло: "В этих координатах объекта нет". - Как это нет? - Он называл и завтрашний день, и на неделю вперёд - ответ один:"Нет объекта." -
               Тогда он назвал ту памятную дату - день, пропахший цветущей сиренью. Вот он стоит в саду, а там, у флигеля, - Глашенька. Подбежал, задыхаясь от счастья.
- Глафира Андревна! Как же я рад вас видеть!
- Вы принесли мне платок?
- Я не могу вам его отдать...  Это принесёт нам всем много горя... - Глашины удивительные глаза потемнели. - Нет, так нет. - И убежала в свою горенку. Александр Александрович тотчас же постучался и вошел вслед за ней. Но Глаши в комнате не было.... Пропала....
               И вот он уже трясёт за плечи красавца управляющего. Как безумный твердит беспорядочно обо всех своих неудачах. - Я понял, голубчик. Вы её не нашли... Успокойтесь... Вот, выпейте рюмочку... Сейчас мы вас покормим,... поспите, утро вечера мудренее. Ничего-о-о-о... Всё образуется!- Только бедный Александр Александрович не мог ни есть, ни спать. - Я не дал ей платок там, в мае. Почему же она пропала?! - Ну-у-у... Это совсем просто понять. Вы ведь искали её при помощи платка-плаща. А он активизирован для вас как терафим именно поступком Глаши. Это ведь она первая махнула синим платком и отдала его вам?.... И после этого он начал быть плащом?.... Кольцо замкнулось. Пока вы ищете Глафиру Андревну при помощи платка, и он работает, событие не изменить. Есть следствие - не может исчезнуть причина. Ну-ну-у... Не огорчайтесь! Что-то придумаете.... Но не сейчас. Спа-а-а-ть! - И, как ни странно, после рюмочки наш герой уснул.
               А утром вновь начал терзать Александра Дмитрича. Машинально поглощая великолепный завтрак, твердил о своём. - Что такое терафим? Откуда он? Что значит "активизировать"? - Но вы же читали!..... Ну, ладно. Вы как человек имеете некоторую часть своего существа в межвременьи. Это не рука или нога, конечно, но - орган. Его можно оформить, дав ему физическую оболочку и признав его своей частью. Иногда это делает сам владелец, иногда кто-то другой. А чтобы его активизировать, надо суметь начать им пользоваться. Это - ваше продолжение. Ваш помощник, друг.
               - Почему графиня сказала, что они с Глашенькой похожи?
               - А-а-а... Это.... В некоторых человеках время течёт очень неоднородно: то стремительно, то почти останавливаясь, то образуя вихри. Внешне это проявляется в нарушении таким человеком каких-то законов пространства. Например, человек может уметь летать или становиться невидим, или легко проходит через непроходимые преграды... Да мало ли! Этими особенностями они и похожи.
               - Ведьмы что-ли??
               - Ну, друг мой! Это - обывательский подход. Кстати, такие человеки заметнее. Их часто уничтожает общество... Инквизиция.... Нарушителей законов всегда пытаются покарать... О-о-о-о... Да вы будто испугались! И сами-то непросты, раз имеете терафим.:))
               - А у вас какой терафим?
               - Вот это вас совершенно не касается.... Ну ладно, ладно.:). Я сам - терафим. Дусин терафим... Да, не бледнейте так.
(Продолжение следует.)

Скорость времени 8. Спичечник.

             Наутро после  такого разговора Александр Александрович отправился домой: в настоящее время; в свою усадьбу. Там рассказал, как сумел, фельдшеру, что не нашел Глашеньку. Тосковал. То искал её в будущем и не находил. То отправлялся в прошлое и там разговаривал с Глашей, выспрашивал, рассказывал о себе и синем платке. Глаша слушала недоверчиво, потом постепенно смягчилась. Пожаловалась Александру Александровичу на то, как графини мучили её при помощи этого платка и метлы. Пыталась познакомить его с Утюгом, но Утюг помалкивал как железный.:) А потом наедине упрекал свою хозяйку за доверчивость.  Глашино сердечко оттаяло. Только это ничего не меняло. Всё равно всё кончалось в майский сиреневый вечер: Глашенька исчезала.
              Тогда наш герой опять отправился к графине. Теперь - с упрёками и тайной надеждой на какую-нибудь помощь. Дуся была дома в Странном Саду. И Александр Александрович оказался на зелёной лужайке в окружении цветущих ароматных кустов и деревьев. Тётка молча его выслушала, а потом показала на огненную сеть над садом.
              - Это защитная сеть, она сделана Ютой. Считается, что из неё никто не может ускользнуть ни в пространстве, ни во времени. А твоя Глашенька порвала её дважды, просто слёту. И не приметила. Как её было остановить,  дурёху, как ей помочь? Попробовали - метёлкой. Так она и её сломала. Два терафима зараз попортила..... И дубликат. (Евдокия без защитной сети пропала совсем.) Послали личный терафим, который не так легко сломать: Топор. Ну, она трансформировала его в Утюг и взяла с собой. Всё-таки ей защита. Юта хотела забрать дочку к себе, но такую попробуй забери!
              - Что же делать?
              - Поговори с Утюгом.
              - Не отвечает!
              - Это очень странно.... Не умерла ли она?....
              - Что вы такое говорите!!
              - Ну, если жива, то сетью можно найти, только забрать, без её на то желания, не получится.Понимаешь?... Но, если ты её в будущем не находишь.... Ладно - киснуть! Может, у неё время дискретно: сейчас разрыв, а дальше она опять есть. Такое бывает.... Разве что Спичечника спросить?....
              - Кто этот Спичечник?
              - Не знаю. Он в межвременьи живёт. Это только голос. Ну, и Спички у него.
              - Что за спички?
              - Они останавливают настоящий момент для для всех, кроме держащего зажженную спичку.
              - Это его терафим?
              - Как бы и нет.... Он даёт спички на пользование каждому, кому они очень нужны. Как он говорит: "кому приспичило". Потом забирает.... Но - терафим, конечно.
              - Вы его видели, тётушка?
              - Ты дурак, что-ли?! Его же нет! Один голос. А спички у него брала на подержание... Было....
              - И как его найти?
              -.... Найдёшь,... когда приспичит:)
(Окончание следует).


Скорость времени. Эпилог.

                Однажды Барыс принёс хлеба и сразу спросил:"У тебя карман есть?" - "Есть..."- удивилась вопросу Глаша.
              - Я спички принёс. Ешь и слушай внимательно. Постарайся всё сделать правильно, иначе - беда.
              - Я слушаю-слушаю! - обрадовалась Глаша.
              - Назад тебе дороги нет. Там, откуда пришла, ты умерла. Будешь жить тут, куда я тебя смогу вывести. Согласна?
              - Заберите меня отсюда скорее!
              - Доедай... Сегодня к воротам подойдёт хороший человек с воли. Он гончар. Бобыль. Будет тебя ждать и поможет всем, чем сможет.
              - А как я выйду?
              - Вот и слушай. Зажжешь спичку, когда скажу, и возьмёшь меня за руку. Камера и ворота будут открыты: на работу нам пора. Я провожу тебя немного.
              - А как же?....
              - Пока спичка горит, всё неподвижно. И я застыну, как только ты меня отпустишь. Так что спичку не затуши до поры. Выйдешь. Там вдалеке у дороги будет стоять гончар с крынкой молока. Иди к нему. Как подойдёшь, задуй спичку, огарок положи в коробок, а коробок - в карман. Повтори, как надо сделать!- Глаша повторила. - Ты потом, когда задуешь спичку, быстро всё про себя забудешь. Заново родилась. Ну...., зажигай и бери меня за руку.
------------------------------
              Мы с вами знаем, в какой момент Утюг ожил. Он поднялся со стола и нашел Александра Александровича в саду. - Хозяин, Глашенька ожила! Не знаю, где она (не зовёт). Я полетел её искать! - И взмыл в небо.
              Александр Александрович взмахнул синим платком и закричал, что стало силы: "Спичечник!!"- Где-то в пустоте отозвалось эхо, а потом прозвучал слегка насмешливый голос:
              - Ну, кому тут приспичило?
              - Мне!
              - Ладно, бери спички.
              - Нет. Не спички нужны, а твой ответ. Где моя Глашенька? Как её найти? Утюг сказал - она жива.
              - Жива. Но не здесь, а через сто пятьдесят лет. Сюда ей вернуться нельзя. Здесь - умерла.
              - Откуда ты знаешь?!
              - Спички для неё давал Барису, Идущему на крик.
              - ..... Значит мне туда надо.
              - Быстрый какой... Люди столько не живут.... Правда, твой случай особый. Здесь в пустоте да в твоём плаще... Внешнее время ускоряется. Может и доживёшь, если не передумаешь....
              - Ма! Иди есть, всё готово!....
              - А ты откуда этого Александра Александровича знаешь?
              - Так... По городу.... Он здоровается, спрашивает о тебе. Говорит, - давний знакомый. А что?
              - Как, говоришь, его зовут?
              - Александр Александрович Коломбов. Конечно, вы знакомы. Это ведь он тебя узнал в сквере и привёз в больницу..... Будто обижается, что ты его не узнаёшь.:) Странный....
              - Чем странный?
              - Говорит: "Я давний друг Глафиры Андревны. У меня от неё наследство - старинный утюг."- Рассудок ничего не подсказал нашей героине. Но сердце ударило в груди и забилось часто-часто....

КОНЕЦ.

ОГЛАВЛЕНИЕ.
Глава 1. Спички.

Пролог.
1. Рынок.
2. Троллейбус.
3. Окарина.
4. Коломбо.
5. Барселона!
6. Сюрпрайз...
Эпилог.

Глава 2. Странный Сад.

Пролог.
1. Ловушка.
2. Сад.
3. Утюг.
4. Флигель.
5. Платок.
6. Попробуйте.
Эпилог.

Глава 3. Скорость времени.

Пролог.
1. Ют.
2. Дубликаты.
3. Вуаля.
4. Тёзка.
5. Дуся.
6. Гиблое место.
7. Терафим.
8. Спичечник.
Эпилог.