Зеркало Аделины

Валерия Карих
В одном королевстве, в прекрасном замке жила была одна красавица королевна. Звали её Аделина. И была она надменной и высокомерной гордячкой. Её родители давно умерли, и ей приходилось самой управлять королевством и своими подданными.

Но если покойных короля и королеву, народ вспоминал добрым словом, то  королевну Аделину – люди недолюбливали. Она мало заботилась о своих подданных. И её сердце никогда не вздрагивало от жалости при виде голодного оборванца. Никогда не подавала она и милостыни нищим старикам или голодным детям, стоящим возле костела или городской ратуши, презирая за бедность. 

А когда ей не нравилось что-то в поведении придворного, она могла запросто приказать бросить его в тюрьму или ещё ужасней – отрубить голову.  Может, и была на то веская причина, чтобы бросить провинившегося человека в тюрьму? Неизвестно. Но со стороны такой поступок королевны казался очень жестоким.

Вот пришло время гордячке королевне, выходить замуж. Но принцы и королевичи объезжали её замок стороной, прослышав про её надменный и высокомерный нрав. Королевна от этого страдала, но вида не показывала, лишь становилась злей, надменней и жестче к своим подданным.

 Однажды проезжала она в золотой карете по городской площади. Впереди, на лошадях важно гарцевали стражники и разгоняли толпу.

–Эй, посторонись! – грубо крикнул один из них и толкнул копьем проходившую мимо горбатую старуху – старьевщицу в ослиной шкуре и деревянных башмаках. Та упала в лужу, а вместе с ней упал её мешок. Все безделушки, которые старьевщица насобирала за день – рассыпались. Жалобно запричитав, она бросилась их подбирать.

Увидев, как неуклюже ползает по земле старая старьевщица, королевна Аделина наморщила нос и презрительно сказала:
–Фи! До чего ужасная и грязная старуха. На неё противно смотреть.
–Фи! Вы правы, ваше высочество. Очень противно, – повторили глупые фрейлины и тоже наморщили носы. И карета с королевной и фрейлинами тронулась дальше.

А старьевщица,  услышав такие слова, погрозила ей вслед:
–Ах! Вот как! Ну, погоди, Аделина. Я тебя ещё проучу,– после чего взвалив на горб мешок с хламом, она отправилась восвояси.

Через день в дворцовые ворота постучались. Стражник отворил и увидел старую старьевщицу.
– Сделай милость, солдат, сходи к нашей королевне и доложи, что я принесла ей чудесный подарок, – сказала она.

Стражник исполнил её просьбу.
« Интересно, какой подарок принесла мне старьевщица?» – подумала Аделина. Но любопытство пересилило высокомерие, и она приказала привести старуху к себе в спальню.

–Чего тебе? – надменно спросила она, когда та вошла, – если ты принесла мне какой-нибудь пустяк, я прикажу вытолкать тебя за дверь и больше не пускать в город.

– Здравствуй, королевна, – вежливо ответила старьевщица и добавила, – я принесла тебе одно чудесное зеркало. Надеюсь, оно тебе понравится. Ведь оно может исполнить любое желание, – с этими словами она протянула Аделине самое обыкновенное круглое зеркальце.

– Не вижу в нем ничего чудесного? Самое обычное, – сказала королевна Аделина, вертя зеркало так и этак.

–А ты посмотрись в него, – предложила старьевщица. 

Королевна так и поступила. Но как только она взглянула на свое отражение, как в тот же миг лицо её сделалось старым и морщинистым, волосы поседели, а на спине вырос огромный безобразный горб, точь-в точь, как у старой старьевщицы.  Вскрикнув от ужаса, Аделина со злостью швырнула зеркало на пол, и оно разбилось на мелкие осколки

Гневно посмотрела она на старуху и вскрикнула. Перед ней стояла она сама – прекрасная королевна Аделина.

Конечно же, это была старуха – старьевщица, которая приняла её облик. А она сама превратилась в горбатую старуху – старьевщицу в ослиной шкуре и деревянных башмаках.

Вот какое случилось несчастье!

–Зря ты разбила мое зеркало, – усмехнулась старьевщица, – я только хотела тебя немножко проучить и показать, как дурно насмехаться над чужой бедой и несчастьями.  А ты со злостью уронила зеркало на пол и даже хотела вызвать стражу, чтобы мне отрубили голову. Значит, так тому и быть. Зеркало, ведь не склеишь. Теперь, чтобы вернуть прежний облик, тебе придется истоптать не одну пару деревянных башмаки и избавиться от горба.
 
– О чем ты говоришь, противная старуха? – гневно вскричала Аделина, – сейчас я позову стражников, тебя посадят в тюрьму, а на рассвете отрубят голову, – и она громко позвонила в колокольчик.

– Зря стараешься. Стражники не узнают тебя, –  ответила старьевщица, – а пока они не пришли, лучше послушай, что я скажу. Чем больше хороших и добрых дел ты совершишь, тем быстрей избавишься от горба на спине. На блошином рынке есть улица ремесленников, там ты найдешь такое же зеркало, как то, которое только что разбила. Принеси его мне, и я верну тебе утерянный облик.

И только она успела это произнести, как вбежали два стражника и почтительно ей поклонились.

–Что прикажете, ваше высочество? – хором спросили они, обращаясь к лже-королевне.

–Это же я ваша королевна, глупцы! Посмотрите на меня! Неужели, меня так трудно узнать?  – в отчаянии вскричала Аделина и бросилась к ним.

Но видать, её и впрямь, было трудно узнать, потому что стражники, не дожидаясь приказа, подскочили к ней и вытолкали за дверь. Потом они проводили её тумаками за ворота, и заперли их на засов.

Горько плача, побрела королевна Аделина по улице. Она никак не могла приноровиться к своим деревянным башмакам и часто спотыкалась, потому что они оказались слишком тяжелы для её маленьких ног. К тому же, ей мешал безобразный горб на спине, который тянул её согнуться ещё больше.

Королевна Аделина вспомнила и пожалела старую старьевщицу, подумав, до чего видно, тяжело было ходить той по свету с таким огромным горбом. И как только она об этом подумала, как горб её уменьшился на четверть. Обрадовалась королевна. Поняла она, что имела в виду старуха старьевщица, когда говорила, что если совершать добрые дела и жалеть несчастных и обездоленных людей, то и её собственные невзгоды уменьшатся.

Вот пошла она по белому свету.  Много деревянных башмаков истоптала, да только нигде не могла отыскать зеркало, похожее на то, что разбилось.

И вот однажды очутилась королевна Аделина в одном городе. Встала возле входа на базар и стала просить милостыню. Ох, и долго же ей пришлось так стоять! Богачи с гримасой отвращения отворачивались от неё или делали вид, что не замечают ужасной горбатой старухи в ослиной шкуре. А уж монетку-то, и подавно, никто из них ей не подал.

Вспомнила тогда Аделина про нищих, мимо которых всегда равнодушно проезжала в своей золоченой карете. Вспомнила  и пожалела. И почувствовала, что горб уменьшился. За весь день ей удалось собрать несколько монет, которых едва хватало на скудный ужин.

Наступил вечер. С базара расходились и разъезжались на телегах торговцы и покупатели. Последним с базара вышел мальчуган, который тихо плакал, утирая слезы грязной ладошкой.

–Отчего ты плачешь, малыш? – спросила его королевна Аделина.

Тот вздрогнул от страха. Это и немудрено. Ведь Аделина, одетая в ослиную шкуру, на вид была очень безобразная.

–Я есть хочу, – ответил мальчуган.
–Где же твои мама и папа? – сочувственно спросила Аделина.
–Они умерли, – сказал тот и грустно поник головой.
–А как тебя звать?
–Миколаш, – ответил мальчик и доверчиво посмотрел на неё.
–Пойдем со мной, мальчуган. И я накормлю тебя, – предложила Аделина.

Стуча деревянными башмаками, она направилась в сторону расположенного неподалеку трактира. И голодный маленький оборвыш поспешил следом за ней.

Когда они сели за стол, Аделина отдала ему свой ужин. И как только она это сделала, как почувствовала, что  спина её выпрямилась. Безобразный горб исчез без следа.

Когда Миколаш поел, она спросила его:
– Наверняка, ты знаешь названия всех улиц и площадей в своем городе. Не слышал ли ты про улицу ремесленников?
–Слышал, – ответил Миколаш, – я живу неподалеку.
–Проводи меня туда, – попросила Аделина.

Миколаш привел её в свою жалкую лачугу и дал тюфяк, набитый соломой.

Перед сном Аделина рассказала Миколашу много сказок. Мальчуган был счастлив, ведь ему давно их никто не рассказывал. Рассказала Аделина и о том, что с ней приключилось. Но Миколаш не поверил ей. Но чтобы не обидеть, промолчал.

Как только рассвело, Аделина поспешила на улицу ремесленников, искать зеркало. Она обошла все мастерские и дома, и вновь её постигла неудача.

Вернувшись, она грустно рассказала мальчику о своей беде. То сердце, которое хотя бы однажды страдало, всегда охотней откликается на чужую беду и слезы. А у Миколаша было благородное сердце. Без страха обвил он ручонками шею безобразной старухи - старьевщицы и застенчиво прошептал:

–Не плачь. У меня есть одно зеркало. Я его очень люблю, потому что оно досталось мне от покойной матушки. Возьми его себе. Быть может, оно похоже на то, которое ты ищешь? – и добрый мальчуган подал Аделине простой деревянный ларец. Аделина открыла крышку и обнаружила внутри маленькое круглое зеркало, точь – в – точь похожее на разбитое.

Ох, и обрадовалась же она: расцеловала Миколаша в обе щечки и велела собираться в дорогу, пообещав, что теперь-то он будет жить во дворце, как её сынок, а не в маленькой жалкой лачуге.

Вернулась королевна Аделина с мальчуганом в свое королевство и постучалась в дворцовые ворота. Не успели стражники их распахнуть, как в тот же миг из замка пропала старуха - старьевщица. А стоящая перед стражниками безобразная старуха превратилась в красавицу королевну.

Чуть не онемел от изумления маленький Миколаш, когда увидел перед собой красавицу королевну. Улыбнувшись, она взяла его за руку и как сыночка, привела в свой замок.

С той поры никто из подданных не мог сказать про королевну Аделину ничего плохого.

Так-то вот зеркало старухи- старьевщицы помогло гордячке королевне стать доброй. А маленькому Миколаш обрести кров и вторую мать.