Пророк или просто неравнодушный человек

Анатолий Шнаревич
     Проезжая утром на работу по одной из магистральных улиц Алма-Аты вспоминаю, что завтра начинается очередной рабочий визит Ельцина в Казахстан. В связи с этим, по просьбе его службы охраны в наш Центр информационных систем поступило задание – распечатать из информационной базы данных список всех проживающих и временно зарегистрированных в Алма-Ате чеченцев. Нужно будет с  утра проверить выполнение этого задания, машинально подумал я. Потом моё внимание отвлекла запись, исполненная на бетонной стене чёрной краской и большими буквами: «Ельцин – иуда». Ну что же, русскоязычные граждане суверенного Казахстана приветствуют высокого гостя, отметил я. Но, возможно, я ошибаюсь, далее размышлял  я. «Знаешь – говорил мне недавно один из знакомых – хотя я и казах, но раньше у меня было какое-то чувство принадлежности к великой стране. Сейчас этого чувства уже нет».

     Список чеченцев оказался довольно внушительным и представлял собой толстую пачку распечатанных на принтере листов. Он, очевидно, состоял из имён репрессированных в сороковые годы чеченцев или их прямых потомков, оставшихся в Казахстане после объявленной реабилитации, а также беженцев, решивших переждать в Казахстане лихолетье войны, а, возможно, и скрывающихся от российских властей. Большинство из них имели родственников или знакомых в Алма-Ате и не страдали так, как страдали беженцы от другой гражданской войны уже в суверенном Таджикистане.
 
     Таджики в большей своей части не имели родственников и знакомых в Казахстане. Кроме того, это явление не было столь массовым, чтобы побуждать правительство Казахстана к организации их расселения и гуманитарной помощи. Поэтому они были предоставлены сами себе и мыкались в поисках ночлега и пропитания. Кроме того, местное население, погруженное в преодоление тягот внезапно свалившегося на него счастья – быть гражданами суверенного Казахстана – не имело достаточных возможностей, чтобы оказывать более существенное влияние на смягчение их мытарств. Часто можно было увидеть таджиков бродящими по квартирам в надежде получить от кого-нибудь какую-нибудь пищу, одежонку или обувку для себя или детей. Находящиеся с ними детишки были, по большей части, неумытые, одетые в грязноватую одежонку и вызывали жалость у большинства людей. Оторванные от своих привычных условий, отрешённо смотрели они своими чёрными, как угольки, глазёнками  на этот непонятный и, мне кажется, в их восприятии враждебный им мир.

     Много ещё страданий и крови можно было увидеть на бывших просторах великой когда-то страны после её развала.

     В связи с предстоящим визитом Ельцина, мне вспомнился один эпизод, связанный с его именем, и с незнакомым мне молодым человеком, которого можно было бы назвать пророком, если не знать, что продемонстрированную им в этом эпизоде мысль разделяли тогда многие наблюдательные и неравнодушные люди. Этот эпизод я наблюдал в 1989 году в центре Москвы,  находясь в очередной командировке. Проходя по своим каким-то делам, замечаю какую-то толпу людей, растянувшуюся вдоль какой-то никак не обозначенной линии. Не преодолев своего любопытства – подошёл  ближе.

      Оказалось, что из гостиницы «Россия» после обеденного отдыха подтягиваются поодиночке и группками депутаты проходящей сессии Верховного Совета РСФСР. Собравшиеся здесь люди, по всей видимости, кем-то организованы, так как некоторые из них держали в руках какие-то плакаты. На плакатах и выкриками присутствующих, провозглашались приветствия, наказы и пожелания депутатам. В числе прочих я услышал приветствия в честь то ли уже принятой, то ли готовившейся к принятию декларации о суверенитете России. Суверенитет – это хорошо, суверенитет – это независимость, мрачно подумал я. Знать бы ещё: от кого и зачем. Но больше всего провозглашались приветствия и здравицы в честь депутата Ельцина Б. Н.  Оказалось, что на послеобеденном заседании состоятся выборы Председателя Верховного Совета РСФСР. Фаворитом из всех кандидатов на выборах уже прочно обозначился Борис Николаевич. Рядом с собой я услышал голос женщины, с неподдельным чувством говорившей: «Не будет Бориса Николаевича – не будет России». Я оглянулся и с интересом посмотрел на сказавшую это женщину. К моему удивлению, выглядела она, также как рядом стоящая и слушавшая её женщина, вполне адекватно.

     А напротив всех, лицом к проходящим депутатам, стоял одинокий паренёк с листом ватмана, на котором тушью было написано: «Товарищи депутаты! Не выбирайте Ельцина. Он развалит страну».