Париж - три скульптуры о любви

Борис Готман
   Boris S. Gotman, Ph.D

   Путешествия в "ранге" пенсионера требуют увязывать неограниченное любопытство
со скромной экономикой.

   Поэтому в Париже мы приобрели так называемую "музейную карточку" на два дня. Она позволяет посетить столько музеев, сколько успеешь за эти два дня.

   За какие - "за эти два дня" - зависит от путешественника. 

   Карточка продаётся без указания даты. Но как только вписываешь её – время пошло. Два дня – один за другим. День сегодня, а день - послезавтра - уже не проходит.

   В общем, эта прелюдия должна объяснить, почему качество фотографий на коллаже ниже, чем хотелось бы. Аккумуляторы фотоаппарата сели уже в "Доме Инвалидов", поэтому в музее Родена и в музее Орсэ пришлось снимать на телефон.

   Думаю, история любви двух талантливых скульпторов – Огюста Родена и Камиллы  Клодель читателю известна.

   В двадцать (по другим источникам – в девятнадцать) лет талантливую красавицу представили сорокалетнему Родену, и она стала его ученицей, затем помощницей и музой.

   У Родена была, как теперь говорят, гражданская жена. Как обычно в таких ситуациях, постепенно молодой возлюбленной надоедает быть только любовницей. Но оставить не очень здоровую жену Роден не хотел.

   Кроме того, а, может быть, главным, была профессиональная ревность молодой талантливой и амбициозной женщины – ведь она  выполняла многие важные элементы скульптур.  А Роден, как правило, подписывал работы один.

   На моём коллаже видны этапы их любви.

   В нижнем правом углу знаменитая скульптура Родена "Поцелуй" – это начало любви (снимок в музее Родена).

   Мне кажется, что отношения двух любовников здесь неравноценны - она со страстью  молодости полностью отдалась порыву, он, куда более искушенный, несколько отстранённо милостиво позволяет ей любить себя. Но это ещё может измениться, если она сумеет стать для него Галатеей.

   Моё мнение не бесспорно, по этой скульптуре нельзя однозначно судить о подлинных отношениях Родена и Камиллы. И вот почему.

   Скульптура  «Поцелуй» первоначально носила название «Франческа да Римини», в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII века, чьё имя обессмертила Божественная комедия Данте (Круг второй, Пятая песнь). Дама полюбила младшего брата своего мужа Джованни Малатеста, Паоло. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил её муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в левой руке книгу. Но на самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха.

   Переименование скульптуры в более отвлечённое — "Поцелуй" ("Le Baiser") — было сделано критиками, впервые увидевшими её в 1887 году.
 
   Рядом с "Поцелуем" – скульптура Камиллы "Бронзовый вальс" – в нервных движениях и линиях тел предчувствие скорого разрыва (снимок на втором этаже  музея Родена). Мне кажется, в своей работе Камилла пыталась увидеть Родена именно Пигмалионом.

   И, наконец, вверху в центре – скульптура Камиллы "Зрелый возраст" – старая жена уводит возлюбленного, у которого не хватает решимости и сил (или желания)внять мольбам молодой любовницы, так и не ставшей для него Галатеей (снимок в музее Орсэ).

   Между "Поцелуем" и "Бронзовым вальсом" – бюст Родена работы Камиллы Клодель.

   В нижнем левом углу скульптура "Врата Ада", над которой Роден и Клодель работали вместе. Как и над многими скульптурами, принесшими Родену настоящую славу.

   Вверху слева – молодая Камилла Клодель - снимок из интернета. Справа вверху – музей Родена.

   Об их любви и о  личной трагедии Камиллы написано много книг и статей, сняты художественные кинофильмы. И, конечно, много можно найти в интернете.