Две Звезды, две судьбы

Симион Волков
эссе
=======
С годами человек, который задумывается о пережитом, об увиденном и услышаном, становиться как бы философом. А когда бег его лет приблизился к знаковому семидесятому кругу, он становится ещё и ясно видящим. Но в отличии от тех, кто "видит" будущее, ясно ему становиться прошлое. Которое часто не менее интересно и запутанно, чем будущее.

Годы мои двигаются к зениту, причём чем дальше, тем заметно быстрее.  Что же это значит? Наверное то, что я уже могу себе позволить вспомнить мои годы молодые. Они прошли в советский период, в очень интересное время. И люди, жившие в это время, тоже были очень интересные. И пусть себе скептики зудят о недостатках, имевших место быть в стране много лет назад. Если я бы захотел перечислить "недостатки" сегодняшнего бытия, места бы не хватило. Ну, да ладно о плохом, я хочу вспомнить о хорошем.

На этих днях я случайно узнал, что одному из культовых певцов нашего советского времени - Муслиму Магомаеву исполнилось бы 72 года. Всего 72 года, потому что на российской эстраде есть и сегодня певцы ровестники М.Магомаева и даже певцы постарше. Но такого изумительного исполнения советских хитов и такого феноменального успеха, какой был у него, они никогда не достигали.

Большим откровением для меня были и воспоминания жены-красавицы культового певца Муслима Магомаева. Те факты из его жизни о которых она спокойно и подробно рассказала с голубого экрана несколько лет назад на праздновании юбилея певца в Кремлёвском Дворце, бывшему советскому человеку, были интересным откровением.

В телеинтервью российскому телевидению, которое я смотрел, сам Муслим очень доброжелательно и с юмором рассказывал, что его любил, как сына, и поддерживал руководитель Азербайджана Гейдар Алиев. Любые желания Муслима, когда он бывал на родине, в Баку, тут же исполнялись. А если с ним случались какие-то казузы - они тоже прощались. И  в Кремле ни один концерт, посвящённый чему-то важному не проводился без участия М.Магомаева. Л.И.Брежнев без своего любимого певца и его знаменитой "Свадьбы" концерт не разрешал.

Очень удивила меня и преданность старого бакинского друга М.Магомаева и его рассказы о талантливом друге. Если добавить, что лучший друг Муслима - подрядчик российского правительства, американский миллиардер азербайджанского происхождения, то портрет героя засверкает ещё ярче.

Ещё я должен сказать, что мне очень понравился Муслим в телевизионной передаче о нём, где он рассказывал о своей жизни и об интересных моментах в ней. Рассказывал просто, с улыбкой уникальные факты своей удивительной, к сожалению короткой, жизни. Я запомнил, как он рассказал про своё выступление в гостях у кого-то из друзей. После вечера ему принесли толстую пачку денег за выступление. Но Муслим отказался от них, сказав, что у друзей он денег не берёт.

Мне часто вспоминаются судьбы, прожитые годы, сыгранные роли  и спетые песни двух советских парней. Легенд советского кино, театра и эстрады времён моей молодости. Муслим Магомаев и Владимир Высоцкий были долгие годы на самых верхних строчках нашего советского рейтинга. Тогда, правда, так не говорили, называли это популярносью.

Но имена этих артистов с большой буквы были всегда на слуху в обществе.   Наблюдения мои далеко не академические и на коньюнктуру не расчитанные. Написано, как и всё остальное, с душой и премии я не ожидаю, пишу не для этого. Пока, во всяком случае, а там кто его знает......

Это и не историческое исследование биографа. Только то, что я когда-то читал или видел в фильмах про моих героев, передаю в своём понимании и никаких ссылок не даю. Я вообще противник академизма в писательстве.

Две ярчайшие звезды нашего времени, судьбы которых в чём-то похожи, а их жизни были совершенно различными. У замечательного популярного актёра театра и любимца кинозрителей Владимир Высоцкого при его жизни не было официальных званий и наград. Ему их дали, но к нашему сожалению, посмертно. То, что он ещё был и исполнитель своих же песен, очень оригинальных, самобытных и политических мы тоже знали, но это было не официально.

Пообщавшись с исследователями жизни и творчества В.Высоцкого я узнал, что  концерты, на которых он пел песни на свою музыки и свои стихи, были нелегальными, ночными. И назывались "ночники".  Попасть на них было практически невозможно и билеты стоили дороже, чем в любовой московский театр.Почему именно они мне больше других запомнились, сейчас попробую рассказать.

Всё, что я пишу, это я видел и слышал сам по телевизору или читал в открытой прессе. Никаких особых исследований я не провожу,  я слушатель - любитель, не более того, но не копатель.

Ну а поскольку я давно являюсь дедом, то и песни люблю по-прежнему те же, которые любил в молодые советские годы.

С песни всеобщего любимца женщин нашей поры, М.Магомаева, начинался наш обычный трудовой день на метизно-металлургическом заводе. Я трудился в электроцехе и у нас была радиотрансляция по всем участкам. Прошло очень много лет, многое стёрлось из памяти. Но разве можно забыть, как поднималось у меня настроение, когда разбирая залитый мазутом и толстым слоем металлической пыли эктродвигатель, вдруг слышишь замечательные слова:"Вот проснулись здания, прочь уходит тень. Здравствуй воскресение, здравствуй светлый день!"

Ведь до того, как занятся разборкой электромотора, я полтора часа добирался до работы. Сначала в холоднющем трамвае час, а потом на ледяном ветру ещё полчаса пешком по грязному снегу или, ещё хуже, по раскисшей осенне-весенней грязной дороге.

И хотя за окном была осенняя распутица или уральская зима, слушая весёлую песню Муслима Магомаева, как-то делалось внутри светлее и теплее. 

Песни Высоцкого я впервые услышал в конце 60-х годов. Они меня, простого советского парня, электромонтёра, просто поразили. Поразили всем - словами и исполнением хриплым басом под гитару. Записи у старшего брата были неважные, их было мало, да и магнитофоны были ниже всякой критики. Надо сказать, что и таких позорных, свободно нельзя было купить. А что в 60-х их бытовой техники можно было купить?

Интересно, что было общее у меня с обоими певцами - это рабочее утро. Если на метизном заводе мой день начинался песней М.Магомаева, то в стоматологической поликлинике, где я трудился врачом после медучилища, утро начиналось песней В.Высоцкого "Утренняя гимнастика - вздох глубокий, руки шире, не дышите, три-четыре!"

Мой шеф,  главный врач поликлиники Анатолий Михайлович был большим любителем ВВысоцкого. И болезнь его поразила та же самая, которая погубила Владимира Семёновича.

Он не пропускал ни одного фильма с его участием. И когда он узнал, что у моего свердловского друга есть большое количество записей ВВ хорошего качества и большой, хороший, по тем временам, магнитофон, он упросил меня записать ему песни ВВ. Как мы записывали и сколько при этом было выпито пива и всего другого, отдельный разговор. Но я хочу вспомнить не только это.

В запомнившемся мне последнем телеинтервью Муслим рассказывал, как его любил и поддерживал главный человек в Азербайджане Гейдар Алиев. Любые желания Муслима тут же исполнялись. И  в Кремле ни один концерт для Л.И.Брежнева не проводили без любимца Леонида Ильича -М.Магомаева. Когда он начал встречаться со свой  будущей женой Тамарой, которая тогдабыла ещё замужем, он не услышал слов осуждения ни от своего покровителя, ни от дирекции Большого театра.

За прожитые четверть века в Израиле понемногу я привык к религиозным ортодоксам - лям верующим, одетых в свою униформу, обязательно с бородой, в чёрном пальто и  в шляпе. Однажды я совершенно случайно увидел  на Ю-Тубе  традиционно одетого во всё чёрное, с бородой и с чёрной шапочкой на голове, известного в Израиле раввина. Он читал лекцию по иудаизму, во время чтения которой он вдруг, неожиданно для меня, сказал аудитории:"А сейчас мы поговорим об одном великом человеке и поэте, у которого я многому научился. Это Владимир Семёнович Высоцкий" и  я был приятно поражён.

В жизни Владимира Высоцкого была картина несколько другая - ему приходилось самому пробиваться и на сцене и в кино и по жизни. Но я вот часто думаю - а что, если  бы ВВ всё доставалось в жизни легко, как Муслиму? Написал ли он тогда свои песни-баллады, сыграл бы он те роли, которые вошли в сокровищницу мировой культуры?

В одной из редких записей на плёнку Владимир Семёнович говорил с горечью: "Мне никто не разрешает и никто не запрещает, я официально не признан ни поэтом, ни композитором. Союз писателей СССР не признаёт меня поэтом. Союз композиторов СССР тоже не хочет принять меня в свои ряды. Вот поэтому я выступаю со своими песнями срзу, как только их напишу перед огромной аудиторией. Для меня главный цензор - это моя совесть и мои близкие друзья", конец цитаты.

И другой вопрос - как бы пел и где, уважаемый мной М.Магомаев, столкнись он с трудностями, которыми была усеяна творческая дорога ВВысоцкого. На эти вопросы я никогда не получу ответов, да они и не нужны. У каждого в искусстве и в самой жизни свой путь, каждому горит там, где-то далеко-далеко, его звезда. Кстати, я помню, что в честь Владимира Семёновича Высоцкого была названа и зарегестрирована астрономами новая звезда на нашем небосклоне. 

Как у многих гениальных людей оба Артиста презирали смерть. Оба были в последние годы тяжело больны, но до последнего дня свою жизнь они отдали любимому творчеству. Так они решили и не нам их судить.

Я очень горд, что мне посчастливилось в жизни и я принадлежу в тому же поколению, 30-40-х годов, в котором жили пели  и продолжают петь по сей день два замечательных певца, два великих Человека - Муслим Магомаев  и Владимир Высоцкий

2014год.август
 Для издателей, инвесторов, литагентов и друзей:semen_v47@yahoo.com; Skype:semen-volkov