Прогулки по родному городуIV

Зиновий Бекман
Прогулки по родному городу IV Продолжение
      ( Из цикла "Улицы и дома помнят")

                6

    Крымский академический русский драматический театр им. М.Горького является, пожалуй, самой  значительной достопримечательностью не только улицы Пушкинской, но и города Симферополя. Его современный театральный комплекс – предмет гордости  симферопольских любителей театра. Я не оговорился, называя театр комплексом. Когда в 1995 году, после 15 лет реставрационных работ,  в обновленном здании открывался новый театральный сезон, я видел, как присутствующий в зале мэтр российского театра ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ ТАБАКОВ не в силах был скрывать своей зависти. Поздравляя  художественного руководителя театра АНАТОЛИЯ НОВИКОВА, он подчеркнул, что в ЕВРОПЕ нет подобного аналога, чтобы под одной театральной крышей одновременно могли проходить спектакли на ШЕСТИ сценических подмостках…
   Как заядлый театрал, я хорошо помню историю любимого театра. Ему около  200 лет и своим рождением он обязан московскому купцу, некоему ВОЛКОВУ, страстному  театралу, и к тому же по счастливому  совпадению, однофамильцу первого русского профессионального артиста Федора Волкова. Оказавшись в Крыму по воле судьбы и совету врачей, он решил основать в Симферополе драматический театр. Для этой цели он приглядел во дворе Дворянского собрания( современное здание  библиотеки им. И.Франко по ул. Горького) большой каменный сарай, который на свои средства перестроил, оборудовав театральный зал и сцену. Очень скоро  молодой театр приобрел большую популярность.
   В последующие  годы XIX столетия на его подмостках выступали многие корифеи русской сцены, и в их числе МИХАИЛ ЩЕПКИН. Есть сведения, что в знаменитой комедии Н.В.Гоголя "Ревизор", поставленной на сцене Симферопольского  театра, он исполнил роль городничего. На спектакле присутствовал, прибывший вместе с ним в Крым, его близкий друг, великий русский литературный критик ВИССАРИОН БЕЛИНСКИЙ.
    В 1911 году рядом со старым зданием театра за рекордно короткий срок, всего за полтора года, было построено его современное здание в стиле позднего модерна.
     Внутреннее  убранство зала , мягкие, обитые бархатом, кресла партера, лепной декодер  лож бельэтажа и балконов, парадные мраморные лестницы  были выдержаны в лучших традициях театрального дизайна того времени.
   Но главным достоинством   нового театра была его необыкновенная акустика, позволяющая актерам " говорить по секрету" со всем залом. Даже на "галерке" можно было услышать дыхание и шёпот артиста… В далеком 1952 году, во время моей студенческой юности, я впервые переступил порог театра, поднявшись на "галерку" по довольно крутой, автономной от основного входа в театр, лестнице.  Спектакль "Мещане" по пьесе М.Горького, который я смотрел  в тот вечер, оставил во мне неизгладимое впечатление. Я, даже, запомнил фамилию  исполнителя роли Нила, яркого, темпераментного и острохарактерного артиста Сергея Морозова. После спектакля я был в смятении. Я заболел театром: юношеская заветная мечта привела меня в самодеятельную драматическую студию.     И, хотя судьбе моей было угодно, чтобы, окончив музыкальное училище и консерваторию, я стал профессиональным музыкантом, моей первой любовью навсегда остался театр.
   С того памятного вечера я старался не пропускать ни одного премьерного спектакля, большинство актеров знал в лицо, со многими был знаком и дружил.
    В конце 50-х и начале  60-х годов прошлого века в театр пришла группа молодых талантливых артистов: Лариса Бойко, Николай Мартон, Алла Бровченко, Алла Балтер, Вадим Злокович, Александр Голобородько, Евгений Капитонов  Каждый из них оставил в творческой жизни театра заметный след.
     Николай Мартон – явление на сцене Крымского театра им М. Горького: высокий, стройный, романтический герой-любовник, обладатель редкого по красоте тембра голоса. Я помню его блистательные роли Ромео, Дон-Жуана и философски глубокий образ в спектакле "Уриель Акоста". Его 4-5 сезонов работы в театре по праву называют годами Мартона. В 1960 году после гастролей Крымского театра им И. Горького в Ленинграде он был приглашен в труппу прославленного Александрийского театра, в котором  Народный Артист России Николай Мартон стал одним из его ведущих артистов.
   Актриса Алла Балтер, красавица и незаурядная актриса пришла в Симферопольский театр, если мне не изменяет память из Севастопольского театра им. Луначарского, выйдя замуж за футболиста Эммануила Амброха, вратаря Симферопольской футбольной команды "Таврия".  По воспоминаниям знакомых спортсменов, Моня носил её буквально на руках… Но встретив,со временем  Эммануила Виторгана, она, по словам симферопольских острословов,  одного Моню предпочла другому и переехала к нему в Ленинград.
   Вадима Злоковича я впервые увидел  на сцене Севастопольского театра им. Луначарского в одной из главных ролей в спектакле "Улица трех соловьев 17." В те годы эта, нашумевшая комедия югославского автора, была в репертуаре многих театров, в том числе в столичных. Я запомнил яркую игру Вадима. Спустя  какое-то время, когда он перешел в труппу Симферопольского театра, и мы с ним встретились на какой-то тусовке, я ему об этом напомнил. С тех пор мы долгие годы были добрыми приятелями.  В пожилом возрасте Заслуженный Артист Украины Вадим Злокович слыл в театре непревзойденным  исполнителем возрастных  ролей: старых вельмож, герцогов и идальго в пьесах Лопе де Вега и Шекспира.
   Необычно сложилась актерская судьба одного из ведущих артистов театра Заслуженного Артиста Украины, Лауреата Государственной премии СССР Евгения Капитонова.
     В конце  пятидесятых прошлого века мы с Женей учились в Симферопольском музыкальном училище: я на отделении народных инструментов, а он на духовом, в классе валторны. Одержимый, как и я театром, он в свободное время вечерами подрабатывал в нем статистом. Самое большее на что он мог рассчитывать, это появиться в мизансцене какого-либо спектакля и своим красивым баритоном произнести:"Кушать подано!" Случилось непредвиденное. На улице Горького, рядом с кинотеатром им. Шевченко, при сильном порыве ветра, на голову Жене со второго этажа  упало оконное стекло. Полученная им травма не позволила продолжать занятия на валторне. Евгений устраивается в театр рабочим сцены, продолжая быть статистом в массовках, учась актерскому мастерству у ведущих артистов театра. Его заметили. Я был на его довольно удачном актерском дебюте в спектакле "Кресло №16". Вскоре он был приглашен в труппу театра какого-то закрытого города. Через несколько лет вернулся в родной театр уже состоявшимся  артистом.
   В театре был  небольшой струнно-смычковый оркестр, "вживую" озвучивающий спектакли. Как правило, играли в нем педагоги и студенты старших курсов музыкального училища. Многолетним его руководителем был несколько старомодный  Иссай Миронович Розентур. Во время репетиции он мог своим интеллигентным голосом вежливо  обратиться к примадонне театра:  Вам не кажется, что Вы немного отстаете от оркестра?"  И тут же получал от неё в ответ: " Нет! Это ты, старая задница, вместе со своим оркестром бежишь впереди меня." 
  Он глотал обиду вместе с шоколадной конфеткой,доставая её из  бумажного кулёчка, который на всех репетициях лежал  у него  между ногами, и продолжал репетицию.
    Несмотря на большой апломб, по собственному признанию, ученик самого Глазунова, на самом деле был весьма заурядным музыкантом и слабым композитором, но добрым и незлобивым человеком. В театре  сочинили на него эпиграмму:      
            " Чтоб  процветала крымская  культура,
              Пойте песни Розентура"
   В конце пятидесятых, после окончания театрального института, в театре появился  новый актер Василий Подлегаев. Он был молод, небольшого, как и я роста. и выглядел подростком и потому  в спектаклях ему в основном поручали подростковые роли.
  Внешность  Василия Подлегаева была не очень утонченной, но привлекательной, Василий был несколько амбициозен, поскольку  сравнительно недавно на киностудии им. А Довженко снялся в одной из главных ролей в кинофильме "Флаги на башнях" по книге Антона Макаренко в компании с такими же молодыми, как и он, Адой Роговцевой и Розой Макагоновой. Его актерская судьба в театре не складывалась .Из-за малого роста играть романтических героев ему не давали, а играть  простаков- мешали внешние данные. Я был на несколько лет старше его, и он обращался ко мне не иначе, как "старик". Когда мы с ним познакомились, он не раз  говорил: "Мне бы, старик, твою физиономию"! Как-то я пригласил его на спектакль  по пьесе  известного драматурга В.Шкваркина "Чужой ребенок", поставленного в драматической студии городского Дома культуры, в котором я играл очень заметную роль некого безутешного вздыхателя Сенечку Перчаткина, странного человека, жизнь которого, по его собственному в пьесе признанию, 
"НАЧАЛАСЬ С КЛЯКСЫ". И, хотя я  тогда ещё, даже не слышал о таком замечательном ленинградском актере, Михаиле Светине, который на сцене и в кино  живет в образе маленького, смешного и чудоковатого человека. Мне кажется, я играл в таком же ключе, и потому  сыгранные мною сцены, всегда сопровождались аплодисментами зрителей. После спектакля Вася похлопал меня по плечу и, потупив глаза, с грустью  признался, что о такой роли он может  только мечтать. Вскоре, он ушел из театра, и следы его затерлись.
   Летом 1960 г. я  впервые в жизни приехал в Ленинград, остановившись у друзей юности моих родителей, славной четы Рейниных, Виктора Осиповича и Марии Лазаревны, живших тогда на Канале Грибоедова в коммунальной квартире. В это же самое время в Ленинграде начались гастроли Крымского театра им. М. Горького. Особым успехом  у искушенной ленинградской публики пользовался спектакль "Уриель Акоста" с Колей Мартоном в заглавной роли. Однажды на кухне я услышал, как одна из соседок по коммунальной квартире сетовала:
   - Вы подумайте, Мария Лазаревна, в Ленинграде невозможно достать билеты на спектакли какого-то периферийного театра. Меня взорвало и я, с присущей мне горячностью, отпарировал:.
   - Во-первых, Крым не какая-то периферия. Каждый ленинградец после вашей слякотной и туманной погоды мечтает, хотя бы на пару недель попасть в Крым - отогреться на   солнце и поплескаться в море. Во-вторых,  наш  театр тоже не какой-то периферийный театр. Я все больше распалялся:
      - Да будет Вам известно, что в этом периферийном театре начинали свой творческий путь Великая Фаина Раневская, нынешний художественный руководитель Малого театра Михаил Царев, что в 20-е годы музыкальным руководителем театра был  Исаак Дунаевский, а перед самой войной на его подмостках  играл блистательный артист театра и кино Михаил Названов.
   Попасть на спектакли нашего театра в Ленинграде я не планировал, не хватало времени. За 10 дней пребывания в городе, причем впервые, предстояло столько увидеть! К тому же я и не ожидал  встретить кого-нибудь из знакомых артистов. Но помог, как всегда, случай. В один из дней, выйдя из "Эрмитажа", я решил пройтись по городу и недалеко от Аничкова моста заглянул в кафе выпить кофе. С чашечкой кофе в руках я не успел дойти до столика, как за спиной, услышал знакомый голос. Я повернулся. Ба! Да это же Вася Подлегаев в компании с высоким обаятельным парнем. Мы тепло поздоровались.   
   - Знакомься,- обратился Вася к своему попутчику, представляя меня:
   -  Золя, симферополец, студент музыкального училища и большой любитель театра.
   - Саша,- представился молодой человек, протягивая мне руку.
Так я познакомился с Александром Голобородько, будущим премьером нашего театра, а ныне Народным артистом России, Лауреатом Гос. премий и одним из ведущих артистов Московского театра им. Моссовета. В то лето он был зачислен в труппу театра после окончания в Киеве театрального института. Его творческий дебют в театре был не очень удачным.
  После ухода Н.Мартона Сашу ввели на заглавную роль в спектакле "Уриель Акоста" И эта роль, мягко говоря, оказалась для него, провальной. Молодой актер не справился с глубиной философского образа .Не хватило опыта и мастерства. К тому же в памяти симферопольских зрителей осталась блестящая в этой роли работа Николая Мартона. Однако, очень скоро Саша реабилитировал себя  в глазах симферопольских зрителей. От спектакля к спектаклю росло его мастерство и очень скоро стало ясно , что в театре Горького появился очень интересный и многоплановый артист. Саша обладает красивым, богатым обертонами, голосом.К тому же он был мастером спорта по фехтованию. Вот неполный список его блистательных актерских работ в заглавных ролях:"Учитель танцев" Лопе де Вега, "Рюи Блаз"В.Гюго, "Ричард 3" Шекспира. "Царь Федор Иоаннович" А.К. Толстого.
    В эти же годы состоялся его весьма  удачный кинодебют . На Таллинской киностудии он снялся в главной роли в фильме "Старая реликвия", сыграв смелого, отважного и ловкого романтического героя Габриеля. Ему повезло сниматься в этом фильме вместе с Ролланом Быковым.
     Помню забавный случай. В первых числах января 1964 года  мы встретились с Сашей в Симферопольском аэропорту. Я с другом и сокурсником по Львовской консерватории Славой Куссием должны были лететь на зимнею экзаменационную сессию, а Саша с актрисой нашего театра Людмилой Могилевой в Таллин на кинопробы.. Весь день была нелетная погода. Рейсы во все направления все время откладывались на неопределенное время. Мы томились, коротая время за разговорами и анекдотами. Ближе к вечеру поднялись на второй этаж в ресторан, заняв места за свободным столиком, у окна. Заказали что-то из еды кофе и коньяк. Ели, пили, продолжая прерванный разговор, прислушиваясь к объявлениям по радио. И…прослушали, объявление о регистрации билетов  и посадки в самолет, вылетающий рейсом в Таллин.  Огорчению Саши не было предела. Полеты в Таллин через день. Саша и  его спутница опаздывали на кинопробы., Всей компанией с боем пробились к диспетчеру и нам пришлось использовать весь свой дипломатический дар и настойчивость, что бы их отправили в Москву, откуда на Таллин ежедневно  отправлялось несколько рейсов..
   После ленинградских гастролей из театра ушли Николай. Мартон и Алла Бровченко. Уехала в Ленинград Алла Балтер. Театр , мягко говоря, начал хиреть. Ему не везло с Главрежами. Все реже появлялись яркие премьерные спектакли. Театр стал забывать, что такое аншлаги.
    С приходом в театр в 1972 году нового художественного руководителя Анатолия Григорьевича Новикова в тетре началась новая эпоха, получившая название "Эпоха Новикова". Этот, мало  известный в широких театральных кругах  человек,  без каких-либо громких званий  и наград, но наделенный  недюжинными организаторскими способностями, божьей искры творца и созидателя, сделал просто невозможное. За несколько лет Анатолий Григорьевич сумел создать  театральный коллектив единомышленников, самозабвенно влюбленных в свой театр. Новиков – режиссер с большой буквы, смелый экспериментатор. В репертуаре театра лучшая театральная русская и зарубежная классика, достойно представлена современная драматургия
  В 1979 году театру было присвоено высокое и почетное звание Академического.
     А начиналось восхождение на Олимп Театра и его художественного руководителя  с премьеры спектакля "Царь Федор Иоаннович" в декабре 1972 года. Этот спектакль раскрыл творческий потенциал труппы театра, вдохновив её на новые творческие свершения.
    Не прошло и пяти лет, как в афишах театра  перед фамилией  Главрежа А.Г. Новикова, появились регалии: Лауреат Гос. Премии СССР, Заслуженный. Деятель искусств УССР, Лауреат Золотой медали им.А.Попова,
   На юбилейном вечере, посвященном 50-летию А.Г. Новикова, в зале и за кулисами был аншлаг. Желающих поздравить юбиляра хватило бы на несколько вечеров и потому  большинство свои поздравительные адреса просто оставляли на столе. Мне же, как  истинному театралу и другу театра, разрешили  выйти на сцену и поздравить юбиляра. Перед выходом я успел записать небольшой экспромт:

Когда театр не на шутку "занемог"
И стало очень грустно с планом,
Вдруг "Человек со стороны"* переступил порог,
Тогда еще без титулов и званий..

Главрежу у Чешкова* не занять
Энергии, характера и воли…
Театр начал крылья расправлять.
Репертуаром зрители довольны.

Прочтешь афишу: меркнет люстры свет.
Мерцанье рампы манит каждый вечер.
И по знакомству, раздобыв билет
С волненьем ждешь с театром встречи.

"Царь Фёдор…"Версия". "Последние"",
Туманит этот список взгляд.
Идет премьера за премьерою.
Да Здравствует, Главреж, ВИВАТ!

     (И обращаясь прямо к юбиляру)

Сегодня  много Вам желали.
"Что я ещё могу сказать"
Но твердо знаю в этом зале
Хотел бы КАЖДЫЙ ВАС обнять. 

                *Примечание: "Человек со стороны"
                Современная  пьеса.
                Чешков её главный  .

    Апогеем жизни и  творчества А.Г. Новикова стала, осуществленная под его непосредственным руководством и по его идее реконструкция театра .В ознаменование его заслуг основная сцена театра им. М. Горького названа его именем.
   Правда, справедливости ради следует отметить, что краеведы Симферополя не могут простить Анатолию Григорьевичу то, что по его инициативе в ходе реконструкции было снесено  историческое здание первого театра, того самого каменного сарая, в котором  любитель- театрал, московский купец Волков основал театр.

                * * *

    Судьбе было угодно -я  навсегда уехал из Симферополя и Крыма. но я сам поражаюсь своей памяти, которая сохранила столько имен актеров, которые радовали меня и моих земляков своим искусством. И кроме тех, кого я уже называл,  всплывают в памяти: Владимир Кондратьев -славный, обаятельный человек, колоритный острохарактерный актер. Многие годы нас связывали добрые,дружеские и деловые отношения. Почти 20 лет мы были бессменными председателями профкомов: он театра, а я музыкальной школы, неоднократно были членами жюри областных смотров художественной самодеятельности. Он и его коллеги Владимир Денщиков, Виктор Навроцкий, Наталья Малыгина и  Светлана Кучеренко входили в число ведущих артистов театра. Наверное, они уже все народные артисты и я, надеюсь, продолжают работать в театре им Горького, Мельпомены Симферополя.
    Рассказ о театре будет не полным, если не вспомнить героическую историю театра и её трагический финал. Об этом  свидетельствует мемориальная доска на фасаде театра. Подпольная патриотическая группа "Сокол", руководимая художником театра Николаем Барышевым и ведущей актрисой театра Анной Федоровной Перегонец была тесно связана в период немецкой оккупации города с крымским подпольем и партизанами. Группа передавала в лес сведения разведывательного характера. Образовав по разрешению оккупационных властей театральную студию, группа "Сокол" спасла от угона в Германию более 50 юношей и девушек .Группе удалось предотвратить увоз в Германию более 1000 реликтовых исторических театральных костюмов и сохранить здание театра, которое при отступлении фашисты намеревались  сжечь. Незадолго до освобождения Крыма, группу "Сокол" выдал  провокатор. Их пытали в застенках гестапо. За 3 дня до освобождения Симферополя всех участников группы расстреляли в урочище "Дубки" под Симферополем. Об этом героическом эпизоде театра был снят фильм "Они были актерами"Режиссер Натансон. В главной роли З.Кириенко.
    Одноименный спектакль был поставлен режиссером Анатолием Новиковым в родном театре героев- артистов. Спектакль был удостоен Государственной премии СССР и Золотой медали им, А.Попова.

                На фото: Мраморная парадная лестница театра и автор этого репортажа.
























.      

    .


      
   

      
@