Мореходы. НатревОжились. Конфузы

Николай Прощенко
       

                Конфуз. НатревОжились.

           В середине сентября, когда судно следовало без груза в сторону Мурманска, стояла
     благоприятная осенняя погода. Изредка пролетавшие высотные облака, лишь на
     незначительное время закрывали солнце. Несильный бриз с северо-запада, гнал
     невысокую волну.
           Экипаж, в количестве соответствующему числу пальцев на конечностях человека,
     блаженствовал после употребления закуски к чаю.
          
           - Когда ещё выпадет такой случай?..
           - Проведи все плановые судовые тревоги, погода сама "шепчет", - подумалось капитану.
           - Горизонт чист. Ни встречных, ни попутных судов - нет. На экране радиолокатора тоже
     ни единой отметины, ведь до ближайшего скалистого острова Норвегии - не менее двухсот
     миль.
           - Готовьтесь... В 17:00 "отыграем" все тревоги, - дал он распоряжение старпому.

          Тревоги плановые, так что о внезапности не может быть и речи. Весь экипаж,
     оповещенный слухами о предстоящей тревоге, находился в процессе ожидания.
          Кто был на вахте не на своём посту,  должен будет бежать на свой и согласно номеру
     судового расписания, действовать там. Такой порядок.
          Бывало,  что кто-то не полностью подготовил свой организм к активным действиям.
     Любая тревога, хоть и небольшой, но стресс. Перед ней всегда нужно, на всякий случай,
     сходить в туалет.

           Зная все ухищрения экипажа перед тревогой: заранее раскатать пожарные шланги,
     поднести клинья, струбцины и прочий инструмент, капитан переиграл время начала тревоги -
     16:50, что некоторым "спутало карты"...

           Единственный начальник на судне - моложавый радист, не от волнения, а видимо просто
     "не то съел", решил, что успеет до 17:00 и закрылся в туалетном помещении своей каюты.
          Время в том закрытом помещении, бежит не так быстро, как везде. Зашедший
     туда на пять минут, в реальности засиживается на двадцать.
        Так и тут, при закрытых дверях каюты и туалета, при громком шуме главного двигателя,
     начальник не услышал преждевременный продолжительный трезвон тревоги в коридоре. Он
     также не услышал и объявлений об этом из трансляционного динамика. К реальности его
     вернула необыкновенная тишина по судну.
     Главный двигатель остановлен. Шум и вибрация исчезли.
           - Ну вот, как раз вовремя. Сейчас звонками "разорвут в клочья" эту тишину, - подумал
     начальник и направился в радиорубку.
         Только перешагнул он комингс радиорубки, как услышал матерный возглас капитана,
     донёсшийся через открытую дверь ходового мостика:
           - Ты где был ...? Уже четверть часа как объявлена тревога, а тебя х.р где-то носит!..
           - В туалете был.
           - Ты что, заранее не мог сходить?.. Уже пол тревоги прошло, да и тебя найти никак
     не можем!
           - Так я заранее и пошел...  Я же не знал, что начнете раньше времени.
           - Ладно. Потом разберёмся. Давай впрягайся!

           - Справа по-борту, дистанции две мили, объект похожий на подводную лодку, - донёсся
      доклад от наблюдателя...

           Экипаж "тревожился" уже по-полной.  В коридорах по палубе были протянуты пожарные
       рукава, там же были разбросаны прочие подручные средства.
            По беспорядку было понятно, что где-то здесь тушили условный пожар. Из подслушанного
       доклада по громкой связи, стало ясно, что возгорание ликвидировано и в машинном
       отделении судна.
            Не прошло и пяти минут с окончания пожаротушения, как раздался новый громкий звон,
       сопровождаемый объявлением о водяной тревоге. Не докурив, экипаж бросился заделывать
       условную пробоину.
            Справившись и с этой задачей, курящие снова приступили к перекуру, но окончательно
       расслабляться было ещё рано.            
           Объект, замеченный наблюдателем и классифицированный подлодкой, был как никогда
       кстати.

           От капитана поступила новая вводная:
            - Судно торпедировано подводной лодкой. Взрывом, в борту судна, ниже ватерлинии,
       образовалась большая пробоина. Пластырь не поставить. Угроза затопления судна.

           Серия из семи коротких и одного длинного звонка, обязали весь экипаж надеть
       спасательные жилеты.
            - Экипажу, на шлюпке левого борта, покинуть судно, - раздалась команда из громко-
       говорителей по всем помещениям и наружным палубам.
            Начальник, неуверенный, что и его тоже касается эта команда, спросил капитана:
            - А как быть мне, тоже покидать? Ведь на это требуется ваша персональная команда.
            - Нет. Тебе лично запереться в туалете! - громко пошутил капитан.
            - Я же сказал "всем", значит всем и "персоналам" тоже.

           Весь экипаж, исключая стармеха, старпома, боцмана и капитана, погрузился "с вещами"
       в открытую шлюпку и приготовились к её спуску.
           Затарахтел мотор, это механики запустили его, проверяя работу на холостых оборотах.
           Надежда на "условность" и отмену спуска шлюпки исчезла, когда шлюп-балки вывалились
       за борт.
       Шлюпка, преодолевая собственным весом торможение лебедки, вскоре оказалась на воде.
          Освободившись от шлюп-талей, вельбот, гонимый стрекочущим двигателем, отвалил от
       борта - прочь от условно-гибнущего судна.
            - Отлично! - услышал в динамике портативной радиостанции второй помощник, похвалу
        капитана.
            - Теперь покружите вокруг судна. О возвращении дам знать.
            - Понял, - с неудовольствием ответил "второй".

            Прокатиться на шлюпке - каждому в удовольствие. Но когда она "под завязку" загружена
         теплоэкипированными людьми в нагрудниках, вещами и провизией - удовольствия мало.

             Пока длились тревоги, судно движимое своей парусностью, сократило вдвое расстояние
         с объектом, классифицированным как подводная лодка.
             Капитан, конечно, рассмотрел в бинокль, что это никакая не подлодка, а не иначе как -
         огромный кит-мертвяк.
              - Надо же, куда его притащило тепловодное течение Гольфстрим, - поделился мыслями
         капитан со старпомом.
              - Огромный экземпляр... Может еще недавно плавал себе, пуская фонтаны...
                Дай команду "второму", пусть быстренько "сбегают", "спасут"  бедолагу.

             - Шлюпка? - вызвал старпом вельбот. - Справа от вас, в полумиле, тот самый загадочный
         обьъект... Предположительно обездвиженный кит... Вам тревога "Человек за бортом"!..
         "Сбегайте"! Посмотрите, сфотографируйте.
             - Понял. Едем, - ответил второй штурман.

               Моряки, засидевшиеся на "банках", оживились. Даже началась делёжка потрохов
         морского гиганта:
             - Если мне не достанется полкило амбры, я вас обратно не повезу, - перекрикивая
         треск мотора, проорал третий механик.
             - А мои китовы усы. Никому не трогать, - прокричал второй штурман.
             Кто-то ещё чего-то "забивал", но его голос заглушал шумный двигатель.

             Казалось, что их устремлению уже ничего не помешает. Вельбот резво бежал к
         намеченной цели. Некоторые стали готовиться к "мародёрству". Вдруг, мотор "зачихал" и
         заглох. Тишина и легкое покачивание на волне, взволновали экипаж. Разговоры о наживе
         тут же прекратились.
            Стало, как бы, боязно за собственную шкуру. Кругом была бесконечная вода. Судно, на
         котором экипаж чувствовал себя защищённым при любой погоде, уже в миле от себя,
         казалось речным катерком. А ведь мчась на резвом вельботе, этого не замечалось.

             Механики, словно чайки на жорево, набросились на двигатель и стали "колдовать"
         над ним. Остальному экипажу шлюпки пришлось вспомнить, что они в таком случае гребцы
         и стали разбирать весла.
 
              - Не волнуйтесь. Держитесь веслами на волну. Сейчас запустимся, подойдем к вам и
         поднимем на борт, - ответил капитан, доложившему о случившемся "второму".

             Через четверть часа стало заметно, что судно "дало ход" и берёт курс на шлюпку.

             Однако, к этому времени механики шлюпки справились с ремонтом и запустили мотор.
             До цели-любопытства оставалось ещё метров двести и командир шлюпки решил
         продолжить путь, проинформировав об этом капитана.
             Молчание радиостанции и гудок судна, были восприняты "капитаном шлюпки",
         как согласие и он направил вельбот к морскому исполину.

             К "био-острову" шлюпка подходила с наветренной стороны. Уже невооруженным глазом
         было видно, что длина надводной части кита, раза в три превышает продольный размер
         вельбота. Ужас испытал бы любой, если бы такой, да живой, вдруг всплыл рядом.
 
             Взгляд всего экипажа вельбота был устремлен только вперед, на кита. Никто не
         соизволил обернуться. А зря. Их уже настигало собственное судно. Оно, после команды
         в машину "stop", по инерции, уже начало обгонять шлюпку параллельным курсом.
              Не понимая, как так можно увлечься экипажу, что не обращать внимание на
         приближающуюся, несравнимую по размерам с объектом их "пялинья", громадину судна,
         капитан нажал спецкнопку гудка.
              Громкий, соизмеримый с гулом реактивного двигателя самолета, бас тифона, заставил
         всех отвлечься и посмотреть налево. Там, на крыле ходового мостика, они увидели своего
         капитана, грозящего им кулаком.

              Но это оказалось ерундой по сравнению с тем, что произошло после гудка.
              Огромная стая чаек,  обитавшая на туше и напуганная гудком, взмыла вверх. Хлопки
         крыльев и почти непрерывный гомонный писк, заглушили тарахтение двигателя.
         Ошарашенный экипаж поднял головы, устремляя взгляд на птиц. Никто и подумать не мог
         о том, что случилось в следующий миг.
               От стаи, пошедшей на взлет против ветра, вниз посыпались ошмётки китовой биомассы.
          Эту полуразложившуюся слизь и вонючую твердь, чайки прихватили с собой на лапах при
          экстренном взлёте.
               Не стану утверждать, что кому-то, хоть крошка, попала в рот, но внешне весь экипаж и
          снабжение шлюпки, оказались облеплены тем дерьмом.
               Как оказалось, птицы не всё сбросили на "агрессоров" в шлюпке. Дальнейший их полёт
          преградила надстройка судна. Взмывая над ней, они и туда сбросили остатки протухших
          китовых останков. Верхний мостик, в ту же минуту, приобрёл запах  рыбы "печорского
          засола".
   
               Едко-вонючий запах, спирал дыхание экипажа шлюпки до рвоты.  Все инстинктивно
          по вытягивали шеи,  подставляя алчные носы навстречу свежему воздуху.
          Кого-то стошнило и он "бросил смычку" на персону начальника.
             Осквернённый экипаж долго не мог прийти в себя. Очнулись лишь после того, как
          брошенный руль, поставил шлюпку лагом к волне и она сильно закачалась.
               В этой обстановке нашлись и шутники:
                - Кто тут "забивал" полкило амбры?... Ты трёшник?..
                Собирай!.. Не "травони" только.
                - Других встречают хлебом-солью, а нас?...

                Как бы то ни было, но теперь появилась необходимость провести ещё одну
          незапланированную  тревогу - химическую.

                "Подвалившую" к шторм-трапу шлюпку, боцман встречал явно неприветливо. Ещё бы,
           ведь ему "привалило" проводить дезинфекцию экипажа.
                Каждого поднимавшегося по верёвочной лестнице, он "скатывал" холодной забортной
           водой.
                Сама же шлюпка подверглась первоначальному мытью, лишь когда оказалась поднятой
           до уровня рогов шлюп-балок.

                Во всем корпусе теплохода почувствовалась небольшая дрожь.  Выхлопы черного дыма
           из трубы затмили солнце. Судно, набирая скорость, ложилось на генеральный курс.
               
                Когда "скатывание от клотика до ватерлинии" завершилось, помытый в бане
           экипаж, собрался в столовой для "разбора" тревог.    
              К собравшимся обратился капитан:
             - Всё-таки приметы сбываются. Начали тревогу с туалета и в нём же оказались к её концу.
           Тех, кто не в курсе - информирую: начальник пол тревоги проспал на "толчке". Лучше бы
           он проспал её всю, хе.ов предсказатель случая.  Надо будет повнимательней приглядеться
           к товарищу, авось когда-нибудь от чего-нибудь отведёт.
               - Чайки маломозгие и могут ошибаться. Они неправильно истолковали ваше вторжение
           на их "халявный остров", где не нужно ни рыбу ловить, ни искать защиту от непогоды.
           Всё под ногами. Жорева им хватило бы до самого Полюса. Защищая свою акваторию,
           они удачно применили "дерьмометание".
           Выражаю сочувствие вашим органам обоняния и осязания.
               - По пожарной и водяной тревогам замечаний нет. Справились на "удовлетворительно".
           По - "оставлению судна". Отошли неплохо. "Трабел", произошедший после, будем считать
           к тревоге отношения не имел. Так. Частный случай.
               
               - Да, чуть не забыл. Начальник, что со связью? Почему в век электроники, я должен
           гудеть, пугая фауну?
               - До последнего момента, радиосвязь работала безукоризненно . Когда в радиостанции
           второго помощника "сел" постаревший  аккумулятор, она  прекратилась..., - начал было
           бормотать начальник радиостанции.
               - Хватит! Разберитесь!
               - Всем отдыхать! - закончил собрание капитан.

        хихихи