Наблюдая наблюдателя

Олег Маляренко
      Есть такие люди, которые ходят на футбол не ради него самого, а для того, чтобы понаблюдать за болельщиками. И поверьте, что от этого они получают не меньше удовольствия, чем от самой игры. К таким людям относилась и моя покойная тёща.
      Она вышла замуж во второй раз в солидном возрасте за мужчину намного моложе себя. Новый муж был страстным болельщиком, а под его влиянием и тёща заболела футболом и стала регулярно посещать матчи. Конечно, ей трудно было понять замысловатые футбольные правила и тонкости самой игры. Но тёща быстро нашла интерес в наблюдении за болельщиками, часть которых были мастерами мимики, жестикуляций, спонтанных выкриков и неожиданных выходок.
     При возвращении домой после матча тёща нетвёрдо помнила названия команд соперников, счёт игры и её перипетии. Зато она подробно и уморительно рассказывала о том, что увидела на трибунах. Без весёлого смеха слушать тёщины околофутбольные рассказы было невозможно. Я и жена с нетерпением ожидали возвращения парочки, чтобы получить очередную порцию весёлых историй. Вначале тёщин муж пытался обучить её футбольным премудростям, но потом махнул на это рукой, поскольку её они мало интересовали.
      Была у тёщи и ещё одна причина посещения футбола: чтобы случайно не увели её молодого мужа. Так это позднее и случилось, но не стадионе.
      Впрочем, мой рассказ пойдёт не о тёще, её неверном муже и футболе, а о том, что наблюдения за другими людьми могут быть полезны и забавны.

      Иду я по улице и недалеко от моего дома вижу двух молодых мужчин, которые стоят за деревом и пристально за чем-то наблюдают. Посмотрел в ту же сторону и увидел голубя, клюющего на земле. К нему подкрадывается серый котяра по всем правилам настоящей охоты. Видно, что охотник опытный, так как приближается медленно и осторожно. Вот кот спрятался за камнем, потом скрылся в траве. Расстояние между котом и голубем постоянно сокращается. Определённо, готовится жестокое убийство.
      Моё внимание приковано к мужчинам-наблюдателям. Они весело обмениваются мнениями об охоте, которая разворачивается перед их глазами. До меня доносятся обрывки их разговоров и смеха. В пылу азарта мужчины спорят о результатах охоты кота: поймает он птичку или нет. Жизнь голубя не представляет для них никакой ценности.
      У меня возникает желание прогнать кота и тем самым спасти голубя. Моей тонкой и чувствительной душе претит всякое убийство. Но в какой-то момент я решаю, что не стоит вмешиваться в законы природы. У голубя много шансов на спасение. Даже у львов нападения на травоядных животных в девяти из десяти случаях заканчиваются неудачей.
      Мне становится интересней наблюдать за реакцией мужчин. По мере приближения кота к добыче их напряжение возрастает. Теперь они уже не шутят, а только молча наблюдают за сценой. Их напряжение невольно передаётся и мне. Я насильно заставляю себя не смотреть в сторону развивающейся драмы. Ставки в ней высоки, особенно для голубя, который запросто может распрощаться со своей жизнью.
      Между тем кот приблизился к голубю настолько, что достичь его может одним прыжком. Лица мужчин стали суровыми. Сейчас один из них проиграет спор.
      Не в силах бороться с самим собой, я обращаю взор на хищника и его потенциальную жертву. Настал решающий момент поединка. А голубь продолжает беззаботно кормиться, мало заботясь, что вскоре он сам может стать пищей для кровожадного разбойника.
      Кот весь сжимается и прыгает. Хитрюга! Прыжок его направлен не на голубя, а на то место, где по его предположению окажется голубь, когда взмоет в воздух. Но и голубь не дурак. Он стартовал в другом направлении, и трасса его полёта не пересеклась с хищником. Победила жизнь! Голубь улетел, а кот, как ни в чём не бывало, отправился по своим кошачьим делам.
      Один из наблюдателей громко расхохотался в ожидании выигранного пива. А в шаге от меня раздалось звонкое женское хихиканье. Оглянулся и увидел соседку Марту Карловну, которая заливается смехом, тряся кудрями.
      - Ну, и артист же ты, Валера! – выдала она.
      - И в чём проявился мой артистизм?
      - Ты так комично наблюдал за теми мужчинами, которые наблюдали за котом, который охотился за голубем.
      - В таком случае нас четверо, - засмеялся я.
      - Не поняла. Что ты имеешь в виду?
      - Да просто. Пока я наблюдал за наблюдателями, ты, Марточка, наблюдала за мной!
      И мы продолжили веселье своим смехом. Проходящие мимо наблюдатели с любопытством посмотрели на нас. Можно с уверенностью сказать, что нас они прежде не замечали, как и я не замечал стоявшую рядом Марту.
      Вот так бывает, когда с особым увлечением занимаешься важным делом.

      Рисунок автора