Фильм Голгофа - неподъемная паства

Василий Гапонов
                "...По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
                претерпевший же до конца спасется" -
                предсказание Христа о последнем времени.
                (Евангелие от Матфея гл.24, стихи 12,13)


Фильм "Голгофа" (2014) ирландского кинорежиссера и сценариста Джона Майкла Макдонаха уже собрал несметное число хвалебных отзывов. И не только в инете! Например, на Берлинском фестивале лента сподобилась приза от независимого христианского жюри.

Краткое описание не такое уж и краткое в Википедии и на прочих трекерах, где предлагается скачать этот фильм. Я не знаю, что сподвигло режиссера на создание картины именно такой тематики. Является ли он сам добропорядочным католиком или просто искал тему, способную прославить его в мире кино? Не знаю.

С моей точки зрения, проникновение в тему удалось. Я, конечно, не знаю служения католического священника, но опыт служения евангельского пастора мне знаком. Отец Джеймс добросовестно несет пасторское служение в какой-то глухой деревушке и пытается улучшить нравы своих распутных прихожан.

Такое впечатление возникает, что к нему в деревню съехались самые великие распутники страны и нет такого порока, который бы не практиковался в том приморском местечке. Честно говоря, как-то даже веет неправдоподобием:

- Неужели там совсем-совсем нет более-менее порядочных людей? Неужели все так безвозвратно запущено?

И судя по некоторым фразам, где одному молодому человеку, страдающему от отсутствия секса, ему предложено отправиться в Дублин, чтобы там в городе более свободным нравов встретить женщину более свободных нравов. Другими словами, деревенька эта не самое развеселое место!

Слово "порок" вроде и не употребляется никем. Никого не обзывают грешником и не отправляют в смоляные казаны ада, но это подразумевается само собой. Вот что ни ткни, чего не коснись и моментально вылезают какие-то гадкие подробности сельского бытия.

Вот, казалось бы, благополучная семейная пара, но за большими очками кроется синяк. Пытаясь урезонить мужа побитой, священник невольно узнает, что это мог сделать и ее любовник и даже не один, а муж рад наличию у нее бойфрендов, потому что она к нему не пристает.

Вот позвал к себе в поместье достаточно богатый господин с намеком на душеспасительную беседу. Казалось бы, что может быть приятней для пастора, чем такая важная миссия?? Но беседы нет, есть монолог разуверившегося циника, напоследок... пописавшего на какой-то художественный шедевр, висевший на стене его отнюдь не бедных хоромов.

Посещая больного писателя пастырь вместо слов благодарности получает заказ добыть для него пистолет для суицида. Сунулся к местному полицейском и застал там его... любовника, еще очень молодого парня, но уже окончательно развращенного и не без участия важного духовного лица.

Трагедия священника несоизмерима с грузом обычного руководителя светского учреждения. Суть работы последнего состоит в достижении каких-то производственных результатов и до моральной стороны работника у него есть дело лишь в той степени, насколько она может сказаться на доходе предприятия. Если же работник будет даже трижды порочен и благодаря этому результативен, то ему еще и благодарность вынесут.

Со священником не так обстоит дело. Его не интересует сколько пасомый нарубил свинины в мясной лавке или сколько деталей смог отштамповать на конвейере за рабочую смену. Он хочет влиять на душу, делая ее лучшей, чище, добрее.

- Только кто же тебе, поп, позволит лезть в мою душу?! Да еще бесплатно! Кто ты такой?!

Менеджера торговые агенты могут и ненавидеть, но слушаться будут - от него они получают свои проценты. Попа будут слушать тоже, но в самую последнюю очередь. От него никто не зависит ни в чем. Но у самого священника нет никаких способов заставить себя слушать или подчиняться, даже когда такое подчинение могло бы стать абсолютным благом для наставляемого.

И вот чего не коснется наш отец Джеймс, везде безуспешно. Даже когда перекинулся парочкой безобидных слов с малолетней девчушкой, то это привело в неописуемую ярость ее отца. Тоже понятно: скандалы с педофилией, к сожалению, в среде католического духовенства имели место и отцовская злость здесь от этой перестраховки:

- Может ты и добрый поп, но лучше от греха подальше от вашей братии!!

Сам отец Джеймс не виноват в дурном отношении паствы к духовенству. Более того, он в чем-то и не совсем обычный служитель католической церкви. Оказывается, он был раньше женат и у него есть дочь. Следовательно, он имеет семейный опыт и может понять мирских людей, как не могут понять многие священники.

Джеймс остроумен, добр по натуре, не ханжа, не трус, не чужд иногда посидеть в баре. Без излишеств, разумеется. Очень даже положительный во всех отношениях духовный отец. Но все его служение подобно беседе с глухонемыми. Напоследок он даже напивается и чуть не ввязывается в драку с хамом, намеренно провоцирующим конфликт.

Можно и осудить, конечно, нашего духовного отца:

- Так вот вы какие, святоши!!! Можете и дебоширить!! И напиваться до свиного визга!

Не знаю, кому как угодно. Только если бы в другом каком роде человеческой деятельности подопечные проявили такой же нулевой результат в процессе обучения, то их наставник бы давно либо дверью хлопнул, либо их самих прихлопнул.

Кто-то из критиков сказал, что этот фильм говорит о руинах церкви. Создается впечатление, что церковь стала никому не нужна. Все эти беседы попов лишь пустая говорильня - примерно так высказался знакомый отцу Джеймсу врач из местной больницы.

Но вот как порок виден, не будучи назван прямо, так и другой вопрос возникает:

- Может зря люди отвергли церковь? Судя по их неразборчивой жизни они стали гораздо хуже, несчастней. Может лучше было бы вернуться в церковь? Даст Бог, в церкви не один отец Джеймс...

Почему фильм называется "Голгофа"? Из Евангелий известно, что именно на этой горе Иисус Христос отдал свою жизнь за грешный мир.

Нашему герою на исповеди один из прихожан заявил, что он убьет его через неделю. За то убьет, что Джеймс... добрый священник. На убийство доброго обратят внимание. Такой отчаянный и бестолковый шаг совершает тот, кто сам прежде был в детстве изнасилован священником. Другим, но из той же церкви.

И вот все описанные выше события происходят с отцом Джеймсом как раз за эту последнюю неделю его жизни. Мужественный человек!! Не сбежал никуда и продолжал выполнять пасторский долг как и прежде. Вышел в условленное место и принял смерть от руки убийцы, которого знал изначально.

Может и отец Джеймс имел в глубине сердца надежду, что на его смерть обратят внимание его непутевые прихожане? Судя по последним кадрам фильма, почти никто не обратил внимание. Все продолжили жить своей обычной жизнью. Может вспомнят еще своего пастыря? Может изменят свое отношение к Богу? Остается только гадать...