Прощание

Борис Равинский
1974 г. 28 октября.

С утра обильно лил дождь. Я решительно встал.
Одевшись, прихватив с собой черный зонт-трость, поехал в центр на улицу Герцена.

Доехав до кинотеатра "Повторного фильма" у Никитских ворот, пошел по Герцена в сторону Кремля.
Приблизившись к театру им. Маяковского, вынужден был замедлить свой ход вперед из-за невероятного столпотворения. Дальше - еще труднее, теснее и медленнее . . .
Вокруг и везде - тьма народа.

Памятник Петру Ильичу Чайковскому огорожен сплошным забором металлических заграждений. За ними  -  конная милиция! Кажется, все остановилось из-за невозможности двигаться куда-либо.
Тревогу и беспокойство вызывала картина происходящего.

Вот по тротуару быстро ходит взад-вперед небольшого роста мужчина в светлом плаще.
Он, нервно жестикулируя руками и выбрасывая их высоко вверх, отчаянно кричит:
"Я  Макаров*! Макаров!! Макарова не пускают!!!".

Но, увы - черным-черно - все запружено народом!.. "Комару не пролететь!"
... Как пробраться к центральному портику с белыми колоннами?!

С досадой и без всякой надежды втиснулся я у известного  магазина "Ноты" в людскую толпу и оказался зажатым со всех сторон людьми. Теперь меня можно было уподобить механической кукле, которую стихия может утащить куда угодно. Изнуряюще долго пребывал я в беспомощном состоянии, не чувствуя собственных ног, теряя всяческое равновесие,
а главное,  веру прорваться к Цели!!

Вдруг случилось удивительное. Что-то дрогнуло - гигантская масса двинулась с места. Мои неуправляемые ноги тоже медленно пошли.
Не сознавая, что происходит, я обернулся и увидел  человека в темном, графитового цвета макинтоше, с огромным букетом красных экзотических цветов, похожих на хризантемы.
Вместо лица - бледная маска! В бледной маске - решимость и непреклонность! В огромных миндалевидных глазах стояли слезы. Красивые глаза! Черная с проседью кудрявая голова. Запомнились крупные, растрепанные локоны.
Прижимая букет к груди, человек-скала скорбно и неотвратимо двигался вперед, не обращая ни на кого внимания.
Вот подскочили к нему два милиционера: он их решительно не видит, легко отмахивает, как назойливых мух!
В толпе слышу ропот: "Арно. Арно"... Да, - Арно Бабаджанян!
Резко рванувшись вперёд, он зло опрокидывает несколько металлических заграждений, и "шлюзы" наконец-то  открыты!!!
Хлынул бурлящий поток!

Меня, как мощным пылесосом,  стало стремительно-неудержимо затягивать в центр портика с белыми колоннами.
И вот я вбежал, влетел в вестибюль Большого зала консерватории и сразу же по этажам - очутился на галерке!

Звучала Шестая симфония Чайковского.
Гроб с телом покойного стоял на сцене, утопавшей в цветах.
Выступало очень много известных деятелей Искусства.

Вот так Судьба подарила мне возможность проститься с моим Кумиром, Эталоном, скрипичным Богом -
Давидом Федоровичем Ойстрахом!

P. S.  Это ярчайшее впечатление, потрясение всей моей жизни я ношу в себе уже сорок лет!



Москва, 22 августа, 2014 г.
________________________________

* Давид Федорович Ойстрах после победы в Брюсселе со своим пианистом-аккомпаниатором А.Д. Макаровым триумфально объездили с концертами множество городов Европы.