Одно из майских токшоу Андрея Малахова было посвящено дотоле неизвестному в России чародею Лиору Сушарду, продемонстрировавшему магические номера высочайшего класса. Не заинтересоваться увиденным было невозможно. Но кто он – фокусник? Иллюзионист? Медиум? Маг? Или ловкий мистификатор?
Исполнителей подобного жанра теперь принято называть очень удобным, ём-ким и гибким словом «менталист», если и не все объясняющим, то все покрывающим. А главное, трактуемым по-разному, как кому удобно. В идеале, Mentalism или Mental Magic («ментализм», «ментальная магия», «магия мысли») это психологические опыты, основанные на экстрасенсорных, паранормальных способностях исполнителя, таких как телепатия, ясновидение, психокинез, гипноз, а также – на выдающихся возможностях человеческой памяти. Во всех случаях должно быть неизменно одно: это вид сценического искусства. Все взаправду, но на публику, как в случае с Мессингом.
Менталисты, как правило, не пользуются (вернее, не должны пользоваться) реквизитом фокусников, поскольку у них другой уклон. Загвоздка в том, что очень трудно, а то и невозможно определить, на чем основаны их номера – на искусной мистификации или на подлинной исключительности исполнителя. Разобраться в этом, отделить зерна от плевел – пожалуй и есть самая сложная задача не только для зрителя, но и для специалистов. Отсюда и разное к ним отношение – одни считают их магами, «полубогами», другие – обманщиками и шарлатанами. То есть элемент недоверия всегда присутствует.
«Ментализм» – термин молодой, возникший где-то в середине прошлого века. В России он прижился с 1980-го, с легкой руки иллюзиониста Анатолия Фурманова. Как направление в сценическом искусстве, уже в основе своей он не исключает ловкое трюкачество, мистификацию, манипулирование человеческой психикой.
В 2008 году в США был снят сериал «Менталист», в котором рассказывается о консультанте CBI, Патрике Джейне (в исполнении Саймона Бейкера), превосходном менталисте, психологе-практике и манипуляторе. О том, как он помогает расследовать дела, связанные с убийствами. Его тайная цель найти серийного убийцу, расправивше-гося с его собственной семьей. Сериал получился настолько удачным, что в мае этого года было объявлено о съемках уже седьмого сезона.
Так все-таки кто же они, «менталисты»? Однозначного ответа нет. Поначалу каждый из них претендует на звание мага, чародея, экстрасенса, медиума, но в конце концов сам объявляет себя мастером иллюзиона. Почему? По сути слово «менталист» стало собирательным понятием для всех артистов «неординарного жанра» (не будем путать с артистами оригинального жанра).
Менталистом номер один среди всех ныне живущих считают Джорджа Крескина. Помимо экстраординарных способностей, в которых он сам себе скромно отказывает, это прирожденный шоумен, с легкостью завладевавший вниманием, доверием и любовью зрительской аудитории. На протяжении всей своей долгой жизни он пытался доказать, что аналогичных ему результатов может добиться каждый, если будет следовать его методике. «Я не маг и не экстрасенс, – заявляет Крескин. – В том, что я делаю, нет совершенно ничего сверхъестественного. Я изучаю возможности человеческого сознания, присущие каждому из нас с рождения. И я научу вас использовать их по максимуму.»
Он считает себя исследователем возможностей человеческого разума, издавая одну за другой книги-учебники по «экстрасенсорному восприятию». Я попыталась почитать одну из них («Менталист. Настольная книга развития сверхспособностей сознания») и, честно говоря, бросила – слишком много перемалывания в ступке воды, без конца повторяющихся рассуждений. Надоедает ждать, когда же он наконец доберется до сути. В предисловии к книгам Крескина говорится: «Менталистами называют тех, кто применяет остроту ума, гипноз или внушение и управляет мыслями, поведением и ситуацией». Значит, все-таки маги!
George Joseph Kresge родился в 1935 году в США (отец поляк, мать итальянка) еще в юношеском возрасте официально сменил свое имя на Amazing Kreskin – Удиви-тельный Крескин. Несмотря на его заявления, отличаться от окружающих он начал уже во время детских игр, когда с легкостью находил любые спрятанные предметы. К 11 годам, ощутив в себе определенные склонности, увлекся телепатией и гипнозом, перечитав на эту тему все, что нашел в библиотеке. Он развлекал сверстников собственными опытами и в том же возрасте стал победителем в телевизионном шоу The World’s Youngest Hypnotist – «Самый молодой гипнотизер в мире».
Однако, повзрослев, Крескин уже просил не называть его ни экстрасенсом, ни гипнотизером. «Я не проникаю в сознание людей, – объяснял он, – я читаю их мысли.»
Жажда абсолютных знаний, связанных с тем, чему он посвятил свою жизнь, не притупилась с годами – на сегодняшний день у него самая большая в мире частная библиотека по парапсихологии.
Где только не выступал Крескин – от обычных аудиторий до королевских семей и президентов. За свою долгую карьеру он свыше 500 раз появлялся на телевидении. Пять лет (1971-1975) вел свое собственное шоу на канадском телевидении «Удиви-тельный мир Крескина», выдавая по 26 серий за сезон. Несмотря на свой солидный возраст, Удивительный Крескин по-прежнему в строю – в качестве прорицателя, он появляется в эфире в первый день каждого нового года на каналах Fox News и CNN Today. Его предсказания связаны со спортом, искусством и политикой. И хотя он далеко не всегда попадает в точку, американцы называют его «Нострадамусом XX века».
А еще Крескин обучает сотрудников правоохранительных органов «психологи-ческим методам ведения расследования». За его плечами богатый опыт в раскрытии особо сложных и запутанных дел, «висяков», как называет их наша доблестная отечественная полиция.
В Англии есть свой менталист – Деррен Браун (1971 г.р.), психологический иллюзионист, а также – актер, продюсер и сценарист. Он производит на зрителя ошеломляющее впечатление, но сам утверждает, что в его номерах, основанных на гипнозе и манипуляции человеческим сознанием, ничего сверхъестественного нет. Что все дело во внушении, «искусстве отвлечения внимания», знании психологии и физиологии человека. К тому же он умело пользуется достижениями науки. Браун задействован в психологических фильмах и телешоу, основанных на его способностях.
Наглядным примером фокусника-менталиста может служить израильский шарлатан Рони Маркус (Ronny Marcus), внешне малоприятная личность лет 60-и, с хитрыми глазками шуллера на одутловатом лице, ну уж никак не вяжущимися с ими-джем «сверхчеловека». А ведь именно так назван один из видеосюжетов, снятых о нем: «Технологии богов – Рони Маркус – сверхчеловек». Не больше и не меньше!
Приступая к просмотру ролика, я была уверена, что такой заголовок можно дать только с сарказмом. Ничего подобного! В российских СМИ и на телевизионных шоу Рони Маркус и впрямь преподносится, как всесильный супермаг и колдун, как всемирно известный чудотворец, владеющий левитацией, телекинезом, ясновидением и прочими экстрасенсорными «штучками». «Паранормальные свойства Рони подтвердили ученые из британских университетов и в институте биоэнергетики в Санкт-Петербурге, – сообщает голос за кадром в упомянутом сюжете. – Он водит машину с завязанными глазами, закручивает стрелки часов в обратном направлении, останавливает собственное сердце. Одним взглядом или мановением руки он двигает предметы. Они летают, вращаются и даже взрываются.»
Вот уж, наверное, этот Рони хихикает про себя, насмехаясь над людской легковерностью. Если повнимательнее последить за его руками, то невооруженным глазом видно, что все его фокусы белыми нитками шиты. Вернее – черными.
Приведу в качестве примера один из его коронных номеров: Он отламывает головку цветка гвоздики со стебельком сантиметров пятнадцати; отвлекая внимание ведущего и зрителей разговорами, долго мнет ее, укладывая в ладонь; затем разводит руки по вертикали и цветок на несколько секунд повисает в воздухе – «левитация в чистом виде». Поймав цветок резким схлопыванием ладоней, он вручает его телеведущему.
Для демонстрации этого трюка Маркус использует тончайшую резиновую нить черного цвета, производимую и продающуюся, кстати сказать, в Израиле. Она очень тонкая и эластичная, плюс цвет – ее невозможно заметить, что очень импонирует фокусникам и иллюзионистам всех мастей. В случае с гвоздикой, Маркус имел такую нить (в сжатом виде) на запястье, и когда он долго и довольно неуклюже уминал в ладони цветок, он подсовывал под нее стебель. Помогает она ему и в демонстрации «телекинеза», когда он «усилием воли» сдвигает с места вилку на столе...
В шоу Малахова Лиору Сушарду был обеспечен телемост с Кашпировским. И тот, среди прочего, похвастался Лиору, что водит дружбу с его соотечественником – со «знаменитым Рони Маркусом». Лиор, как человек воспитанный, лишь деликатно улыбнулся.
Другой типичный представитель менталистской братии Ури Геллер, тоже израильтянин, родившийся в 1946 г., в Тель-Авиве. Пик его популярности, постепенно сошедшей на нет, пришелся на вторую половину прошлого века. У себя на Родине Ури признания не получил – к нему там почему-то относились, мягко говоря, скептически. Более того, он вызывал у многих инстинктивную, неосознанную неприязнь, особенно у чернокожих, окрестивших его «воплощением зла белой расы», «заразой белого колдовства», вплоть до того, что они призывали покончить с ним физически.
Недооцененный соотечественниками, Ури отправился с гастролями в другие страны, и вскоре покорил всю Европу. Он демонстрировал свои возможности в области психокинеза и телепатии. Известность и славу ему принесли главным образом два его ключевых трюка: он останавливал или заставлял идти быстрее любые часы, включая знаменитый Биг Бен в Лондоне, и гнул направо-налево стальные ложки. Ури гнул и ломал их так усердно, что в 1975-м пересел на Кадиллак, снизу доверху украшенный пятью тысячами покалеченных ложек.
К тому времени Ури Геллер уже был популярен во всем мире, выступая во всевозможных телешоу в Европе, США, Японии, Австралии, Новой Зеландии. Смолоду он претендовал на роль личности исключительной, позиционирующей себя, как маг-волшебник, обладатель уникальных, таинственных свойств – писал книги, снимал о себе фильмы, помогал соответствующим компаниям искать под землей нефть и кимберлитовые трубки. (За такого рода услугу президент Мексики провозгласил его почетным гражданином своей страны.)
Многие пытались разоблачить Ури Геллера. Но особую въедливость проявили два мистификатора-профессионала, американец Джеймс Рэнди и россиянин Юрий Горный, не сомневавшиеся, что Ури – лишь ловкий и удачливый трюкач, не более того. И оба наглядно продемонстрировали это перед телекамерами, с легкостью воспроизведя все трюки мировой знаменитости, включая его коронный номер – сгибание ложек.
Джеймс Рэнди, в прошлом иллюзионист со сценическим псевдонимом Amazing Randi (Удивительный Рэнди), а ныне – разоблачитель коллег по ремеслу, взялся, вслед за Гарри Гудини, доказать, что никто из менталистов на самом деле не обладает пара-нормальными свойствами. Иными словами, что все они, вместе взятые, лишь дурят головы публике, выдавая фокусничество за чудеса. Он стал одним из основателей Комитета по научному расследованию подлинности паранормальных явлений и чудес.
Однажды Рэнди подучил телевизионщиков предложить Геллеру использовать на его телешоу не свой, а их реквизит (набор обычных ложек, запечатанных рисунков и т.п.) И маг-волшебник опростоволосился в эфире. Сославшись на то, что он-де не в той кондиции, Ури отказался от выступления.
Бедняга 20 раз прелюдно угрожал своему преследователю судебными взысканиями. Но так и не добился никакой компенсации за ущерб, нанесенный его имени, карьере и престижу. В конце-концов, уже на склоне лет (в 2007 году), после ряда срывов и разоблачений, он предпочел взять более скромное амплуа, заявив в интервью журналу «Мир магии»: «Я больше не буду говорить, что обладаю сверхъестественными возможностями. Я просто эстрадный иллюзионист. Все, что мне нужно – сделать качественное шоу.»
Рэнди выводил на чистую воду не только псевдоэкстрасенсов, но и тех, кто за их счет существовал – недобросовестных или некомпетентных «псевдоученых», а вместе с ними и расплодившиеся одно время в США, так называемые, «пси-лаборато-рии» по изучению явлений телепатии, телекинеза, ясновидения и т.п. В одну из таких лабораторий, получившую многомиллионный гранд, он подослал своих ребят, профессиональных иллюзионистов, и те без труда сумели убедить экспериментаторов в том, что обладают чудодейственными способностями. Разразился скандал, в результате которого были свёрнуты многие программы по финансированию исследований паранормальных явлений.
Сейчас Джеймсу Рэнди 86, но он все также настроен агрессивно, по-боевому. Он настолько, видимо, уверен в своей правоте, что не побоялся объявить через созданный им Фонд (Фонд Джеймса Рэнди) о награде в один миллион долларов тому, кто докажет в лабораторных условиях, под телекамерами и пристальным вниманием ученых-специалистов свои экстраординарные способности. Миллион пока так и лежит никем не выигранный. Кстати, Геллер был одним из первых, кому предложили заработать приз, но тот предпочел уклониться.
Рэнди утверждает, что ложки, манипуляциями с которыми щеголял по всему миру Геллер (и ему подобные иллюзионисты), не простые. Что они специально изготавливались по его заказу из особого легкоплавкого материала с быстрой проводимостью. Материал этот – нитинол, сплав титана и никеля – был изобретен в России в 30-х годах для космических целей и быстро был взят на вооружение фокусниками. Особенность его состоит в том, что он сохраняет память формы. Если нитиноловую деталь охладить, ее можно деформировать, но при нагреве она снова принимает первоначальную конфигурацию. Не потому ли «маги-лошкари», с легкостью гнущие столовые приборы «силой своей воли и разума», никогда не пытаются их выпрямить тем же волшебным образом?
«Геллер часто использовал в своих опытах ложки, шейка которых была сделана из такого металла, – рассказывает Юрий Горный. – Он даже открыл свой мини-завод по производству «особых» ложек. Как-то его продукция случайно попала в продажу, и покупатели были в шоке, когда в чае новые ложки вдруг начинали изгибаться дугой...»
Ложки, отлитые согнутыми или скрученными, перед выступлением выпрямля-ются, а на сцене при легком нагреве от рук, и даже – от дыхания, они принимают заданную им форму. Есть и другие способы продемонстрировать «психокинетическое воздействие» – ловкость рук, обман зрения, актерское мастерство иллюзиониста. (В интернете можно найти ролики, объясняющие, как это делается.)
Правда остается еще эффект сломанной на глазах у зрителя ложки. Вроде бы необъяснимо – для зрителя, но не для фокусника-профессионала. Для того, чтобы так эффектно отскочила ее головка, нужно перед началом представления шейку ложки несколько раз согнуть и выпрямить, доведя материал, из которого она сделана, до критического состояния – до образования трещин. Опытный фокусник чувствует, когда сгибание должно стать последним.
Что касается Юрия Горного (1941 г.р.), то и он личность широко известная, а для многих – загадочная. В Японии о нем сняли два документальных фильма с впечатляющими названиями: «Человек со взглядом Бога» и «Глаза японцев становятся шире от удивления». Его психологические опыты или этюды, как он их называет, действительно способны поразить. Причем то, что он творит на сцене, не врожденные его свойства, как у вундеркиндов, а результат целенаправленного саморазвития уже в зрелом возрасте. Если конечно сам Горный не лукавит. Ну разве может заурядный человек научить себя проделывать то, что демонстрирует Горный? Судите сами:
Он не только запоминает под диктовку до 30 номеров телефонов, расположение карт в трёх полных колодах, сотню музыкальных нот, 20 цифр, но и складывает, вычитает, возводит в степень и извлекает корень из многозначных чисел – в уме, быстрее калькулятора или ЭВМ. Он, похлеще Юлия Цезаря, способен одновременно делать до шести разных дел – например: играть на рояле, что-то писать, декламировать стихотворение, попутно подсчитывая количество букв в нём, и производить два независимых друг от друга математических действия. Он знает наизусть всю Большую Советскую Энциклопедию, хранит в памяти более двух тысяч стихотворений, и, не задумываясь, сообщит вам количество букв и знаков в любом отрывке.
И при этом Горный – кстати сказать, автор запущенного в обиход слова «экстрасенс» – не считает себя таковым, не видит в своих способностях ничего сверхестественного, заявляя, что многие его «этюды» – обыкновенные цирковые трюки. Например, его способность с «крепко-накрепко» завязанными глазами водить машину, воспроизводить рисунки, описывать внешность людей в зрительном зале объясняется очень просто: в своих многослойных заслонах (монеты на глазах, пластырь, черная повязка и черный мешок на голове) он ловко оставляет щелочку для подглядывания, а мешок сшит из полупрозрачного материала. Ну хорошо, а где спрятана «щелочка» в его вычислениях и уникальной памяти?
Юрий Горный настолько убежден, что никаких экстрасенсорных свойств в природе не существует, что объявил однажды Конкурс экстрасенсов, пообещав $10 000 тому, кто сумеет доказать свою исключительность, которую подтвердит возглавляемая им комиссия из известных учёных.
Ни один из участников конкурса так и не смог справиться с поставленными перед ним двумя, в общем-то элементарными для экстрасенса задачами – определить, какое вещество (бумага, металл, пластик, магнит и т. д.) находится в запечатанном конверте, и второе – определить пол, возраст, состояние здоровья человека, отгорожен-ного от испытуемого ширмой. Увы, обещанный приз, как и миллион Джеймса Рэнди, до сих пор на месте.
Почему-то если не все, то многие иллюзионисты, сами выступающие или выступавшие на сцене, считают своим долгом разоблачать собратьев по ремеслу, доказывая, что магии не существует в природе. Не стал исключением и советский иллюзионист Владимир Свечников (1949 г.р.) – фокусник-ветеран из Саратова, большой, самоуверенный толстяк. Он однозначно утверждает, что в ментализме никакими паранормальными чудесами даже не пахнет, что все это сплошные трюки, очень ловко продуманные и осуществляемые, и, по большому счету, ничем не отличающиеся от обычных фокусов.
Как водится у такого рода специалистов, умудренных многолетним опытом, амбиций и регалий у Свечникова вагон и маленькая тележка. Он – популяризатор и теоретик иллюзионного жанра и его «культурологических аспектов», обладатель многочисленных дипломов. А главное – единственный в мире доктор-профессор социологических наук, чья диссертация была посвящена анализу теоретических основ иллюзии и фокусов.
Свечников объясняет (вернее, не объясняет ничего): «Если эти номера выполняются опытным исполнителем, наблюдатели практически не могут объяснить виденного и однозначно приходят к выводу о паранормальности явления. Сомневаю-щиеся могут только предполагать, что явление иллюзорно, но, не зная самих приемов и средств, не способны ничего доказать... Трюки практически не поддаются разгадке логическим путем. Появляются все новые и новые приемы, использующие самые последние достижения наукоемких технологий». Отсюда вытекает, что ментализм однозначно следует относить не к демонстрации паранормальных свойств «магов-исполнителей», а к цирковому искусству фокусника-иллюзиониста.
В «фокусников-иллюзионистов» он записал и Вольфа Мессинга, доказывая, что «самая загадочная фигура ХХ века», знаменитый медиум, гипнотизер и телепат на самом деле таковым не являлся, что творить подобные «чудеса» может каждый. В подтверждение своих слов, Свечников научился всем «трюкам» Мессинга и начал выступать с ними на сцене. (Чтобы понять, что он, как артист оригинального жанра, из себя представляет, я просмотрела несколько видеоклипов с его выступлениями. Все они показались мне заурядными и легко распознаваемыми, а значит – плохо сделанными. И у меня пропал к нему интерес и доверие.)
Кстати, о Мессинге. Я не стану повторять то, что все о нем и так хорошо знают, расскажу только о «проклятии Мессинга». Снять о нем фильм или поставить пьесу пытались многие режиссеры, но все попытки заканчивались... трагичнее некуда. Вот тогда-то и заговорили о «проклятии Мессинга», хотя, казалось бы, за что ему карать людей, которые собирались еще больше прославить его, как личность уникальную. Не говоря уже о том, что именно в стране Советов он нашел защиту и признание, начиная с первого лица государства – Иосифа Сталина. И тем не менее факт остается фактом.
Известный драматург и сценарист Григорий Горин собрался поставить о Вольфе Мессинге пьесу, но через несколько дней после начала работы почувствовал себя так плохо (потерял сон и аппетит, плюс сердечные приступы, тревога, безотчетный страх), что предпочел отказаться от этой затеи.
А потом настала очередь киноварианта. За съемки телесериала «Вольф Мессинг: видевший сквозь время» взялись два неразлучных режиссера, много лет ра-ботающие в паре – двоюродные братья Валерий Усков и Владимир Краснопольский (однолетки 1933 г.р.). И тут, как с эпопеей экранизации «Мастера и Маргариты» Булгакова, начали происходить не странности даже, а кошмары. Не успели приступить к съемкам, как у Ускова неожиданно случился инфаркт.
Отправив коллегу в больницу, Краснопольский, не веривший в разного рода предзнаменования, решил продолжить съемки в одиночку, ведь идею снять фильм о Мессинге он вынашивал долгие годы, проштудировав всю, имеющуюся в наличии информацию о нем, все архивы. («Я считаю, что это дар, божественный дар. Ведь он сам говорил: Исследуйте мой мозг. Исследуйте! Что-то в нем не так.») Но на пути к осуществлению долгожданной цели снова встало препятствие – Краснопольского поразил микроинсульт, прямо за рулем машины. Все это надолго выбило обоих режиссеров из колеи, но не заставило отступиться.
Александр Алферов, актер и режиссер Московского государственного камерного театра, должен был сыграть эпизодическую роль персонажа, считавшего Мессинга ловким фокусником, то есть шарлатаном. Но в назначенный день съемок его так и не дождались – накануне вечером он скончался на сцене своего театра, во время спектакля.
Следом в мир иной отправился Роман Гречишкин, воплотивший на экране молодого Мессинга, так и не доиграв свою роль. Он был начинающим актером МХТа, учеником группы Князева, который и рекомендовал его на образ «себя в молодости». Гречишкину было 27 лет. Его (вместе с невестой) сбила на улице машина в самый разгар съемок. «Из-за смерти актера отменили съемки в Аргентине, – рассказывал Краснопольский. И добавил: – Как будто мистическая сила вмешалась!» (Выходит, поверил-таки.)
Среди членов съемочной группы началась тихая паника. Люди жаловались на недомогания, слабость, неизвестно откуда бравшиеся болезни. Начался отток сотрудников – у кого нервы не выдерживали, под любым предлогом покидали проект. Естественно, предрассудки производство сериала не остановили.
А беды продолжались. За время съемочного периода актер Алексей Петренко, сыгравший Сталина, потерял жену (скончавшуюся от рака).
Поначалу в роли зрелого Мессинга автор сценария, драматург Эдуард Володарский (1941-2012), видел только Александра Абдулова (1953-2008). Актеру эта идея пришлась по вкусу и он с энтузиазмом начал готовиться к роли. Увы… сняться не успел. Рак легких отнял у зрителя всеобщего любимца. И сразу все вспомнили, что и сам Мессинг скончался от отека легких.
Заменить Абдулова не побоялся актёр театра и кино, ректор Театрального института им. Щукина, Евгений Князев, не верящий ни в проклятия, ни в рок. И, как мы знаем, роль эта не только была благополучно им сыграна (если не считать, что он пару раз терял на съемочной площадке сознание, а к концу съемок признавался, что полностью обессилил), но и стала лучшей в его актерском послужном списке.
Конечно, все можно списать на случайное стечение обстоятельств, но эзотерики убеждены – да и сам Мессинг утверждал – что случайностей в жизни не бывает. Что касается Свечникова, он живет и здравствует по сей день – «проклятие» «самой загадочной фигуры ХХ века» не зацепило разоблачителя с того света. Может душа Мессинга не спешит обрести и там неудобное соседство?
Видимо из-за деятельности, развернутой такими энтузиастами, как Джеймс Рэнди, Юрий Горный, Владимир Свечников, эстрадные чудотворцы не хотят больше представляться всесильными волшебниками, по принципу – себе дороже, и, дабы избежать разоблачений и обвинений в шарлатанстве, скупо объявляют себя менталистами...
Фокусники, медиумы, маги приходят на сцену и сходят с нее – одни по возрас-ту, другие – до срока... если их не очень вежливо попросят уйти. Настало время новой звезды ментальной магии – Лиора Сушарда, молодого, обаятельного, располагающего к себе с первого взгляда. Уровень его выступлений настолько высок, что язык не повернется назвать его иллюзионистом. Все, что он делает, кажется фантастикой. Хотя делает он одно и то же в разных странах мира, на разных концертных, телевизионных и корпоративных площадках. И к тому же не выходит за рамки традиционного набора менталистских трюков. По логике вышеупомянутых разоблачителей, утверждающих, что если трюки не поддаются разгадке, это еще не повод причислять их к паранормальным явлениям, он такой же мистификатор.
Свой «менталистский обзор» я начала с него, с Лиора Сушарда, и им же хотела закончить – коротко, абзаца на два. Каюсь, не получилось. Меня, что называется, занесло. В первую очередь, наверное потому, что я безоговорочно поверила в его особый дар. Он показался мне настоящим. Я попыталась внимательно, с пристрастием понаблюдать за его руками на всех видеороликах, снятых о нем, включая обе передачи Малахова, и не нашла ни сучка, ни задоринки. Он работает безукоризненно.
Итак, Lior Suchard, еще один израильтянин. Ему 32 года. Он живет в Тель Авиве с женой и недавно родившимся сыном. Жена работала простой официанткой в ресторане, где он часто обедал. Там они и познакомились, когда ей было 19, долго встречались, а года два назад поженились, сыграв классическую еврейскую свадьбу.
Лиор с детства удивлял родителей своими необычными способностями. Уже в 3 года он освоил деление и вычитание, а к 6-и свободно умножал и делил трехзначные числа. Если это не ловкий пиар и родителям Лиора можно верить, то странности с мальчиком начались, когда он учился в первом классе. Во время обеда, на глазах у отца, матери и двух старших братьев, ложка, зажатая в руке ребенка, склонившегося над тарелкой супа, вдруг зашевелилась и начала плавно изгибаться в разные стороны. Один из его братьев как-то потерял ключи от дома или машины, нервничал, кричал. А маленький Лиор сосредоточился и спокойно подсказал брату место, где они лежали...
Повзрослев, он быстро обрел всемирную известность, как «оккультно одаренный феномен». И никто вроде бы не пытается уличить его в фокусничестве и шарлатанстве. Сам Лиор подтверждает: то, что он демонстрирует – не иллюзион, он воздействует на людей и предметы силой мысли. (Правда, другие «маги», как мы видели, тоже так утверждали – до поры до времени.)
Россияне о существовании Сушарда узнали совсем недавно, после того, как он дважды выступил на телешоу Андрея Малахова «Пусть говорят» – в двусмысленной передаче «С первым апреля!» и «Мысли вслух». А накануне Малахов написал нa Tweets: «В субботу будет бомба! Невероятное шоу! Не пропустите!» И не обманул. Израильский чародей ошеломил, очаровал, околдовал и заинтриговал всех – как участников передачи, так и телезрителей. То, что он демонстрировал, казалось сверхестественным, непостижимым.
Он гнул и ломал ложки, изящным взмахом рук заставлял лежащие на полу очки делать кульбит, читал чужие мысли и внушал свои, угадывал задуманное. Одним взглядом он искривляет даже ножку стеклянного бокала, что вообще не укладывается в голове. Под его воздействием стрелки часов (не в его руках, а в чужих!) останавливались или начинали вращаться в обратном направлении с бешеной скоростью. Чтобы увидеть это, крупнейшие акулы мирового бизнеса не жалеют своих часов, стоимостью десятки тысяч долларов, отдавая их ему «на растерзание».
С плотно завязанными глазами (на сей раз без подвоха и возможных щелочек для подглядывания) он угадал номер на денежной купюре, предоставленной кем-то из зрителей, а у Малахова – назвал вслух первые две цифры пин-кода его кредитной карточки и по-секрету, показывая только ему, дописал остальные цифры.
Приглашенная из программы «Голос. Дети» девочка лет девяти, Арина Данило-ва, по его просьбе, перемешала стопку газет под журнальным столиком, вытащила одну – «Комсомольскую правду», села рядом с ним на диван и начала листать страницы... (Еще до того, как она это сделала, Лиор, предупредив аудиторию, что не говорит и не читает по-русски, записал какое-то слово и отдал листок на хранение Малахову.) Девочка, поменяв несколько раз страницу, указала, наконец пальчиком на одно слово. Он попросил ее крупно написать его на мольберте. Слово сверили с тем, что заготовил Лиор. На его листке и на мольберте было крупно выведено (по-русски): «ПОГОДА».
Он попросил трех человек что-нибудь нарисовать, не показывая другим. Перед этим до лба каждого дотронулся рукой. Испытуемые сидели в разных концах зала. Лиор тоже нарисовал что-то и отложил. Когда рисунки были показаны, оказалось, что все, включая Лиора, изобразили парусник на воде. О чем это говорит? Он сумел внушить каждому, что именно тот должен нарисовать.
Один из его непременных номеров – угадывание имени первой возлюбленной (или возлюбленного) собеседника. Попадание стопроцентное, каким бы замысловатым имя не оказалось. Когда он в Штатах обратился к Ларри Кингу с тем же предложением, тот, не отрываясь от чашки чая, проворчал: «Тебе это не удастся». И ошибся. Лиор написал на листке «Голди» прежде, чем Кинг озвучил имя. Причем он, не хуже любой гадалки, может назвать имена не только прошлых, но и будущих возлюбленных и предсказать исход любого романа. Ясно, что без чтения мыслей и дара ясновидения такое не осуществишь. Чтобы установить телепатический контакт с подопытным, Лиор стремится посмотреть собеседнику в глаза, взять его за руку, подержать ладонь у его лба или затылка.
Известная телеведущая Лера Кудрявцева после общения с Сушардом рассказывала: «Мы все в шоке от него. У меня стресс. Так не бывает!!! Я загадала число (в уме) – он за 15 секунд нарисовал таблицу, в которой, если складывать числа по столбикам в разных направлениях, - (по вертикалям, горизонталям, диагоналям) - везде получалось именно МОЕ число!!!!» Актриса Наталья Бочкарева, не верившая в чудеса, провела с Лиором полчаса за столиком в ресторане тет-а-тет, после чего заявила: «У него какой-то супер мегаматематический мозг».
В интернете о нем можно прочесть отзывы, типа: «Лиор не просто телепат, он – необъяснимый феномен! Такие люди рождаются один на миллион.» «Лиор Сушард взбудоражил всю Россию своими невообразимыми способностями.» «Это одна из главных загадок века, которая сводит с ума, но непостижима ни для кого, даже для самого Сушарда.»
Делает он все свои номера играючи, со скоростью и изяществом фокусника. Вот что, повидимому, озадачивает больше всего. Он даже не пытается показать, что прикладывает какие-то усилия. К примеру, знаменитая на весь Советский Союз Нинель Кулагина, демонстрируя перед учеными телекинез (усилием воли она двигала по столу на несколько сантиметров легкие предметы), затрачивала столько энергии и усилий, что у нее поднималось давление, учащался пульс, а однажды даже случился инфаркт. Сушард же обладает, судя по его номерам, всеми свойствами одновременно – телепатией, телекинезом, ясновидением, гипнозом и, Бог знает, чем еще, и пользуется своим даром так же естественно, как простые смертные – зрением, слухом, обонянием.
Но то лишь видимость. Ведь Лиору, как человеку, выступающему перед публикой, нужно заботиться и о том, чтобы быть приятным, общительным, вызывать у зрителя только положительные эмоции. Он сам признается, что тратит на свои опыты много энергии и сильно устает: «Это очень тяжелый, изматывающий труд, забирающий очень много сил.» Поэтому, возвращаясь домой, он становится «самым обыкновенным человеком». К тому же одно из его правил – никогда не применять к близким свои магические приемы. Расслабляться ему помогает игра на гитаре или фортепьяно. И еще – любимая собака, огромная белоснежная псина (затрудняюсь сказать, какой породы), но очень красивая и игривая.
Вот что говорит он сам о себе: «Я не фокусник. Я работаю с мыслями. Можно сказать, что я манипулирую умами людей. Я влияю на их подсознание.» Похоже, он манипулирует не только умами. Его ставки в казино всегда выигрывали. Но это в прошлом. Теперь ему туда путь заказан – его имя занесено в черные списки всех казино мира.
Не имея собственного реквизита и ассистентов, он пользуется вещами зрителей – очками, часами, ложками... Да, даже ложки, по утверждениям ведущих, ему обеспечивает программа. Его жена смеясь рассказывала, что в пору ухаживания за ней Лиор испортил в ресторане столько ложек, что хозяин заведения в конце концов запретил ему появляться там.
Среди финансистов, бизнесменов, миллиардеров и российских олигархов он нарасхват. Многие из них верят, что Сушард лучше любого, даже самого мощного компьютера, может просчитать будущие операции в бизнесе, подсказав самый верный, самый выгодный вариант. С ним советуются крупнейшие финансисты из списка Forbes и голливудские звезды. Он – один из личных консультантов клана Родшильтов. А Билл Гейтс сам регулярно прилетает к Сушарду в Тель Авив.
Со свойственной ему легкостью он проделывает то, на что неспособна ни одна программа, просчитывающая движение акций на рынке. Он дает советы своим заказчикам, с кем стоит заключать сделки, а от кого лучше держаться подальше. («Я всегда безошибочно чувствую ложь. Благодаря моей способности видеть насквозь, я могу подсказывать другим людям, как поступить.»)
Несмотря на то, что Сушард живет в довольно скромной небольшой квартире, он давно уже один из самых богатых людей на планете. Вызывая его в разные концы света, ему оплачивают перелет первым классом и самые дорогие гостиницы, не говоря уже о самих услугах. И в Москву этой весной он прилетал не на передачу Малахова, а по приглашению российской элиты. Его время было расписано и щедро оплачено по минутам.
Известно, что колдуны, ведьмы, маги, чародеи, оракулы, провидцы, медиумы и пр. сопутствуют роду человеческому с самых давних времен, когда, возможно еще и деления на государства не было. Какое племя обходилось (или обходится) без своего шамана – сверхчеловека, обеспечивающего ему связь с миром богов, с миром мертвых, способного входить в контакт с самой Природой. А насколько даже шаманам это удается, остается на их совести. Ведь проверить-то их практически невозможно.
Но коли магия и потребность в ней живет тысячелетиями, значит она существует. Другое дело, что дается такой дар далеко не каждому, а обладать им хочется многим. Отсюда и шарлатанство, обман, уловки, ухищрения. Увы, шарлатан может наложить клеймо не только на самого себя, но и на магию, как явление, в целом. Да и что такое «магия» – скрытые возможности нашего подсознания, наверняка присущие каждому, но открывающиеся единицам – как дар или как результат целенаправленного самопознания.