Сирия-Украина - Византийский урок?

Бармин Виктор
                Сирия-Украина - Византийский урок?
                или
                Майдан-революции как предупреждение России.

                "Всегдашняя опасность для России - на Западе;
                не естественно ли ей искать и готовить себе
                союзников на Востоке? Если этим союзником
                захочет быть и мусульманство, тем лучше.
                Но если Турцию никогда сила Запада не допускала
                до этого союза, должна ли была Россия смиряться
                пред Западом?
                Россия думала найти естественных союзников в
                молодых христианских нациях Востока. Она поставила
                себе правилом: поддерживать и защищать гражданские
                права христиан и вместе с тем умерять по возмож-
                ности пыл их политических стремлений.
                Такова была разумная и умеренная деятельность
                официальной России на Востоке...
                У России особая политическая судьба... Интересы её
                носят какой-то НРАВСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР поддержки
                слабейшего, угнетенного...
                Греки жаловались на угнетение от турок - Россия
                защищала их; болгары жаловались на притеснения от
                греков - Россия защищала их. Даже в Индии, слышно,
                и мусульмане и индусы имеют предсказания в пользу
                уруса и против инглеза... Имя Белого царя, говорят,
                известно в Индии.
                Такова особая, любопытная политическая судьба этой
                "деспотической" России.
                ИНТЕРЕСЫ этой державы везде более или менее
                совпадают с ЖЕЛАНИЕМ слабейших...
                Это вовсе и не искусство, это исторический fatum"
                (К.Леонтьев / Январь, 1873, Царьград).

                "Не мир нанес удар Западу, а именно Запад
                нанес удар - и очень сильный -
                остальному миру; вот почему в
                названии этой книги слово "мир"
                поставлено на первое место..."
                (А.Дж. Тойнби "Мир и Запад", 1952г.).

                1.

                "Западный человек, который захочет разобраться в этой
                теме, должен будет хотя бы на несколько минут покинуть
                "свою кочку" и посмотреть на столкновение между
                остальным миром и Западом глазами огромного
                незападного большинства человечества. Как бы ни
                различались между собой народы мира по цвету кожи,
                языку, религии и степени цивилизованности, на вопрос
                западного исследователя об их отношении к Западу все -
                русские и мусульмане, идусы и китайцы, японцы и все
                остальные - ответят одинаково. Запад, скажут они, - 
                это архиагрессор современной эпохи, и у каждого
                найдется свой пример западной агрессии..."
                (А.Дж. Тойнби "Мир и Запад", 1952г.).

В 2008 году телеканал "Россия" показал и выпустил на дисках документальный фильм "ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. Византийский урок", автор сценария и ведущий которого архимандрид Тихон (Шевкунов).
Кто бы мог подумать и предсказать, что вИдение автора фильма ВСКОРЕ станет в некотором смысле пророческим, относительно недавних Событий в современном мире и в частности в таких странах как Сирия и Украина.
Если углубленно задуматься и воззреть на сюжет фильма и мысли автора, как и на ХРОНИКУ мировых событий последних лет и текущего 2014 года на Украине, то страшно поражаешься некоторым совпадениям в сей страшной и трагической истории.
И вот, всматриваясь в СОВПАДЕНИЯ Событий, как вместо введения в проблему, мне хочется сказать нечто словами Константина Леонтьева:

"Было время... я еще мечтал своими статьями сделать какую-то "пользу"... Теперь я разучился воображать себя очень нужным и полезным... Я постоянно оправдан позднейшими событиями, но не своевременной людскою догадкой...
"Провидению не угодно, чтобы предвидения уединенного (одинокого?) мыслителя расстраивали бы ход истории посредством ПРЕЖДЕВРЕМЕННОГО действия на слишком многие умы".
Вот почему, не обратись вы ко мне с вопросами, не пришло бы мне и в голову вернуться еще раз к этому, как мне казалось, уже исчерпанному мною вопросу о непонятном значении и ВРЕДНЫХ ПЛОДАХ той племенной политики, которую обыкновенно называют национальною...
Ясно вот что:
"Движение современного политического национализма есть не что иное, как видоизмененное только в приёмах распространение космополитической демократизации".
У многих вождей и участников этих движений 19 века цели действительно были национальные, обособляющие, иногда даже культурно-своеобразные, но результат до сих пор был у всех и везде один - космополитический.
Почему это так, не берусь еще сообразить...
Этот вопрос: почему? - вернее всего должен быть обращен к особой, не существующей, кажется, еще в отдельности науке, которою можно бы назвать социальною психологией. Я за подобное психологическое объяснение не берусь; я хочу здесь просто напомнить только в общих чертах, как все это происходило и происходит еще в наши дни.
Как это люди ищут одного, а находят постоянно совсем другое? Я намереваюсь начертить краткую политическую историю этого великого и почти всеобщего самообмана, но не берусь объяснять те внутренние душевные процессы - процессы, которые могли бы дать ключ к уразумению этой не только странной, но даже страшной истории. Для меня самого это остается самой таинственной психологическою загадкой, которую разрешат только время и упорная, свежая мысль.
Политические результаты видны. Течение событий ясно, хотя и весьма извилисто. ПРИЧИНЫ ЗАГАДОЧНЫ..."
(К.Леонтьев "Национальная политика как орудие всемирной революции. Письма к О.И.Фуделю").

Взирая на события в мире из глубины дня сегодняшнего, невольно задаешься вопросом: когда в 2010-2011 г.г. на Ближнем Востоке прокатилась серия социально-политических революций под лозунгом так называемой "арабской весны", когда в прошлом 2013 году в августе и сентябре в Сирии развязывалась кульминация боевых действий гражданской войны (при попытке участия в этой войне ВМС США), в результате которой, благодаря дипломатическим усилиям России, противоборствующие стороны удалось привести к "круглому столу переговоров", то ровно год назад в сентябре месяце кто бы мог подумать, что через каких-то пару месяцев на Украине начнут разворачиваться подобные и еще даже худжие сценарии событий, чем, например, в Сирии с развязыванием революции и кровавой гражданской войны? Если бы кто-то сказал в сентябре прошлого года, что на Украине вскоре будет еще хуже, чем в Сирии, то этого человека признали бы, мягко говоря, странным и чудоковатым. Сегодня же многие люди и не только в России, но и по всему миру, не только в недоумении, но и прямо в некотором замешательстве от последних событий происходящего. И это замешательство возможно сопоставить в психологическом плане с тем, если б например ученые сделали сенсационное открытие, что на Марсе обнаружены живые существа, как люди, и что эти марсиане в феврале 2014 года захватили Киев и распространили по всей Украине невиданную и неизведанную до сих пор науке заразу в виде массового самообмана и сумасшествия, как сумасшествия под названием нацисткой идеологии. Но реальность от фантастики еще оказывается страшнее в том, что вместо марсиан оказываются обычные украинцы, граждане Украины, которые некогда жили мирно и дружно в одной стране со многими народами (СССР) и у которых внезапно неизвестно по какой причине произошли некоторые видоизменения в сознании или массовый психоз под названием "евроинтеграция", как и одновременно в виде национальной исключительности и обособленности. Если посмотреть со стороны на произошедшее на Украине на Майдане, как со стороны человека-гражданина Миров во Вселенной, то сей человек описал бы так: "марсиане захватили Украину на Земле и решили устроить на отдельной территории Земли марсианскую республику, отгороженную и обособленную от всех жителей Земли, включая свои обособленные СМИ от всего мира и устройство государства, более похожее на расстройство и хаос, ничему и никому не обязывающее".
Другими словами, в какой-то короткий промежуток времени Украина превратилась в точку "перевертыша миров", "миры древние и новейшие" перевернулись и во времени и в пространстве. И никому во всем Мире непонятно: почему как зачем и для чего что-то происходит? Но...
Но, остановившись и замерев в точке, поражаешься некоторому совпадению того, что было, с тем, что происходит; поражаешься совпадению событий в здесь и сейчас.
В некотором смысле, события, которые происходят на Украине в последние времена, опережают как бы в кривом зеркале те события, что происходили и происходят в Сирии: если сегодня Сирии и Ираку, как государству, угрожают радикально-религиозно фанатичные движения, то Украину в Киеве уже захватили почти подобные радикальные неонацисткие движения с закваской радикально-религиозной и одновременно либерально-космополитической. Парадоксально, как ни странно, но факт.
И как такое химерическое сращение могло произойти на почве Украины, то об этом в виде исторических уроков и сопоставлений рассказано в фильме автора архимандрида Тихона "ГИБЕЛЬ ИМПЕРИИ. Византийский урок".

И, по-моему, самый главный исторический урок, который оставила потомкам Византия, - это ПРЕДАТЕЛЬСТВО и продажность, с одной стороны, некоторых эгоистично-заинтересованных гос.чиновников и гос.деятелей, как и олигархов, с другой стороны, ОБМАН и предательство со стороны Запада. Когда вместо обещанного земного "мульти-рая" на поверку оказывается и оборачивается страшная реальность у разбитого корыта, с опустошенной казной и утраченными драгоценностями, но самое главное - страна, в которой души людей опустошены и обкрадены. Примеры? Сегодня в исторических музеях стран западной Европы европейцы любуются историческими предметами, как "скифские золотые изделия". И скорее всего эти исторические изделия осядут на Западе или будут предметом политического торга.
ЧтО вышло? Скифское золото на Западе, а разрушенные города и очумевший от жестокостей войны народ на юго-востоке Украины. Вот страшная и жестокая реальность, как "Византийский УРОК по-украински или по-киевски", и как УРОК и предупреждение России и для России.

                2.

И есть еще некоторые исторические сопоставления, но пока ограничимся сопоставлением воззрений разных мыслителей.       

"Не мир нанес удар Западу, а именно Запад нанес удар - и очень сильный - остальному миру; вот почему в названии этой книги слово "мир" поставлено на первое место...

Если мы посмотрим на столкновение между Россией и Западом глазами историка, а не журналиста, то увидим, что буквально целые столетия вплоть до 1945 года у русских были все основания глядеть на Запад с не меньшим подозрением, чем мы сегодня смотрим на Россию.
За последние несколько веков угроза России со стороны Запада, ставшая с 13-го века хронической, только усиливалась с развитием на Западе технической революции, и следует признать, что однажды, разразившись, эта революция не проявляет до сих пор никаких признаков спада..." (А.Дж. Тойнби "Мир и Запад").

"...Разве смотрела когда Европа на русских доверчиво, разве может она смотреть на нас когда-нибудь доверчиво и не враждебно?.." (Ф.М.Достоевский "Дневник писателя").

"Не самой Турции, не султану Россия была и должна быть враждебна; она была и должна быть враждебна западным интригам, которые до сих пор так беспрепятственно разыгрывались в недрах организма Турецкой империи, - организма сложного и потрясенного развитием новых, посторонних исламу народностей..."
                (К.Леонтьев / Январь, 1873, Царьград).

"...Подвоз патронов в турецкую армию из Англии и Америки колоссальный; достоверно теперь вполне, что турецкий солдат в Плевно тратит в день иной раз по 500 патронов; ни средств, ни денег не могло быть у турок, чтобы так вооружить армию. Присутствие англичан и их денег в теперешней войне несомненно. Ихние пароходы доставляют оружие и все необходимое. А у нас иные газеты наши кричат из "деликатности": "Ах, не говорите этого, пусть мы не видим, пусть мы не слышим, а то просвещенные мореплаватели рассердятся и тогда...".
Да что же тогда? Чего вы трусите? Много бы можно еще прибавить не тему о "деликатности"..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).

"...И заметьте еще (это очень важно), это не граф Биконсфильд - говорит: тот может выразить такие же разбойничьи и зверские убеждения, принужденный к тому политикой, "английскими интересами", а ведь Форбес - частный человек, не государственный, на которого соблюдение интересов Англии во что бы ни стало и чего бы ни стоило не возложено, да еще человек-то какой: честный, талантливый, правдивый, гуманный, по прежним письмам своим. Тут именно, именно причиною какая-то западно-европейская гадливость ко всему, что носит имя славянства. Этих болгар можно заварить кипятком, как гнезда клопов в старушечьих деревянных кроватях! Нет ли тут именно какого-нибудь инстинкта, предчувствия, что все эти славянские восточные племена, освободясь, займут когда-нибудь огромную роль в новом грядущем человечестве, вместо сбившейся с правого пути старой цивилизации, и станут на её место? Сознательно западные люди, конечно, это не могут теперь представить и допустить даже, точно так же как нельзя им представить гнезда клопов - за что-то высшее и грядущее сменить их. Но тут Россия, тут, очевидно, поднята идея совершенно новая, всем на соблазн, на гнев и удивление, тут показалось уже знамя будущего, а так как Россия не "гнездо клопов", как для них болгары, а гигант и сила, не признать которую невозможно, и так как Россия тоже славянская нация, то как, должно быть, эти западные люди ненавидят теперь и Россию в сердцах своих даже инстинктивно, безотчетно, радуясь всякому её неуспеху и всякой беде её! Именно тут инстинкт, ТУТ ПРЕДЧУВСТВИЕ БУДУЩЕГО..." (Ф.М. Достоевский "Дневник писателя" (1877)).

"Относительно византийской истории надо заметить еще следующее. В нашей образованной публике распространены о Византии самые превратные или, лучше сказать, самые вздорные, односторонние или поверхностные понятия. Наша историческая наука была до последнего времени незрела и лишена самобытности. Западные писатели почти все долго страдали (иногда и бессознательным) пристрастием или к республиканству, или к феодализму, или к католичеству и протестанству, и потому Византия самодержавная, православная и вовсе уже не феодальная не могла внушать им ни в чем ни малейшего сочувствия...
Византия представляется чем-то (скажем просто, как говорится иногда в словесных беседах) сухим, скучным, поповским, и не только скучным, но даже чем-то жалким и подлым.
Между павшим языческим Римом и эпохой европейского Возрождения обыкновенно представляется какая-то зияющая темная пропасть варварства...
Предисловие к одной из книг Амедия Тьерри "Последние времена Западной Империи" содержит в себе прекрасно выраженные жалобы на пренебрежение западных писателей к византийской истории. Он приписывает, между прочим, много важности пустой игре слов ("Нижняя империя", империя низкая, презренная) и называет летописца, который первый разделил римскую историю на историю Верхней (итальянской) и Нижней (греческой) империей, летописцем неудачливым, неловким, несчастным.
"Не надо забывать, - говорит Тьерри, - что именно Византия дала человечеству совершеннейший в мире религиозный закон - христианство. Византия распространила христианство; она дала ему единство и веру".
"И между гражданами Византийской империи, - говорит он далее, - были люди, которыми могли бы гордиться все эпохи, всякое общество!"..."
                (К.Леонтьев "Византизм и Славянство").

"...Вот как говорит, например, англичанин Гладстон о теперешней русской войне с Турцией:
"Что бы ни говорили о некоторых других главах русской истории, освобождением многих миллионов порабощенных народов от жестокого и унизительного ига Россия окажет человечеству одну из самых блестящих услуг, какие только помнит история, услугу, которая никогда не изгладится из благородной памяти народов".
Как вы думаете, откровенно спрашивая, мог ли бы произнести такие слова русский европеец? Да никогда в жизни! Он проглотил бы язык свой прежде, чем это произнести; он от деликатности не то что перед Европой, а перед самим собой покраснеет, если только услышит это или прочтет по-русски и у русского. Помилуйте, да как мы смеем в калашный ряд! И "для всего человечества" - это мы-то, русские! Да мы еще рылом не вышли для этого, у нас еще рожа крива, чтоб "освобождать человечество".
И при этом все нелиберальные такие мысли: "Россия освобождает народы" - какая нелиберальная мысль!
Вот искреннее мнение русского европейца чистого типа, и он отрубит себе сначала пальцы, чем напишет то же, что и Гладстон. "Гладстону-де можно, пожалуй, так сочинять; он или не понимает ничего в России, или себе на уме сочиняет, для дальнейших целей" - вот что думает европеец. А иные из них, подобрее и погорячее, тут же, пожалуй, прибавят про себя не без гордости:
"А ведь мы, русские европейцы, пожалуй что и либеральнее европейских-то европейцев, дальше пошли: кто у нас из трезвых умов заикнется теперь об каком-то "освобождении народов"? Вот ретроградство-то! И Гладстон такие вещи говорит не стыдясь!"
Как это все назвать, господа? Лакейством или деликатностью перед Европой?.."
                (Ф.М.Достоевский "Дневник писателя").

Сегодня некоторые писатели предпочитают сопоставлять Византию и Россию, как в виде исторических уроков.
Но возникает вопрос: а чтО если воззреть на современную Украину, как и Сирию, и увидеть в последних событиях на Украине ВИЗАНТИЙСКИЙ УРОК, как Урок показанный свыше России, как тО, чего никак и никогда нельзя творить с Родиной и опускаться нравственно в эспериментах над своим народом и народами.

И действительно, Украина-2014 и Майдан-революции - это ВИЗАНТИЙСКИЙ УРОК, наглядно и провидчески продемонстрированный России, как доказательство исторических УРОКОВ от противного. 

(Продолжение следует...)


               
               (11 сентября 2014г.)