Из Детского дневника

Юрий Анников 2
                (Часть жизни вместе с детьми)

В какой период наша жизнь наиболее заполнена? Всесторонне заполнена!
Время поиска своей половины и любви? Да, эту её часть можно назвать самой яркой, поэтической, временем протуберанцев чувства. Но период ПОСТОЯННОГО мощного ГОРЕНИЯ, заполненного главным делом нашей жизни – это время совместного жития со своими детьми, время их ВОСПИТАНИЯ.

В прошлые времена «воспитывать» было некогда. Требовалось «всего лишь» ПРАВЕДНО жить рядом с детьми. Только старые родители (бабушки и дедушки) окутывали детей ласковой долей воспитания, погружая их в мир сказок и фантазий.
Теперь жизнь изменилась. Выживать стало легче. В погоне за этой лёгкостью праведность иногда подменяется приспособленчеством. Старые родители живут отдельно...
И ничего, дети вырастают! Но кем они становятся?! Значит…

И приходит понимание, что в наше время естественность наполнения дела воспитания требует от родителей сначала ЛЮБВИ. Потом ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТИ! Потом… УМА. И т.д.
Вот почему ГЛАВНОЕ ДЕЛО жизни обычного человека – это дело воспитания детей!

Освоение детьми разговорной речи это, возможно, их ЯЗЫЧЕСКИЙ ПЕРИОД проникновения в ту суть, что делает ребёнка частью своего народа?! А детское словотворчество, наверняка, – начальный этап творческого отношения к жизни.

Корней Иванович Чуковский в своей книге «От двух до пяти» открыл нам естественную простоту видения всего окружения детскими глазами. Даже если это нас смешит, то как-то по-хорошему, а иногда заставляет вдумываться в разницу нашего и детского мировосприятия.

Когда я начал свой «Детский дневник», я не очень задумывался о важности этого ДЕЛА. Главным примером, пожалуй, был урок К.И. Чуковского. Он был подхвачен многими любящими родителями.
Но постепенно характер записей в этом дневнике менялся.

Прошу читателя простить меня за слишком серьёзное вступление. Но куда деться от возрастного желания обобщать и делать выводы.

                * * *

Итак, кое-что из моего «детского дневника» растущих дочек Наташи и Гали.
Наташа на два с половиной года старше Гали.  Время – 70-е и 80-е годы прошлого века.

10.08.80. (Наташе шесть лет, Гале – четыре).
Стараясь приучить девчонок бережному отношению к растениям, я убеждал их не отрывать листья с деревьев, по возможности не рвать цветы, особенно, когда их мало. Любуйтесь, гладьте, нюхайте, но не рвите! (Особенно, в астраханской полупустыне!) Да и у самого необычно теплеет на душе, когда видишь нежное детское прикосновение к цветку!

Вышли погулять во дворе. В небольших палисадниках кое-где цвели одуванчики.
Желая во всём быть быстрее и ловчее младшей сестрёнки, Ната подбегала к цветам,  быстро косалась носом к каждому цветочку, и пока Галя-капуша не завершила ту же самую операцию, победно похвалилась мне: "А я, папа, уже все цветы ИЗНЮХАЛА!"
Филолога, наверно, такое необычное слово привело бы в заинтересованное состояние.

И ещё. Интересно – желание растущих малышей УТВЕРЖДАТЬСЯ, сравнивая себя с младшими по возрасту. «Я – старше! Значит, лучше!» Проходит лет двадцать, и у девушек происходит «переполюсовка» возрастных ценностей: «коне-е-чно, она моложе!»


Наташе 6,5 лет.
Помогает мне монтировать железную этажерку. Очень нравится ей накручивать блестящие гаечки на болтики.
Я бормочу: "Тише, тише: кот на крыше, а котята ещё выше..." Наташу заинтересовала эта информация о милых её сердечку котятах, и она спросила:
- Папа, что ли котята на антенне?

Наташе 10 лет.
По телевизору - ритмическая гимнастика. Ната по совету мамы повторяет телодвижения девушек-гимнасток. Прошло минут десять довольно активных "скачек". Мама забеспокоилась: "Хватит, доча, а то сердечко будет сильно биться!"
- Ну и пусть бьётся! (Мол, какое мне до него дело!) Ха-ха!

Лет в одиннадцать.
- Папа, у тараканов есть уши?
- ???
- Если бы у них были уши, то вон тот, рыжий, что лазит за прозрачной шкалой радиоприёмника, давно бы оглох?!


Теперь о Гале. Первым её подвигом было рождение ; наперекор явному папиному и тайному маминому желанию произвести на свет сына. Мама даже разревелась, когда ей объявили: "Дочка у тебя!"
Папа тоже на минуту опешил, но быстро опомнился и пошёл поздравлять и успокоить супругу.

В связи с такой родительской реакцией перед первым сосанием Галя очень строго рассматривала маму.
И вообще, строгость и серьёзность взгляда были характерны с первых дней её жизни. Именно не бессмысленный, а строгий взгляд! Может быть, за этим внешним выражением скрывалась такая же бессмыслица, что и у всех младенцев. Тем не менее, - это было!

Уже сейчас, набирая этот текст, я подумал: а не вглядывался ли этими глазами в нас, родителей, Создатель, выясняя причину нашего "разочарования". Мол, если вы недовольны рождением дочки по своей глупости, которая со временем уступит место благодарности, то - можно вас простить, а вот если не пройдёт…


12.03.77.  Весь февраль я был в Москве на курсах повышения. Очень скучал по дочке и по маме… (Но речь здесь не о папиных подвигах!). Все ждали, отвыкнет или нет 6-месячная дочь от папы за месяц…
Встретила малышка папу беззвучной улыбкой с разинутым до ушей ртом!! Рада была очень! И я окончательно понял, зачем отцам нужны дочки!

Удивляла ещё одна непонятная, но чётко проявляемая особенность: Галя очень любила Луну. Однажды я дал одновременное задание обоим дочкам найти в небе Луну. Днём. Галинка нашла первой, причём, почти сходу!


В 3 года. Попросила лист бумаги и краски. Притихла. Потом идёт похвалиться: "Ох, как красиво нарисовала. Даже сама испачкалась!"

Гуляя во дворе, впервые увидела, как пёсик-болонка приподнял заднюю ногу.
- Смотри, папа, что ли собачка в цирке работает?!


Гале годика три. Лето.
Мы едем с ней в трамвае. Она сидит у меня на коленях.
Вдруг водитель трамвая (женщина) что-то объявила в микрофон. Один из репродукторов оказался над нашей головой. Я решил пошутить над малышкой:
- Галя! Где тётя, которая говорит? На крыше: что ли? 
Ребёнок секунды три подумал и выдал:
- Тётя в токе!
Я - электрик по образованию, профессионал-релейщик – не смог бы ответить на этот вопрос так КОРОТКО И ПРОСТО! И возникло впечатление, что в ответ на моё желание подтрунить над ребёнком, в его уста кто-то вложил слова, и пошутил со мной!


В возрасте четырёх лет Галинка и шестилетняя Наташа оказались на море (район Сочи). Все было непривычно, но очень интересно. Из воды не вытащишь, хотя она и не очень тёплая. Да и немножко страшно, визжим. Я взял Галю на руки, что бы немного успокоить и согреть.
- Ну что ты трясёшься, доча, я же держу тебя!
- Это не я трясусь, это мои зубы трясутся!


Сентябрь 1980 г.
Приехали с моря, где Наташа много купалась, научилась "плавать с кругом", ну и (между удачными попытками) наглоталась морской водицы.
Привезли домой десятка два красивых камушков с пляжа.
Я взял стеклянную банку, высыпал туда собранную красоту, налил воды.
Наташа смотрела, смотрела на эту возню, и когда я сказал, что это будет у нас "кусочек моря" на память, решительно потребовала:
- И насыпь туда две ложки соли!!


                * * *

- Папа! Сказку! – радостно просила моя маленькая доча, когда её укладывали спать. Мол: я весь день слушалась, и заслужила последнюю радость на сегодня!
Разве откажешь!
Ко всему прочему, я понимал, что это – чуть таинственное завершение дня – формирует внутренние качества ребёнка. А поэтому сказка должна быть доброй, учить хорошему, вселять радость, надежды.
Без сказок Х. Андерсена в таком деле не обойдёшься! Но как объяснить ребёнку, почему Дюймовочку назвали таким именем, кто такие «эльфы»…
В общем, пришлось кое-что переделать на «наш» язык и на детский лад. Посмотрите. http://www.proza.ru/2010/08/24/334  Может быть, и вашему ребёнку так будет понятнее.

Но главная моя заслуга была не в отсутствии лени при этом, и даже не в наличии фантазии, которую надо было проявлять по заказу: "Расскажи нам сегодня про…" ; и шло перечисление. Чаще требовали про животных, а среди них первыми были Зайка и Волк!
Главной моей заслугой оказался невольный защитный приём. Однажды, "на выдохе" придумок, я легонько схитрил: "А почему я всегда рассказываю, а вы ; нет? Давайте так: сначала (первую серию) рассказываете вы, а я уже буду заканчивать". Наташа быстро почувствовала, что я легонько хитрю, и мы вдвоём "спихнули" на Галю "первые серии".

Когда Наташа была уже в первом классе, именно Галя – дошкольница – рассказывала старшей сестре сказки. Выдумывала их сходу экспромтом. А у Наты с пересказом было . плоховато. Конечно, в таких Галиных выдумках самым ценным было умение быстро увязать начальный замысел с последующим развитием сюжета. Пусть «понарошку», но связь должна оставаться! Приходилось «по ходу дела» как-то помогать, иногда хвалить за неожиданные придумки, поправлять слова, ударения в них… короче, папе приходилось быть активным слушателем. Кто-то будто улыбался: мол, воспитателю нельзя перекладывать ответственность на других!

И ответственность ПРОРОСЛА! «Фантазии понарошку» обрели форму. С юности Галя стала писать стихи, потом, не зная нотной грамоты, с помощью любящего мужа научилась петь, сочинять тексты на его музыку, а теперь сочиняет и свою музыку!

(Правда, надо добавить, что кроме развития «сказочной фантазии», я старался к их дням рождения сочинять простенькие стихи. Вот, например, к десятилетию:

Десять зим и десять лет видит Галя белый свет.
Только в сто и в тыщу лет юбилей "круглее".
Но дожить до этих лет … несколько труднее.

(Да, в детстве границы жизни туманны и беспредельны!)


Ещё одной радостью были совместные прогулки. Перед этим спрашивал:
- Мы не забыли взять с собой остатки еды для птичек, кошечек-собачек?
(Почему дети любят всякую живность? Не потому ли, что … при встрече пересекаются ВЗОРЫ разных форм жизни в ЖИЗНИ общей!)


Галя во втором классе.
Утро. По радио музыка.
- Галя, это вальс. Давай потанцуем?
- Ты что, папа! Я ещё колготки не надела! (Женская суть уже проявляется!)

25.02.85.
Ученицы корпят над домашними заданиями. Никак не могу выгнать их погулять: погода стоит по-зимнему чудная!
Но, наконец, ушли.
А у нас с ними договорённость: чтобы не кричать на весь двор, смотрите: как повешу газету на бельевую верёвку балкона, - значит, гулять хватит. И поступила команда "Домой".
Вот и на этот раз: еле выгнал, а с улицы не дождёшься. Пришлось вывешивать газету.
Минут через десять стучат. Открываю. Стоят в коридоре, но не заходят.
Клянчат: "Ещё немножко погуля-а-ем?"
- Ну ладно, минут десять, не больше!
Сразу глаза засверкали, пятки тоже. Но на ходу крикнули: "Папа, ты только сними газету!"
Психологически, видишь ли, она на них давит!!


Урок словесности.
Галя (как и я) часто делает ошибки при написании некоторых слов.
Сидим все вместе за обеденным столом. Обед заканчивается. Я решил провести устный урок, заставляя Галю по буквам произносить разные слова. Дошло дело до слова "мороженое". Одно "н" или два?
- Запомни, говорю я, - сразу два мороженых я вам никогда не разрешаю есть. Значит, и "н" - одно!
- А то от двух мороженых у нас сразу два горла заболят! - вставила  Галя.
- И сразу двумя гриппами! - поставила точку Наташа.

17.03.85.
Общеизвестно, что дети - талантливые лингвисты.
Спрашиваю у Гали, когда лучше нам с мамой пойти в кино: в 15 или 17 часов? 
- Берите билеты на 5 часов вечера. В это время у нас с Наташей самая "баловня"!


08.04.85.
Купили сазана. Я разделал его и сварил уху. Галя с удовольствием поела раз. Часа через три ; второй заход. Вышла из-за стола, отдуваясь, и выдала фразу:
- Ох, и распузастилась я!


Как-то однажды…
Я держу Галю на коленях и грусно-ласково говорит ей:
- Вот подрастёшь, и уже нельзя будет подержать тебя на коленях…
- Да-а-а! А мама тоже сидела у тебя на коленях!
- Это когда!?
- А тогда, на старой квартире!
Гале в то время было 5 лет. Заметила и запомнила! 


20.05.85.
Идём с Галей по городу. Видим, как голубь крутится вокруг голубки и воркует, воркует!
- Папа, что он говорит?
- Наверно, примерно так: «Посмотри на меня, какой я ловкий, красивый. Полюби меня, полюби меня!» А вот она почему-то молчит?
- Стесняется! - убеждённо ответила второклассница.


17.01.87.
Балуясь, я иногда "корчил рожи", каждый раз удивляясь абсолютной непосредственности, с которой у Гали проявлялась восторженная реакция в ответ на эту неприкрытую клоунаду. А ведь ей почти 10 с половинкой!
Сегодня по какому-то поводу я изобразил гримасу боли, дополняя её столь же неприкрытым озвучиванием: "Ой-ой-ой!"
Галя опять заохала - застонала и выдала:
- Папа, когда ты так делаешь, мне тебя ужасно жалко!
Жалейка!!


31.12.87.
После работы в завершающий день года в нашем учреждении состоялся новогодний капустник.  "Общее умиление при коллективном впадении в детство!" ; так я сформулировал для себя происходящее, и почти сразу ушёл домой.
Но запомнилась одна загадка: "Что по краям холодное, а в середине ; жаркое?" Ответ: календарь (его начало и конец – зимнее время).
Пришёл домой и загадал эту загадку девчонкам. Их процесс отгадывания оказался интереснее самой загадки.
Галя почти сразу предложила - земной шар! (Наверно, в школе в это время изучали строение нашей планеты).
Мне пришлось уточнить, что загадка новогодняя.
- Тогда - печка!
- Я же говорю: загадка на новогоднюю тему!
- Ну и что? А в печке новогодний торт!
- Не хулиганить!
- Может, Дед Мороз?
- Не понял. Что у него внутри горячее?
- Как что? Сердце! Он же добрый!

Наконец, в борьбу вступила Наташа:
- Дракон!! (1988 был годом дракона)
- Да?!  Но отгадка, всё-таки не такая…

А, впрочем, их отгадки (дед Мороз и Дракон) оказались даже красивее номинального ответа!


В заключение расскажу один знаменательный эпизод.

Однажды, гуляя невдалеке от дома, шестилетняя Галя, переступая по временным настилам через разрытую дорогу, спросила:
- А почему здесь набросали землю, и стало грязно?
- А это, доча, так работают троечники! Они привыкли в школе получать одни тройки. Вот и работать хорошо не научились! Лишь бы так, на троечку!

Сказал и забыл. А ребёнок эти слова запомнил.
Однажды, года через три, когда я просматривал её дневник, в шутку выразил неудовольствие:
- Всё четвёрки, да пятёрки… Хоть бы одна троечка «завалялась»!
- Ага! Помнишь, ты рассказывал, как работают бывшие троечники?!


На этом закончу. И подведу итоги моего главного дела жизни.

Школу Галя окончила с серебряной медалью. Обучаясь в институте, получала губернаторскую стипендию. Потом – «красный» диплом. И работать привыкла ответственно. В наше время иногда это мешает. Но времена меняются. У Гали растёт дочь – моя внуча!
У Наташи юность прошла сумбурно. Лишь потом «взялась за ум», и недавно окончила вуз. Тоже с красным дипломом. Зато, у неё растут два сына!

Многое в «Детском дневнике» интересно, лишь как семейная история восхождения по жизни вместе со своими детьми. Иногда – как способ избегать ошибок в будущем.
Например, был у детей трудный период переходного возраста. От взрослых он требует умения сдерживаться. Что для меня было очень не просто…

Но, в любом случае, явно одно: нельзя лениться, делая главное дело жизни.
Так что записывайте свою семейную историю! Для внуков… Переход из детства во взрослость, наверняка, облегчается при использовании опыта поколений.