18. Создатели картинной галереи Дома учёных

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: На открытии Картинной галереи и экспозиции картин из коллекции А.С. Жигалко. Выступает член-корр. А.А. Ляпунов (слева), справа от него у стены М.С. Качан, второй справа Р.Г. Яновский, секретарь райкома КПСС по идеологии.


Итак, картинная галерея открыта. Первым поздравил меня Миша Макаренко, а я поздравил его. Потом мы оказались в объятиях Володи Немровского. Мы окружили Александра Семёновича Жигалко и поздравили его с тем, что наконец его коллекция стала доступна людям, а его имя всегда будет неразрывно связано с коллекцией, которую он собрал.

Вокруг нас собрались люди, - мы были именинниками. Это были счастливые минуты, - завершилось дело, которое я считал важнейшим в последний год. Завершилось успешно.

Я верил, что картинной галерее предназначена долгая жизнь. Ради такого дела стоило жить. Ещё раз назову создателей картинной галереи:

Александр Семёнович Жигалко положил начало - своим даром, и неважно, что он его потом забрал обратно, - я об этом ещё расскажу.

Михаил Янович Макаренко фактический директор картинной галереи. Его трудами подготовлена выставка Жигалко, положившая главный камень в основание картинной галереи. Но его заслуга ещё и в том, что впоследствии за один единственный год он прославил никому не известную самозванную картинную галерею, проведя выставки художников Грицюка, Фалька, Гриневича, Филонова, Эль Лисицкого, Шемякина и пытался организовать выставку Марка Шагала.

Владимир Иванович Немировский - директор Дома учёных оказывал всяческое содействие в организации выставок. я снова прочёл "оказывал всяческое содействие" и понял, что сказать это - значит ничего не сказать. При нём открылась картинная галерея, прошли выставки Грицюка, Фплька и открылась выставка Гриневича. Я не уверен, что при другом директоре эти выставки могли бы состояться.

Моя заслуга - инициатива в создании картинной галереи и постоянная поддержка. Все согласования с теми, от кого зависело быть картинной галерее или не быть. Вплоть до ноября 1967 года мне пришлось доказывать целесообразность проведения каждой выставки. За нами зорко следили. Среди собравшихся на открытие картинной галереи был и секретарь райкома по идеологии Р.Г. Яновский. Посещал он и каждую последующую выставку. Мне приходилось иметь с ним беседы и до, и после каждой выставки. Трудные беседы. Впоследствии он считал только меня ответственным за парад русского авнгарда, который был устроен в Картинной галерее Дома учёных.

И не могу не вспомнить заместителя председателя СО АН Л.Г. Лаврова и начальника Медсанотдела СО АН Н.В. Чепурную, которые встретилтсь с А.С. Жигалко в Москве, когда он искал пристанище для своей коллекции, а потом рассказали мне о нём, его коллекции и его поиске.

Выставка Грицюка прошла до открытия Картинной галереи. Это ничуть не умаляет её значения, - мы показали выставкой его работ, в каком направлении мы пойдём. Грицюк был первым художником в Доме ученых со своей персональной выставкой (декабрь 1966г.) в ряду остальных, прошедших уже в 1967 году.

Но именно коллекция А.С. Жигалко сделала картинную галерею. Как бы Макаренко ни относился к Жигалко и его коллекции, он свою работу сделал быстро и качественно. Владимир Иванович Немировский по моей просьбе объявил ему и Славе Родионову благодарность в приказе по Дому ученых и премировал денежной премией.

А мы начали готовить выставку Роберта Фалька.

Продолжение следует: