Сынуля

Олег Маляренко
      Федя приготовил ужин, красиво сервировал стол, достал из холодильника запотевшую бутылку вина, но к еде не притронулся. С минуты на минуту должна появиться его новая любовница Люся, хотя уже и могла придти. Зазвонил телефон. Мужчина взял трубку и услышал незнакомый женский голос:
      - Алло! Это Мефодий?
      - Да, это я.
      Сказал, а память лихорадочно перебирала всех, кто мог назвать его по полному имени.
      - Кто это? С кем я говорю?
      - А что, по голосу не узнаёшь?
      - Голос вроде знакомый, но вспомнить не могу. Назовите себя.
      - Это Женя Полякова из Алексеевки. Теперь вспомнил?
      - Да, Евгения. Сколько лет и сколько зим! Признаться, я не ожидал звонка от тебя. Хорошо, что ты вспомнила обо мне. Могу я быть тебе чем-либо полезен?
      - Да, конечно. Нашему сыну исполнилось двадцать два года. Могу я с ним приехать к тебе?
      Ничего себе заявочка! Явление из прошлой жизни. Видеть эту даму нет никакого интереса, но сын – другое дело.
      - Вот что, Женя, тебя я видеть не хочу, а сын пусть приезжает.
      В трубке послышались частые гудки. Связь прервалась, а Федя не узнал, ни имени сына, ни когда он приедет.
      Телефон снова ожил, но на этот раз звонила Люся и сказала, что придёт через полчаса.

      Своё полное имя Мефодий Федя не любил и писал его только в официальных бумагах. Им он обязан отцу, который считал, что раз его старший брат Кирилл, то ему быть Мефодием.
      Его детство и юность прошли благополучно, а сразу после окончания школы надумал жениться по страстной любви. Фединой избранницей стала одноклассница, с которой он просидел за партой несколько лет. Невзирая на сопротивление родных, свадьба состоялась. Его призвали в армию, а через год узнал, что молодая жена ушла к его лучшему другу. Такое предательство сильно потрясло Федю. Тогда он решил не жениться больше ни за что и никогда.
      Такой срочной службе как у Феди можно только позавидовать. Он устроился художником-оформителем при штабе полка, что избавило от многих тягот, которые несли другие солдаты.
      На втором году службы Федя познакомился с продавщицей магазина из села, расположенного недалеко от части. Евгения была разведёнкой и на несколько лет старше его. С ней Федя утешился и часто оставался ночевать в её доме. С самого начала Женя заявила, что не собирается выходить замуж за него. Это Федю вполне устраивало.
      Когда любовница попросила парня подарить ей ребёнка без каких-либо обязательств с его стороны, он охотно пошёл ей навстречу. Женя родила мальчика после Фединого дембеля и об этом сообщила ему письмом. На него новоиспечённый папаша не ответил, поскольку посчитал это ненужным. И вот теперь тот мальчик может появиться в его жизни.

      Однажды вечером в двери квартиры Феди раздался звонок. Прежде чем открыть дверь, он глянул в глазок и замер. На площадке стоял парень, точно такой, каким он был в молодости, только крепче. Сразу мелькнула мысль: с какими намерениями он приехал - с добрыми или не очень? Вполне возможно, чтобы навешать фитилей папочке. Впрочем, будет видно.
      Вошедший крепко обнял Федю со словами:
      - Здравствуй, папа! Я рад тебя видеть. Об этой встрече я мечтал много лет. О твоих отношениях с моей мамой мне всё известно.
      - Прости меня, сынок. Как тебя зовут?
      - Николай, а для тебя Коля.
      - Ну, вот и познакомились. Меня, как тебе известно, зовут Мефодием Сергеевичем, и я рад, что ты назвал меня папой, хотя для меня это звучит непривычно. А что мы стоим в прихожей? Проходи и чувствуй себя как дома.
      Коля отслужил армию в погранвойсках, успел поработать на свиноферме и приехал к отцу, чтобы пожить у него. Федя не мог нарадоваться новоявленному сыну. Он заметил не только внешнее сходство, но и некоторые свойственные ему черты характера. Вне всякого сомнения, Коля – его сын, родная душа, родная кровь. Какой он был дурак, что прежде не интересовался его судьбой! Возможно, что Коля – не единственный его ребёнок. По крайней мере, несколько женщин заявляли, что беременны от него, но никакого ребёнка не предъявляли. А теперь пора привыкать ему к своему отцовству.
      С самого начала Федя решил не читать морали сыну и воспринимать его таким, каким он есть. В общем, Женя хорошая женщина и, вероятно, воспитала сына должным образом. Так что, гены у него вполне приличные. А вредные привычки есть у всех. Ничто не помешает им жить по-хорошему.
      Сынок стал обживаться на новом месте, ознакомился с городом. Отношения между отцом и сыном установились добрые и доверительные.
      - Колюня, как ты собираешься жить дальше? – поинтересовался Федя.
      - Для начала я хочу устроиться на работу.
      - А учиться дальше не хочешь? К примеру, на инженера.
      - Нет, папа. Корячиться ещё пять лет, чтобы получать сто двадцать рэ – это не для меня. Я хочу стать рабочим и зарабатывать больше инженера.
      - Да, Коля, сейчас у инженеров невысокая зарплата, но это будет не всегда. Подумай, о чём я сказал. Если ты станешь студентом, буду тебе помогать.
      - Я уже выбор сделал. Помоги мне устроиться на завод.
      - Ну, что же, ты взрослый человек и вправе распоряжаться своей судьбой. А с работой я тебе помогу.
      Федя решил найти место работы для сына на своём заводе. Пусть потрудится рабочим и поймёт, что делать дальше.
      Через несколько дней отец предложил Коле на выбор профессии слесаря, сборщика или токаря. Сын остановился на сборщике, на которого надо учиться минимальное время. Теперь они на работу ходили вместе.
      Поначалу Коля с восторгом отзывался о своей работе. Но уже через месяц его энтузиазм угас. Это стало беспокоить отца.
      - Что тебя не устраивает на работе?
      - Да разве это работа для такого молодого парня как я? Чему там можно научиться? Разве что закручивать болты. Такая нудная и тягомотная работа просто невыносима.
      - Ну, что же, ты прав. Поищу для тебя другое место работы, - пообещал Федя.
      Вместе с тем, он вынужден был признать, что сын кое-чему там научился. Он научился пить пиво.

      У Феди был знакомый слесарь Петрович, приятный человек, специалист высокой квалификации. Его и попросил взять в ученики своего сына. Петрович согласился и вскоре под его руководством Коля стал осваивать азы слесарного дела. Ученик стал увлечённо осваивать такую интересную профессию. Федя этому порадовался, но радости хватило только на месяц. Что-то у Коли пошло не должным образом.
      - У тебя всё в порядке на работе? – спросил отец.
      - Где там! Бывает и хуже.
      - А что так?
      - Наставник Петрович постоянно придирается ко мне, а мастер просто кошмарит.
      После таких слов Федя решил поговорить с Петровичем о сыне.
      - Что можно сказать о Коле? – отозвался слесарь. – Парень он славный, способный, но страшный лентяй. Полдня тратит на перекуры. С таким подходом не получится из него хорошего слесаря.
      Для Феди это стало новостью, что его Коля – способный лентяй, хотя задатки этого проявлялись и раньше. Решил поговорить с ним откровенно.
      - Ты прав, папа, - согласился Коля. – Я действительно ленюсь, а всё из-за того, что слесарить мне не по душе. Как говорится, кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево.

      Федя не стал заморочиваться по поводу неустроенности сына. Если не получается из Коли слесаря, возможно, понравится ему стать токарем. На этот раз скрупулёзно подошёл к выбору наставника. На такую роль подошёл старый токарь, баптист, из тех, кто мухи не обидит. Для начала Коля прошёл обучение в группе. С огромным восторгом он рассказывал отцу о токарном станке и токарных работах. Было похоже, что на этот раз он попал в «яблочко». Три месяца он продержался в должности токаря, принося домой зарплату, хотя и невысокую. Но мало знал отец своего сынка.
      Одним вечером Коля задал родителю вопрос:
      - Папа! Ты знаешь, что такое галера?
      - Знаю, - ответил Федя, не понимая, куда он гнёт. – Это старинное судно, кажется, гребное.
      - Правильно.
      - А к чему ты спросил?
      - Да я также привязан к токарному станку как раб на галере. Некогда даже покурить.
      Пошёл отец в цех, чтобы узнать, почему так перегружают беднягу. Когда мастер узнал о причине прихода Феди, то громко рассмеялся.
      - Было бы неплохо привязать Колю к станку, потому что из курилки он редко вылезает.
      Теперь проясняется, что сын обыкновенный лоботряс и старается отлынивать от работы. Похоже, что Женя не привила ему трудолюбия.

      Спустя короткое время после того разговора Коля уволился с завода и устроился грузчиком на складе. Федя совсем приуныл. Прошло девять месяцев, как сын живёт у него, при этом постоянно меняет места работы, нигде надолго не задерживаясь и ничему не научившись. Вот и последняя работа ничему хорошему его не научит.
      Однажды Коля вернулся домой необыкновенно весёлым. Его лицо не покидала улыбка.
      - Что-то случилось, сынок? – поинтересовался отец.
      - Да, случилось, папа. Меня вызывают на сдачу вступительных экзаменов в военное училище.
      - Приятная новость! А почему ты не говорил мне об этом прежде?
      - Не хотел распространяться, пока не получится.
      - Но ведь ты ещё не поступил. Надо сдать экзамены, и неизвестно, примут тебя или нет.
      - А куда они денутся! Пусть только попробуют не принять такого парня как я!
      - Ну, что же. Желаю тебе удачи, сынок! Ты всерьёз захотел стать военным?
      - Серьёзней не бывает. Я долго это обдумывал и пришёл к твёрдому решению стать офицером и пограничником. Есть такая профессия – держать границу на замке.
      - Дорогой Коля! Я рад, что ты, наконец, определился в жизни. Признаться, я уже начал беспокоиться о твоей дальнейшей судьбе. Если ты поступишь в училище, я всячески буду помогать тебе.
      - Папа, никакой помощи мне от тебя не нужно. Там я буду на полном обеспечении. Какой ты замечательный человек! Я благодарен тебе, что ты есть, и горжусь тобой.
      - И я горжусь тобой, сыночек! Уверен, что всё у тебя будет хорошо.

      Николай уехал и поступил в военное училище пограничных войск. Отец и сын постоянно переписывались и общались по телефону. Всё у Николая хорошо складывалось. После учёбы стал служить на погранзаставе, женился.

      Одним утром Мефодий Сергеевич пришёл в офис весь сияющий от радостной улыбки. Он был одет в свой лучший костюм. Такое явление пробудило среди сотрудников жуткий интерес.
      - Дорогие коллеги! – огляделся Федя вокруг. – После работы приглашаю всех в кафе «Амиго»  на маленький выпивон, чтобы отметить радостное событие в моей жизни. Форма одежды обычная. Букеты и овации не принимаю. А сейчас я убываю на встречу с нашими зарубежными партнёрами.
      - Что это за событие? Федя, ты женишься? Кто она? Не томи, раскалывайся! – посыпалось со всех сторон.
      - Не ждите от меня ответа сейчас. Позвольте мне сохранить интригу. До встречи в кафе!
      Федя ушёл, а коллеги стали бурно обсуждать такую новость, строя различные предположения, но так и не придя к чему-либо определённому.
      Никто, включая босса Бабаяна, не уклонился от посещения кафе. Федя с загадочной улыбкой взял слово для тоста.
      - Можете меня поздравить! Сегодня я стал дедом!
      Его слова утонули в шумном восклицании.
      - Пожалуйста, подробности, - попросила Мариванна.
      - Мальчик. Вес три девятьсот, рост пятьдесят сантиметров.
      - Мефодий Сергеевич! Тебе можно только позавидовать. Только девять месяцев побыл отцом и сразу родил внука, - пошутил босс.
      - Завидуйте - не завидуйте, но у вас так не получится, - отбивался виновник торжества.
      - Федя, если ты женишься на тридцатилетней девушке, то она сразу станет бабушкой.
      - Вот поэтому я и не спешу жениться.
      Федя достал фотографию, и она пошла по рукам коллег. Из неё смотрели осанистый молодой мужчина в военной форме и привлекательная юная женщина с нежной улыбкой. Послышались восторженные отклики.
      - Послушай, Федя, твой сын просто красавец.
      - Ещё бы! Он весь в меня.
      - И невестка ему под стать.
      - Мой сын, как и я, любит только красивых женщин.
      - А где твой внук?
      - Тогда он был в проекте.

      Вечер, проведенный в тёплой и весёлой обстановке, завершился. Федя расплатился за всех, такси заказывать не стал и пошёл домой пешком. На душу накатила лёгкая грусть. Что-то его жизнь пошла по неверному пути. Нет жены, нет детей, если не считать сына Колю, с которым он никогда не был близок, а сейчас он находится вдалеке. Вот родился внук, и дай бог свидеться с ним.
      Надо многое менять в жизни. Ещё не поздно.