Это ты в меня финку воткнула

Воловой-Борзенко
ЭТО ТЫ В МЕНЯ ФИНКУ ВОТКНУЛА...
(Критика на стихотворение "Подлянка" Евгений Шушманов)


ВМЕСТО ЭПИГРАФА:

"Группировки постоянно воевали... Проблема была в том, что самый большой магазин «ГУМ» находился на левом берегу. Хочешь не хочешь приходилось туда ездить, правда собирались человек по десять – пятнадцать. Но все равно довольно часто приезжали с разбитыми носами. Зато мы отрывались в новогодние праздники, ведь главная елка находилась на нашем берегу и здесь уже пацанам с левого берега приходилось не сладко." (Кулачные бои советских подростков - автор: baltika19731)

Эти славные семидесятые с их  гитарами длинноволосых стиляг и шантрапой в подворотне, поджидающих подвыпивших прохожих. Эти кулачные бои одного района с другим, одного дома с другим, защита своей территории, когда город делился на свою и чужую территорию, куда лучше было не заходить. Битье чужаков ухлестывающих за "нашими девочками", пронзительные звуки с ночных дискотек шлягеров Джо Дассена и АББА, и наших"Прощай! мы расстаёмся навсегда под белым небом января, золотая лестница", доживших и до наших времен. И вот словно вынырнувший из того славного времени стишок  как ностальгия, хотя какая ностальгия, реальное проживание той жизни, и вопрос автора, на который он так и не нашел ответ...

Я к нему подошел и сказал ему тихо:
«Я люблю эту женщину. Ты, отпусти…».
Улыбнулся недобро, - «Не будил бы ты лихо!»
И в карман свою руку невзначай опустил.

Смелый  вызов сопернику, и то, что герой стиха положил руку в карман, дал понять, что есть ножик, и он готов на все ради любимой, но на самом деле, мы понимаем, что наш герой достаточно благороден и не собирается применять оружие, он лишь демонстрирует угрозу, по законам того мира, в котором живет.  Здесь обозначается раздел между героем и его соперником, у которого уже мораль подлого человека. А почему увидим дальше.

Я пытался ему о тебе говорить,
Что ты счастье мое неземное,
Что никак невозможно тебя не любить…
Что хочу обвенчаться с тобою.

Сентиментальное признание накаленное страстью и желанием быть понятым, и наивность, которую выказывает герой своему сопернику в словах  "повенчаться", говорят о том святом союзе, который хочет заключить герой, что должно взывать к совести. Но законы семидесятых суровы, в них два мира переходят один в другой. Мир кодекса дворовой чести и мир подлости и бессмысленной жестокости, и граница между этими мирами, между этими понятиями в нем нет...

Он в глаза не смотрел, он крутил головой,
И молитву шептал суеверно,
Он курил сигареты, одну за другой,
Зажигалкою щелкая нервно.

Соперник стал нервничать, что было признаком страха, он курит сигареты, щелкает зажигалкой. Решимость соперника отстоять любовь выбила его из равновесия, и он лихорадочно ищет выход. Он тот хулиган, главарь мелкой банды, что по подворотням подстерегает запоздалых прохожих. Создается реальная картинка характера, который представлен в поэзии низшего жанра - хулиганско-блатной. Мы не отказываем такой поэзии в праве на существовании, как существует жанр индийского кино, у которого есть свой зритель. Она основана примерно на таких же принципах, как и романтическая поэзия. И отражает психологию и запросы низших слоев общества, которые балансирует на грани закона и расцветает в городских трущобах.

Только раз в разговоре он голос подал,
Он спросил, словно выдал награду:
«А не думал ли ты, что уже опоздал…
Ты уверен, что ей это надо?».

Медленно, антигерой оценил ситуацию. Он знает ситуацию изнутри, знает мнение девушки, и он искушающие-примеряющие пытается донести до героя, что его вины нет. Это выбор самой девушки и предложил отступить. Накал ситуации возрастает. Кстати, слово "подлянка", которое вынесено в название стихотворение имеет интересную литературную судьбу  и на удивление восходит не блатной лексике, а к весьма уважаемым в русской литературе автором, а именно Салтыкову-Щедрину, который употребляет это словов в "Пошехонской старине", как слово которым ругалась матушка на дворовых девок, которые приносили в поддоле незаконо рожденных детей. " Иногда, не дождавшись разрешения от бремени, виновную (как тогда говорили: "с кузовом") выдавали за крестьянина дальней деревни, непременно за бедного и притом вдовца с большим семейством... говорили резонно, что с "подлянками" иначе поступать нельзя. "

Я случайно к нему повернулся спиной,
Показалось – меня ты позвала…
Оглянулся я, слыша твой голос грудной,
Ты, и впрямь, чуть поодаль стояла.

И здесь как в замедленном кино, герой оборачивается к своей любимой, то ли она действительно позвала, то ли он в своем воображении обратился к ней, и услышал ее призыв, ведь был поставлен вопрос, что он не нужен, и он хочет слышать ответ, что нужен. Он оборачивается, и теряет контроль над ситуацией, что становится его роковой ошибкой.

Я к тебе не успел даже шага пройти,
Нож мгновенно воткнулся мне в спину.
Как же боль мне свою до тебя донести…
И обиду…, так бьют лишь скотину.

Вот и исход... жесткий, бескомпромиссный, соответствующий той ситуации и тому жестокому миру, в котором живет герой. Он лишь продемонстрировал намерение решить дело на ножичках, а его противник использовал момент и без честного боя ударил в спину... Как ударил шпагой в спину Швабрин во время поединка в тот миг, когда Гринёв  оборачивается на неожиданный зов слуги... Ситуация один к одному.

Я венозною вишнею снег окропил,
Я лежал, провожая глазами,
Как он пОд руку ловко тебя подцепил…
И играя, пошел, желваками.

И как в замедленном кино герой видит вишневую кровь на снегу, соперника взявшего за руку и с выдающим волнение "жевалками" и удаляющегося...

Ты шагам его в такт семенила за ним,
Ты ушла и назад не взглянула…
Был я в чувствах твоих - дураком подкидным…,
Это ты в меня финку воткнула…

И вот здесь замечательные строки, которые как черная дыра сжались и выдали самую суть стиха. Оказывается, действительно его соперник был прав, и не его вина была, а желание девушки оставить его. Герой понял, что "финку воткнула" девушка, что это было ее предательство, что ситуация возникла из-за его непонимания, когда девушка ушла к другому и ничего не сказала.  Не хулиган из местной шпаны увел его девушку, а она сама бросила и разрушила веру ударом "финки в спину"...

Герой сравнивает себя с подкидным дураком, разыгранной и битой картой, в духе той лексики, которая царит в его мире. Сюжеты низовой поэзии, развивает в таком же духе и Виктор Петлюра в своей песне "Сын прокурора". Развивая разные вариации сюжета про жестокого отца прокурора, автор дает свою интерпретацию и сжимает сюжет до концентрированной трагической истории. В мире, где небо поделено в клеточку, а дверь в тюремную камеру захлопывается чаще, чем дверь родного дома, весьма востребованы такие истории, в которых жильцам этого мира хочется услышать про несправедливость своей участи и увидеть возмездие тем силам, которые бросают их на тюремные нары, но не только им, но и той молодежи, что с кастетами, палками отвоевывает свою территорию во дворах и селах, прогоняя чужаков и устанавливая свои законы отношений, осознавая себя частью больной бессознательной  толпы, которая получает власть в своем районе, поселке, городе.

Бледной зарей озарился
Тот старый кладбищенский двор,
А над сырою могилой
Плакал молоденький вор:
"Бедная ты моя мама,
Зачем ты так рану ушла,

Жизни своей не видала,
Отца-подлеца ты нашла.
Я - сын трудового народа,
Отец мой родной - прокурор.
Он судит людей беззащитных,
Не зная, что сын его - вор!"

И вот, на скамье подсудимых
Молоденький мальчик сидит
И голубыми глазами
На прокурора глядит.
Началась речь прокурора:
"Преступника надо судить,
За крупные деньги и злато
Нельзя его больше щадить."
Окончилась речь прокурора,
Судья уж расстрел утвердил,
А прокурор после казни
Понял, что сына судил.

Сюжет, который наверно зародился во времена НЭПа и воровского разгула, когда большевики не особенно церемонились с уголовниками и карманниками, расстреливая за малейшие преступления и вытравляя преступность, которая окутала Россию. Вот из тех времен пришел к нам сюжет этой песни. И здесь обличительно смакуется несправедливость такого приговора, выражается протест,  что слишком сурово за кражу приговаривать к расстрелу. И поставлен на место близких людей "вора" сам прокурор, который жестоким законом приговорил своего сына, и только тогда понял, как несправедлива система, которой он служит.  Так выражается протест весьма суровых законов советского времени. А то что они были жесткие, сомневаться не приходиться, что впрочем дошло и до наших времен, где система карает одних сурово, а избранных не очень...

Для примера могу привести случай, который случился пару месяцев назад в моем городе, когда "наркодилеру" за то что нашли у него семь грамм наркотика, которые он и купил у тех же оперативников... как вы думаете сколько?..  Десять лет... Сейчас и за убийство дают меньше... Вот не оказалось денег у несчастного, чтобы откупиться, и влепили ему по полной катушке... ну как же теперь ему не спеть песню "Сын прокурора"  и не расплакаться?... Пока страна живет  страхе беззакония и коррупции, стихи низовой поэзии будут востребованы.