Эйзенштейн и экспрессия декоративного югендстиля

Елена Корджева
В 1867 году в Санкт- Петербурге в купеческой еврейской семье, переселившейся в Россию из Германии, родился мальчик. Родители дали ему  прекрасное образование – он безупречно говорил на французском и немецком языках,  с отличием закончил Институт гражданских инженеров, получив диплом гражданского инженера.
В 1893 году Михаил Осипович приехал в Ригу, работать «по специальности». И, в возрасте около 30 лет,  уже заступил на пост Председателя путей сообщения в городской управе, получив чин действительного статского советника, что приравнивалось к званию генерала, только гражданского. Поскольку это было ведомство «вселифляндского» масштаба, то под его руководством находилось все губернское сообщение Лифляндии. Он, а точнее его ведомство, отвечало за состояние дорог и строительство новых путей сообщения. Судя по тому, что среди его регалий -  ордена Св. Анны и Св. Станислава 2–й и 3–й степеней, он успешно справлялся со своей работой.
Материально, также – не бедствовал. И он сам, и его супруга располагали значительным капиталом., так что он мог себе позволить сибаритство, театр, рестораны и прочие развлечения.
Но – архитектура была даже не его хобби, которому он предавался все свободное время. Это была его страсть!.Он проектировал, планировал, мечтал. И при первой же возможности принялся за воплощение своего таланта в жизнь. И не как-нибудь, а в абсолютно не виданном доселе в Риге стиле «Югендстиль».
Несклько слов об этом стиле. Он возник в конце 19 века в Брюсселе, как протест против всех, существовавших ранее стилей архитектуры. Распространяясь по Европе, в каждой стране он приобретал свои черты, и, соответственно, название. Так, в  Австрии он назывался сецессион, в России - модерн, стиль Либерти в Италии, Ар Нуэво во Франции и т. Д. Целью этого направления было во-первых, применение новых для того времени технологий и, во-вторых, органичное совмещение прекрасного с практичным. все утилитарные элементы строения создавались как произведение искусства. Характерные черты югендстиля – гибкие линии, геометрические орнаменты. 
Поскольку момент рождения нового стиля совпал со временем экономического расцвета Риги, то здания в этом стиле составляют 40% всей застройки центра Риги.  Здесь образовалось сразу два четко выраженных направления югендстиля – национально-романтичный, которого придерживались латышские архитекторы,  и декоративный, создателем которого стал Михаил Осипович Эйзенштейн.
Эйзенштейн практически в одиночку обрушил на Ригу всю экспрессию декоративного югендстиля.  Построив всего 19 домов, он создал те шедевры, посмотреть которые едут туристы со всего мира. Получив в 1903 первый заказ на  создание трех доходных домов в формирующемся на территории бывшего садоводства квартале он создал то, чего не знала чопорная Рига! Здания по улице Аьберта 8, 4, 6 и , позже, Альберта 13.  Его сын, Сергей Эйзенштейн, знаменитый режиссер, высказался по этому поводу так: «Папа — победно взвивавший в небо хвосты штукатурных львов — lions de pl;tre, нагромождаемых на верха домов». 
Естественно, посыпались дальнейшие заказы. Всего, до 1911 года Эйзенштейн создал 19 домов. Именно они являются визитной карточкой города, именно благодаря им Рига является европейской столицей югендстиля и именно на эти шедевры, едут смотреть туристы со всего мира.  Это и улица Альберта, ставшая непременным атрибутом всех туристических маршрутов, и дома по улице, во времена Эйзенштейна носившей название Елизаветинской, а ныне - Элизабетес 10а, 10б и 33.
Сергей Эйзенштейн по поводу архитектурного решения дома на улице Элизабетес 10б говорил так:  «Папа — растягивавший человеческие профили на высоту полутора этажей в отделке углов зданий. Вытягивавший руки женщин, сделанных из железа водосточных труб, под прямым углом к зданию и с золотыми кольцами в руках. Как интересно стекали дождевые воды по их жестяным промежностям».
Вклад Михаила Осиповича Эйзенштейна в мировую культуру невозможно переоценить! Он создал не только новый стиль, новое направление, но и новый взгляд на эстетику  жизни и жилища, не только как убежища, но и как источник красоты и вдохновения. А это – действительно новый взгляд на саму жизнь.