фальшивомонетчик

Игорь Иванов 6
ФАЛЬШИВОМОНЕТЧИК
Наука знает всё: сколько мы спим, сколько сидим в туалете, сколько суток, лет и часов идёт на учёбу, просмотр ТВ, работу, отдых и т.д. И даже знает, какие разговоры представляют для нас наибольший интерес.  Так вот, на первом месте, не поверите, секс, на втором- «мани- мани», ну а на третьем работа, будь она неладна, и всё, что с ней связано.

О сексе (мне 72) уже не мечты, а только воспоминания, хотя пока, ещё очень приятные. Но чаще мечты о хорошем (бесплатном) докторе, симпатичной медсестре, недорогих лекарствах и, конечно, о дешёвой водке. Это же главное лекарство для россиянина – обезболивающее, веселящее, это потеря , на время памяти: кажется, что тебя все любят, пенсия очень даже ничего, правительство хоть и не очень, но тоже ничего, жена красавица, а дети ангелы – послушны, умницы, любящие родителей и помогающие им в старости (ну, с этим я явно погорячился).

Перейдём ко второй, а лучше сразу к третьей по интересу для нас теме. Работа, будь она проклята, снится нам даже в старости, как смерть перед похмельем,  как философский вопрос: неужели я для этого родился, неужели это будет продолжаться до моего конца и нет от этого спасения. Встаёшь, идешь на работу, ужинаешь, телевизор, жена, сон и снова работа. Выходные отличаются тем, что жена не перед сном , а утром – блюдо вкусное, но очень уж привычное, как капот вашего автомобиля, на котором известны все царапины.

Ну и  главная, вторая по интересу для людей тема- деньги, деньги, а как же без них, как в старой песне  « а без денег жизнь плохая, не годится никуда». Всё, ну почти всё мы делаем ради денег, исключение- любовь, смерть и творчество (вот написал рассказ, а мне за него не заплатят). Хотя это очень сомнительно, и можно привести много примеров, что это не так, но и много примеров, что это так.

Каждый из нас когда нибудь задумывался  или мечтал о том как  заработать, деньги, найти, получить наследство или выиграть. Особо нас интересуют фильмы, телепередачи, рассказы и разговоры о фальшивомонетчиках. Кажется это так заманчиво, трудно и страшно. И как с ними ни боролись: рубили руки и головы, заточали навечно в темницы, заливали в горло золото, варили в масле и отдавали на съедение тиграм, сжигали на площадях, но профессия жива. Многие древние технологии мы безвозвратно потеряли, а эту нет – процветает и даже набирает обороты.

Мне всю жизнь казалось, что я от этого очень и очень далеко, ан нет, очень даже близко. Захожу в магазин купить водочки, как-никак последний день отпуска. Купил, вышел из магазина, метров через пятьдесят меня догоняет продавец : «У меня подозрение, что ваша пятитысячная подделка, если вы не против, мы её при вас проверим?». Почему против, пойдём проверим. Достают аппарат, проверяют, показывают мне. Я в этом ничего не понимаю, да и зрение не то, но соглашаюсь, отдаю пол-литру, сдачу и отдают мне мою купюру со словами:-«Милицию вызываем?» Мне безумно жалко денег, сомневаюсь, но говорю:-«Вызываем».

И вот я, доктор наук, академик, а на самом деле обыкновенный дурак. Ну, что мне стоило взять купюру и дома выяснять, что это за зверь. Нет, не зря говорят, что глупость не имеет границ.

Прилетают охранники в количестве пяти голов, рассматривают купюру, вызывают милицию, и она приезжает через 5-6 минут, а пока меня разводят на откровенный разговор. Один из стражей порядка мне сочувствует:-Ну ту парень влип. А вот старший из них решил поиграть в Пинкертона:
-Где работаешь?

-В институте.

-А вот этого знаешь?

-Нет.

-А вот этого

-Тоже нет.

После пятого идиотского вопроса он победно смотрит на своих подчинённых, как бы говоря:-«Вот так надо работать». А как я мог этих пятерых знать, если в институте работает более тысячи двухсот преподавателей, не считая почасовиков, и всё это в семнадцати зданиях. Одна фамилия мне показалась знакомой, но был задан уже следующий вопрос: «А вот этого…».

А вот и милиция с автоматами. Забирают. Один идет спереди, другой сзади, садимся в машину. Тронулись. Шофёр меня спрашивает, сколько мне лет, и на мой ответ:- 72,- восклицает:-А как молодо вы выглядите!. Потом ехидно улыбается как бы говоря:-«Да-а-а, при таких- то деньгах жизнь хороша!».

Заводят в милицию, составляют протокол, запрашивают их справочную по моим данным. Сопровождают в обезьянник со словами:»Пока посиди, а потом на снятие отпечатков».

В обезьяннике сразу обращает на себя внимание парень лет двадцати пяти который легко одет, из одежды на нём только трусы и наручники. На чём свет ругает милицию, протягиваю ему сигаретку:«Нет мне не надо, у меня есть». И где он их прячет? Как потом узнал из разговоров, избил жену и хотел убить тёщу. Парочка сидящих на скамейке в углу:«Батя, тебя за что?». «Да вот, говорят, что я умею деньги рисовать». Освобождают мне место:«Батя, садись».

Да! Статья моя очень уважаемая, это вам не взломщик мохнатого сейфа (изнасилование) или презренная наркота, а человек кое-что умеющий. С таким товарищем стоит иметь дело после отсидки, и по мелочам  до него никто не докапывается, даже охрана. Сидит ещё старичок - само спокойствие, ещё двое приблатнённых, видимо, подельники, пытаются качать права, оскорбляя ментов. Оцениваю: те, кто сидит тихо, явно  здесь не первый раз, а разговорчивые,- это те,  кого ещё не били. Кошу под бывалого. Если бы эту кодлу встретил на улице, то перешёл бы на другую сторону дороги, а сейчас они мне показались такими близкими, совсем не то, что «менты поганые»
.
Сижу я потихоньку в углу и вспоминаю, кто из нашей родни был в местах не столь отдаленных. Первой, почему то, вспоминается тетя Лиза самогонщица. Она хоть и не сидела, но была близка к этому. Зверствовали 36-37-й годы, за самогон сажали безжалостно. Жили бедно, а выпить охота – спасал самогон. Гнала его на заимке вся родня по очереди, и даже двое мужиков из моей родни убили участкового, когда он застал их на месте самогоноварения. Посадили, один не вернулся, другой вернулся но, как говорят менты, на путь исправления не встал. Но, опять, но, прошёл воинский путь от Киева до Кавказа, когда отступали, а потом наоборот и где то там захоронен: «Погиб смертью храбрых…». Война всех сравняла, и святых, и грешных.

А знаменита тётя Лиза была тем,- что когда нагрянули к ней с обыском, она смиренно сидела у печки и только подбадривала милицию. Всё обыскали – подполье, сарай, чердак, заглянули под кровать и в сундук, вот чувствуют, что пахнет самогоном, а результат-ноль. Когда они ушли,  понятые, соседи, стали извиняться перед Лизой: «Что ты. Мы же подневольные, не обижайся!». Тётя Лиза пригласила всех к столу, налила каждому из САМОВАРА самогонки, а указывая на дверь, показала кукиш.

Самогоноварение в России имеет давние традиции, запреты на него то усиливались то ослабевала. Я-то помню только последние годы советской власти, когда за это сажали редко, а вот разборки на профсоюзных, партийных и общих собраниях велись постоянно.
 
Недалеко от нашего города находится село, в котором мне пришлось около года поработать, так вот там лет двадцать назад выращивали сахарную свёклу и на трудодни (такая натуральная форма оплаты в колхозах) выдавали по 5-10 мешков этого сладкого продукта. А куда его в таком количестве девать? Гнали самогонку, а отходами кормили скотину. Так сказать, безотходное производство. Самогон гнали все – председатель, парторг и участковый, и с самогоноварением бороться было некому, считалось, что с этим делом в этой деревне всё в порядке.

А вот в соседней деревне, где самогон гнали только отдельные личности, они всегда попадались – штрафовали, прорабатывали, фото вывешивали на «доску позора», лишали премий и т. д.

Это положение сохранилось и до сих пор. Сейчас гайки сильно ослабли, но самогоноварение не возросло, видимо, сколько надо, столько всё время и гнали, независимо от общественного строя.

Самым знаменитым сидельцем из нашей родни был дядя Кеша. Он, в общей сложности, отсидел 25 лет, а сколько ему давали, хватило бы на всю родню, и мы бы все сидели и сейчас. Статья – спекуляция.

В воскресенье вечером заходил на барахолку, оценивающе осматривал товар, а продавцы уже усталые, лишь бы отвязаться от бремени,  продавали товар подешевле. На следующую субботу он выносил товар, набрасывал 20-30%  к цене и всегда продавал. Был талантлив в торговом деле.

В доме у него были только кровать, стол, шкаф с посудой на четыре человека и три стула. Никогда мы не слышали от него блататы или матерного слова, никогда не говорил о политике, любил песни и играл на скрипке. Скрипки в доме не было по простой причине – статья предусматривала конфискацию. Жена его, тихая и спокойная тётя Аниса, всегда ждала его из тюрьмы, ни в чём ему не переча и никто никогда не видел и не слышал чтобы  они ругались. Про таких говорят, что живут душа в душу.

А выходил он из тюрьмы попадая под разные амнистии, был «правильным человеком»: с тюремной охраной не сотрудничал, ничего не копил, жил на радость себе и семье. Бывало, напьётся «до положения риз», раздевается, а в портянках 400 рублей. «Эти деньги не трогать, это оборотные». Да! Ещё. Раньше, по желанию сидельца, его могли направить на особо опасные работы –в шахту, на Север и т.д., где год шел за два или даже за три. Как он говорил, два года из двадцати пяти играл в тюремном оркестре на скрипке.

Один раз он сидел, как он рассказывал, за длинный язык. Со своим другом Гошей они купили пол- литра водки и решили выпить её на природе-на берегу речки,  хлеб и стакан у них были прихвачены заранее. Сидят, разлили, выпили по первой ,а возле них , метрах в пяти-шести расположился мужик бурят с удочкой. Бакулин и говорит своему другу Гоше:- «Смотри, рыба рыбу ловит». А это оказался прокурор города. Их арестовали, и он их сам судил, дал по два года. Мужики, после отсидки, не могли  нарадоваться – за такие слова в то время (36-й год) давали от 10 до 15. Как они говорили, им крупно повезло, по этой статье сидели «от звонка до звонка».

Если бы он дожил до перестройки, был бы вторым Прохоровым.

 Когда умер, родня пришла на его похороны, но не чтобы поплакать, а стала искать в матрасах, стульях и одежде ценные бумаги, а какие они были в советское время - только облигации. Нашли, поделили, но государство через пять лет от них отказалось, оставив всех с носом, опять уравняв всех - святых и грешных.

Одна из очень далёкой родни сидела за загадку, которую загадала своей подруге: «Что такое, три сикалки и одна рыкалка?» (ответ-СССР). Подруга рассказала отцу, а тот милиции. Пришили политику и три года общего. Родителей не сдала, сказала, что слышала эту загадку на вокзале. Вообще, все кому давали меньше пяти, считали, что им повезло.
 
Кто ещё сидел? А вот Галя, дочь этого дяди Кеши и тёти Анисы, а так как его  дома по многу лет не было, она воспитывалась у своей тетки. Выросла, окончила институт, стала завмагом, но при очередной проверке обнаружилась недостача. Просидела в тюрьме семь месяцев, потом выпустили (без суда), и снова она в магазине, но уже простым продавцом. Сидела она в камере с одной тёткой, находящейся под следствием за мошенничество. Вышли они из тюрьмы с разницей в неделю, и эта её подруга приходит к ней домой и просит помочь: сын сбил пешехода,  его надо отмазать от следствия. Деньги получила и  исчезла навсегда. Обмануть человека, который про тебя всё знает, лихо, лихо. Не будем говорить про совесть и бессовестность, но талант махинатора явно есть.

Экономические преступления всегда сопровождаются конфискацией, и чтобы в семье у Гали ничего не описали, они все свои ценности – ковры, посуду, радиоприёмник и шубу передали своей родне и соседям. Прошло полгода, казалось, что всё успокоилось, они принесли в дом всё, что отдали родне и соседям, а на следующий день пришла милиция описывать имущество. Описали, но ничего не забрали, видимо, посчитали, что это всё можно купить и на честные деньги. Когда мы собирались роднёй на праздники, Галя пела тюремные песни и мы с интересом и ужасом в глазах их слушали. Знала она всего две песни почти одинакового содержания – взяла вину на себя, вышла, а в доме уже другая хозяйка, бедная и несчастная я.

Я приёмный ребёнок в семье, но это вся моя родня, от которой я никогда не откажусь. Простые люди, среди них не было героев и больших начальников, работали, воспитывали детей, в том числе и чужих, нарушали законы, сидели, выпивали, воевали, умирали.

Думаю, что для России это типичные истории, только без прикрас.


Где я ещё встречался с сидельцами? Да  на работе! Я 25 лет отработал экскаваторщиком в мелиорации, а там контингент таков: 20-30% - люди из мест не столь отдалённых. Этим страдали и другие отрасли – шахты, лесозаготовки, рыбный промысел, геология и топография. А что особенного, это же тяжелейший физический труд, бытовые условия минимальные, да их просто нет, вот всех подряд и принимали. Маменькин сынок здесь не приживётся, пуп надорвёт! Ведь даже у папы римского на руке кольцо рыбака,  как символ тяжелейшего труда.

Летом мы все работали на объектах: строили оросительные и осушительные системы, плотины, водопроводы, корчевали лес и занимались устройством посевных площадей.  Виделись друг с другом редко. А вот зимой, когда земля замерзала, съезжались в организацию и занимались ремонтом техники, строительством жилья, переброской техники с объекта на объект, обустройством территории, а часть исправной техники работала на дорогах.

Для рабочих был отведён вагончик, в котором переодевались перед работой, грелись во время перекура, обедали и переодевались вечером. Особенно интересно было наблюдать переодевание. Бывшие сидельцы нарочно оголяли  торс  демонстрируя свои наколки. Для нас, не сидевших, это было в диковинку, особенно выделялись те, у кого были наколки цветные, что было редкостью для тех времён. Щеголяли и те, кто имел на спине по два, три купола, ну и те, на ком живого места не было.

Но был среди них Васильич, который отсидел 15 лет, работал на маленьком экскаваторе, и никто бы никогда не догадался о его прошлом, если бы о том не рассказали его друзья. Был исполнителен, вежлив, опрятен, работящий и  без единой наколки. Домой на обед ездил на своём экскаваторе (метров 800) и всегда возил в ковше  то два кирпича, то 4-5 плиток кафеля, то  чурку дров, то кусок арматуры, а то и просто в кабине горсть гвоздей. Ограда в его доме была самая чистая и обустроенная: скважина для воды, клумба с цветами, теплица и дорожки, выложенные камнем.

Если он заходил в вагончик, все блатари затихали.  Нет, они, как и прежде, занимались своим делом, но блантной лексикон заменялся  обычными русскими словами, а если какой-нибудь новичок не понимал, кто к ним зашёл, его пинали под зад, и он по какому- то странному наитию всё понимал и из блатного мигом превращался в обычного парня.

Оказывается, Васильич организовал в Магадане забастовку: вышли, около двухсот заключённых и требования удовлетворили. Да!  Удовлетворили, но ему накинули к 13 ещё 2 года.

Технику не только знал, но и любил, ни от какой работы не отказывался, права не качал, и даже, однажды его хотели наградить, но когда узнали его подноготную…  Документы, наверное, ещё где-нибудь пылятся в архиве. Если вспомнят, то сообщаю, что его уже лет 10 как нет, он там, где все равны.

Но вот и команда:«Иванов Игорь Алексеевич, на выход». Ведут на снятие отпечатков пальцев, фотографирование в фас и профиль и измерение роста. Всё обыденно, эту процедуру (снятие отпечатков) я проходил лет 30 назад, когда у меня угнали из гаража мотоцикл. Так и не нашли. Через 7 лет я узнал, кто угнал, но его уже посадили и поднимать шум-себе дороже. Раньше снимали отпечатки на бумагу, предварительно измазав пальцы и ладони чернильной пастой, а сейчас прогресс – спец. компьютер. Фотография в профиль меня просто удивила, ведь мы никогда так в быту не фотографировались. Оказывается, у меня такой большой нос, именно с такими большими носами люди и подделывают деньги – не зря же  я попался!

Выводят в маленький коридорчик, где можно только стоять, двери с обеих сторон открываются специальными ключами, двери гремят, и постоянно проходят работники милиции. Единственное развлечение – смотреть, как работает дежурная часть. Работе не позавидуешь: приходят пьяные требовать своих друзей, пришла пьяная тётка искать своего мужа, а вот и «крутой»: «Начальника мне, у меня украли барсетку». Принимают от него заявление, успокаивают, сообщают кому- то по рации и говорят:-«Приходите завтра». Раньше говорили «пошёл вон», а сейчас «приходите завтра».

Мимо меня проходит начальник полиции и спрашивает: «За что задержан?» «Вы же знаете,  здесь все говорят, что ни за что, вот и я тоже говорю». Юмор оценил, улыбнулся и прошёл в дежурную часть.

Приходит работник ОБЭП – брюки, ветровка, под ней рубашка с погонами на которых по три маленьких звездочки, шагаем в их контору. На вывеске надпись:-«Отдел по экономическим преступлениям». Заходим на второй этаж и уже допрос под протокол. Каждый вопрос обэповец сопровождает дополнительным вопросом, а затем уточнением дополнительного вопроса, а затем и уточнением этого доп.доп. вопроса. Внимательно смотрит мне в глаза, звонит по сотику, иной раз выходит в коридор, чтобы позвонить. Расписываюсь в протоколе, что читал, согласен и «всех люблю».

Ведут на первый этаж, прошусь в туалет, захожу и вспоминаю, что у меня в заднем кармане ещё одна 5000 купюра, а если и она-не того? Уже будет не отвертеться, достаю, рву, бросаю в унитаз и смываю. И здесь заходит мой сопровождающий, видимо, проверить, тем ли я занимаюсь или не готовлюсь ли повеситься. Всё нормально, сдают меня в руки женщины, как я заметил по табличке на дверях:«Майор…..». Спокойная, очень чистенькая женщина, примерно 60 кг весом, неопределённого возраста, с зализанными волосами и накрашенными ногтями. На заходящих и выходящих мужчин не обращает даже внимания, не задерживает свой взгляд, хотя золотое кольцо на правой руке. Видать, есть свой кобелино.

Как я понял, к этому времени были уже допрошены продавцы, охранники и те, кто вёз меня в машине. Видимо, когда арестованный в шоке, он может что-то сказать лишнее, а вернее то, что следствию и надо!

Всё те же вопросы, но главный: «Где взял, откуда у тебя..» и т.д. А если бы я знал, где взял, разве я бы её взял? Наоборот, эта купюра мне показалась самой настоящей - помятая, потёртая, с надрывами и ещё в хорошем состоянии- значит была во многих руках и никто ничего не обнаружил.

Судорожно вспоминаю, где эту заразу я подцепил. Недавно ездил в Китай. Что делал в Китае? С умным видом посетил выставку достижений китайской промышленности. Продавали всё, что хошь, автомашины, трактора, автокраны,  сумки, мебель, колбасу и чай. Колбасу купил, но есть не стал-вид отличный, но вкус помойки. Их чай вне конкуренции, купил, но назавтра обошёл эти ряды с переводчиком и купил ещё. Оказалось, что вчера я переплачивал в шесть раз! Ну, и всякую мелочь-фарфоровые ложки, керамический нож, пачку носков и две зажигалки. Но особое удовольствие мне доставила кружка – термос, не могу нарадоваться. Сижу за компом, чай полчаса горячий, ну разве не кайф?

Китай всегда чем-нибудь удивляет. Но прежде всего  обилием народа, чистотой и дешёвой водкой-не поверите,0,5л.  стоит 2 юаня, по - нашему это 12рублей, почти в 20 раз дешевле и пьяных не то что китайцев, но и наших не встречал.

Так вот, в Китае менял рубли на юани, хотел купить кинокамеру, но ничего путного не нашёл и обменял юани на рубли. Это только первый вариант, а второй ещё интереснее. Продавал свои книги (4раза) на книжных ярмарках, на улице и по предприятиям. Если у тебя покупают твою книгу и протягивают пятитысячную купюру, то я не могу, как маршрутчик или кондуктор автобуса, закричать:-«Здесь что? Разменный пункт?» Далее следует грубость и хорошо, если не пинок. Ты же несказанно рад покупателю, готов сказать ему комплимент и если попросит, то проводить до дома и даже расцеловать. Мелочь трачу на «то и сё», а крупняк откладываю – гробовые. Не хочется протянув ноги, услышать причитание: «На кого ты нас покинул...без гробовых денег»

Видимо, следствию тема с Китаем кажется более правдоподобной и более романтичной, может быть, и мечта о поездке на место преступления. Но ничего путного про Китай я вспомнить не могу, даже у кого менял. Мне они кажутся все на одно лицо (Мао Дзедуна) и женщины тоже.

Папка с моим делом растёт прямо на глазах. Через 5 часов меня отпускают с обещанием, что завтра в десять приду сюда же.

Беру ещё 5 пятитысячных и иду опять к майорше. Она косится на деньги и, может быть, думает, что я начну намекать на закрытие дела, а я предлагаю ей определить, какие из них поддельные.

Да вы что! Нет, конечно, это может определить только прибор.

-Так, а я- то как мог определить?

Моя бывшая жена говорила мне, что я идиот. А я ведь не верил, а оказалось, что это так! Зачем я принёс эти деньги, кто меня просил? Я действительно идиот – верю в добро, справедливость, равноправие и любовь.

И началось: где вы их взяли, почему храните дома, в каком банке получили и когда? Заставила взять выписку из банка – есть ли там у меня такие деньги и когда я их брал, и какими купюрами.

Пришёл домой, отнёс деньги и положил на карточку

Хотел помочь следствию, а заработал головную боль. По старой тюремной традиции, тем, кто помогает следствию, маленько делают тёмную, последствия предсказуемы.

Выводы: 1. Храните деньги в сберегательной кассе.

                2. От тюрьмы и от сумы не зарекайся.

                3. Не распускай язык, говори только под протокол, а с
                Остальными - не знаю, не видел, не помню.

                4. Не содействуй следствию, помни о тюремной традиции.

                5. Помни, что твои друзья те, с кем придётся сидеть.