В ответе ли мы за тех, кого приручили?

Тамара Петровна Москалёва
Елисеева Елена Владимировна
   
По рассказу Москалёвой Тамары Петровны "Любовь"

(http://www.proza.ru/2005/08/04-84)
(http://samlib.ru/m/moskalewa_t_p/raznoe.shtml)

    "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. - Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. - Потому что я отдавал ей всю душу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить. - Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу. Я в ответе за мою розу... - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить."
      
       Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
      
      
       Прочитав рассказ Тамары, мне почему - то именно эти строки припомнились из любимого произведения Экзюпери. Образ Ольги настолько тронул мой ум и сердце, что хотелось его переосмыслить.
    "Ольга повторяла, слушала замечания, а сама с интересом одинокой женщины украдкой разглядывала Василия Николаевича - "Хм... Приятный... Волосы какие богатые - пышные, волнистые. Хорошо выбрит... А что ж такой бледный?.. Костюмчик красивый, похоже, импортный, - отметила она, - манжетики белые - интеллигент... Благоухаает... мм - парфюм, видно, дорогой. Очки новомодные затемнённые, а оправа-то...оправа... Ну прямо франт! Да, красивый парень - ничего не скажешь!..- заключила Ольга. И тут её взгляд упал на изящную нежно-голубую тросточку с белым околышем. А ... это ещё что?.. Ничего не понимаю... Он... он слепой... что ли?.. А-а-а... - Оля закусила губы. - Так и есть - слепой... музыкант. Хм... - разочарованно вздохнула, - жа-аль".
    читаем мы в рассказе. В этом абзаце Тамара очень ярко нарисовала не образ Василия Николаевича, как может показаться многим, а очень тонко преподнесла Ольгу. Этакая мещаночка, все успела рассмотреть и манжетики и костюмчик ( похоже импортный!) и даже парфюм дорогой почувствовать. А слепоту по тросточке заметила, как вам а? Как мастерски автор подчеркнул разочарование Ольги, давая возможность читателю завершить самому образ девушки, не обмолвившись о её внешности. Да она и не нужна, ведь здесь это будет только мешать.
    "Василий Николаевич теребил тросточку тонкими пальцами, неловко улыбался: "Ну что Вы, я - сам..."
    Ситуация: слепой музыкант и одинокая женщина, которой по пути, ах какое благородство, проводить, помочь. Но не знаю как Вам, а мне с трудом верится, что это искренне. После того как слепоту по тросточке определили и разочарованно вздохнули, что не подходит для "серьезных отношений" как любят выражаться барышни (этот вывод я уже потом сделала, а вначале и мне показалось, что прозвучала жалость, убедившись потом, что себя Ольга пожалела)
    "Василий Николаевич бормотал извинения, вытирал платком лицо. Ольга снимала грязные ошмётки с его костюма. Крупная распаренная бабка, чертыхаясь, вышла из магазина, укладывая в кошёлку буханку хлеба. Увидела взволнованную пару, остановилась: - А-а-а... Надо же-е... какой молодой и слепой, - прикрыла ладонью рот, шумно вздохнув, кивнула Ольге, - Ох, милка, по всему видать, тяжелёхонько тебе с ним... - Подправила взлохмаченные волосы в ветхий полушалок и расторопно зашагала, качая головой и сочувствуя..."
    Какой яркий образ бабки. Я, так сразу, себя вспомнила, когда выползала из магазина, простояв в очереди час другой, радуясь, что мне досталась посдедняя бутылка молока для ребенка. И чувства не только бабы, а совсем уж быдлинские одолевали.
    Автор рассказа, не случайно, потом возвращается к этому эпизоду. Вот оно извечное наше "А что люди подумают?"
    "Частенько после занятий, Ольга просила Василия Николаевича сыграть что-нибудь. - С удовольствием. Снова Бетховена? - спрашивал музыкант."
    И вы будете меня уверять, что они случайно оставались и слушали музыку? Что же эта занятая женщина не спешила домой, где её ждет старенькая бабушка? Она просиила!!! То есть, зачем оставаться и просить, вот, вот!!! Чтобы потешить себя любимую, ах, какая тонкая натура, музыку чувствую, слушать умеею, а человека, исполняюлняющего..., УВЫ, не замечает.
    "В эти минуты девушка боготворила Василия Николаевича: "Господи, ну почему же судьба так несправедлива?"
    Боготворила!!! Только чурбан не мог почувствовать это и не повестись на это боготворение. Но откуда было знать Василию, что слепоту его заметили в последнюю очередь и с таким разочарованием встретили.
    "- Вот я часто думаю, а кто я такой? - он загадочно улыбнулся, себе же ответил, - Простой смертный, один из миллионов. Да... не вижу, не вижу, но зато я слышу! -воскликнул он, - Слышу! И это здорово! Это - счастье! Девушка недоумённо посмотрела на спутника: "М-да... счастье..."
    А уж это недоумение совсем пропустить невозможно было, вот она душевная слепота, вот её внутреннее содержание. И какой нравственный потенциал Василия!
    "Минула зима."
    заметьте!! Не один - два дня гуляли, провожали!!! Это как? От скуки ради! Или как? Не знаю как ВЫ, а я легко поверила, т.к. в жизни нередко сталкивалась с людьми, которые сочувствуя тебе по какому - либо поводу, спешили к себе примерить неудачу, не дай Бог у меня такое случится. Никогда не забуду, как одна моя знакомая расспрашивая меня о похоронах моей мамы, дотошно выпытывая как и что. Это так, к слову пришлось. К тому, что когда тебя приходят проведать во время болезни, то очень хорошо видно, пришли проведать, или показать, какой он порядочный человек, ведь не забыл пришел.
    "- Василий Николаевич... Вы же - настоящий композитор! Спасибо... так приятно..."
    По рассказу ровесники, зиму гуляли, а так официально ВЫ , опять же автор хотел подчеркнуть, что Ольга держалась на расстоянии, ей человек произведение своё играет, а она ему ВЫ?? Извините, дурой прикидывается, или высокомерие своё демонстрирует. Ну и совсем кульминация:
    "- Оленька... я... я люблю Вас - тихо, чуть не плача, признался он. Ольга опешила: "Вот нич-чего себе, Василий Николаевич... огорошил!.." Такого признания она почему-то никак не ожидала. Разве может человек, ни разу не видевший её, полюбить?"
    Тут уж я совсем не выдержала, хотелось рыдать и топать ногами от безысходной душевной глухоты Ольги. Ей невдомек, что полюбил он в ней тот образ, который, к сожалению, из - за своей инвалидности и молодости не смог рассмотреть, но, наверняка, став старше, он будет допускать все меньше и меньше ошибок.
    А что Ольга?
    Ой, что - то я совсем разошлась. В её защиту пытаюсь найти подходящие слова. Да не должна она Василию ничего и замуж ей категорически выходить за него не надо и влюбляться тем более. Да и не осуждаю я Ольгу вовсе и, встретив такого человека в жизни, скорее всего тоже бы не заметила в ней душевной пустоты, потому, что сама не являюсь образцом искренности.
    Читая рассказ, я ни одного слова бы не добавила к тому, что сказала Тамара. Настолько емкий, по смыслу, текст.
    А написала я эти размышления с одной единственной целью, чтобы самой в себе разобраться. Поймав на мысли, а как бы я поступила в такой ситуации? Часто удивляюсь, проговорив часами с человеком, совсем не помню, во что он был одет, какая у него была прическа? Помню только глаза, какие были глаза, лицо помню. Если человек меня расположил к себе, долго не могу успокоиться, тянусь к этому человеку, и если чувствую равнодушие, начинаю копаться в себе, страдаю. Уж не подумайте, что я из себя идеал корчу, нет, но такие произведения, как рассказ "Любовь", помогают мне не только увидеть других, но и взглянуть на себя любимую со стороны.
    Я часто спрашивала, должна ли я быть в ответе за тех, кого я приручила? Ответ давно нашла.
      
      
Елисеева Елена Владимировна19марта 2005года
http://samlib.ru/e/eliseewa_e_w/chelovek.shtml