Свобода. Мораль. Нормы

Екатерина Говорова
Еще со времен подготовки к поступлению в первый ВУЗ помню одну фразу "свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого". Не помню чья, помню, что прочитана в учебнике по граждановедению. 
 Все гуманитарии, наверное, прекрасно помнят, что человек является существом биосоциальным. Что он совмещает в себе животное начало и то, что дает ему социализация - жизнь в обществе...развитие... Живя по правилам своего общества ты становишься счастливым и свободным...якобы...а так ли это?
 Мне, например, видится это по-другому. Я считаю, что каждый человек рождается изначально свободным. Без предрассудков, без норм, по которым надо жить, без правил. Вообще, если разобраться, мы живем по правилам общества, которые не мы создавали. Нормы обновляются в цикл по 30 лет. Почему я должна жить по чужим правилам? Свою жизнь.
 Я отказываюсь от этого чудесного права играть по чужим правилам. Спасибо, у меня они свои.
 Мораль.
Управлять обществом можно по-разному, есть разные механизмы. К ним можно отнести насилие...и мораль. Мораль, как средство саморегуляции общества. Можно ввести в общество те понятия, согласно которым оно будет существовать. В чем плюс? В том, что уже не надо заморачиваться над мерами подавления того, кто пошел против. Это сделает само общество. Осуждением. Ведь если для большинства сложились в голове определенные стереотипы поведения, значит, выбивающееся из этих норм поведение будет ненормальным. А это плохо. Это надо убирать.
 По тому же принципу действует религия. Хорошее средство манипулирования сознанием людей. Косвенное и безопасное. Создавать ценности для масс - отличное занятие.
 Нормы.
 Нормы поведения тоже великолепная штука. Надо делать так, иначе это неправильно и ты плохой. Люди, живущие в привычном социуме, движимые стадным инстинктом хорошо ведутся на этот крючок. Ведь это плохо, когда толпа против тебя, когда ты не такой. Только вот я не припомню людей, которые добились успеха, не ломая эти границы и не экспериментируя с этой зоной комфорта. Вам нравится ваш искусственный заповедник? Мне нет. И мне безразлично, если кто-то считает моё поведение ненормальным. Кто определил нормы для меня? Толпа? Другой дядя? А он меня так хорошо знал/знает? Вряд ли.
 Для меня нормой является то, что для других неприемлемо. И меня мало интересуют осуждающие взгляды. Я могу объяснить свою позицию. На собственном опыте. И это мне важнее.
 У меня есть одно из моих правил. Найти свои границы... Для того, чтобы сдвинуть их. Или сломать...
 Но самое главное, я живу так, как нравится мне. Никого не осуждая и не навязывая свое мнение.
 Самая большая клетка находится у человека внутри. Отпусти себя и дай право другим быть самими собой.

24.03.2011