21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

Галина Николаевна Николаева
                С Великим праздником, дорогой читатель,
               РОЖДЕСТВОМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ!

        Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, Дверью, раскрывающейся на Небо.
       
        Если бы не было Той, Которую Бог избрал, чтобы через Нее стать Человеком, не совершилось бы и наше спасение.

        Есть такие слова в одной из стихир Рождества Христова о том, что весь тварный мир приносит дары Христу Родившемуся: небо - звезду, земля – вертеп, мы же – матерь Деву. Божия Матерь – дар Богу от рода человеческого, с той оговоркой, что все, что мы можем Богу принести, мы должны сначала принять от Него и сохранить. Она родилась лишь потому, что нашлись на этой земле люди, которые любили Бога всем сердцем, всею душой, всеми силами и всем помышлением.

        Как солнце начинает светить еще прежде своего восхода, так и Христос просвещал души ищущих Бога еще до Своего Воплощения. Мир, лежавший в языческой тьме, оказался готов в Него уверовать. Тем более в народе Израильском зрели плоды, угодные Богу, которые должны были созреть, чтобы дать Ему место в нас действовать.

        Святые и праведные Иоаким и Анна были благочестивы и праведны, и эта великая милость от Бога - то, что они стали родителями Божией Матери - потому и была им дана, что они превзошли всех своею праведностью.

        Но прежде они перенесли скорбь - до старости они не имели детей, до того возраста, когда при естественном порядке вещей это становится невозможно. В Израиле бездетность считалась особым наказанием Божиим. Святые праведные Иоаким и Анна страдали от этого еще больше, думая, что по их греховности Бог не дает им иметь детей. Другие люди над ними смеялись. Однажды в великий праздник праведный Иоаким принес в иерусалимский храм большие жертвы, и первосвященник отказался принять их. "Наверное, - сказал он, - у тебя есть какие-то тайные грехи, что Бог лишил тебя своего благословения". Другие стали уничижать его, говоря, что и правда он недостоин приносить Богу жертвы.

        Тогда Иоаким в великой скорби вместо того, чтобы вернуться домой, ушел в пустыню, где паслись его стада. Там он сорок дней держал строгий пост и молился о том, чтобы Господь простил все его грехи и дал ему стать отцом хотя бы в преклонных летах, как в древности было с праведным Авраамом. О том же молилась и праведная Анна. Она узнала, что первосвященник не принял их дары, что муж ее ушел в пустыню, и от этого горько плакала. Что бы она ни видела –- птенцов ли в гнезде или землю, на которой все приносит плоды, ее скорбь только росла. Она тоже со слезами просила, чтобы родить хотя бы в старости.

        После этой молитвы явился ей Ангел и сказал, что ее прошение будет исполнено, но она родит не простого ребенка, а Ту, Которую ублажат все роды и через Которую все получат спасение. О том же было сказано и Иоакиму, причем Ангел сказал ему, что он в подтверждение этих слов найдет свою жену, молящуюся в Иерусалимском храме.
        Они встретились, все рассказали друг другу, вернулись домой с твердой верою, что получат по обетованию Господа, и принесли благодарственные жертвы в храме Божием. И Господь исполнил Свое обещание.
        Анна, проживши неплодною пятьдесят лет в супружестве, зачала во чреве и родила дочь, нареченную по повелению Ангела Мариею, что значит по-еврейски "Госпожа".
        Велика была радость престарелых родителей о рождении дочери, забыты были все томившие их столько лет горести и печали, радовались и благодарили Бога с ними все их сродники и знакомые (читать Рождество Пресвятой Богородицы на http://www.proza.ru/2013/09/20/1853).
       
        Если бы святые и праведные Иоаким и Анна не превзошли всех своим благочестием, то не они были бы избраны, чтобы стать родителями Божией Матери.
        Если бы они в своем благочестии считали себя лучше других и не смирились, оно было бы неугодно Богу.
        Если бы они не перенесли свою скорбь, то едва ли пришли бы в такое смирение.
        Если бы все свое упование они не возложили на Бога, то и не дали бы Ему места совершить это великое дело.
        Так все, что угодно Богу, всегда бывает выстрадано, и полученное от Него в дар нужно умножить и возвратить Ему.
         
        Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, - для того чтобы рожденное дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира.
       По учению Православной Церкви, Пресвятая Дево Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены; Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого.
       Ни блеск, ни слава мира не окружали Ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира: вечная Премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна.

       В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная Елена сооружила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, установлен на 21 сентября; этот праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость.

       Будем молиться Божией Матери и святым праведным Иоакиму и Анне, чтобы и нам принять разум от Бога и служить Ему с той же энергией и находчивостью, с какой мы раньше служили своим собственным пожеланиям.
       "Радуйся, Пречистая, весь мир рождеством Своим возвеселившая".
       "Радуйся, Всенепорочная палата Царя всех!
        Радуйся, Селение Бога и Слова, Коему со Отцом и Святым Духом, и Тебе, Дочери Отца, Матери Сына, Невесте Святого Духа, да будет от нас смертных честь и слава во веки". Аминь.

        "Сегодня, в один из 12-ти самых значительных праздников, отмечаемых в Православной Церкви,  — Рождество Пресвятой Богородицы, - говорит в своей проповеди Святейший Патриарх КИРИЛЛ, - мы вспоминаем событие более чем 2000-летней давности, когда в семье благочестивых родителей Иоакима и Анны, живших в Иудее, родился младенец, получивший имя Мария.
        И мы знаем, что именно этому младенцу суждено было стать посредницей между Богом и людьми в осуществлении тайны воплощения Сына Божиего — рождения Господа нашего Иисуса Христа. Именно от Девы Марии Господь получил человеческую природу, человеческий разум, человеческую волю, человеческие чувства и был подобен нам во всем, кроме греха.

        Мы вспоминаем Пречистую Деву именно потому, что Она более всех, как никто другой, как ни один святой, как ни один ангел или архангел, послужила нашему спасению. Знаем, что и ныне Царица Небесная пребывает в Божием Царствии вместе с Сыном Своим и Господом нашим. К Ней мы возносим свои молитвы, и Она, послужив спасению всего человеческого рода, особым образом воспринимает нашу молитву и, предстоя Сыну Своему и Богу нашему, просит за нас. Именно поэтому мы именуем Ее Матерью Церкви, Матерью всех верующих. 
        Мать слышит просьбы своих детей как ни одно другое существо в мире; так и Царица Небесная слышит наши молитвы.
        Всякий раз, когда мы совершаем память Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией читается Евангелие от Луки, где повествуется о том, как Господь посетил дом Марфы и Марии (Лк.10:38-42). Верующие люди знают почти наизусть этот отрывок, потому что его очень часто читают в Церкви.

        Там рассказывается о том, как Господь, придя в дом Марфы и Марии, двух сестер, начал говорить, и говорил Он, конечно, то, что было крайне необходимо для жизни людей, ведь каждое Его слово несло в себе огромную преображающую человека духовную силу.
        Мария, младшая сестра, села у Его ног и внимала слову Спасителя, а Марфа, которая готовила обед и суетилась по хозяйству, вознегодовала на нее и сказала Господу: «Скажи ей, чтобы она мне помогла». На это Господь ответил словами, которые имеют огромное значение для понимания того, что есть главная ценность в человеческой жизни.
        Он сказал: «Марфа, Марфа, ты суетишься и печешься о многом, но только одно необходимо. Мария же благую часть избрала, и это не отнимется от нее».

        Была ли плохой Марфа? Нет, она была очень хорошей. Она была замечательной хозяйкой, любвеобильной, гостеприимной женщиной, и свою любовь к Спасителю выражала так, как мы часто выражаем любовь, чувство дружбы или уважение к другим людям: мы приготовляем праздничную трапезу, мы убираем свое жилище, мы суетимся и печемся о многом. И потому Господь не осудил Марфу. Он не сказал: «Почему ты не сидишь рядом с Марией и не слушаешь Меня? Не нужно Мне никакого обеда, не нужно Мне никакого гостеприимства». Не сказал так Господь.
        Но Он сказал, что есть единое на потребу человека — то, что превышает любую другую потребность. Это то, что Он говорил Марии, и потому в сравнении с Марфой Мария избрала благую часть. Она отдала себя полностью, все свое внимание и силы, слушанию того, что говорил ей Господь Иисус Христос.

        Господь не противопоставил Марию Марфе и — еще раз нужно сказать — не осудил Марфу. Но Он сказал о том, что является самым главным для людей. То же самое можно отнести ко всей нашей жизни, ко всему роду человеческому.  Мы, конечно, суетимся, мы печемся о многом — практически вся наша жизнь занята этой суетой и этой заботой о хлебе насущном, об устройстве материальной жизни. Мы стремимся сделать как можно больше, чтобы жизнь стала лучше; мы строим дороги, мосты, ремонтируем здания.
        Мы что, плохо поступаем? Нет, мы не поступаем плохо — мы поступаем правильно, так же, как правильно поступала Марфа, которая готовила обед и оказывала гостеприимство Спасителю. В каком же смысле вся наша работа, вся наша жизнь обращается не к тем целям, которые Бог нам определил?
        Это происходит тогда, когда мы заботимся только о внешнем устроении жизни. Когда мы делаем только то, что делала Марфа, и не делаем того, что делала Мария, когда мы не только половину или четверть, но и сотую часть своего времени не посвящаем Богу, проникновению в Его мысли, в Его слова, выстраиванию своей внутренней духовной жизни в соответствии с Божественными приоритетами, — вот тогда мы делаем страшную, непоправимую ошибку, и вся наша внешняя работа по устройству жизни становится просто суетой, потому что нет устремленности к вечным, неизменным и самым великим ценностям, без которых человеческая жизнь не состоится.

        Старшее и среднее поколение, да и некоторые молодые люди, хотя, может быть, плохо, помнят время, когда в стране нашей запрещалось молиться, запрещалось читать или слушать слово Божие. Тогда мало кто думал о том, что есть единое на потребу, тогда все было обращено на устроение внешних условий жизни. Мы хотели построить мощное государство и справедливое общество. На это были брошены все силы людей; тысячи и тысячи погибли, осуществляя эту мечту. Однако в полной мере эту мечту мы так и не осуществили, мы не достигли тех целей, которые ставили, и многие поколения, отдав все свои силы, не увидели даже незначительной доли того, что они хотели бы увидеть.
         Вот этот опыт построения богатого и справедливого общества при забвении единого на потребу учит нас, современных людей, тому, как мы должны жить и работать. Мы действительно должны хорошо трудиться, чтобы жить лучше; мы должны быть более дисциплинированными, более целеустремленными, более трудолюбивыми. Мы должны избавляться от наших пороков, которые мешают нам работать так, как работают некоторые из наших соседей, — это особенно чувствуется здесь, на востоке России.
       
         Нам предстоит многое сделать, в том числе по обустройству Приморского края. Но если, созидая внешнее благополучие, мы забудем о самом главном — забудем о вере, о Боге, забудем о великих нравственных ценностях, которые поддерживают человека и определяют его человеческую сущность, — тогда мы не достигнем поставленных целей. Даже создав благополучные внешние условия, мы не будем иметь полноты жизни, потому что полнота жизни — в Боге.
        «Мария благую часть избрала, и это не отнимется от нее». Эти слова должны глубоко войти в наше сознание, и если мы будем сочетать духовное и материальное, веру и труд, мы действительно станем великим народом, сильным государством, справедливым обществом. Об этом мы молимся, об этом мы думаем, к этому устремляемся. И я радуюсь тому, что сегодня на этой площади во Владивостоке вы собрались в таком множестве, и мы все вместе возносим молитву Господу.
 
        Давайте помолимся об Отечестве нашем, о том, чтобы благополучной была наша жизнь, чтобы в мире протекало наше бытие.
        Помолимся также и о том, чтобы вера православная, которая всегда была стержнем народной жизни, не была омрачена никакими ложными идеалами, никакими идолами, которые нередко создает безбожное сознание.
        И если будем иметь в сердце крепкую веру, если будем выстраивать свою жизнь в соответствии с Божиим законом, то наш труд по внешнему обустройству жизни будет благословлен Богом, и мы достигнем целей, которые мы перед собой ставим.
        И да поможет нам всем Господь идти именно таким путем, и тогда имя Божие будет прославляться в наших словах, мыслях, делах, но, самое главное, — в преображенных душах наших, обретших силу от соприкосновения с Божественной мудростью и Божественной благодатью. Аминь". (г.Владивосток, 21 сентября 2012 года)
       
        Тропарь, глас 4
        Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней:
 из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение,  и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
         
        Кондак, глас 4
        Иоаким и Анна поношения безчадства  и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои,  вины прегрешений избавльшеся,  внегда звати Ти:  неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
      
        Величание
        Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей,  и всеславное славим рождество Твое.


                Молитва ко ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ
      
        О, Пресвятая и Богоизбранная Дево, Владычице наша Богородице, Небеси и земли Царице, на радость и утешение всему миру от безплодных и безчадных родителей Богом дарованная!
        Родившися Божиим промышлением, Ты разрешила еси неплодствие рождшия Тя, и ныне неплодное сердце мое плодоносно сотвори предстательством Твоим у Престола Вседержителева, неплодствовати же соделай мя злыми делы, гнилыми словесы и нечистыми помышленьми.

        О, Всеблаженная, да явлюся чадо Божие, добродетелей благоплодие присно приносящее. Ты утолила еси пречистым рождеством Твоим плач праматери нашея Евы, и праведныя родители Твоя избавила еси поношения безчадства, и ныне утоли плач и воздыхания многоболезненныя и любогреховныя души моея и избави всех нас поношения злосмрадных дел наших, страстей безчестия и от всякаго порабощения вражескаго.

        Наипаче же даруй нам, Пресвятая Богородице Дево, во всесветлый день рождества Твоего чистым сердцем разумети и памятовати, с коликою радостию и благодарением неплодная утроба святыя праведныя Анны ношаше Тя, да и мы не точию словесы, но наипаче делы своими выну будем со умилением сердечнем прославляти Тя, вопиюще:
        Слава пришествию Твоему, Чистая. Слава рождеству Твоему.
        Слава девству Твоему, Мати Безневестная.

        Купно же с Тобою сподоби нас непрестанно славити и величати Всесвятый Плод Твой, Слово воплощенно, во чреве Твоем неопально носимо, 
        Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.
         
                ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.



Составлено по материалам:
http://www.truechristianity.info/library/
propovedi/propovedi_na_rozhdestvo_
presvyatoy_bogoroditsy.php
http://www.patriarchia.ru
http://happyschool.ru/publ/tropar_kondak_
i_velichanie_rozhdestvu_presvjatoj
_bogorodicy/49-1-0-1403
kafist.ru/holidays/rozhdestvo-bogorodicy/akafist/