Фестиваль Территория в Перми. Дневник студентки

Ева Малинина
10.09.2009.     День первый.

В 9 вечера собрались в гостинице "Урал" - приезжие и пермские. Познакомились с исполнительной дирекцией. Получили уйму информации, но мало что поняли. Поняли главное - надо ждать. И тогда (примерно часов в 10) пермским выдадут бейджики-пропуска на мероприятия фестиваля. Ещё всех участников (человек эдак 160 студентов разных театральных училищ страны, среди них 11 преподавателей) поделили на 4 группы - по алфавиту. Хорошо, что я на "М", там много наших. Выдали бейджики с надписью "студент". Всем. В том числе преподам и профессуре. Студенты ржут. А им ещё дали буклеты, программки, футболки, сумки. А нас обидели. Хотя на самом деле хотелось только буклет. Не в футболках счастье. Вышла их гостиницы в 10.30. Ещё успела на автобус.

День второй

В 11 на Речном вокзале (где теперь Музей современного искусства) состоялась встреча с арт-дирекцией фестиваля. Как выразился Роман Должанский, с нами встречались не-медийные лица (он и Андрей Ураев). Медийные лица будут появляться дозированно и в нужное время. Рассказали ещё раз о фестивале. Поздравили. По программе через полтора часа должен быть обед, а потом - первый мастер-класс с Ураевым. Но не у нашей 3 группы, а у 1-2. А вечером - первый спектакль - три одноактных балета Большого театра Женевы. Я не стала дожидаться обеда, сходила в Дом Мешкова (новое помещение краеведческого музея) и свалила домой - до спектакля. Балеты были фееричны - "Пара-дис", "Следуя страсти" и "Далеко".Первый - очень графичный и построенный по образцу композиции музыкального произведения - берётся хореографический мотив, и он варьируется, сплетается. Второй - взрыв, вакханалия, "рваная" хореография. Третий - чередование массовых фронтальных мизансцен и дуэтов, трио. Очень необычно.

День третий.

С 11 до 14 - мастерская Андрея Ураева по пластике. Я полезла на площадку в числе 20 добровольцев. Испытала огромное наслаждение от работы. Разминка, ритмика, групповые мизансцены в пространстве, работа в парных этюдах с плащами. И всё это было приправлено игрой, юмором, театром. Наш парный этюд (с незнакомым молодым человеком) даже удостоился похвалы мастера. Получила заряд энергии на целый день. Обед. Читка первой немецкой пьесы - "Куриная слепота" Штоккера. Режиссёр - Гай-Германика, актёры пермские. Нормальный "новодрамовский" материал, даже не очень жёсткий. Без мата. Зато Гай-Германика не обошлась без "кровавой" мизансцены - героиня в белой футболочке и носочках мажет себя красной краской. Очень эффектны красные пятна на белом. И очень жалко белые носочки. Потом народ пил кофе, ел пирожки и общался. В 7 вечера - спектакль "Смерть жирафа" легендарной лаборатории Д.Крымова. Честно говоря, мне больше всего понравилось "цирковое" начало - без слов, и финал - компьютерная графика на экране (пейзажи). А всё, что было связано с текстом - не очень. Такой, в общем, обычный "театр абсурда". Тем более, что текст сочиняли сами. Всё-таки они более сильны в изобразительной и ассоциативной сфере, чем в литературной. Хотя ребята замечательные. Но для меня их спектакль "Демон. Вид сверху" остался непревзойдённым. А в общем, хороший сегодня был день.
День четвёртый.
День начался с мастер-класса Кирилла Серебренникова - собственно организатора фестиваля и известного театрального "хулигана" и новатора. Правда, теперь он остепенился, набрал курс в школе-студии МХАТ, но продолжает экспериментировать с классикой и современной драмой. От выступления Серебренникова ждали шока, парадокса, а он вышел и прочёл на два часа почти академическую лекцию по истории театра - о развитии актёрского искусства. Тут-то шок со всеми и случился. Оказалось, что человек он образованный, серьёзно размышляющий о профессии актёра и режиссёра, о их взаимоотношениях. Ну что ж, звание педагога обязывает. Студенты во время лекции поглядывали на меня, а я им повторяла:"Теперь вы поняли, что историю театра надо знать?"
Мастер-класс по пластике М.Каминского. Очень интересный подход - через пластику учить взаимодействию с партнёром. Здорово.
Читка немецкой пьесы - "Донна Дэвидсон" Йонигка. Уже поздно вечером, на детской площадке - среди песочниц, качелей и горок. А пьеса страшная и шокирующая. Дело даже не в том, что главная героиня - порнозвезда, и в тексте масса лексики из этой области человеческих отношений и порнобизнеса. Страшно, что делают с человеком другие люди, до чего может довести клевета, уязвлённое мужское самолюбие, стереотипы. Хотя, по-моему, большинство студентов уловили именно "клубничку". В 10 вечера закончилась читка, и я поспешила домой, а народ ещё поехал на встречу с музыкантом Мартыновым. Как пермские добираться будут?
День пятый.
В 11 была встреча с Дмитрием Крымовым и его Лабораторией. В формате вопрос-ответ. Монолога он держать не захотел, хотя рассказывал очень интересно. Говорили о замысле спектакля "Смерть жирафа", об Анатолии Васильеве, и ещё о чём-то неуловимом. Запомнилось его выражение:"нервная зыбкость чая". Вообще, это человек "не от мира сего". У него нет готовых ответов, он задумывается, иногда не отвечает на вопрос, больше живёт воспоминаниями, чем реальным миром. Очень чувствителен. У него красивый низкий голос и длинные седые волосы. Внешне очень похож на мать - Наталью Крымову. Ему всё хотелось втянуть в разговор своих актёров. Некоторые были разговорчивы и интересны. Ира расказывала байки о Марке Захарове, у которого училась, музыкант-трубач - об Америке и джазе. А Аня с другой актрисой обнаружились под трибунами с сидящими зрителями. Они иногда оттуда выглядывали и вклинивались в разговор. Очень украсили встречу.
В 3 часа дня состоялась другая встреча - с Евгением Мироновым. Здесь, наоборот, был монолог. О профессии, о работе с различными режиссёрами, об ошибках и проблемах - из собственного актёрского опыта. Произвёл впечатление очень искреннего и ещё "не забуревшего " человека. Вообще, страшно приятно видеть отношение этих знаменитых людей ("медийных лиц") к студенческой аудитории фестиваля. Как серьёзно и искренне они пытаются поделиться опытом, что-то дать молодым актёрам.
Ещё одна встреча - с правозащитником Исаевым - по поводу посещения колонии общего режима в рамках проекта "Театр в тюрьме".
Музыкальный перформенс какой-то (к сожалению, не запомнила название) московской группы, исполняющей современную музыку. Скрипки, виолончели и контрабас. Музыка местами медитативная. Я даже "воспарила" в какой-то момент.
И, наконец, читка на автомойке. Пьеса, по традиции, немецкая - "Экстремалы". Сначала было ничего не видно, не слышно и не понятно. Постепенно сюжет стал вырисовываться. Закончилось это в 11 вечера. Меня-то подвезли, а как добирались остальные пермские? Спрошу завтра. Тем более, что народ поехал ещё на клубную программу.
День шестой.
Утром в оперном театре нам давали мастер-класс по хореографии. Я решила для себя, что обязательно буду в нём участвовать. Отбросила комплексы - и вперёд. Как могла, так и занималась. Получила огромное удовольствие и заряд бодрости на день. Нас учили дышать, "открывать спину", ходить, давали какие-то па. Студенты делали лучше, я - хуже. Зато все остальные преподаватели просидели на скамеечке, а я потанцевала. И знаю теперь, что такое "плие". Замечательно.
После обеда смотрели фестивальный фильм "Короткое замыкание" - пять новелл о любви. Пять режиссёров - среди них Вырапаев, Герман-младший , Серебренников и другие. Всё достаточно безрадостно - по-"новодрамовски". Мир серый, жестокий. Бр-р. Но есть любопытные моменты. Кстати, понравились больше истории двух других - неизвестных мне - режиссёров.
А вечером нас не пустили в оперный. То есть пермских. Не рассчитали количество мест. Привет организаторам. Мы - не попавшие - устроили там маленький перфрменс. Повысили себе настроение и разошлись.
День седьмой.
Странный сегодня день. Начинался он со спектакля Томаса Остермайера "Гамлет" в театре Шаубюнне (конечно, в записи). Я была наслышана об О., и ждала чего-то выдающегося. Не скажу, что спектакль разочаровал - там было много любопытного: например, начало (похороны Гамлета-отца под дождём из поливального шланга); неожиданного (одна актриса исполняла Офелию и Гертруду, огромный, толстый, нескладный Гамлет, Лаэрт и Горацио были одновременно и Розенкранцем с Гильденстерном); смешного (Полоний, который был жив после смерти и во всём участвовал), неприятного (все актёры вывалялись в земле, облили себя красной краской, орал Гамлет, который появлялся со вставными игрушечными глазами) и т.д. Всё было понятно, математически выверено, но совершенно не трогало. Чувства остались не задеты, никого не жалко. Тогда - зачем вся режиссёрская выдумка?
После обеда нам явили обещанную даму-шведского режиссёра (?), которая читала лекцию о гендерных взаимоотношениях в театре. Всё вылилось в проблему политкорректности и феминистических высказываний. И попытки импровизаций на тему "Ромео и Джульетты" то с актёрами-мальчиками, то актрисами-девочками. В общем, ничего мы не поняли. Единственная мысль, которая меня зацепила: когда мужчина играет женщину, это вызывает смех, потому что в нашем "мужском" обществе это понижает его статус. В случае с женщиной, играющей мужскую роль всё происходит с точностью до наоборот.
День закончился традиционной читкой очередной немецкой пьесы - "Дело чести". Пожалуй, это на сегодняшний день лучшая читка на фестивале. Пьеса интересная - про разный менталитет мальчиков-турок, живущих в Германии, и девочек-немок (или полукровок). Они учатся в одних школах, живут в одной стране, но головы устроены по-разному. В итоге - трагический финал.
День восьмой.
Мастер-класс Томаса Остермайера по "Гамлету". Практическая репетиция. Присутствие переводчика не мешало. В принципе, многое  было понятно без перевода. "Гамлет" - пьеса о театре. Давал возможность сделать ошибку и проанализировать её. Исправить. Этюдный метод. Анализ обстоятельств. Очень интересно выстраивать "семейный портрет" героев. А потом – пантомимой - самые главные события пьесы. Народ порепетировал и пришёл в восторг.
"Театр в тюрьме". Поехали те, кто "были в списке". Меня не было, поэтому я только наблюдала, как народ сдавал в гардероб на Речном вокзале - сумки с сотовыми телефонами, деньгами, сигаретами, шарфы, кольца и прочее - всё это нельзя брать с собой в колонию. Потом надевали футболки наизнанку, чтобы не было эмблем фестиваля. Запускали в автобус по паспорту. А мы смотрели. Помахали автобусу. Смотрели по прямой трансляции. Нормальная лагерная самодеятельность. Даже есть способные люди - с голосами, органикой. Главная цель такого театра - социальная реабилитация. Думаю, что театр даёт отдушину этим людям. Завтра встреча с режиссёром.
День девятый.
Встреча с Алексом Дауэром. Произвёл очень хорошее впечатление. Умный, серьёзный, обаятельный. Приготовил целую лекцию и честно пытался всё успеть. Понимает свою ответственность перед людьми, с которыми он работает в тюрьме. Рассказывал о технологии работы и о человеческих отношениях. Тогда у меня возникает вопрос: а можно ли работать с заключёнными постоянно? Не по две недели, а годами? Реально ли это? Возникнет масса сложностей. Или в принципе возможны только такие кратковременные проекты?
Спектакль японского актёра Такетеру Кудо. Потрясающе тренированное и красивое тело. Кажется, ему всё подвластно. Своеобразная пластика. Но загримированное лицо - маска. Наверное, так выглядят японские дУхи. Абсолютно нечеловеческое лицо. И содержание спектакля - 50 минут агонии. Очень страшно.
Читка. "Путешествие Алисы в Швейцарию". Жуткая пьеса об эвтаназии. Впечатление очень депрессивное. Врач, делающий эвтаназию, мог спасти хотя бы одного человека - Алису, потому что она полюбила его. Ей именно любви не хватало в жизни (как, наверное, многим). Он мог бы спасти её, но не захотел. Не позволил себе. И она умерла А он продолжал делать своё дело. Очень тяжёлое впечатление. Я принципиально против эвтаназии. Потому что человеческая жизнь всегда кому-то нужна. Даже если человек смертельно болен и беспомощен, он нужен своим родным. Ведь даже смертную казнь отменили. Как можно распоряжаться чужой жизнью? Это не в компетенции человека. Это, наверное, только бог решает. Или природа. Которая жизнь даёт.
Завтра последний день фестиваля. Ещё будет мастер-класс Такетеру Кудо и спектакль Пиппо Дельбоно.
Спасибо этому фестивалю. Нужно всё переварить и обдумать. Но уже ясно, что "Территория" - очень важное событие в моей жизни. Думаю, что и моих студентов. Столько замечательных талантливых людей! Сколько впечатлений! Есть о чём подумать. Этим можно теперь жить целый год. А может, и больше. Спасибо!
День десятый, и последний.
Мастер-класс Такетеро Кудо. Как всегда, ползала по полу вместе со студентами. Училась лежать на полу и передвигать своё тело без помощи рук. Мы прошли пластически весь путь эволюции - от одноклеточной амёбы до многоклеточного организма, от кистепёрой рыбы до четырёхногого существа, которое, распрямляясь и встав на две конечности, превращается в человека. Ощущения очень необычные. Такеро рассказывал, что когда-то его учитель заставлял его делать это упражнение сотни-тысячи раз. Хотелось позаниматься ещё, но время кончилось.
Встреча с Марией Мироновой. Очень молодая, естественная, искренняя. Выглядит потрясающе, а у неё сыну уже 17 лет. Такое ощущение, что человек нашёл внутреннюю точку опоры в жизни. Полная гармония с миром и собой. Рассказывала, что ею движет желание всё узнать и радоваться каждой минуте жизни, проживать её полно, интересно, не оглядываясь. Не берётся за роли, которые её чужды, неинтересны, нехудожественны. Она, конечно, уже может себе это позволить. Не смотрит телевизор. Рассказывала о фонде помощи пожилым актёрам. Молодец.
Спектакль Пиппо Дельбоно "Дикая тишина". Очень изысканно по цвету, музыке. Сочетание прекрасного и безобразого. Картинки, проходки, костюмы. И сам Пиппо, который танцует и пытается что-то нам сказать. Это не мой театр. Но после спекткля была встреча с Пиппо и его актёрами. Очень умный, даже мудрый человек. У него, оказывается. 20 лет назад выявили вирус СПИД, и он живёт с этим. Его театр - это театр ПРОТЕСТА. Против законов буржуазного общества, не желающего замечать страдания людей, против массовой культуры, против стереотипов. Я рада, что познакомилась с этими людьми.
Ну вот и всё. ПРОЩАЙ, ФЕСТИВАЛЬ! Теперь надо думать и жить этим.