Прощай, Ворон. Длинный рубль

Александр Брыксенков
               
   
               
Флотская служба изначально была суровой. И даже теперь при всех достижениях цивилизации суровость на флоте не исчезла. Особенно достается подводникам.

     Чтобы скрасить жесткость корабельного существования издавна была придумана романтическая флотская одежда,  красивые ритуалы, броский морской сленг, сигналы, горны, рынды и еще – флаги. 

    О! Флаги!  Флот без флагов трудно представить. Это и символ, и сигнал, и украшение.  Флаг на море, это не флаг на суше, где вывесят прапор и не снимают пока он в тряпку не превратится. На кораблях не так. На кораблях кормовой флаг и гюйс ежеутренне поднимают и ежевечерне спускают, флаг доложностного лица поднимают при прибытии на корабль этого лица и спускают при его убытии, сигнальные флаги поднимают при необходимости и спускают, когда необходимось исчезнет, флаги расцвечивания подимают  и спускают одновремно с кормовым флагом, Государственный флаг поднимают в виду непреятеля и спускают после боя (если уцелеют, конечно).
    Но есть на корабле один флаг, который носится постоянно как днем, так и  ночью, во всякую погоду, на ходу и на якоре. 

Таким флагом является вымпел. Он имеет вид узкой, длнной ленты красного цвета с двумя косицами на конце. В начале вымпела изобрвжен Андреевский флаг. Носится вымпел на грот-стеньге (при наличии одной мачты – на фор-стеньге)  корабля.  Реющий на стеньге вымпел означает, что корабль находится в компании, т.е. его можно  использовать как в походе, так и в бою. При выводе корабля из компании вымпел спускают.

     Цивильные люди, обозревающие корабль, обычно не замечают вымпел, а если и замечают, то не придают ему особого значения.  Моряки же относятся к нему с уважением. Вымпелу находится место даже в песнях:

«Якорь поднят, вымпел алый реет на флагштоке...»*

«Все вымпелы вьются, и цепи гремят...»**

    К стати, в строфх итеются две смысловые ошибки (стихи сочиняли не моряки) , и читатель теперь легко их найдет. Вообще, когда стихи о море пишет не моряк, это всегда заметно. Не побывав в нутрянке вопроса, такой поэт отделывается внешними банальностями. И использует рифмы-штампы: тросы - матросы, туманы - капитаны, моря - якоря.
 
    Что очень важно: если вымпел поднят – моряки получают тридцатипроцентную надбавку к своему денежному содержанию (так назыдваемые «морские»), при спуске вымпела надбавка аннулируется.  Поэтому на флоте вымпел называют «длинным рублем». Это предисловие.


    В сумраке раннего утра «Ворон» мотался средь штормовых волн, постоянно меняя курс. Он искал подводную лодку. Раздраженный командир метался по мостику от борта к борту, смоля беломорины одну за другой. Он не знал, где лодка. Уже два раза объявлялась боевая тревога, но оба раза контакт терялся.   У себя в рубке исходил нервами акустик, кляня гидрологию Черного моря. Шторм перемешал теплые и холодные слои воды.  Сигнал рассеивался, проходил полохо и не прямолинейно.  Акустик нервничал не зря. Он сейчас был самым главным человеком на корабле. Только от него зависило выполнит «Ворон» учебную задачу : «Поиск и уничтожение подводной лодки» или нет.

    Вдруг акустик напрягся: наметился контакт. Он немедленно выдал командиру пеленг на лодку . «Ворон» чуть подвернул и ринулся в бой. По кораблю загремели колокола громкого боя. Командир схватил микрофон громкой связи и прохрипел прокуренным голосом:

    «Боевая тревога! Атака подводной лодки!».

     Контакт был не очень уверенным. Пелинг постоянно менялся: лодка маневрировала.  Наконец командир решил , что «Ворон» достиг зоны поражения лодки.  С мостика в воду полетела шумовая граната.

     «Уничтожив» лодку, «Ворон» повернул в базу.  Теперь оставалось только ждать заключения посредника, находящегося на лодке.  По трансляции прозвучало долгожданное:

     «Отбой боевой тревоги!»

Измотанный за ночь командир рухнул в кресло, буркнув: «До базы не будить.»

      Вообще-то, «Ворон» подобные задачи решал успешно, обычно получая хорошие, а то и отличные оценки. Свершалась такая приятность, благодаря солидарности штурманов.

    Накануне выхода в море для выполнения задачи по поиску лодки, штурман «Ворона», старший лейтенант Князев, с бутлкой коньяка шел на подплав и находил штурмана лодки, которая будет работать с «Вороном». Через непродолжительное время Князеву вручалась калька будущего маневрирования лодки. И все, и вопрос решен. Теперь командиру достаточно было совместить кальку с картой, чтобы в любой момент знать в какой точке Черного моря нахдится искомая лодка.

    Но нынче вышел облом. Оказалось, что, взаимодействуя с «Вороном», лодка сама будет решать свою задачу по преодолению противолодочного рубежа. Конечно, никакой кальки Князев не получил.  И вот результат: бессонная ночь, истрепанные нервы и сомнительные шансы на хорошую оценку.

      Удачно ошвартовавшись, командир, не ожидая приглашения, отправился в штаб, чтобы узнать результаты саоей работы, но узнал такое, что результаты уже не имели никакого значения. Хмурый он вернулся на корабль, никому ничего не сказал, лишь приказал старпому команду не дергать: пусть отдохнут, а сам убыл домой.
    Жена сразу же заметила напряженность в поведении супруга:

   -- Мишаня, что-то случилось?

   -- Да, родная. И даже коснулось тебя.

   -- Меня-то каким краем?

   -- Боюсь, что ты останешься без норковой шубы.

   -- Почему?

   -- С меня сдернули «длинный рубль». Правда, приказ еще не подписан, но вопрос решен.

   -- Отчего сдернули-то?

   -- Наши нахимовы решили продать «Ворон» в Болгарию. Завтра начнем выгрузку боезапаса, а в понедельник пойдем на завод готовить корабль к передаче.

   -- Ну шлимазлы! – вскиаела симитская кровь.

    Она быстро накрыла на стол, поставила графин с водкой, две рюмки и попросила:

   -- Налей, Миша,  и мне. 

   После обеда он устроился на диване, но сон не шел. В голове бились колючие мысли. Он думал:

    «Флот – это консервативная организация, стянутая традициями и уставом. И любые выверты для флота – болезнены. Это знают и англичане, и американцы, и китайцы. У нас же флот без конца будоражат. То корабли начинают резать, то сверхсрочников вытесняют, то сокращают личный состав. А теперь наладились корабли распродавать.»

    Не знал моряк Михаил Баташов, что это лишь цветочки, а ягодки поспеют тогда, когда грянут либеральные реформы, которые от Черноморского флота оставят рожки да ножки.

      Судите сами. В последний год своего существования Советский Союз держал на Черном море  более 1000*** боевых единиц, в том числе 28 подводных лодок. А уже в 2009 году, после восемнадцати лет «демократизации», Черноморские флоты России  и Украины совместно имели на вооружении менее 50 боевых единиц, в том числе всего лишь одну, находящуюся в строю, подводную лодку
   Для справки: в составе турецкого военно-морского флота имеется 14 подводнцх лодок.
    Теперь-то спохватились, стали строить для флота то лодку, то фрегат. Спохватились, когда американские корабли начали шастать по Черному морю, как у себя дома. Спохватились, но флот – не картошка:  за сзон не вырастишь.

    А «Ворон» не продали. На Ближнем Востоке началась очередная заварушка и в Средиземном море понадобились его пушки. Корабль доукомплектовали, и вперед! Он гордо пронес свой вымпел через проливы и оказался в нужном месте,  в нужное время.

   Прожил "Ворон" 34 года. Это очень преклонный возраст для корабля. Правда, некоторые его собратья дожили до 40 лет. Но они меньше трудились. Когда "Ворон" был исключен из состава ВМФ, его последний командир лично поднялся на мостик и  спустил вымпел. Он скрутил его в рулон и молча унес в свою каюту.

     Сноска: строго говоря, вымпел иногда и ненадолго спускают. Это происходит при подъеме либо государственного флага, либо флага должностного лица.

______________________
*Вымпел на флагштоке не поднимают. Вымпел носится на грот-стеньге (при её отсутствии -- на фор-стеньге).

**Над кораблем может виться только один вымпел

***Включая 200 самолетов

______________________________
Иллюстрация из Интернета.