Гнев земли

Элеонора Мандалян
На фото: Кольская сверхглубокая (до разрушений).

«Невероятные события на буровой начались после того, как проходчики наткнулись на гигантскую пустоту, простиравшуюся на глубине десяти миль... Клыкастая когтистая тварь с огромными злыми глазами вырвалась из буровой скважины в облаке газа и завизжала, словно дикое животное, перед тем как исчезнуть...
- Мы опустили в скважину микрофон, предназначенный для фиксирования звуков от литосферных плит, – рассказывал геолог Дмитрий Аззаков. – Но вместо этого услышали человеческий голос, в котором звучала боль. Сперва мы решили, что звук издавался нашим собственным буровым оборудованием. Но когда мы проверили это, то подтвердились наихудшие наши подозрения: крики и вопли не принадлежали одному человеку. То были стоны массы людей. Мы прекратили бурение и закупорили устье скважины.»
Это не сценарий триллера и не цитата из фантастического романа. Это выдержка из газетной статьи, опубликованной лет 20 назад, живописующей в таких выражениях загадочное происшествие, якобы имевшее место на сверхглубокой скважине в Западной Сибири. Автор статьи Стен Миллер. Сообщение было столь сенсационным и невероятным, что его тогда перепечатали многие газеты за рубежом. Не зная, как к нему относиться, я долго сохраняла вырезку. А сейчас, вспомнив о той статье в связи с избранной темой, без труда отыскала ее в интернете. И даже комментарии к ней.
«Мы спокойно работали в Заполярном, и вдруг на наш офис обрушился шквал телефонных звонков – на уровне главных редакторов областных газет и секретарей обкомов партии, – рассказывал бессменный директор Научно-производст¬венного центра «Кольская сверхглубокая», доктор технических наук Давид Губерман. – Звонившие спрашивали, как идет бурение, не появились ли интересные новости. Я отвечал: нет, работаем по плану, уже за 12 км перебурили. Ладно, говорят, спасибо. И так – первый звонок, минут через 20 – второй. И наконец я задал звонившему прямой вопрос: почему все вдруг нами заинтересовались? Ну как же, говорит, во всех газетах написано: сенсация. Вы там до ада добурились и чертей подняли.
Мы провели расследование и выяснили, что информация перепечатана из финской молодежной газеты, которая вышла в День дурака (это типа нашего 1 апреля). Статью оттуда взяла сыктывкарская молодежная газета, и после этого «сенсация» разлетелась не только по нашей стране, но и по всему миру.»
Вот такая забавная история приключилась с «Кольской сверхглубокой», ставшей жертвой типичной газетной утки. Но остается вопрос: просто ли «утки»? Что хотели сказать всем нам молодые шутники? Быть может эта страшилка была своего рода протестом, предупреждением всем любителям вгрызаться в недра земные?
Кольская скважина, просверленная в 1984 году на глубину 12 066 метров, была и остается самой глубокой скважиной в мире. «Думаю, в ближайшие 50 лет никто не сможет достичь большей глубины, чем мы», – не в те годы, а сегодня убежден Губерман. К счастью ее бурение не кончилось глобальной катастрофой и до ада они не добрались.
Скважины, пусть не такие глубокие, сверлят повсюду, в первую очередь в поисках нефти. И увы, далеко не всё проходит безнаказанно и гладко. Вот об этих случаях я и хочу рассказать.
Несколько лет на заглушенной аварийной скважине Кумжа-9, на Кумжинском газоконденсатном месторождении, в 80 км от центра Ненецкого АО г. Нарьян-Мар, отмечалось усиление выбросов. В 1980 году скважина воспламенилась и начала фонтанировать. Горящий факел удалось ликвидировать только два года спустя, с помощью... подземного ядерного взрыва. На месте скважины образовался провал общей площадью 50 000 кв.м. Для его изоляции от протекающей поблизости реки была построена защитная дамба.
О последствиях ядерного взрыва история стыдливо умалчивает. Но, думается, все было так же, как в аналогичной ситуации в Украине, 10 июля 1972 года. Об этом много лет спустя, уже после того как Советский Союз перестал существовать, рассказал очевидец и участник происходящего академик Украинской национальной нефтегазовой академии, в прошлом заместитель генерального директора Всесоюзного производственно-го объединения «Укргазпром», Роман Макар.
В 1970 году неподалеку от села Хрестищи, возле Краснограда, в Харьковской области, рядом с оживленной трассой Москва – Симферополь,  было открыто крупное газоконденсатное месторождение, запасы которого исчислялись 300 млрд кубометров газа. А год спустя в этом районе уже действовало 17 скважин. Колоссальное давление газа из недр земли достигало 400 атмосфер. По неизвестным причинам на одной из скважин с 20-метровой глубины вырвался фонтан газоконденсата – пламя взметнулось над землей на десятки метров. Загасить его не удавалось на протяжении двух лет. На месте скважины образовался огромный провал, поглотивший весь буровой агрегат.
Чтобы сместить пласты почвы и тем самым уничтожить скважину, Москва решила использовать, «промышленный» ядерный взрыв, мощностью несколько килотонн. Поста-новление было подписано Брежневым и Косыгиным. Со всех участников операции взяли подписку о неразглашении, в течение 15 лет. На подготовку к взрыву ушло несколько месяцев. Сбоку от эксплуатационной колонны пробурили наклонную скважину на глубину 2400 метров. Операцией руководил генерал из ведомства, осуществлявшего подземные ядерные взрывы на всей территории СССР.
Четыре месяца в обстановке строжайшей секретности велись подготовительные работы. Командный пункт и центр управления охраняли войска КГБ, остальные объекты – подразделения МВД из Москвы. В момент взрыва земля заревела и загудела, как раненный зверь, со всех домов сорвало крыши, из окон вылетели стекла, завалились дымоходы и печи, стены потрескались, рассказывает Роман Макар.
От содрогнувшейся и вскинувшейся земли людей несколько раз подбросило в воздух. Что стояло вертикально, упало. Кратер вулкана среагировал на взрыв с точностью наоборот. Из него вырвался мощный, километровой высоты газовый ствол, смешанный с породой. Жители села Хрестище, находившегося в 2 км от скважины, были эвакуированы на восьмой км. Но и оттуда ничего не знавшие о ядерном взрыве люди с изумлением наблюдали за  гигантским грибообразным облаком, заслонившим собою небо.
Через 30 минут после взрыва их вернули в свои искалеченные дома. Газовая скважина, как ни в чем не бывало, продолжала гореть. Данная акция и принесенные в жертву люди желаемого результата не дали. Подземная стихия оказалась сильнее. Скважину усмиряли старым испытанным способом – вырыли кольцевой карьер шириной 400 и глубиной 20 метров.
По словам крестьян, многие из которых умерли в последующие годы от рака и лейкоза, взрыв в Крестищах был «узаконенным Чернобылем». Единственное, что для них сделали, это отремонтировали дома. Ни о какой профилактике после взрыва или лечении не только не было речи, но им было запрещено сообщать врачам о причинах заболеваний.
Последний подземный промышленный ядерный взрыв в СССР – 700-ый по счету (!), был произведен 6 сентября 1988 года в Архангельской области. Он получил название  «Рубин», его мощность составила 8,5 килотонн.
Правда это или страшный вымысел, утверждать не берусь. Я лишь отыскала и собрала ряд публикаций и рассказов очевидцев, так что достоверность событий на их совести.
Следующая «фантастическая» история случилась в Америке – в штате Луизиана, недалеко от города Новая Иберия, в 1980 году. К счастью, сама природа исправила последствия катастрофы, так что до применения ядерного заряда дело не дошло. Нефтяники снова искали нефть, буравя многострадальную Землю в разных местах. В тот злополучный день было решено поискать ее на дне озера Peigneur (Пенёр). Это мирное, необычайно живописное озеро с зелеными тенистыми берегами и с красивым островом, на котором был разбит ботанический сад, служило местом отдыха местных жителей – в нем купались, ловили рыбу, катались на лодках и яхтах. Озеро было пресноводное и неглубокое – всего 3,5 метра. Оно соединялось с каналом, отводившим лишние воды в Мексиканский залив
Команда бурильщиков корпорации Wilson Brothers, которую нефтегазовая компания Texaco наняла для разведывательного бурения, вела поиск нефти под дном озера, углубившись почти на 400 метров. А чуть в стороне, почти под озером располагалась соляная шахта компании Diamond Crystal Salt – сеть тоннелей общей шириной 30 м и высотой 24 м. Потолок шахты поддерживали соляные столбы.
Рано утром 21 ноября 1980 года бур нефтяников пробил 35-сантиметровую дыру в соляном своде нижней, самой глубокой шахты. С молниеносной скоростью принявшись размывать небольшое отверстие, вода из озера устремилась вниз, по 400-метровой скважине, заполняя траншеи шахты и размывая соляные отложения.
В озере Пенёр образовался гигантский водоворот, за несколько часов достигший 55 метров в диаметре. Он засосал буксир и всю высоченную буровую установку, 11 барж, док. Следом в преисподнюю втянулись остров с ботаническим садом, припаркованные у берега грузовики, деревья, дома. Все это происходило на глазах у ошарашенных (к счастью не пострадавших) людей и было заснято на видеопленку (кому интересно, могу дать сноску: http://www.youtube.com/watch?v=Y4Of8cm0kS8). Обнажившееся дно было залито тоннами вязкой грязи с обломками строений. За каких-нибудь 3 часа из озера ушло больше 13 млрд литров воды. А вслед за этим над стволом шахты взмыл в небо гейзер из смешанной с размытой породой воды – высотой до 120 м.
К счастью, природа нашла способ исправить ошибку своих нерадивых обитателей. Земля вообще, как правило, умеет залечивать свои раны - до поры до времени, разумеется, пока не перейден определенный рубеж ее долготерпения. «Бывшее» озеро соединялось с каналом Делькамбр, проложенным в 20 км от него, куда уходили во время паводков лишние воды. Канал впадал в Мексиканский залив. И вот, когда Пенер внезапно опустело, уровень воды в канале упал на метр, и вода, поменяв направление, устремилась к озеру, заполняя его солеными водами залива.
И происходило это с такой интенсивностью, что на месте соединения озера с каналом образовался 4,5-метровый водопад. Так что жители окрестных районов, многим из которых компаниям-виновницам пришлось строить новые дома, без озера не остались. Более того – за счет глубокого провала, образовавшегося на месте воронки-кратера, из мелководного оно превратилось в глубоководное – его глубина теперь достигает 396 м. Кардинально изменилась и вся экосистема в озере. Рыболовы теперь ловят морских рыб, поскольку озеро стало соленым.
Увы, далеко не все попытки человека проникнуть в тело Земли – техногенные ошибки, как их окрестили – кончаются благополучно. И пример тому рукотворный грязевой вулкан, возникший ровно два года назад в Индонезии, обездоливший и в буквальном смысле пустивший по миру десятки тысяч людей, повергший в шок всю страну даже не тем, что нанес и продолжает наносить ей колоссальный материальный ущерб, а  тем, что никто не знает, когда и как все это кончится. Напомню, с чего все началось.
Сценарий все тот же, меняется только место действия: фирма Lapindo Brantas искала новое месторождение нефти в Сидоарджо (Sidoarjo), на острове Ява. Ее бур последовательно прошел слои вулканических пород, плейстоценовый слой, состоящий из смеси грязи и песка, и добрался до известнякового водоносного слоя. Деформация вдоль бура создала трещину в породе. Подгоняемая давлением земных недр, горячая вода устремилась вдоль трещины вверх, смешиваясь по пути с вымываемыми ею породами и слоем жидкой грязи.
На поверхности забил мощный фонтан жидкой горячей зловонной грязи 180-метровой высоты. Люди сначала несказанно удивились, потом от запаха сероводорода начали зажимать носы, а потом началась паника.
Так на ровном месте возник сотворенный человеком грязевой вулкан, извержение которого продолжается безостановочно по сей день, причем по нарастающей.
Несмотря на то, что вулкан этот рукотворный, ведет он себя точно так же, как любой грязевой. Вокруг него даже появились, так называемые, грифоны – вторичные жерла, "мини-вулканы". И остановить его не могут ни люди, ни природа.
В процессе извержения под землёй формируется опустошаемая полость с более низким давлением, что приводит к проседанию пород под собственной тяжестью. Иными словами, огромный участок поверхности, потеряв опору, рано или поздно должен обрушиться, как обрушивается свод вулкана, образуя глубокую кальдеру. И кальдера эта, прогнозируют ученые, может иметь в диаметре... десятки километров.
Это было похоже на кадры из фильма ужасов или из детской сказки. Горячая густая грязь выдавливалась из земли, как заколдованная каша, растекаясь во всех направлениях, затапливая плантации сахарного тростника, бананов, рисовые поля, пруды, в которых разводили рыбу и креветок, дома – целые улицы и селенья.
Вырвавшийся на волю, по вине человека, вулкан наверное следовало бы назвать Джином. Но видимо индонезийцы не знают эту сказку, к тому же им явно не до шуток. Вулкану дали имя Lusi – от lumpur – "грязь" и Sidoarjo – названия местности.
Шли месяцы, а вулкан и не думал иссякать. Напротив, день ото дня он набирает силу. Если вначале на поверхность в сутки выбрасывалось по 5-7 тысяч кубометров грязи, то сейчас 150 тысяч.
В Сидоарджо люди больше не живут. Грязь вытеснила их, заняв их дома. 25 кв. км. территории стали непригодны для жизни; эвакуировано 13 тысяч людей; 8 деревень и 25 фабрик уничтожены; часть построек залита грязью, слой которой достигает 12 метров, выше крыш. Убытки подсчитывать бесполезно, потому что они постоянно растут. И никто не знает, как с этим бороться.
Вулкан попытались окружить дамбой, но она не везде выдерживает натиск вязкой, плотной, постоянно прибывающей грязи. Не дало результатов и откачивание ее в море.
И вот теперь, после двух лет непрерывного, нарастающего извержения, вулкан  Люси грозит проваливаться под землю, о чем с тревогой сообщают геологи исследовательского коллектива университета Дарема (Durham University) и специалисты технологического института Бандунга (Bandung Institute of Technology — BIT). По последним данным, количество жертв стихии составило 36 тысяч. Причем речь идет не о густонаселенном городе, а о сельских районах, где плотность на квадратный километр невелика.
Центральная часть вулкана просела примерно на три метра. Ученые считают, что в случае провала, который явно неминуем, глубина Lusi может составить порядка 150 метров, а ширина кальдеры – километров десять.
Я начала выдержкой из газетной статьи, а закончу все-таки цитатами из научно-фантастического рассказа:
  «Нам открылось удивительное зрелище. Благодаря какой-то странной космической телепатии наша старушка планета словно поняла, что по отношению к ней готовится  неслыханная дерзость. Обнаженная поверхность походила на кипящий котел... Во всем чувствовалось биение жизни. Тяжелый запах затруднял дыхание. ... мой  железный дротик вонзился в нервный центр старушки Земли – и великое  мгновение наступило.
...небывалой силы вихрь сбил нас с ног... до нашего слуха донесся самый страшный вопль, какой нам когда-либо доводилось слышать. Найдется ли среди сотен очевидцев хоть один, кто сможет описать этот вопль? Это был рев, в котором боль, гнев, угроза и оскорбленное величие Природы слились в ужасающий пронзительный звук. Он длился целую минуту и был подобен слившимся  воедино голосам тысячи сирен; парализовав всех присутствующих своей неистовой мощью, он  пронесся по всему южному побережью, достиг берегов соседней Франции, перелетев через Ла-Манш, и в конце концов растаял в спокойном летнем воздухе. Ни один звук за всю историю человечества не мог бы сравниться с этим криком раненой Земли.»
Наверняка многие узнали, что приведенные мною выдержки из знакомого им с отроческих лет рассказа Конан Дойла «Когда Земля вскрикнула». Можно не сомневаться, что наша многострадальная и терпеливая планета действительно кричит в ответ на жестокие надругательства, кричит на недоступном нашему слуху и сердцу ультра- или инфразвуке. Более того, она не только кричит, но и обороняется. И Конан Дойл – провидец, как все настоящие фантасты, это нутром чувствовал. В эпилоге он пишет: «...Конечно, нигде больше планета не издала такого рыка, как на месте непосредственного вмешательства, но своим поведением в других частях света она продемонстрировала, что действительно составляет единый организм. Через всевозможные отверстия, клапаны и вулканы выразила она свое возмущение...»