Неповторимая задушевность русского романса. ч. 1

Сария Мамадова
   Особая красота, задушевность и неповторимость русского романса.
               
             В уме своем я создал мир иной
               
             И образов иных существованье;
               
             Я цепью их связал между собой,
               
             Я дал им вид, но не дал им названья…
               
                М. Ю. Лермонтов

               
                Чем старинней наивность романса
               
                Тем живее его соловьи.
               
                Б. Ахмадуллина
         
Слушаешь романсы  всегда с восхищением, чувствуешь ностальгию, особое состояние души, сердце наполняется теплотой, под действием которого остаёшься определённое время, осознаешь как музыка богата, талантлива, искренне чиста. Ниже приведены некоторые романсы, но с особой теплотой слушаешь романсы, на стихи  C. Есенина «Письмо к матери», особенно когда его так задушевно, сердечно исполняет Николай Сличенко. 
…«Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом…

Не буди того, что отмечталось
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталось
Испытать мне в жизни привелось.

 И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.


Вспомните романс О.Строка, вникните в эти четыре строчки:
«Нахлынули воспоминанья
Воскресли чары прежних дней
 И пламя прежнего желанься
Зажглось опять в груди моей»

                *******
« Отцвели хризантемы». Музыка Н. Харито, слова В. Шумского.

Отцвели уж давно хризантемы в саду,
Но любовь всё живёт в моём сердце больном.

« Очарована, околдована…»
сл. Н. Заболоцкого, муз. М. Звездинского

«Очарована околдована
С ветром в поле когда-то повенчана
Вся ты словно в оковы закована
Драгоценная ты моя женщина».
Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.

 Повторяются задушевные  слова: любовь, сердце, несказанный свет, такой же нежный…..


ДРЕМЛЮТ ПЛАКУЧИЕ ИВЫ

Музыка Б. Б.
Слова А. Тимофеева

Дремлют плакучие ивы,
Низко склонясь над ручьем.
Струйки бегут торопливо,
Шепчут во мраке ночном.

Думы о прошлом далеком
Мне навевают они;
Сердцем больным, одиноким
Рвусь я в те прежние дни.

Где ты, голубка родная,
Помнишь ли ты обо мне?
Так ли, как я, изнывая,
Плачешь в ночной тишине?


"Б. Б." - псевдоним поэта и музыканта конца XIX - начала XX века Б. Б. Барона (есть мнение, что барон - не фамилия, а дворянский титул автора; более о нем ничего не известно). Романс создан в 1896 г.


 Не пробуждай воспоминания.
Не пробуждай воспоминаний
(слова: Н.Н. – музыка: Петр Булахов)
Не пробуждай воспоминаний
Минувших дней, минувших дней, -
Не возродить былых желаний
В душе моей, в душе моей.

И на меня свой взор опасный
Не устремляй, не устремляй;
Мечтой любви, мечтой прекрасной
Не увлекай, не увлекай!

Однажды счастье в жизни этой
Вкушаем мы, вкушаем мы,
Святым огнем любви согреты,
Оживлены, оживлены.

Но кто её огонь священный
Мог погасить, мог погасить,
Тому уж жизни незабвенной
Не возвратить, не возвратить!

Очаровательное волшебство романса особенно проявляется в романсе на стихи Анны Ахматовой, музыка В.Бибергана "Приходи на меня посмотреть".Ещё так назван совершенно потрясающий душевный и теплый фильм, с замечательными любимыми актёрами в главных ролях.

У каждого человека в жизни были моменты, независимое от продолжительности время, период жизни, которые оставили неизгладимый след в душе его. У кого –то по определённым причинам, обстоятельствам, своего рода препятствиям быть вместе, рядом, одним словом не сложилось , не получилось. 
Говорят время лечит, но не всегда, иногда – не до конца.

1.Калитка. Музыка А. Обухова, слова А. Будищева.
2. Отцвели хризантемы. Музыка Н. Харито, слова В. Шумского.
3. Нет, не тебя так пылко я люблю. Музыка А. Шишкина, слова М. Лермонтова.
4. Утро туманное. Музыка А. Абаза, слова И. Тургенева.
5. Я встретил Вас. Музыка неизвестного автора, слова Ф. Тютчева.
6. Не пробуждай воспоминанья. Музыка П. Булахова, слова Н.Н.
7. И нет в мире очей. Музыка П. Булахова, слова неизвестного автора.
8. Я тебе ничего не скажу. Музыка Т. Толстой, слова А. Фета.
9. Дремлют плакучие ивы. Музыка Б.Б., слова А. Тимофеева.
10. Ночь светла. Музыка Н. Шишкина, слова неизвестного автора.
11. Не отходи от меня. Музыка А. Варламова, слова А. Фета.
12. Он уехал. Музыка С. Донаурова, слова неизвестного автора.
13. Темно-вишневая шаль. Музыка и слова неизвестного автора.
14. Нет, не любил он! Музыка А. Гуэрчиа, русский текст А. Медведева.
15. Звезды на небе. Музыка В. Борисова, слова Е. Дитерихс.
16. Вьется ласточка. Музыка А. Гурилева, слова Н. Грекова.
17. О, не целуй меня! Музыка А. Варламова.
18. Я тебя с годами не забыла. Музыка П. Булахова, слова Л. Жадейко.
19. На заре ты ее не буди! Музыка А. Варламова, слова А. Фета.

Хочу добавить более поздние замечательные романсы: «Как упоительны в России вечера», «А на последок я скажу» и др.
Это все романсы для души, Их нельзя забывать, а тем более не включать в репертуар. Сделайте проект «Русский романс». Пусть молодёжь случает эту  чарующую музыку и трогательные, задушевные слова. Где такое они могут услышать?
В ночных клубах  с музыкой, не воспринимающей ни сердцем, а тем более разумом и ушами. Децибеллы убивают. С сомнительными полуголыми девицами,  на шестах?, толчея и кривлянье на месте, под убивающую все трели души музыку? Почему мы своими руками растлеваем молодежь? Этими клубами, фильмами со сценами насилия, убийств, цинизма, разврата и доказательствами о существовании секса в нашей стране. Это всё жалкое подражание, пародия на Западную жизнь.   
Уже  так мало места романтике, чистоте чувств, утончённости, любви, пониманию. Тело всё расширяет свои владения, всё меньше оставляя место духу.
                *****
Наш автор на Проза.ру Владимир Байков, вероятнее всего человек романтический и сентиментальный прислал скорее не отзыв, а свои впечатления при прослушивании неповторимых , полных особого очарования и исполнительского мастерства, которые привожу здесь:

Рецензия на «Неповторимая задушевность русского романса» (Сария Мамадова)

А для меня особое обаяние составляют романсы, записанные на пластинки 78 оборотов в исполнении Екатерины Юровской, Изабеллы Юрьевой, Аллы Баяновой, Ляли Черной, Вари Паниной. Нравится даже шипение иглы...
http://www.youtube.com/watch?v=_b05pxX_2mY
http://www.youtube.com/watch?v=AawavvZpd8g

Владимир Байков   13.10.2014
             
Хочу поделиться с Вами. Судьба дала шанс познакомиться с необыкновенной в прямом смысле этого слова Натальей Ивановой - композитор, поэт, художник, психолог (Союз
концертных деятелей С.Петербурга.
Наталья Иванова член союза концертных деятелей России. Ею написана музыка к 500 песням, музыка к спектаклю " Будьте готовы Ваше высочество" по пьесе Льва Кассиля, к спектаклю" Джинсовый плащ" на телевидении в г. Варшава,К художественному фильму" Конфликт" на киностудии Алма-Ата фильм. С сольными концертами(аккомпанируя себе на рояле и на гитаре) выступала почти во всех крупных городах России и ближнего зарубежья и в таких странах как, Польша, Венгрия, Чехия, Швейцария, Бельгия, Кипр, Финляндия, Швеция, США. Как художник принимала участие в художественных выставках в Петербурге, Москве, Японии, Швейцарии, Австралии. Как психолог вела передачу" В гостях у семейного психолога" на радио "Подмосковье".
Награждена Министерством культуры России почётным знаком" За достижения в культуре" и медалью" В честь 300-летия Санкт-Петербурга".
Особое место в Её творчестве занимают, конечно же романсы.  Эти романсы. песни очаровывают и вряд ли смогут разочаровать Часть Её песен в авторском исполнении можно послушать: