На языке силы. Глава 13. В поисках версий

Ирина Зефирова
Начало см http://www.proza.ru/2014/09/11/482            

    Разноса от начальства долго ждать не пришлось. Едва успела Наталья Павловна пообщаться с Анастасией Петрушевской, как её вызвали в кабинет полковника Юдинцева. Наиль Якубович был явно не в духе, и Вадим Чесухин ехидно подмигнул ей со своего стула.
- Прошу прощения за задержку: допрашивала Петрушевскую.
      
    Юдинцев сухо кивнул опоздавшей:
- Доложите, что нового по этому делу.

     - Девочку ночью нашли на загородном шоссе супруги Исаевы, Байбеко сейчас их допрашивает. Мальчика не вернули, и теперь мать готова помогать следствию: обещала, что сегодня придут для беседы и муж с дочкой. На записке, полученной вместе с отрубленным пальцем малыша, отпечатков нет, видимо, преступник использовал перчатки, чтобы не оставить улик: все теперь грамотные.

- А на коробке, в которую была упакована эта посылка? Если похититель нанял мальчишку для доставки, он должен был держать коробку в руках, передавая её, - сказал Наиль Якубович, хмуря брови.

- На коробке отпечатки есть, но их нет в базе.
- Значит, он ранее не судим, - вставил Вадим.

- Не обязательно, - возразила Наталья Павловна. - Отпечатки могли оставить изготовители подарочной упаковки, продавцы в магазине, мальчишка, доставивший её до квартиры. А преступник, который пишет записку в перчатках, вполне может додуматься заранее положить посылку в пакет-маечку и больше к ней не прикасаться.

- А пакет-маечку нашли?
- Коробка стояла перед дверью без пакета, но посыльный мог выбросить его на улице. Там искать нет смысла: этого добра повсюду навалом. А письмо, полученное Петрушевскими вчера, я только что передала на экспертизу с пометкой «срочно».
- Боюсь, и там ничего, кроме отпечатков родителей, не найдётся. Ладно, оставим это, - раздражённо прервал Наиль Якубович. - Приметы похитителя, обстоятельства похищения выяснили?

- Арина пока приходит в себя, отсыпается. Со слов матери, ей на сотовый позвонил таксист, сказав, что отец в качестве сюрприза для детей купил билеты в цирк, и, по условиям игры, надо уйти с уроков и сесть в подъехавшее к школе такси, а отец присоединится позже.

- И отцу звонить девочка не пробовала?
- Его телефон был недоступен, а таксист пояснил, что тот на совещании. Возможно, когда её приведут, нам удастся составить фоторобот, хотя надежда слабая: тёмные очки и борода портят всё дело.

- Кстати, Наталья Павловна, вам ведь известно, что в конце девяностых существовала чеченская банда похитителей, и там тоже фигурировали бородатые люди? - напомнил Юдинцев.
- Я помню, Наиль Якубович, но ведь теперь не девяностые.

- А ведь кто-то из школьников или учителей должен был видеть, как дети садятся в машину, - вставил Вадим. - Может быть, хотя бы марку или цвет автомобиля запомнили. А ещё можно запросить сведения у всех предпринимателей, занимающихся извозом.
- Эта работа уже проведена. Полиция искала свидетелей, но безуспешно. Похищение было совершено в начале урока, и на школьном дворе никого не было, - устало ответила Наталья Павловна.

- Значит, надо ещё раз попытаться, уже своими силами, - отрезал Юдинцев. - Вот ты, Вадим, и займись, помоги товарищам. Кажется, именно сейчас ты не слишком загружен.
Вадим недовольно притих и в разговор больше не вмешивался.

- А как похититель узнал сотовый телефон девочки? - спросил Юдинцев, испытующе глядя на Наталью Павловну.
- Я и сама думала об этом. Ответа пока нет, хотя, если допустить, что замешан кто-то из близких родителям людей, то это несложно. Кроме того, телефон Арины наверняка есть у её одноклассников, подруг, они в этом возрасте все с электроникой играются.

- Значит, с отцом вы пока не беседовали? Ещё нет подробностей, как и кому он передал деньги?
- Дмитрий Петрушевский должен явиться на допрос с дочерью сегодня или завтра, я ещё не успела с ним созвониться. Поскольку мы прикрепили к машине Петрушевского маячок, нам известно лишь, что деньги переданы в районе моста через реку Клязьму. Я предположила, что преступник использовал моторную лодку, - соврала Наталья Павловна.
     Она не могла признаться начальнику, что благословила незаконное прослушивание квартиры потерпевших и про моторную лодку услышала из разговора супругов. - Если бы мы всё-таки рискнули увязаться за Дмитрием, похититель легко ушёл бы от нас на моторке, ведь преследовать его по берегу на машине невозможно из-за того, что с обеих сторон от реки - лес.

- Логично, - похвалил её начальник. - И вы подключили к поискам участковых?
- Совершенно верно, - подтвердила Наталья Павловна. - Собираем сведения о владельцах моторных лодок, участковые должны осторожно провести опрос и при необходимости побеседовать со свидетелями, обследовать их дома, сараи, бани. К  сожалению, пока результатов нет.

- Родителям сообщили, что мальчик уже мёртв? - продолжал задавать вопросы полковник.
- Я только что ознакомила мать с результатами экспертизы.

- И как она?
- Требует найти сына, и похоже, не успокоится, пока мы не найдём труп, - бесцветным голосом сообщила следователь.

- Ещё бы! Мне и так уже сегодня звонили из Следственного управления. Недоумевают, почему до сих пор нет результатов!
- Но ведь родители сами не желали с нами сотрудничать и только сегодня изменили свою позицию, - вяло попыталась оправдаться Наталья Павловна.

- А то я не знаю! Но попробуйте-ка объяснить это начальникам и общественности. И я чувствую, что скоро к давлению сверху подключится пресса.
Он помолчал, хмуро расхаживая по кабинету.

- Значит, ничего существенного у вас, Наталья Павловна, до сих пор нет?
Она отрицательно помотала головой.
- Печально. Очень печально! Даже доложить наверх не о чем. И всё же я не могу поверить, что у вас нет хотя бы версий. Поделитесь своими размышлениями, а мы послушаем, - предложил Юдинцев.

- Ну, если вас интересуют мои рассуждения… У полиции, поначалу занявшейся розыском похищенных детей, была, как вы знаете, только одна версия - связь похищения со свежим конфликтом, в центре которого оказалась Марьяна Степанова. Именно в день её увольнения дети были похищены. Допросы девушки и её родных не дали ничего, кроме одного: они осветили характер отношений в рабочем коллективе, который можно назвать нарциссическим.

- А это ещё что такое?
- Вы ведь знаете Спасскую Нонну Львовну, эксперта, специалиста по  психологии из нашего управления?
Наиль Якубович кивнул нетерпеливо.

- Она мне кое-что объяснила и почитать дала, - пояснила Наталья Павловна. - Оказывается, нарциссические характеры довольно часто встречаются в среде руководителей. Немалая часть людей, стремящихся к власти, достигающих её, делают это не столько ради денег, сколько ради возможности получать от подчинённых ту эмоциональную подпитку, которая им нужна, а нужно им восхищение и лесть окружающих. Они будто смотрятся в кривое зеркало, отражающее им не то, что есть в действительности,  а тот образ себя, который они хотят видеть. Кроме того, именно благодаря нарциссическим чертам люди порой обретают способность казаться яркими, обаятельными. Они могут увлечь других какими-то идеями, взглядами, манипулировать ими, использовать в своих целях. Оказывается, в лучах сияния нарцисса некоторые получают как бы смысл жизни, до того казавшейся им скучной и неинтересной. И всё остаётся именно так до тех пор, пока ты нужен нарциссу.

Однако, как только ты перестаёшь удовлетворять его потребности или, тем более, начинаешь мешать ему, он лишает тебя своего расположения, без малейшего сожаления выбрасывает, как сносившуюся одежду, как ветошь, и уж на его сочувствие можешь не рассчитывать. Нарцисс не способен к истинному сочувствию, он лишён этой способности с детства: дефект развития. А вот изобразить сочувствие он может.

Ещё одна характерная черта нарцисса: он не в силах выносить стыд и немедленно перекладывает его на другого, указывая окружению - вот истинный виновник всех бед. И для доказательства своей правоты, фигурально выражаясь, идёт по трупам. Когда, несмотря на все его усилия, жертва спорит, обвиняет, как это делала Марьяна, и тем вынуждает нарцисса вновь и вновь испытывать стыд, его наполняет мстительность. Не позавидуешь тому, кто ощутил на себе разрушительные последствия нарциссической ярости. Нарциссы, обладающие властью, искажают нормальные, уважительные отношения между людьми. Они постоянно сравнивают себя с другими, и сравнение должно быть непременно в их пользу, иначе на них наваливается невыносимое чувство никчемности, вызывающее приступ гнева.

Именно поэтому они окружают себя теми, кто признаёт их безусловное превосходство. Они часто возвышают себя за счет унижения выбранной ими для этого жертвы, и каждый из окружения инстинктивно боится стать новой жертвой. Вокруг нарциссов процветают зависть, наушничество, соперничество за их расположение, страх потерять его, интриги.

Понятно, что в таких коллективах неизбежны моральные травмы и трагедии, изломы судеб. Особенно достаётся тем, кто не понимает причин происходящего и начинает искать изъяны в себе.

- Наталья Павловна, - неожиданно прервал её полковник, - но ведь в этом коллективе, как вы вроде бы упоминали, было два нарциссических лидера. Может быть, существовал скрытый кофликт между ними?

- Я об этом ещё не думала, - честно призналась следователь. - Не судите строго: у меня было чуть более трёх дней для знакомства с ситуацией. Я почти уверена, что преступник не является профессионалом, он никогда не совершал ничего подобного. Если бы его интересовали только деньги, он обратил бы своё внимание на истинно богатых людей. По моему мнению, это человек из окружения Анастасии Петрушевской. Тот, кто живёт где-то рядом, в ведомственном массиве, кто мог видеть появление полицейской машины у её подъезда. Возможно, этот человек по-прежнему считается другом, но на самом деле был когда-то жестоко ею обижен.

- Почему же тогда он просто не убил её? - спросил один из присутствующих.
Наталья Павловна на минуту задумалась.

- Возможно, он не столь примитивен, чтобы идти лёгкими путями. Становиться убийцей ему противно, нанимать киллера - опасно, а главное - для этого нужны деньги, а взять их негде. А при киднеппинге он не только приносит изощрённые страдания своему врагу, ощущая свою власть над теми, кто тому дорог, но и получает весомую денежную компенсацию собственного морального ущерба, и, кроме того, денежные средства для привлечения подельника.

- Логично, - заметил Наиль Якубович. - А ведь это может быть и женщина, так?
- Всё возможно, - уклончиво ответила Наталья Павловна.

- А наработки какие-то в пользу вашей версии имеются?
- Я побеседовала с сотрудницами пострадавшей и выяснила, что до Марьяны Степановой в отделе работала некая Светлана Торопова, имевшая роман с нынешним любовником Петрушевской. Анастасия устранила соперницу путём грязной клеветы. Родной дядя этой девушки, всю жизнь отдавший предприятию, уволился одновременно с ней и сейчас на пенсии. Он живёт в доме, расположенном напротив дома Петрушевских и его окна выходят прямо на их подъезд. Имеет моторную лодку и домик на Оке неподалёку от того места, где впадает в неё Клязьма. Мы с Петром беседовали с ним, это одинокий пенсионер, увлекающийся рыбалкой. Нам он показался неспособным на преступление, к тому же Светлана недавно вышла замуж.

- Так-так-так, очень интересно! - возбуждённо отозвался Юдинцев. -Показалось им, видишь ли! А то у него на лбу будет написано! Да эти рыбаки реки как свои пять пальцев знают, а уж хитры! Пенсионер, никого ближе племянницы нет, терять нечего, да ещё крыша, быть может, слегка в связи с возрастом и на почве обиды поехала! Вся жизнь, преданное служение предприятию коту под хвост! Преступник на моторной лодке, такого у нас ещё не бывало! Да у него, наверное, и недостаток материальных средств к тому же? Ну, Наталья Павловна, это уже что-то! За три дня расследования очень, очень неплохо!

- Наиль Якубович, вы подозреваете именно его?
- Не знаю, голубушка, ваше расследование покажет. Может, это отец или муж Светланы Тороповой, вы же не проверяли их, правда? Или даже она сама! Или двое-трое из этой компании вступили в сговор.

- Но ведь с момента конфликта прошло больше двух лет!
- Вы прекрасно знаете, что в жизни всякое бывает. Сами сказали, что жертва нарцисса не сразу понимает, кто виновник её бед. А если тогда случилось что-то, отчего её жизнь пошла наперекосяк? Может быть, ей пришлось сделать аборт, после которого она не может иметь детей? Или полученная моральная травма повлияла на психику? И молодой муж, узнав о трагедии, решил отомстить?

Наталья Павловна только головой покачала:
- Богатая у вас фантазия, Наиль Якубович!
- А без фантазии в нашем деле нельзя, как и без фактов.

- Но есть ещё один вопрос!
- Какой?
- Откуда злоумышленники знали, какую именно сумму выкупа запрашивать?
- Наталья Павловна, не морочьте мне голову! С чего вы взяли, что они знали? Разве у Петрушевской были накопления в сумме пять миллионов?

- Нет, она сама сказала, что это не её деньги.
- Вот видите! В общем, я жду от вас фактических результатов по проверке этой версии. Идите и работайте!


Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/25/412