Три тарана над Батайском

Олег Каминский
       Как гласит одна известная поговорка «На войне, как на войне», и чего только на этой войне не случается! Подлинные факты часто перемешиваются с множеством всевозможных легенд и домыслов, в результате чего, бывает очень трудно разобраться во многих удивительных случаях военного времени. 

       Один из таких удивительных случаев произошел 9 мая 1943 года при отражении налета немецкой авиации на Батайск. Здесь надо пояснить, что железнодорожный узел Батайск в Ростовской области, который являлся конечной выгрузочной станцией и снабжал всем необходимым советские войска левого крыла Южного фронта, был исключительно важной целью для немецкой авиации. Поэтому весной 1943 года на узел было совершено десять массированных налетов Люфтваффе. Во время отражения одного из них 9 мая два советских летчика почти одновременно совершили воздушные тараны. 

       К сожалению, подробностей этих таранов, практически, нет. Во всех средствах массовой информации лишь кратко упоминается о том, что два летчика 961-го истребительного авиационного полка ПВО – командир звена лейтенант А. В. Киричков и пилот старший сержант В. П. Бахтин в своем первом бою таранили вражеские бомбардировщики Юнкерс-87 и Хейнкель-111, и оба погибли при этом. Причем, один погиб во время тарана, а другой был сбит и погиб уже после тарана. Так это или нет, точно установить уже вряд ли возможно. 

       Многие годы считалось, что только эти два летчика совершили тараны в том бою. Однако, со временем, как-то незаметно, к двум героям таранов Бахтину и Киричкову добавился третий летчик 961-го истребительного авиационного полка сержант И. И. Елагин, который, как стали утверждать кое-кто из современных журналистов, погиб при таране, хотя раньше он считался погибшим в бою. В отличие от случаев с Бахтиным и Киричковым, о таране Елагина в прессе появились некоторые подробности. Правда, нет никакой гарантии в том, что они достоверны и, что их не придумал для красного словца кто-нибудь из пишущей братии. Чтобы не быть голословными, процитируем выдержку из статьи о таране Елагина:    

       «Лётчик 961-го истребительного авиационного полка (105-я истребительная авиационная дивизия, Грозненский дивизионный район ПВО) сержант И. И. Елагин совершил более 20 боевых вылетов. 9 мая 1943 года на аэродроме под Ростовом-на-Дону проверял на своём истребителе вновь поставленный мотор. В это время появилась группа «юнкерсов» с намерением нанести бомбовый удар по аэродрому. Сержант Елагин получил приказ взлететь и помешать противнику прицельно сбросить бомбы. Взлетев, он зашёл в хвост одного «юнкерса» и дал длинную очередь. Задымив, вражеский бомбардировщик пошёл к земле. Елагин набрал высоту и снова спикировал на врага. «Юнкерсы» стали освобождаться от бомб, стрелки открыли огонь по истребителю. Расстреляв последние патроны, Елагин решил таранить ведущего группы бомбардировщиков. От удара оба самолёта рухнули на землю. Елагин погиб. Похоронен в братской могиле в Ростове-на-Дону вместе с В. П. Бахтиным и А. В. Киричковым».

       Такова героическая версия совершенных в небе Батайска 9 мая 1943 года трех воздушных таранов. Правда, удивляет тот факт, что никто из троих летчиков, совершивших таран, так и не был награжден. Ещё больше настораживает то, что в журнале потерь личного состава причина гибели каждого из них указана всего лишь одной лаконичной фразой «погиб в воздушном бою на самолете И-16». И всё! Никаких упоминаний о таранах! Может быть, поэтому, никого из погибших героев не наградили? 

       Как же всё происходило в тот день на самом деле? Чтобы разобраться в этом, обратимся к документальным источникам и расскажем всё, что известно о результатах боев над Батайском. 

       Итак, в тот день, по советским данным, более 160 вражеских бомбардировщиков под прикрытием 70 истребителей, - утром около 08.30-09.00, в полдень около 12.00-12.30 и уже в послеобеденное время около 14.30, - трижды наносили удары по Батайску. По данным немецким документов в налете участвовали бомбардировщики Ju 88 из II./KG.3 и III./KG.3 «Blitz», He 111 из II./KG.55 «Greif», пикировщики Ju 87 из III./StG.77, истребители Bf 109 из III./JG.3 «Udet» и I./JG.52.

       Отражали налеты немецкой авиации на Батайск летчики 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО полковника Л. Г. Рыбкина. В состав дивизии входили следующие полки: 182-й истребительный авиационный полк ПВО майора В. И. Костомарова, 234-й истребительный авиационный полк ПВО майора А. В. Серенко, 266-й истребительный авиационный полк ПВО майора А. А. Титова, 961-й истребительный авиационный полк ПВО майора В. А. Береговского. На вооружение полков были истребители Як-1, ЛаГГ-3, И-16 и «Харрикейн».

       В борьбе с немецкими самолетами активно участвовали также зенитчики 18-го ОЗАД майора А. М. Белявского, 189-го ОЗАД майора В. Н. Близнюка, 485-го ЗЕНАП майора А. Т. Галецкого, 9-й отряд аэростатов заграждения, 97-й отдельный взвод ВНОС (радиолокационная станция) и другие части ПВО.
 
       Первыми обнаружили врага воины радиолокационной станции 97-го отдельного взвода ВНОС: они зафиксировали немецкие бомбардировщики в районе северо-западнее Таганрога. Здесь немцы на некоторое время задержались, ожидая истребителей прикрытия.

       Эта задержка противника ввела в заблуждение командира 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО полковника Л. Г. Рыбкина. Он решил, что противник будет действовать по нашему переднему краю. Поэтому подъем истребителей в воздух начался с опозданием, когда уже точно определилось движение бомбардировщиков в сторону Батайска.

       Полковник Рыбкин не только неправильно оценил обстановку и поднял истребители с запозданием, но и ввел их в бой небольшими группами. Кроме того, командир дивизии не выделил для боя прикрывающую группу истребителей, поэтому значительная часть наших истребителей оказалась в ходе боя связанной истребителями противника. Эти и другие ошибки привели к тому, что значительная часть бомбардировщиков проникла к объекту. В результате бомбардировки были разрушены станционные пути, выход на перегон и многое другое. Тем не менее, после окончания налета железнодорожники совместно с бойцами железнодорожного батальона за четыре часа восстановили пути.

       Как обычно, только первая атака наших истребителей была групповой, а затем бой распался на бой пар и одиночек, действовавших самостоятельно. Бой велся не только на подступах к железнодорожному узлу Батайска, но и непосредственно над городом, вследствие чего действия зенитной артиллерии оказались затруднены.

       Несмотря на серьезные ошибки командования и несогласованные действия в бою, летчики 105-й истребительной авиационной дивизии ПВО совершив 93 боевых вылета, заявили, что они сбили 40 вражеских самолетов (35 бомбардировщиков и 5 истребителей). Особенно отличился летчик майор А. А. Гончаренко, за 3 боевых вылета сбивший 3 самолета. Капитаны А. А. Аверьянов, Я. И. Верников, Н. К. Дураков, Г. И. Садовник, старшие лейтенанты У. И. Мордовенко, Ф. И. Перепелица, лейтенант А. Е. Санников, а также герои таранов В. П. Бахтин, И. И. Елагин и А. В. Киричков уничтожили по 2 самолета противника. Кроме того, зенитчики 485-го ЗЕНАП сбили 3 немецких бомбардировщика (2 Ю-87 и 1 Ю-88).

       Правда, в действительности потери немецкой авиации оказались несоизмеримо малыми, по сравнению с заявленными советскими летчиками и зенитчиками победами: из налета на Батайск не вернулись всего два бомбардировщика - Ju87D-3 зав. номер 100917 унтер-офицера Герберта Каниса из 9./StG.77 и Ju88A-4 зав. номер 888764 унтер-офицера Герберта Лёфлера из 6./KG.3, причем последний, по немецким данным, был сбит зенитным огнем.

       Само собой разумеется, что установить, кто же сбил единственный потерянный немцами Юнкерс-87 вряд ли возможно. Ведь, кроме А. В. Киричкова, который предположительно таранил самолет такого типа, победы над Ю-87 были засчитаны М. Д. Быкову, Я. И. Верникову, С. Д. Полищуку, А. Е. Санникову, Ф. И. Перепелице и другим летчикам, а также зенитчикам.   

       Здесь уместно будет напомнить об одном интересном моменте из описываемых нами событий. В бою над Батайском летчики И-16 эскадрильи старшего лейтенанта Б. Л. Гетманского (961-й истребительный авиационный полк), атакуя группу Ю-87, произвели по ней залп реактивными снарядами РС-82. Взрывом «эрэсов» были сбиты три «юнкерса» (на самом деле, по немецким данным, легкие повреждения получили два Ю-87), а пушечно-пулеметным огнем командир эскадрильи повредил ещё один Ю-87: у этого пикировщика отвалилась часть правой плоскости с элероном, а также была повреждена левая плоскость. Ещё немного - и он был бы сбит. Но тут, видя, что летчиков эскадрильи атакуют «мессершмитты», командир эскадрильи вынужден был с сожалением оставить недобитого противника и броситься на защиту своих товарищей. А немецкому пилоту фельдфебелю Эмилю Охслеру из III./StG.77 удалось довести свой поврежденный  Юнкерс-87 до Краматорского аэродрома и благополучно приземлиться…

       Так были тараны или нет? Может быть, летчики были просто сбиты в бою? Посмотрим, что говорят на этот счет немецкие документы. По их данным в тот день в районе Батайска немецкие летчики сбили 7 советских истребителей. Так, обер-фельдфебель Рудольф Тренкель сбил 1 МиГ-3 и 1 «Аэрокобру», лейтенант Эккехард Тихы – 1 ЛаГГ-3, обер-лейтенант Эмиль Битш – 1 ЛаГГ-3, капитан Йоханнес Визе – 1 Як-1. Судя по всему, эти летчики сбили, по крайней мере, два Як-1, командира 182-го полка майора В. И. Костомарова и командира эскадрильи 234-го полка капитана И. З. Бедило, которые погибли, а также кого-то из советских летчиков, спасшихся на парашютах. А некоторое несоответствие в типах сбитых самолетов легко объяснимо обычными в таких случаях ошибками летчиков в идентификации самолетов противника.

       Но самым важным для нас фактом должно быть то, что немецкий ас майор Хельмут Беннеманн сбил два И-16: один в 12 часов 3 минуты, а через 3 минуты - другой. Это были его 87-я и 88-я воздушные победы, к тому же, сбитых им «ишачков» невозможно спутать с другими типами самолетов. И вполне вероятно, что «ишачки» были сбиты в том самом бою эскадрильи Гетманского, о котором было упомянуто выше. Зато нет сомнений в том, что Беннеманн сбил кого-то из трех наших героев. Но кого, - Бахтина, Елагина или Киричкова? А вот это мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем…