Охота и собирательство смыслов

Григорий Луговский
В последнюю пару веков в цивилизованном человеческом обществе возникло и расцвело понятие «лишний человек». Обычное поведение «лишнего человека» - нытье о тщетности бытия, бесконечный «поиск смысла» и прочий декаданс. Чтобы понять, почему «смысла нет», нужно разобраться для начала, что такое вообще этот «смысл»? Смысл - это приумножение, размножение, рост, увеличение. В широком смысле. Ведь смысл любого слова плодит новые слова, описывающие это слово. То есть смысл – это бесконечный выход за пределы, трансценденция, экстаз. Вышел за пределы себя - ощутил, что твоя жизнь наполнилась порцией смысла. Застоялся в стойле обыденного – почувствовал свою бессмысленность. Размножение – выход за физические пределы себя: был один, а тут уже несколько похожих рядом копошатся. Философствование – это размножение идей, почкование смыслов. Ведь нельзя полностью удовлетворяться какой-то чужой философией, она должна быть обязательно своей, хотя бы и компилятивной, но пропущенной через мясорубку собственного сознательного восприятия. Потребительство – поиск смысла в выходе за пределы «своего»: вот у меня не было чего-то, а вот оно есть. Еще один способ приобретения смысла – буквальный выход за пределы своего очерченного кругового мира, то есть путешествие. Вот меня не было тут, а вот уже я на фоне пирамид, или вот я и Эйфелева башня. Или: «я и Макаревич», или «я и Абрамович», «я и Семенович» и т.д. и т.п. Вышел за пределы себя – получил порцию смысла. Пока перевариваешь впечатления – живешь. Далее ищешь новую порцию. Получается охота на смыслы и собирательство смыслов.

Процесс поиска смысла имеет еще одно краткое название – свобода. Собственно, либо человеку спускают сверху этот смысл в готовом виде – и тогда мы имеем дело с обществом несвободным, где свобода отпускается лишь избранным, либо по талонам в праздничные дни; или общество свободное, но тогда мы видим в нем изобилие «лишних людей». Потому что свобода – это непрерывный труд по продуцированию и реализации смыслов. Не каждому по силам и по нраву такой труд, поэтому значительное число людей тоскует по такой вертикали власти, которая берет на себя эту задачу.

Если человек выстроил собственную внутреннюю вертикаль производства смыслов, значит, он создал свою философию, выработал собственную волю. Воля – это технология осуществления свободы. Если свобода – это слабость, то воля – сила, возникающая в силу наличия такой слабости. Свобода – начало иньское, первичное, а воля – янское, вторичное. Те, кому не удается подняться/дожить до собственной воли, вынуждены либо предаваться тоске, повторяя мантры о «тщетности бытия», либо пользоваться волей чужой, изготовленной на духовном конвейере и заботливо спущенной через воспитание и СМИ в сознание масс.

Таким образом, по отношению к свободе можно выделить три типа людей: те, кто выработали свою волю (технологию продуцирования смыслов); те, кто пользуются волей чужой (как правило, сторонники традиционного общества, консерваторы); те, кто наиболее явно ощущают себя «лишними людьми», пребывающими в поиске, но не находящими (вот почему библейские «нищие духом» названы блаженными – ведь это люди, готовые принять новую идею, в отличие от консерваторов, принимающих только идеи старые, а также от «знающих», которые не принимают ничего на веру, т.к. вера есть чужая воля, воспринятая непосредственно, не критически). Третьи – это личинки первых. Но далеко не всегда им удается выработать свою волю, поэтому такие люди вполне могут со временем оказаться и в лагере вторых – консерваторов и традиционалистов.