Мнения

Виктор Юрьевич Михайлов
                Актер Евгений Миронов вступился за вдову Солженицына, которую возмутили слова редактора «Литературной газеты».  Актер Евгений Миронов на страницах «Российской газеты» вступился за вдову Александра Солженицына, посчитав, что высказывания редактора «Литературной газеты» Юрия Полякова в адрес вдовы писателя Наталии Солженицыной выходят за рамки приличий.
                Что же так возмутило актёра? Мнение о творчестве писателя или то, что уже который год, вдова этого автора, прикрываясь именем супруга и его деньгами, занимается не очень приличными делами. Нет, она не распутница, не сводница и не бомбометатель. Что же так возмутило её и некоторых «товарищей»?. Думаю, вернуться нужно в 2009, когда вдова писателя Александра Солженицына - Наталья - на встрече с, тогда ещё,  премьер-министром РФ Владимиром Путиным предложила ввести в российских школах три обязательных урока по изучению одного из самых известных произведений автора – «Архипелаг ГУЛАГ».
                Солженицына сообщила, что, выполняя волю мужа, подготовила «конденсированный» однотомный вариант произведения, но вводить его изучение целиком в обязательном порядке считает нецелесообразным.
«Было бы разумно ввести какое-то реалистичное число уроков, к которым подготовить то чтение, которое будет обязательным. Чтение будет небольшим, но будет зажигать сердце, а у кого зажжется, прочитают в качестве летнего чтения один том», - отметила она.
                По мнению Солженицыной, изучать наследие писателя в школах «было бы правильно по отношению к истории нашей страны».
 Питомец советских спецслужб, которые запрещали книги Солженицына почти всю его жизнь, Путин хотел лишь отдать должное писателю, предлагая поддержать включение  его произведения об ужасах лагерной жизни в российскую школьную программу. Однако язык - материя весьма тонкая. В советской России ее руководители считали пропаганду полезным оружием, которое можно и нужно использовать против врагов государства. А для врагов государства, таких как Солженицын, пропаганда была злом, с которым следовало бороться.
                Премьер тогда, в 2009 году, сказал:
«Через несколько дней будет ровно год, как с нами нет Александра Исаевича Солженицына, - начал Путин, приветствуя Наталью Солженицыну у себя в кабинете, - вспоминая об этом, я бы хотел сегодня вернуться к тому, о чем мы в свое время говорили вместе с Александром Исаевичем, а именно - о пропаганде его творчества, об изучении:»….. Видимо, вдове Солженицына это не понравилось. «Лучше изучении, чем пропаганде, - прервала она премьера, согласно стенограмме беседы, - изучение лучше, чем пропаганда».
Путин быстро исправился. «Об изучении его литературного наследия», - сказал он.
                Теперь к письму, вот его текст:
«Господин Поляков! К сожалению, не могу обратиться к Вам по правилам, принятым в приличном обществе – своими высказываниями в адрес Натальи Дмитриевны Солженицыной Вы поставили себя вне каких-либо рамок приличия».
Уже который год вдова продолжает обливать грязью страну, которая, собственно говоря, создала её мужа. Которая избавила население от ушатов смрада и вранья, которые, под видом разоблачений, выливал Солженицын на головы тех, кто не убежал, кто поднимал страну после войны, разрухи. Теперь она стала радеть за детей и юношество, которые, де, просто обязаны изучать русский язык, историю своей страны и, делать это, непременно, на пасквилях её супруга.
                Резкую реакцию актера вызвал ответ редактора «Литературной газеты» на письмо Наталии Солженицыной, которое в свою очередь последовало в ответ на точку зрения, изложенную Юрием Поляковым на страницах газеты «Культура».
Там Поляков выразил мнение миллионов россиян, что в связи с приближающимся столетием Солженицына начинается «“заблаговременный” предъюбилейный ажиотаж», назвав его «неуместным». «Не стану обсуждать литературно-художественные достоинства его творений, однако вынужден заметить: Солженицын не просто уехал в свое время из Советского Союза (а СССР, хотим мы того или нет, по сути одна из политических версий исторической России), но фактически призывал американцев начать против него войну. Никто не предлагает вычеркнуть Солженицына из списка выдающихся соотечественников, но и культовую фигуру из него лепить явно не следует», – написал Юрий Поляков.
В ответ Наталия Солженицына направила в «Российскую газету» открытое письмо, в котором назвала слова Полякова в адрес писателя клеветой и выразила возмущение позицией редактора «Литературной газеты».
                «Вы не можете не знать, что в феврале 1974 года Солженицын был арестован, лишен гражданства и под конвоем выслан из страны. Об этом гражданам СССР сообщил ТАСС в центральной прессе, – написала вдова писателя и добавила, что «Солженицын на долгие годы впал в немилость у американской прессы именно за то, что защищал историческую Россию».
                Юрий Поляков не оставил письмо Наталии Солженицыной без ответа и дал «Российской газете» свой комментарий, в котором сказал, что ему понятен гнев вдовы.
«Когда ваяешь памятник дорогому человеку, хочется, чтобы в бронзе отлились лучшие его черты», – написал главред «Литературной газеты». Вместе с тем, по мнению Полякова, фигура Солженицына сложная и противоречивая. Несмотря на то, что Поляков считает писателя выдающимся автором, он убежден в том, что «нельзя включать в школьную программу опыт художественного исследования под названием «Архипелаг ГУЛАГ».
                «Гомерические оценки сложнейшей эпохи Ленина – Сталина, помещенные в эту книгу, серьезно расходятся с данными исторической науки и здравым смыслом… А вот по-настоящему художественный ‘Один день Ивана Денисовича’, безусловно, прочесть должен каждый старшеклассник», – написал Юрий Поляков.
                Именно это ответное письмо редактора вдове и вызвало негативную реакцию актера Евгения Миронова.
                Многие поколения жителей бывшего СССР были «лишены» возможности изучать произведения Солженицына в школе. Они, просто напросто, были не рекомендованы,  мягко выражаясь. Годы спустя, творения эти обрушились на головы жителей СНГ, а после и России. Под шумок, подспудно. Либерально настроенная интеллигенция, проще говоря – гнилая интеллигенция, которая было, не обрушила все достижения великой страны, начала пихать эти романы везде и всюду. Выдавать их, за единственно верные разоблачители советской действительности.
                Да, женщину жаль, хорошо, что есть, кому отстаивать её честь, но право говорить правду про «паршивую овцу», которая чуть было, не уничтожила страну, ещё никто не отменял.
                Скажу больше и, это только моё личное мнение:
- Я очень рад, что многие годы произведения Солженицына были запрещены у меня в стране. Горжусь теми людьми, которые рассмотрели все «прелести» этих «правдивых исторических вещей» и лишили возможности расползания этой заразы по умам и сердцам.