При внимательном рассмотрении оказывается,
что любое мощное усиление внешней власти
(будь то политической или религиозной) поражает
значительную часть людей глупостью. …Власть
одних нуждается в глупости других
Пастор Дитрих Бонхёффер (казнен нацистами в 1945)
Человеческая Глупость (каждый знаком с ней по личному опыту) исследовалась с древнейших времен, в данной статье автор не пытается дополнить древних философов и литераторов, столько написано о Глупости, что Глупо лезть со своими сентенциями (мнением). Мы попытаемся всего лишь установить ТЕХНИЧЕСКУЮ (этимологическую) связь между термином «глуп» и всеми видимой приметой глупца – делает (говорит) не так и не то, нанося при этом вред конкретному человеку и обществу.
Для обоснования этимологии необходим опорный материал, мы возьмем его у гуманиста, доктора богословия Эразма Роттердамского (1469-1536), написавшего замечательную сатиру «Похвала глупости» (1509) и из статьи казненного в 1945 году нацистами в концлагере немецкого пастора Дитриха Бонхёффера.
1) Эразм. «Похвала глупости» (несколько цитат)
http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt
* ГЛАВА LXV
«Глупость до такой степени угодна всевышнему, что ради нее одной отпускаются все прегрешения, меж тем как ни один мудрец этого не удостоен. Вот почему люди, хотя грешат с полным пониманием того, что делают, но, умоляя о прощении, ищут покровительства Глупости и пользуются ею как отговоркой. Так, Аарон, сколько помнится, в Книге Чисел, просит у Моисея помилования, говоря: "Господин мой, не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили". Так и Саул оправдывается перед Давидом: "Безумно поступал я и очень много погрешал". Да и сам Давид взывает к господу: "Ныне молю тебя, господи, прости грех раба твоего, ибо весьма неразумно поступил я"».
* О праведниках в конце книги, гл. LXVII
«Эта малая капля трижды блаженной Глупости достается на земле лишь немногим. Они уподобляются безумцам, говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы. Они то веселы, то печальны, то льют слезы, то смеются, то вздыхают и вообще постоянно пребывают вне себя. Очнувшись, они говорят, что сами не Знают, где были -- в теле своем или вне тела, бодрствовали или спали; они не помнят, что слышали, что видели, что говорили, что делали, все случившееся представляется им как бы в дымке тумана или сновидения. Одно они знают твердо: беспамятствуя и, безумствуя, они были счастливы. Поэтому они скорбят о том, что снова образумились, и ничего другого не желают, как вечно страдать подобного рода сумасшествием. Таково скудное предвкушение вечного блаженства».
* Выделим мысль Эразма Роттердамского о праведниках – «Они уподобляются безумцам, говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы».
2) Дитрих Бонхёффер (1906-1945)
Немецкий лютеранский пастор, теолог, участник заговора против Гитлера.
"Вопросы философии", 1989, N 10. «О глупости»;
* «Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят - в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно».
* «глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и, тем не менее, глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами».
* «При этом не только создается впечатление, что глупость - прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных ситуациях люди оглупляются или дают себя оглуплять. Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой».
* «При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами».
2) Существующая этимология
Викисловарь. Глупый
Корень: глуп; окончание – ый. Значение: обладающий слабым умом, не способный к сложным рассуждениям и правильным выводам: свидетельствующий о глупости, нелогичный, необдуманный, порождённый слабым умом.
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. *glu-pъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. гл;пыи, ст.-слав. гл;пъ, русск. глупый, укр. глупий, болг. глуп, глупав, сербохорв. глуп, глупа, словенск. glup «глухой, глупый», чешск. hloupy, словацк. hlupy, польск. glupi, в.-луж. hlupy, нж.-луж. glupy. Вероятно, родственно — при наличии различных расширителей корня — др.-исл. glopr «идиот», далее, возм., с глум, глухой. Заимствование из герм. невероятно. Ср. также разнообразные знач.: русск. диал. глупой «неспелый (плод)», тотемск., чешск. диал. hlupit «затенять», uhlupit «испортить». Ср. еще белор. диал., слуцк. самая глупась «полночь». Отрембский указывает на родство слав. слов с лит. glusas «глупый».
* Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007): «Праслав *glu-pъ, предположительно, имеет общий исходный корень с *glu-хъ (русск. глухой)».
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977
* ГЛУПЕЦЪ, м. Глупец. Мнози... сыщутся и начнут быти въ крылосЬхъ, по ихъ разуму, гораздые певцы... На таковыхъ бы глупцовъ былъ изв'Ьтъ, аки волы ревутъ другъ предъ другомъ. Беседа Вал. 2 , 15. XVI в. Слушай гораздо, глупецъ. Ав. Кн. обл., 624. 1679 г.
* ГЛУПОСТЬ, ж. Глупость, неразумие. Царь же, напився отъ окаянныхъ со „сдадостнымъ ласканиемъ смешаннаго, смертоноснаго яду, и самъ лукавства, паче же глупости наполнився, похваляетъ сов^тъ. Курб . Ист., 262. XVII в. со XV I в. Окаяненъ же и безуменъ оттекаетъ отъ веры Христовы... и прилепляется бйсомъ молодой вере, глупостию младенческою одержимъ. Ав. Кн. толк., 505. 1677 г.
* ГЛУПЫЙ, прил. 2. Неразумный, бессмысленный. И советы вашими [царства и народы] ко глупому концу приведенны естя. Кур б Пис., 376. XVI I в.со XV I в.
* ГЛУПЬЕМЪ, нареч. По-глупому. Но Матора въ произнесенныхъ словахъ запирался... [Помета]: Отписать, что глупьемъ роспросить не уме&Т,ъ,.. [воевода]. АМГ I, 167. 1621 г.
б) Национальный корпус русского языка
* Домострой (1500-1560): «А которой человекъ глуп и грубъ и нев;жда, и небреженъ, а и есть у нево платенко, государьско жалованье или своими труды зд;лано, да беречи не ум;ет,…».
* В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733)
«А чтоб мог быть в мире человек, которой бы как глуп или злонравен ни был, а бога быть не верил, того верить неможно».
* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768)
Когда какой человек, внимая речь или вещь, не понимает ее, то он глуп; а ежели не понимает ее потому, что внимать ленится и действительно не внимает, то в таком случае нельзя еще его по справедливости назвать глупым.
Примечание
Я.П. Козельський (1729-1794) – русский философ-просветитель, инженер-капитан артиллерии Преображенского полка, статский советник, член Малороссийской коллегии.
3) Обобщение и выводы
* Термины «глуп, глупец, глупость» в литературном русском языке применялся с XVI века в следующих значениях: «внимая речь или вещь, не понимает её»; «запирается в словах»; «советы ваши к глупому концу приводят»; «глупостью младенческой одержим», «аки волы ревут».
* Эразм Роттердамский указывает: «говорят несвязно, не обычными человеческими словами, но издавая звуки, лишенные смысла».
* Теолог Д. Бонхеффер полагал: «что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации». «Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его».
Вывод
«Красной нитью» проходит представление о том, что Глупость понятие «социологическое», а не психическое, т.е. её качественно-количественные показатели зависят от СИСТЕМЫ воспитания и обучения людей в обществе; глупый - человек не способен или не желает правильно оценивать окружающую действительность. Видимый, внешний признак – человек лишен самостоятельности в суждениях и делах, говорит и судит о действительности невнятно, невразумительно для окружающих его людей.
Целесообразно проверить термин на связь с библейскими образами и терминами, где приводится множество философских размышлений и житейских наставлений, в которых фиксируется слово-понятие «Глупость».
4) Образ Глупости в Библии
Понятие «Глупость» выражено разными терминами иврита, во многих стихах проявляется сочетание – уста (рот ивр. ПЭ) + Глупость, Глупый. Под устами (поэтический образ) понимается – речь, акт говорения.
* Екклесиаст 10:13: «начало слов из уст (ПЭ) его - глупость, а конец речи из уст его – безумие».
* Притчи 10:14: «Мудрые сберегают знание, но уста (ПЭ) глупого - близкая погибель».
* Притчи 14:3: «В устах (ПЭ) глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их».
* Притчи 15:2: «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста (ПЭ) глупых изрыгают глупость».
* Притчи 15:14: «Сердце разумного ищет знания, уста (ПЭ) же глупых питаются глупостью».
* Притчи 18:6: «Уста глупого идут в ссору, и слова (ПЭ) его вызывают побои».
* Притчи 26:7: «Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча (ПЭ) в устах глупцов».
* Притчи 26:9: «Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах (ПЭ) глупцов», и т.д.
Итак, очевидно, что в библейских стихах термин Глупость и термин "уста" (ПЭ) соседствуют очень плотно.
5) Терминология иврита
а) Из гнезда (группа слов имеющих один корень) «глуп, глуп+ость, глуп+ец» выделим русский корень, очевидно, что это корень – ГЛУП, его отмечает и Викисловарь.
б) Приведем выделенный русский корень в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем термин наоборот (как в иврите) и выделим еврейские корни – ГЛУП = наоборот ПУЛГ = П+УЛГ. Сразу же проявляется еврейский термин - ПЭ рот, уста (устная речь), который мы выделили в библейских текстах в связке с термином «Глупость» (см. выше).
в) У.Л.Г. = ивр. ИЛЛЕГ говорящий невнятно; заика, косноязычный. Применяется также в выражении – ЛЕШОН ИЛЛГИМ жаргон, невнятная речь.
Пояснение к термину иврита ИЛЛЕГ
* Иврит и русский язык имеют разную графику (знаки), произношение некоторых букв еврейского алфавита было утеряно, кроме того иврит – письмо без огласовок (гласных букв). К утерянному произношению относится и буква АИН, она у нас первая в слове ИЛЛЕГ: «аин, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается» (ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный).
* При транслитерации (передача букв другим алфавитом) терминов и имен иврита на русский язык буква иврита АИН (У) не выражалась знаком, такое мнение высказывает Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Однако в практике дешифровки терминов часты случаи, когда еврейская буква АИН «у» очевидно, передавалась как русская буква «У», графика буквы АИН иврита и русской буквы «У» в древнем уставном письме – одинакова = «У».
* Википедия, буква «У». «В произношении буква У соответствует гласному звуку [у],… Кроме того, произношение «ГУЛЯЕТ» между [у] и [Ы] в суффиксах слов вроде воробушек/воробышек или солнышко/солнушко».
Итак, мы имеем дело с передачей термина иврита ИЛЛЕГ (говорящий невнятно), русскими буквами; термин иврита ИЛЛЕГ «сфотографировали» и перевели в русский язык без огласовок. Так как он был написан в тексте – АИН (У) + ЛАМЕД (Л) + ГИМЕЛ (Г) = У.Л.Г. Сдвоенная согласная «ЛЛ» в кириллических алфавитах не встречается, одну букву Л удалили, в результате получилось русское – У.Л.Г. связь с языком Бога была сохранена.
г) ГЛУ+П = прочитано наоборот П+У.Л.Г. = ивр. ПЭ рот, уста (устная речь) + У.Л.Г. (ИЛЕГ) говорящий невнятно, косноязычный; т.е. человек неясно излагающий свои мысли устно (устами).
* Библейский образ
Исаия 32:4: «И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные (ИЛЛГИМ, множ. от ИЛЛЕГ) будут говорить ясно».
6) Производные термины от корня «глуп»
* ГЛУ+П+ЕЦ – тот, кто сделал или сказал глупость; других вариантов словари не предлагают. Ивр. ИЛЕГ (Г.Л.У.) говорящий невнятно + ПЭ рот, уста + ЕЦА совет, мысль; т.е. тот, кто невнятно высказывает мысли.
Талмуд объясняет понятие «глупец» - тот, кто учится, но не преуспевает, в его голове царит хаос, он не в состоянии использовать полученные знания.
* ГЛУ+ПОСТЬ (синонимы идиотизм, слабоумие) – умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; природная основа – психическое заболевание или травма, первый признак – невнятная речь; социальная основа – неразвитость мышления в результате некачественного образования или его отсутствия (нет адекватного понимания окружающей действительности).
Ивр. ИЛЕГ (Г.Л.У.) говорящий невнятно + ПУШАТ, ПАШУТ (ш-с) простой, упрощать, бесхитростный.
Таким образом, русский термин ГЛУ+П и его производные «глупость», «глупец» образованы на основе библейской терминологии и образов и представляют собой новое слово-понятие, целостную совокупность суждений, т.е. мысли, в которой утверждается социальная характеристика человека.