Глуп, глупец, глупость - этимология

Сергей Колибаба
При внимательном рассмотрении оказывается,
что любое мощное усиление внешней власти
(будь то политической или религиозной) поражает
значительную часть людей глупостью. …Власть
одних нуждается в глупости других
Пастор Дитрих  Бонхёффер (казнен нацистами  в 1945)

Человеческая Глупость (каждый знаком с ней  по личному опыту) исследовалась с древнейших времен, в данной статье автор не пытается  дополнить древних философов и литераторов, столько написано о Глупости, что Глупо  лезть со своими сентенциями (мнением).  Мы попытаемся всего лишь установить ТЕХНИЧЕСКУЮ (этимологическую) связь между термином «глуп»  и всеми видимой приметой  глупца – делает (говорит) не так и не то, нанося при этом вред конкретному человеку и обществу.
   
Для обоснования  этимологии необходим опорный материал, мы возьмем его у  гуманиста, доктора богословия Эразма Роттердамского (1469-1536), написавшего замечательную сатиру  «Похвала глупости» (1509) и из статьи казненного в 1945 году нацистами в концлагере немецкого пастора Дитриха  Бонхёффера.

1) Эразм. «Похвала глупости» (несколько цитат)

http://lib.ru/FILOSOF/ERAZM/pohwala.txt

* ГЛАВА LXV
«Глупость до такой степени  угодна всевышнему, что ради  нее одной отпускаются все прегрешения, меж  тем как ни один мудрец этого не  удостоен. Вот почему люди, хотя  грешат  с полным пониманием того, что  делают,  но,   умоляя  о  прощении,  ищут  покровительства  Глупости  и пользуются ею как отговоркой. Так, Аарон,  сколько  помнится, в Книге Чисел, просит у Моисея помилования, говоря: "Господин мой,  не поставь нам  в грех, что  мы поступили глупо и согрешили". Так и Саул  оправдывается перед Давидом: "Безумно поступал я и очень много погрешал".  Да и сам  Давид взывает  к господу:  "Ныне молю тебя, господи, прости грех раба твоего, ибо весьма неразумно поступил я"».

* О праведниках в конце книги, гл.  LXVII
«Эта малая капля трижды блаженной Глупости достается на земле  лишь  немногим.  Они  уподобляются  безумцам,  говорят  несвязно,  не обычными человеческими словами, но издавая звуки,  лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы. Они то веселы, то печальны, то льют слезы, то смеются,  то вздыхают и вообще постоянно пребывают вне себя. Очнувшись,  они говорят,  что  сами  не  Знают,  где  были  --  в теле своем  или вне  тела, бодрствовали  или  спали;  они  не  помнят,  что  слышали,  что видели,  что говорили, что  делали,  все случившееся  представляется  им  как  бы в дымке тумана или сновидения.  Одно они знают твердо:  беспамятствуя  и,  безумствуя, они были счастливы.  Поэтому  они  скорбят о том, что снова образумились,  и ничего  другого не желают, как вечно страдать подобного рода  сумасшествием. Таково скудное предвкушение вечного блаженства».

* Выделим  мысль Эразма Роттердамского о праведниках  – «Они  уподобляются  безумцам,  говорят  несвязно,  не обычными человеческими словами, но издавая звуки,  лишенные смысла, и строят какие-то удивительные гримасы».

2) Дитрих Бонхёффер (1906-1945)

Немецкий лютеранский пастор, теолог, участник  заговора против Гитлера.

"Вопросы философии", 1989, N 10. «О глупости»;

* «Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят - в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно».

* «глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и, тем не менее, глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупцами».

* «При этом не только создается впечатление, что глупость - прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных ситуациях люди оглупляются или дают себя оглуплять. Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой».

* «При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации. Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами».

2) Существующая этимология

Викисловарь. Глупый
Корень: глуп; окончание – ый. Значение: обладающий слабым умом, не способный к сложным рассуждениям и правильным выводам: свидетельствующий о глупости, нелогичный, необдуманный, порождённый слабым умом.
 
Этимология по Максу Фасмеру
Происходит от праслав. *glu-pъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. гл;пыи, ст.-слав. гл;пъ, русск. глупый, укр. глупий, болг. глуп, глупав, сербохорв. глуп, глупа, словенск. glup «глухой, глупый», чешск. hloupy, словацк. hlupy, польск. glupi, в.-луж. hlupy, нж.-луж. glupy. Вероятно, родственно — при наличии различных расширителей корня — др.-исл. glopr «идиот», далее, возм., с глум, глухой. Заимствование из герм. невероятно. Ср. также разнообразные знач.: русск. диал. глупой «неспелый (плод)», тотемск., чешск. диал. hlupit «затенять», uhlupit «испортить». Ср. еще белор. диал., слуцк. самая глупась «полночь». Отрембский указывает на родство слав. слов с лит. glusas «глупый».
 
* Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007): «Праслав *glu-pъ, предположительно, имеет общий исходный корень с *glu-хъ (русск. глухой)».

3) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв. Академия Наук СССР, М., 1977


* ГЛУПЕЦЪ, м. Глупец. Мнози... сыщутся и начнут быти въ крылосЬхъ, по ихъ разуму, гораздые певцы... На таковыхъ бы глупцовъ былъ изв'Ьтъ, аки волы ревутъ другъ предъ другомъ. Беседа Вал. 2 , 15. XVI в. Слушай гораздо, глупецъ. Ав. Кн. обл., 624. 1679 г.

* ГЛУПОСТЬ, ж. Глупость, неразумие. Царь же, напився отъ окаянныхъ со „сдадостнымъ ласканиемъ смешаннаго, смертоноснаго яду, и самъ лукавства, паче же глупости наполнився, похваляетъ сов^тъ. Курб . Ист., 262. XVII в. со XV I в. Окаяненъ же и безуменъ оттекаетъ отъ веры Христовы... и прилепляется бйсомъ молодой вере, глупостию младенческою одержимъ.  Ав. Кн. толк., 505. 1677 г.
 
* ГЛУПЫЙ, прил. 2. Неразумный, бессмысленный. И советы вашими [царства и народы] ко глупому концу приведенны естя. Кур б Пис., 376. XVI I в.со XV I в.
* ГЛУПЬЕМЪ, нареч. По-глупому. Но Матора въ произнесенныхъ словахъ запирался... [Помета]: Отписать, что глупьемъ роспросить не уме&Т,ъ,.. [воевода]. АМГ I, 167. 1621 г.

б) Национальный корпус русского языка

* Домострой (1500-1560): «А которой человекъ глуп и грубъ и нев;жда, и небреженъ, а и есть у нево платенко, государьско жалованье или своими труды зд;лано, да беречи не ум;ет,…».

* В. Н. Татищев. Разговор дву приятелей о пользе науки и училищах (1733)
«А чтоб мог быть в мире человек, которой бы как глуп или злонравен ни был, а бога быть не верил, того верить неможно».

* Я. П. Козельский. Философические предложения, сочиненные надворным советником и правительствующего сената секретарем Яковом Козельским в Санкт-Петербурге 1768 года (1768)
 
Когда какой человек, внимая речь или вещь, не понимает ее, то он глуп; а ежели не понимает ее потому, что внимать ленится и действительно не внимает, то в таком случае нельзя еще его по справедливости назвать глупым.

Примечание

Я.П. Козельський (1729-1794)  – русский философ-просветитель, инженер-капитан артиллерии Преображенского полка, статский советник, член Малороссийской коллегии.

3) Обобщение и выводы

* Термины «глуп, глупец, глупость» в литературном русском языке применялся с XVI века в следующих значениях:  «внимая речь или вещь, не понимает её»; «запирается в словах»;  «советы ваши к глупому концу приводят»; «глупостью младенческой одержим», «аки волы ревут».
 
* Эразм Роттердамский указывает:  «говорят  несвязно,  не обычными человеческими словами, но издавая звуки,  лишенные смысла».

* Теолог Д. Бонхеффер полагал: «что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации». «Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его».

Вывод
«Красной нитью» проходит представление  о том, что Глупость понятие «социологическое», а не психическое, т.е. её качественно-количественные показатели зависят от СИСТЕМЫ  воспитания и обучения людей в обществе; глупый - человек не способен или не желает  правильно оценивать  окружающую действительность. Видимый, внешний признак – человек лишен самостоятельности в суждениях и делах, говорит и судит о действительности невнятно, невразумительно для окружающих его людей.
 
Целесообразно проверить  термин  на связь с библейскими образами и терминами, где приводится множество философских размышлений и житейских наставлений, в которых фиксируется  слово-понятие «Глупость». 

4) Образ Глупости в Библии

Понятие «Глупость» выражено разными терминами иврита, во многих стихах проявляется сочетание – уста (рот ивр. ПЭ) + Глупость, Глупый. Под устами (поэтический образ) понимается – речь, акт говорения.
 
* Екклесиаст 10:13: «начало слов из уст (ПЭ) его - глупость, а конец речи из уст его – безумие».

* Притчи 10:14: «Мудрые сберегают знание, но уста (ПЭ) глупого - близкая погибель».

* Притчи 14:3: «В устах (ПЭ) глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их».

* Притчи 15:2: «Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста (ПЭ) глупых изрыгают глупость».

* Притчи 15:14: «Сердце разумного ищет знания, уста (ПЭ) же глупых питаются глупостью».

* Притчи 18:6: «Уста глупого идут в ссору, и слова (ПЭ)  его вызывают побои».

* Притчи 26:7: «Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча (ПЭ) в устах глупцов».

* Притчи 26:9: «Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах (ПЭ) глупцов», и т.д.

Итак, очевидно, что в библейских стихах термин Глупость и термин "уста" (ПЭ) соседствуют очень плотно.

5) Терминология иврита

а) Из гнезда (группа слов имеющих один корень) «глуп, глуп+ость, глуп+ец» выделим русский корень, очевидно, что это корень – ГЛУП, его отмечает  и Викисловарь.
б) Приведем выделенный русский корень в форму приближенную к грамматике иврита, прочитаем термин наоборот (как в иврите) и выделим еврейские корни – ГЛУП = наоборот ПУЛГ = П+УЛГ.  Сразу же проявляется еврейский термин - ПЭ рот, уста (устная речь), который мы выделили в библейских текстах в связке с термином «Глупость» (см. выше).

в) У.Л.Г. = ивр. ИЛЛЕГ говорящий невнятно; заика, косноязычный. Применяется также в выражении – ЛЕШОН ИЛЛГИМ   жаргон, невнятная речь.

Пояснение к термину иврита ИЛЛЕГ

* Иврит и русский язык имеют разную графику (знаки), произношение некоторых букв еврейского алфавита было утеряно, кроме того иврит – письмо без огласовок (гласных букв). К утерянному произношению  относится и буква АИН, она у нас первая в слове ИЛЛЕГ: «аин, произносимое как придыхание, среднее между spiritus asper и lenis, в русской транскрипции ничем не отмечается» (ЕЭБЕ, ст. Алфавит сравнительный). 

*  При транслитерации (передача букв другим алфавитом) терминов и имен иврита на русский язык  буква иврита АИН (У) не выражалась  знаком, такое мнение высказывает Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Однако в практике дешифровки терминов часты случаи, когда еврейская буква АИН «у» очевидно, передавалась как русская буква «У», графика буквы  АИН иврита и русской буквы «У» в древнем уставном письме – одинакова = «У».

* Википедия, буква «У». «В произношении буква У соответствует гласному звуку [у],… Кроме того, произношение «ГУЛЯЕТ» между [у] и [Ы] в суффиксах слов вроде воробушек/воробышек или солнышко/солнушко».

Итак, мы имеем дело с передачей  термина иврита ИЛЛЕГ (говорящий невнятно), русскими буквами; термин иврита ИЛЛЕГ «сфотографировали» и перевели в русский язык без огласовок. Так как он был написан в тексте  – АИН (У) + ЛАМЕД (Л) + ГИМЕЛ (Г) = У.Л.Г. Сдвоенная согласная «ЛЛ» в кириллических алфавитах не встречается, одну букву Л  удалили, в результате получилось русское –  У.Л.Г.  связь с языком Бога была сохранена. 

г) ГЛУ+П = прочитано наоборот  П+У.Л.Г. = ивр. ПЭ рот, уста (устная речь) +  У.Л.Г. (ИЛЕГ) говорящий невнятно, косноязычный; т.е.  человек неясно излагающий свои мысли устно (устами).

* Библейский образ

Исаия 32:4: «И сердце легкомысленных будет уметь рассуждать; и косноязычные (ИЛЛГИМ, множ. от ИЛЛЕГ) будут говорить ясно».

6) Производные термины от корня «глуп»

* ГЛУ+П+ЕЦ  –  тот, кто сделал или сказал глупость; других вариантов словари не предлагают.  Ивр. ИЛЕГ (Г.Л.У.) говорящий невнятно + ПЭ рот, уста + ЕЦА совет, мысль; т.е. тот, кто невнятно высказывает мысли.

Талмуд  объясняет понятие «глупец» - тот, кто учится, но не преуспевает, в его голове царит хаос, он не в состоянии использовать полученные знания.

* ГЛУ+ПОСТЬ (синонимы идиотизм, слабоумие) – умственная ограниченность, неспособность к здравому рассуждению; природная основа – психическое заболевание или травма, первый признак – невнятная речь; социальная основа – неразвитость мышления в результате некачественного образования  или его отсутствия (нет адекватного понимания окружающей действительности).

Ивр. ИЛЕГ (Г.Л.У.) говорящий невнятно + ПУШАТ, ПАШУТ (ш-с) простой, упрощать, бесхитростный.

Таким образом,  русский термин ГЛУ+П и его производные «глупость», «глупец» образованы на основе библейской терминологии и образов и представляют собой новое слово-понятие, целостную совокупность суждений, т.е. мысли, в которой утверждается социальная характеристика человека.