На языке силы. Глава 18. Следователь принимает поз

Ирина Зефирова
Начало см http://www.proza.ru/2014/09/11/482   

                Наталья Павловна принимает поздравления

     -Ну, Наталья Павловна, поздравляю! Недаром я верил в ваш талант! – полковник Юдинцев вышел из-за стола и сердечно пожал ей руку. Присутствующие одобрительно улыбались.
- Расскажите коллективу, как вы догадались, что именно отец похитил собственных детей, - предложил он. – А вы, - он строго оглядел собравшихся, - перенимайте опыт.

      Смущенная Наталья Павловна подавила детское желание убежать. Почему-то излишние похвалы всегда приводили её в смятение. Ну, догадалась, и что? А в другой раз, может, и не получится.  Какие там особые способности, какой талант?

    - Когда от Пети Байбеко я узнала, - пояснила она, - что Дмитрий Петрушевский отлучался куда-то в день убийства Брагина, мне это не понравилось, хотя связи между ним и Брагиным тогда не просматривалось. Они жили в разных местах, принадлежали к разным социальным слоям. Возможно, у Дмитрия даже имелось алиби на момент убийства Брагина,  но я не хотела спрашивать, чтобы не спугнуть его, если он виновен, и не оскорбить, если я не права.
 
      В первую очередь я решила проверить, действительно ли Петрушевского вызвали на работу, не приняв во внимание чрезвычайно уважительные обстоятельства его семейной жизни. Позвонить его начальнику было делом недолгим. Оказалось, что с момента похищения детей никто его не беспокоил, и на работе он не появлялся. Тогда зачем он врал жене в такой момент? Конечно, у него могла быть любовница и именно поэтому он врал. И всё же я бы на его месте про любовь и думать забыла, когда под угрозой жизнь детей.

       Байбеко сказал мне, что у Дмитрия тряслись руки, когда он вернулся в тот день домой. Переживания за судьбу сына естественны, но всё же он не позвонил мне в этот день, хотя забыть о том, что следствию нужны его показания, не мог.  Петя знает, я тогда заподозрила, что Петрушевский сам организовал похищение, чтобы получить деньги и развестись с женой. Это вполне логично, если у него есть любовница. Однако никаких фактов, подтверждающих моё предположение, тогда не было. Более того, нас смущала мысль о том, что погиб его сын. А ведь если он сам планировал похищение, для него крайне важна была организация безопасности детей. Вот что не давало нам всё это время подозревать отца.

- Это точно! И я ведь тоже не предполагал, что здесь замешан сам отец семейства! – развёл руками Наиль Якубович. – Неудивительно, ведь вы нас убеждали, что надо вести поиск преступника в окружении матери!

- Что ж, так оно и было, - улыбнулась Наталья Павловна. - Разве собственный муж не принадлежит к её окружению? Я ошибалась лишь в том, что искала преступника вне семьи. Задавая себе вопрос, откуда похитители так быстро узнали о том, что Петрушевские обратились в полицию, я предполагала, что за подъездом кто-то наблюдал. А всё оказалось ещё проще: преступник находился в семье. О психологических причинах этого преступления, на которое оказался способным человек образованный, успешный и неглупый, вы услышите позже, если будет необходимость. Мне можно продолжать?
Юдинцев кивнул.

- И ещё я думала о записках, полученных родителями. – Наталья Павловна облизала пересохшие губы. Вадим протянул ей стакан с водой. – Прошу прощения. – Она отпила несколько глотков. - Ну, так вот. Первая записка была написана от руки печатными буквами и доставлена вместе с посылкой, а вторая – напечатана на принтере. Почему, если их писал один человек, они так отличались? Между тем у Петрушевских дома есть и компьютер,  и принтер. Вторая записка получена в день передачи выкупа, и наш оперативник вёл наружное наблюдение за подъездом до выхода Дмитрия из дома. Я расспрашивала его: он не заметил никого, кто сначала входил бы в дом, а потом бы вскоре вышел. В утренние часы люди только выходили из подъезда.

- Мне тоже показалось это странным, но объяснения не нашлось,  - заметил Пётр Байбеко. – А то, что на обеих записках были только отпечатки пальцев родителей, говорило лишь об осторожности преступника.

-  А когда я заподозрила Дмитрия, - кивнула ему следователь, - всё стало понятно: он заранее напечатал письмо, воспользовавшись отлучкой жены в больницу, а в то утро лишь сделал вид, что обнаружил его под дверью. Иначе зачем он стал выглядывать за дверь, если не было звонка? Зачем вообще преступнику писать вторую записку, если он впоследствии звонил на телефон Дмитрия и инструктировал его, куда  ехать? Только чтобы произвести впечатление на его жену, чтобы она ни в коем случае не поехала вместо мужа или вместе с ним, иного объяснения нет. Её поведение в момент передачи денег заранее не просчитывалось и могло нарушить планы подельников.
     Были ещё и другие мелочи, которые все нашли одно простое объяснение после предположения о виновности Дмитрия. Например, откуда таксист узнал телефон Ариши, почему телефон отца был недоступен или выключен в момент похищения, почему бензина в его машине в день передачи выкупа оказалось достаточно для поездки за город, почему купил он рюкзак, а не сумку. Рюкзак за спиной меньше заметен, а сумка бросается в глаза.

- Ну, Наталья Павловна, всё это как-то не очевидно. То есть я хочу сказать, что без фактов, без проверки алиби Петрушевского все ваши аргументы можно было расценить лишь как фантазии, - осторожно заметил Вадим.

- Вот поэтому я и не стала никому рассказывать о них. Я поставила себя на место Дмитрия. Куда он мог спрятать деньги после убийства, в то самое время, как ты, Пётр, уже сидел у него дома вместе с женой и дочкой? К любовнице отвёз? Но днём она, скорее всего, была на работе. Тут я вспомнила, что «Жигули» Брагина были оставлены в Студенческом переулке, а это рядом с железнодорожным вокзалом.

Короче говоря, я отправилась к начальнику вокзала, и мы вместе просмотрели записи видеокамер, расположенных возле камер хранения. Отобрали в первую очередь те из них, что сделаны именно в тот день и час, когда убийца, по моему расчёту, должен был вернуться в город. Мне повезло: камеры зафиксировали появление Дмитрия. Он положил рюкзак с деньгами в ячейку и на следующий день, незадолго до моего появления на вокзале, забрал его. После этого я уже не сомневалась, что Дмитрий – главное действующее лицо в этой истории.

Байбеко по моей просьбе стал следить за передвижениями Петрушевского,  и вскоре он привёл нас к Анне Караваевой, работнице банка, как выяснилось.  Того самого, где у его жены был счёт. Всё встало на свои места. В результате обыска квартиры Караваевых обнаружена вся сумма выкупа, на антресолях в рюкзачке, что купил Дмитрий для денег.
 
      Собравшиеся зашумели, обсуждая между собой услышанное.
- А какое отношение к любовникам имел убитый Брагин? – спросил Вадим.
- Он троюродный брат Анны, именно она их познакомила.

- Значит, её можно считать сообщницей?
- К убийствам она непричастна, а вот в подготовке похищения помогла.

     Юдинцев поднял руку, призывая к тишине, и Наталья Павловна продолжила:
- Единственное, что оставалось непонятным после ареста любовников, это вопрос о том, кто убил ребёнка. Дмитрий утверждал, что это сделал Брагин. Караваева об этом ничего не знала. А вот экспертиза чуть позже показала, что под ногтями мальчика обнаружен эпителий отца. Настя Петрушевская видела эти царапины на руках мужа, но не придала им значения, потому что в квартире жила кошка, и царапины на руках были обычным делом в их семье.
     В общем, улики оказались достаточно убедительными, и Петрушевский признался во всём. Признание это превратилось в настоящую исповедь, которую я старалась не прерывать, хотя она несколько сумбурна. Пересказывать я не стану, кому интересно, те могут послушать аудиозапись.
     Добавлю только свой комментарий. Мы с Петей тогда поспорили. По моей логике выходило, что Петрушевский должен был выяснить, в каком состоянии его сын, что произошло перед тем, как в посылке был обнаружен отрубленный мизинец ребёнка. В то же время его жена нам сказала, что он никуда не отлучался. Так вот, Петрушевский не сорвался с места, когда получил посылку, но не потому, что был непричастен к похищению, как думал Петя, а потому, что уже всё знал, потому что он сам задушил сына, хотя в это трудно поверить. Убивая затем Матвея Брагина, он не только решал проблему шантажа на будущее, не только избавлялся от свидетеля и обрубал концы, не только убирал претендента на часть денег, но и рассчитывал свалить убийство сына на Матвея в случае, если преступление будет всё-таки раскрыто.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/09/30/1430