Начинающим писателям о Фэнтези

Владимир Сандовский
Начинающим писателям о Фэнтези

Это небольшое эссе адресуется только тем, кто увлёкся жанром Фэнтези и начинает делать в этом жанре первые творческие шаги. Разумеется, данное эссе — не научный реферат и не диссертация. Здесь только установочные азы, точки отсчёта для понимания этого жанры. Увы, дорогие писатели, не всё так гладко в датском королевстве, особенно в фантастических жанрах.

Базовое деление фантастической литературы произошло по принципу "раз-два": Научная Фантастика и Фэнтези. Научная Фантастика имеет свои подразделы (растущие с каждым годом), Фэнтези — свои. И в классификацию Фэнтези постоянно вторгаются новые направления. Это происходит по причине того, что писатели своим творчеством активно воздействуют на все литературные процессы. Всё логично. Человек создал литературу, он же её и классифицирует. Каких только Фэнтези нет: мифологическая, героическая, боевая, чёрная, сказочная, технофэнтези, детективная и т. д., и т. п., и прочее. Есть даже научная, хотя наука там абсолютно фэнтезийная.

Особенности Фэнтези.

Слово Фэнтези от английского fantasy — "фантазия". Но для правильного и глубокого понимания лучше держать в голове другой перевод — "чистая фантазия". То есть, никакой науки и научной выдумки. Вы, как писатель, фантазируете без всяких тормозов и ограничений. В вашей голове рождаются необычные персонажи, фантастические существа, удивительные страны, чудные миры и прочее, недоступное научному объяснению. Чаще всего рождение сюжетов Фэнтези происходит по принципу: сбрендило, пришло в голову, свалилось с потолка. В мире, придуманном вами, могут действовать совершенно другие физические законы, вплоть до абсурдных. Можете изобрести четвёртый закон Ньютона, и даже пятый. Можете просто так, из воздуха, ввести в сюжет правило проникновения человеческого сознания в тело животного, рыбы или птицы и поселить там личность своего героя на определённый срок. Можете на время сделать героя частью стихии Природы или даже самой Природой, управляющей жизнью на земле или другой планеты. Ещё раз подчёркиваю — никаких ограничений. Магия, колдовство, волшебство — норма для Фэнтези. Никто не осудит. Поэтому ни одно Фэнтези не обходится без своего мага или колдуна, или волшебного портала для перемещения в фэнтезийный мир.

Российское Фэнтези пошло по пути переделок. Ремейки и фанфики известных и обкатанных зарубежных произведений составляют наибольшую часть многих современных сюжетов (включая и фабулы), хотя, русские народные сказки далеко не исчерпаны. Сложный, таинственный мир домовых, леших, водяных, кикимор и речных русалок так никто и не представил на рынке Фэнтези.

Немного истории возникновения Фэнтези.

Спешу предупредить. Любая история возникновения литературного процесса — вещь туманная. В истории зарождения и становления жанра Фэнтези много неразберихи. Я концентрирую внимание лишь на том, что наиболее известно и понятно. Устное творчество древних людей мы в расчёт не принимаем. Мало ли, что они там много тысяч лет назад передавали из уст в уста и на древних посиделках. Нам интересно то, что конкретно материализовалось в книге, и что можно прочитать.

Конечно же, на первом месте стоит Библия. Её фантастическое описание сотворения Солнца, звёзд, Луны и Земли (волею Творца) приятно будоражило сознание читателя. Чудесные описания Райского сада, ангелов, Дерева Познания с его запретными плодами, первых людей, Адама и Евы, и Змея-искусителя, — виновника торжественного изгнания первых людей из Рая, — всё это действовало магнетически, на уровне гипноза. Люди верили Библии и верят до сих пор. И ради подтверждения библейской истории человеческого рода учёные-археологи ведут дорогостоящие раскопки. Как ни странно, кое-что и кое-где уже раскопали.

Опять же, с учётом развития книгопечатания, на всех читателей мира сильное фэнтезийное впечатление произвели мифы древней Греции, древнего Рима и скандинавские сказания о богах и героях. Особое положение заняли арабские сказки под грифом "Тысяча и одна ночь". Самый известный герой арабских сказок — Синдбад-мореход, который заслуживает звания: герой-попаданец. Куда только он не попадал, с кем только не встречался. Кстати, если уж говорить о стартовом времени читательского доступа к арабским сказкам в городе Багдаде, то это время уходит в Х век. Как видите, вкус фэнтезийных приключений читатели узнали достаточно давно.

В нашем, ХХI веке, поклонники Фэнтези её отцом и родоночальником часто называют английского писателя, профессора Оксфордского университета, Джона Р. Р. Толкина (или Толкиена). Должен сказать — это несправедливо. Даже, если начисто отбросить предысторию Фэнтези, всё равно нестыковка. В 1864 году Льюис Кэрролл подарил читателям уникальное детское Фэнтези: "Алиса в Стране чудес". Маленькая девочка попадает в удивительную страну и встречается с необычными персонажами. И превращения Алисы то в супермаленькую, то в супербольшую девочку — чисто фэнтезийные. После "Алисы", в 1905 году, ирландский писатель и поэт, лорд Дансени (Эдвард Джон Мортон Дракс Планкетт) написал сборник "Боги Пеганы", и познакомил читателя с необычной страной Пеганой. Так что Средиземье, Нарния и другие подобные миры и страны появились позже.

Особое положение в сложной истории Фэнтези занимают Лавкрафт и Говард. Но, по их признаниям, именно творчество лорда Дансени качнуло их писательское мышление в сторону фэнтезийных сюжетов. 

Каждое авторское произведение, если оно написано в полной вменяемости, имеет свой посыл, адрес. Так же и в жанре Фэнтези. Есть Фэнтези для взрослой аудитории, есть для детей, и, как диктует наша современность, есть Фэнтези женское.

Несколько слов о женском Фэнтези.

Под женским Фэнтези читатели, как правило, понимают женское авторство. То есть, написано женщиной, все фантазии женские, и главные герои и персонажи — женского пола. Вероятно, поэтому главная читательская аудитория женского Фэнтези — женщины. Впрочем, читатели-мужчины тоже заглядывают в такие произведения. Это вполне нормальный интерес.

Но в женском Фэнтези, есть спорный момент. Писательство не имеет половой принадлежности. Сказал же Флобер: "Мадам Бовари — это я". Почему бы писателю-мужчине, любителю писать женские персонажи, не сказать: "Женское Фэнтези — моё аплуа". И некоторые писатели, без всякого страха и упрёка, берут и пишут от лица женщины. Это тоже нормально.

Краткое эссе о Фэнтези подошло к завершению. Осталось всем начинающим авторам этого жанра пожелать удачи. Жанр действительно интересный и востребован в киноиндустрии до нервной трясучки среди режиссёров, — особенно в Голливуде. Доказательство тому — сериал о Гарри Потере (по книгам, написанной женщиной). Ещё раз — удачи.

В. Сандовский, 29 сентября, 2014 г.