Прощай, Ворон. Шары катать

Александр Брыксенков
               
         Город Николаев начинался с верфи, построенной на берегу Ингула по указу светлейшего князя Потемкина. За это деяние николаевцы поставили ему памятник из черного гранита. Верфь, названная Николаевским адмиралтейством,  за столетие разрослась до мощного судостроительного предприятия «Руссуд», такого мощного, что оно смогло построить два  уникальных линкора:  «Императрийца Мария» и «Император Александр   III» . 

 Печальная судьба «Марии» всем известна, а об «Александре» почти никто ничего не знает, хотя останки его в виде орудий главного калибра демонстрируются в Москве и Петербурге.

     В советское время «Руссуд», переименоваееый в Николаевский судостроительный завод им. 61-го коммунара, выпускал сторожевые корабли, эсминцы, большие противолодочные корабли.  В 1983 им был построен ракетный крейсер «Москва».  Второй подобный крейсер «Адмирал Лобов» заводчане спустили на воду в  1990 году. Он при 75% готвности был поставлен к стенке для достройки.

Но тут Украина стала независимой и сказала: «Це мое!»: «Лобов» был переименован в «Украину». Переименовали корабль быстро, а вот достроить его силенок не хватило. И уже третье десятилетие стоит у стенки, павшего на колени завода, недоделанная, ржавая «Украина». Её собираются продать, да что-то покупателей не находится.

   Наверное, хватит про историю. Пора перейти и к байкам.
 
    Тёплым, майским вечером «Ворон» удачно пришвартовался кормой к технологической стенке  Николаевского судостроительного завода им. 61-го коммунара. Для ремонта.

    Барсуков никогда не был в Николаеве, поэтому, узнав о предстоящем посещении этого города, он решил просветиться и раскрыл БСЭ. Энциклопедия называла Николаев крупным промышленным городом, в котором живет более 500 000 человек, в котором много заводов, в том числе два крупных судостроительных завода, причем судостроительный завод им. Н.И.Носенко  не просто крупный, а гигант, крупнейший в Союзе. 
    В воображении Барсукова Николаев предстал как современный, культурный, хорошо урбанизированный город.

     Когда Барсуков первый раз сошел в Николаеве на берег, он сразу же был отравлен духом акаций. Белая акация обильно цвела повсюду. Её запах возбуждал психику и настраивал её на романтический лад.
 
     Обойдя памятник капитан-лейтенанту Ольшанскому, Барсуков решил совершить прогулку по центральной улице, где  был очарован обилием девичьих улыбок, что после скудного по этой части Севастополя, очень обнадежило моряка.

     Центральная улица ему понравилась. Много зелени, красивые здания, богатые магазины. Особенно рыбный с обилием как свежей, так и живой рыбы, с грудой красных вареных раков и черных живых, которые ползали  по прилавку, с лоханками красной и черной икры, с различными морскими деликатесами.

     Отметил Барсуков и наличие очагов культуры: драматический театр им. Николая Щорса, филармонию, которая анонсировала концерт местного симфонического оркестра,  два кинотеатра и ресторан, куда он вечером и зашел. Его поразило отсутсвие в зале жешщин. За столами группами сидели одни мужики и тупо глушили водку, запивая соленым пивом. Употребив немного водки и слегка закусив, Барсуков направился в Дом офицеров.

       В большом зале народу было немного, и Барсуков сразу же обратил внимание  на стройную девушку в темно-синем платье, по подолу которого были разбросаны золотые хризантемы. Как только заиграл оркестр, Барсуков пригласил её на танец.  После второго танца пара покинула зал: не танцевать же они пришли, в самом деле.

    По темным улицам Барсуков проводил симпатичную партнершу до её хаты. В ограде присели на скамеечку (в хату нельзя, там мама с папой). Взять девушку на абордаж не удалось. Целовать можно, за пазуху  можно, ниже – ни-ни, табу. Немножко пообжимавшись, Барсуков стал прощаться: к лицу ли двадцатипятилетнему мужчине пацаньи радости?


     Выражение «Шары катать» имеет несколько значений и все их знают:
-- Играть в кегли (боулинг).
-- Глубоко держать руки в корманах брюк.
-- Играть в бильярд
-- Бездельничать.

     Однако, что значит это выражение не языке котельных машинистов, не знает никто. А, означает оно специфическую операцию, которую осуществляют только после очистки котлов от накипи и их прографичивания.

     Очистка котлов от накипи – это надругательство над личностью. Матрос надевает старый комбинизон, заматывает полотенцем или какой-нибудь тряпкой шею, накладвыет на лицо толстый слой вазелина, прилаживает марлевую повязку  и медленно через узкую горловину вползает в коллектор.

      Коллектор (в котле их три штуки) -- важный элемент котла. Он представляет собой длинную толстостенную трубу диаметром около метра, заглушенную с одного конца. В этой трубе  то лежа, то скрючившись в три  погибели, матрос стальной шеткой счищает накипь  с внутренней поверхности коллектора. Жарко, душно, в воздухе витает мелкая пыль, зудит в подмышках и в промежноости.  Только выбравшись из коллектора, человек в полной мере ощущает как прекрасен этот мир.

     Затем с помощью вращающейся стальной шарошки прочищают водогрейные трубки.

     Закончив очистку, кочегары приступают к прографичиванию  котла. Ученые-котельщики установили, что графитовая масса, заполняя поры и микротрещины коллекторов, оказывает отталкивающее воздействие на
разные там соединения  кальция, магния и пр., что тормозит процесс образования накипи.

     Молодцы  эти ученые! И особенно молодцы в том, что рекомедовали для получения грвфитовой массы, разводить графитовый порошок до сметанообразной консистенции не чем-нибудь, а этиловым спиртом. Вороновцы спирт, конечно, получали (20-30 л.), но графитом его не поганили. Еще чего!  Спирт это валюта, за спирт, что угодно провернуть можно!   А разводили графит конденсатом.

     После промазки графитовой массой внутренних поверхностей коллекторов   наступал ответственный момент катания шаров. Настолько ответственный, что выполнять его должны были офицеры БЧ-5 или, в крайнем случае, старшины.

      Барсуков натянул на себя комбинизон, зажал в руке парусиновый мешочек с двадцатью стальными шариками и втиснулся в верхний коллектор. В нижний коллектор втиснулся старшина котельной команды.

    Верхний и нижний коллекторы соединены большим количеством водогрейных трубок, по которым, при работе котла, движится вода. Она отбирает тепло от стенок трубок и превращается в пар.  Между трубками проходят горячие газы от сжигаемого мазута.  Если вода в трубке остановится, то отбор тепла прекратится и горячие газы сожгут трубку. А это авария. 

       Вода в трубке останавливается, когда в неё попадает твердый предмет и закупривает проходное сечение.   Вот и прокатывают трубки шариками, чтобы убедиться  в отсутствии внутри них твердых предметов.

     Шары катались хорошо. Барсуков поочередно опускал шарики в трубки. Они, постукивая, катились вниз, в руки старшины. Прокатав двадцать трубок он отдыхал, ожидая возвращения от старшины использованных шариков.  После получения шариков он прокатывал следующие двадцать трубок. И так до конца.

     Трубки они прокатывали не зря. В одной из них шарик застрял. Когда трубку продули сжатым воздухом, то обнаружили кусочек ткани. Очевидно он оторвался от комбинизона мтроса, который графитил коллектор.

    Как только прокатли трубки, так сразу же задраили горловины всех коллекторов.  Котел заполнили водой и стали готовить его к пробному розжигу.

    (Извини, читатель! Ты уже усёк ,что вместо беллетристики тебе подсунули популярное изложение отдельных пунктов такого нормативного документа, как «Првила эксплуатации корабельных паровых котлов». Но ты же сам захотел узнать, как на флоте катают шары).
 
    Ремонт заканчивался. Корабль горовился к выходу.  Трюмные самотеком подавали  мазут в  нефтяные систерны корабля, подсоединив толстый шланг  к железнодорожной цистерне, которую заводчане подогнали к корме «Ворона». Интендант пополнял запасы продовольствия. К борту подошел водолей с котельной водой. Боцманская команда красила на верхней палубе все что нужно и не не нужно.

      Барсукова расставание с Николаевым не опечалило.  Город ему не поглягулся. Впечатление от первого выход в город оказалось ложным.      Городской улицей, застроенной каменными зданиями, была лишь центральная улица, а справа от неё -- до Буга и слева --  до Водопоя простиралось море белых хат в обрамлении яблонь, груш, вишеневых деревьев с редким вкраплением кирпичных зданий школ, больниц, управ Водопровод и кагализация в хатах отсутствовали.
    И культурные центры подкачали. Труппа драмтеатра была очень слабой, а симфонический оркестр очевидно включал в себя много любителей: и струнные, и  медные с деревянными часто фальшивили.

     И продукты в магазинах из-за николаевского зноя могли быть не первой свежести. Во всех напитках присутствовала соль. Ветрами из лимана нагонялась в Буг морская вода, поэтому пили николаевцы подсоленную воду и солоноватые напитки. Соленое пиво еще можно было терпеть, но к соленому квасу и лимонаду Барсуков привыкнуть не смог.

     И половодье девичьих улыбок оказалось обманчивым. В этом «городе невест» бытовал патриархалиный уклад жизни. Девушки проявляли исключительную скромность, с наступлением темноты они исчезали с городских улиц, им нельзя было появляться в ресторанаах. Хотя Барсугов и устроился по женской линии, но это было не то на что он первоначально раскатал губу.

     К нашим дням Николаев, при наличии мощной промышленной базы, наверняка преобразился бы. Такое преображение вроде бы и началось, но тут Украина стала независимым государством, которому создавать крупные корабли, да и малые тоже, оказалось не в моготу. Преображение замерло. Судостроительные гиганты рухнули.

   Так  в 2005 году на заводе им. Носенко (да и не Носенко вовсе, из названия завода имя Наркома судостроирельной промышленности исключили еще в 1968 году, после   побега его сына в Америку) из 40 000 работников осталось 2 000  и те трудились в основном в администрации. Завод перебивался мелкими заказами и сдачей в аренду производственных площадей.  При нынешнем экономическом положении Украины можно предположить, что завод не скоро встанет на ноги, а может и, вообще, период, когда он производил линкоры, крейсера, авианесущие корабли, станет просто розовой сказкой.

    А то, что город был большой деревней, оказалось для николаевцев благом. Когда большинство из них остались без работы, то фрукты и овощи со своего огорода, а также поросенок или коза стали основой для выживания.

      В начале опуса разговор зашел о линкорах. В частности об "Александре lll" Линкорами резонно его и закончить. Когда тов. Ленин повелел утопить корабли Черноморского флота, команда «Александра III », переименованного в «Волю», не послушалась вождя. Экипаж корабля, где большинство составляли украинцы, принял решение передать линкор новой Украине.  «Воля» подняла желто-голубые флаги и, невзирая на флажный сигнал флагмана: "Позор предателям", двинулась в Севастополь. Там она попала в руки беляков и стала «Генералом Алексеевым».

   После потери Крыма белые угнали линкор во французскую Бизерту. Через некоторое время французы корабль утилизировали.  Восемь орудий (из 12-ти) главного калибра Франция передала Финляндии для создания береговых батарей. Четыре орудия  захватили немцы и установили их на Атлантическом валу.
       В конце войны финны передали СССР часть орудий. Одно из них, установленное на железнодорожной платформе, находится в форте «Красная Горка». Другое – на Варшавсем вокзале в Петербурге. Третье – в музее на Поклонной горе в Москве. (Сведения почерпнуты из Вики).
    Будь я начальник, я одну  пушку подарил бы Николаеву, чтобы они установили её перед заводом, как память о былом величии.

_____________________
Иллюстрация из Интернета